Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:09, контрольная работа
Таким образом, средневековая философия считается религиозной, а по своей сути – христианской. Сближение философии и религии сделало ее специфической разновидностью аскетической практики, а конституцию религиозного опыта преобразило в движение теоретической рефлексии, в значительной мере присуще уже наиболее ранним родоначальникам средневековой духовной культуры — апологетам, т. е. буквально «защитникам» веры и церкви (2 в.), неоднократно именовавшим саму христианскую веру «нашей философией».
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Христианство и радикальная смена картины мира. Новая концепция Бога, человека и знания ……………………………………………………. 4
2. Апологетика и патристика. Учение Аврелия Августина …………. 8
3. Основные проблемы схоластики. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма ……….. 17
Заключение ……………………………………………………………….. 21
Список использованных источников …………………………………….. 22
2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель - Бог.
3. Все конечные вещи
случайны (их могло и не быть),
следовательно, должно быть
4. Относительность совершенства
всего существующего дает
5. Телеологическое
Априорное доказательство основывается только на данных внутреннего опыта и исходит из того, что в нашем уме есть идея всесовершенного существа (Бога), однако свойство существования также является совершенством, поэтому существо, обладающее всеми совершенствами, не может не обладать существованием, следовательно, Бог существует. Католическая церковь приняла только пять апостериорных доказательств.
Еще одна проблема огромной
важности, бывшая темой полемики в
рамках схоластики, - это проблема универсалий
(лат. Universalia- общее понятие). Суть данной
проблемы заключается в том, следует
ли считать общие понятия реально
существующими или же нет. Другую
сторону вопроса можно
В связи с этой проблемой
сложились две противоположные
концепции: реализм и номинализм.
Представители реализма считали
универсалии реально
Следует отметить, что течения реалистов и номиналистов не были однородными. В каждом из них можно выделить умеренную и крайнюю позиции. Крайние реалисты (Ансельм, Эриугена) признавали универсалии существующими самостоятельно, вне вещей и «до вещей». Они образуют особый мир, существующий наряду с чувственным миром. Подобно платоновским идеям, универсалии являются условием существования единичных вещей, которые выступают лишь как частные проявления универсалий. Крайний реализм был отвергнут католической церковью из-за его пантеистической направленности (греч. pan - все, theos - бог). Пантеизм предполагает отождествление Бога и природы. В данном случае позиция крайних реалистов создает опасность сведения Бога на одну ступень с универсалиями. Однако христианское учение о Боге как творце и Абсолюте, превосходящем все существующее, не допускает такой трактовки.
С точки зрения умеренных реалистов (Альберт Великий, Фома) универсалии существуют в самих вещах (в качестве формы, организующей материю). Согласно учению Фомы Аквинского, универсалии существуют трояким образом: «до вещей» (в разуме Бога), «в вещах» и «после вещей» (в разуме человека). Именно умеренный реализм был принят католической церковью.
По мнению номиналистов,
универсалии не обладают самостоятельным
бытием. Умеренные номиналисты (Абеляр)
считали их существующими лишь в
мышлении «после вещей». Общие понятия
формируются разумом на основе чувственного
опыта. Разум выделяет сходные свойства
различных предметов или
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать
заключение, что философия Средних
веков прошла два этапа своего
развития: патристику и схоластику.
Патристика – направление богословско-
Большое влияние на оформление идеологии
христианского средневековья
Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.
Основной чертой средневековой
философии, таким образом, является
ее слияние с религией. Многие философы
были священниками и богословами. В
средневековой религии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. История философии / Под ред. Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая Д.В. - М.: Академический Проект, 2005. — 680 с.
2. Коплстон, Ф. История средневековой философии / Ф. Коплстон. – М.: АСТ, 1997 – 512 с.
3. Мареев С.Н. История философии (общий курс) / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с.
4. Радугин А. А. Философия / А. А. Радугин. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
5. Рябоконь Н. В. Философия / Н.В. Рябоконь. - Мн.: Изд-во МИУ, 2009. – 420 с.
Страница
Информация о работе Философская мысль западноевропейского Средневековья