Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:09, контрольная работа
Таким образом, средневековая философия считается религиозной, а по своей сути – христианской. Сближение философии и религии сделало ее специфической разновидностью аскетической практики, а конституцию религиозного опыта преобразило в движение теоретической рефлексии, в значительной мере присуще уже наиболее ранним родоначальникам средневековой духовной культуры — апологетам, т. е. буквально «защитникам» веры и церкви (2 в.), неоднократно именовавшим саму христианскую веру «нашей философией».
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Христианство и радикальная смена картины мира. Новая концепция Бога, человека и знания ……………………………………………………. 4
2. Апологетика и патристика. Учение Аврелия Августина …………. 8
3. Основные проблемы схоластики. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма ……….. 17
Заключение ……………………………………………………………….. 21
Список использованных источников …………………………………….. 22
В целях защиты основ христианской
догматики от нападок языческой
критики апологеты нуждались
в универсальной и сильной
идее, которая стала бы прочным
фундаментом для понимания и
адекватного изложения — перед
лицом образованных оппонентов —
теоретических принципов нового
вероучения. Этой идеей в учении
ранних отцов-апологетов стала идея
Разума — Логоса, отождествленная
ими, с одной стороны, с Иисусом
Христом и Премудростью Божьей —
в соответствии с богословской теорией
ап. Иоанна, и, с другой стороны, с
парадигмами ранней стоической и
платонической философских
Характерной особенностью теологии ранних апологетов был субординационизм (учение о неравнозначности ипостасей Святой Троицы), преодоленный вполне только в творчестве представителей зрелой патристики, т. н. Каппадокийцев — Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского (вторая пол. 4 в.). Дело в том, что рождение (т. е. вхождение в ипостасное бытие) Сына-Логоса апологеты считали событием, связанным с актом творения мироздания. Вследствие этого получалось, что Сын Божий есть нечто, что «позже» и «меньше» Отца, т. е. является «неравнозначным» Отцу, будучи богом-посредником между Богом-творцом и мирозданием в целом. Предполагая возможность различия между Богом Отцом и Логосом-Сыном, которое было бы обусловлено фактом и временем возникновения мира, апологеты тем самым вносили в природу божественной сущности элементы развития и изменения. О третьем Лице (ипостаси) божественной Троицы — Духе Святом — апологеты писали не много, и поэтому говорить о законченном и продуманном до конца богословии триединства применительно к этим христианским писателям не приходится [1, с. 177].
Ранняя христианская апологетика
2 —3 вв. имела огромное значение для
всей последующей истории
Аврелий Августин (354—430) родился в городе Тагасте в Северной Африке в семье язычника и христианки. Поначалу Августин, получив образование, избрал для себя светское поприще ритора и адвоката. Причем в юности он увлекался манихейством — учением, близким к гностицизму. Но под влиянием Амвросия, епископа г. Медиолана (современный Милан), Августин становится христианином. Вернувшись из Рима в Африку, он принял сан священника и с 395 года до конца жизни был епископом в приморском городе Гиппоне. Августин умер, когда город Гиппон осаждали вандалы, пришедшие с моря. В последние часы он умолял Бога послать ему смерть раньше, чем вандалы возьмут город. Приближалось время крушения Римской империи. Не прошло и полувека, как в 476 году, захватив город Рим, вождь варваров Одоакр объявил себя королем Италии [3, с. 188].
Но и в период своего заката Римская империя рождала выдающиеся духовные авторитеты, подобные Амвросию и Августину. Если Амвросий славился прежде всего как талантливый проповедник, то Августин, будучи священником, оставил обширное теологическое наследие. Причем в своем творчестве он сумел дать оригинальные ответы на большинство вопросов христианского вероучения, начиная с космологии и заканчивая устройством церковной организации. Именно Августин обосновал в своем сочинении «О Граде божьем» необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими. Он же провозгласил, что церковь является самой высшей инстанцией в деле толкования божественной истины. А потому содержание божественного откровения, доказывает Августин, нельзя искать в священных текстах вне церковной опеки. «Град божий» толкуется Августином как общность, основанная на «любви к Богу», доведенной до «презрения к себе». «Град земной», в противоположность «Граду божьему», основан на «любви к себе», доведенной до «презрения к Богу». Этим, согласно Августину, отличается церковь от государства.
А социальное зло, по Августину, происходит из возвышения государства над церковью, «Града земного» над «Градом божьим». Трагедию Римской империи, которую терзали нашествия варваров, он связывал с изначальной греховностью римской власти и с ее преступной историей. В том, что империя слабеет, а христианская церковь крепнет, Августин видел восстановление справедливости и равновесия. И даже то, что Рим терпел наибольшие поражения в борьбе с вестготом Аларихом, Августин связывал с обращением Алариха в христианство, хотя и в его арианской версии.
Действительно, христианская
церковь была уже не преследуемой,
а торжествующей свою победу. Но
несмотря на то, что Августин противопоставляет
«Град Божий» и «Град земной»,
церковь во времена Августина
уже не сторонилась властей, как
в былые времена, когда христиане
именовали Рим не иначе как
«вавилонской блудницей». И надо сказать,
что, будучи епископом, Августин также
не брезговал силой
Как мы видим, «Град божий», о котором говорит Августин, уже активно использовал средства и меры, принадлежащие «Граду земному». Отсюда желание Августина отделить церковную общность от государственной на другом основании. Он различает «Град божий» и «Град земной», имея в виду не средства, а цели объединения людей. И выражает эту идею с присущим ему блеском.
Но влияние Августина
на дальнейшее развитие философии определяется
по большому счету тем, что он вновь
обращается к центральным проблемам
античной философии, и прежде всего
к вопросу о свободе воли. Надо
сказать, что в христианстве эта
проблема обостряется тем
Возможность произвола Августин связывает с наличием Зла, которое, несмотря на его роль в нашем мире, самостоятельной основы и питающего его источника не имеет. Зло, по убеждению Августина, является отсутствием или неполнотой Добра, нарушением установленного Богом порядка. Физическое зло выглядит как порок, а нравственное зло имеет форму греха. Но во всех проявлениях оно проистекает из того, что Бог творил мир «из ничего», т. е. из небытия. А потому без постоянной опеки со стороны Всевышнего все им сотворенное, включая человека и ангелов, один из которых, как известно, пал и стал Сатаной, имеет тенденцию к разрушению, т. е. к возвращению в небытие.
Исходя их этого, Августин настаивает на предопределении Богом судьбы каждой вещи и каждого человека. Тем более, что после грехопадения Адама и Евы Бог был вынужден лишить людей, как и других природных существ, вечной жизни. Вместе с человеком, доказывает Августин, от Бога отпала и природа, которая была изначально дарована человеку. Но Бог не только Всемогущ, но и воплощает в себе Абсолютное Благо, а потому пожертвовал своим сыном для того, чтобы часть людей смогла вновь вернуться к вечной жизни. Так Августином обосновывается наличие благодати, вследствие которой некоторые люди оказываются спасены и предуготовлены к вечной жизни с момента своего рождения. Что же касается других людей, то они изначально обречены на адские муки, хотя никто из ныне живущих не знает своей судьбы, а потому субъективно, считает Августин, все находятся в ситуации выбора и способны принимать произвольные решения.
Не нужно иметь глубоких
познаний в богословии, чтобы понять,
что изначальное
Что касается собственно философской стороны вопроса, то, пытаясь совместить свободу воли и предопределение, Августин первым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и о том внутреннем психологическом измерении души, феномен которого стал явным как раз в эпоху христианства. Дело в том, что главные истины, включая убежденность в бытии Бога, человек у Августина, как в свое время у Тертуллиана, извлекает из глубин души в акте самопознания. Но прежде, чем человек доходит до этих истин, он, по мнению Августина, должен пережить ситуацию тотального сомнения во всем и вся. И выход из этой ситуации Августин увязывает с формулой «Я сомневаюсь, следовательно, существую». Тем самым Августин предваряет методологический ход рационалиста 18 века Р. Декарта, у которого из тотального сомнения рождается вывод «Я мыслю, следовательно, существую...» [3, с. 191].
У Августина существование
души во времени обретает ту индивидуально-психологическую
окраску, которая была невозможна в
языческой философии и возможна
только в христианстве. Еще в молодые
годы, проведенные в Риме и Медиолане,
Августин познакомился с сочинениями
неоплатоников. Но их теологические
идеи оказались подчинены у
3. Основные проблемы схоластики. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.
Само слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова «schole». Помимо философии, в средневековых школах преподавали семь «свободных искусств». Этот комплекс был разработан в основном Боэцием. Он включал в себя «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Эти науки назывались «искусствами» потому, что наукой в средние века было принято называть только теологическое знание. А все то, что было свободно от его влияния, именовали «свободными искусствами» [3, с. 204].
Схоластика представляет
собой направление религиозно-
Этап зрелой схоластики приходится на 12—13 вв. Главные мыслители этого периода - Альберт Великий (ок. 1200-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Сигер Брабантский (ок. 1240 - ок. 1281). На смену платонизму приходят идеи христианского аристотелизма, который в виде учения Фомы Аквинского - самого значительного представителя схоластики - был признан официальным учением католической церкви. Схоластика достигает своего расцвета в рамках деятельности множества университетов, главным из которых можно считать Парижский университет; пишутся огромные трактаты (Суммы) по логике и теологии, содержащие весь свод соответствующих знаний.
Поздний этап развития схоластики (13—14 вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота (1265-1308) и Уильяма Оккама (1285—1349), происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему способствовали процессы освобождения философии от влияния теологии и все более интенсивно возрастающего влияния позитивного, опытного знания.
Схоластика как исследование разумом положений вероучения (творение мира, воплощение Бога, воскресение и т.д.) и их рациональное доказательство опирается на концепцию гармонии разума и веры, основы которой заложил Августин. Он считал веру особой формой мышления. Суть его концепции в том, что постигаемое посредством разума согласуется с тем, что дается верой.
Проблему веры и разума
с полным правом можно назвать
центральной проблемой
Главное положение вероучения,
которое стремились обосновать схоласты
- это самое бытие Бога. Существовали
апостериорные и априорное
1. Космологическое
Информация о работе Философская мысль западноевропейского Средневековья