Философская мысль западноевропейского Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, средневековая философия считается религиозной, а по своей сути – христианской. Сближение философии и религии сделало ее специфической разновидностью аскетической практики, а конституцию религиозного опыта преобразило в движение теоретической рефлексии, в значительной мере присуще уже наиболее ранним родоначальникам средневековой духовной культуры — апологетам, т. е. буквально «защитникам» веры и церкви (2 в.), неоднократно именовавшим саму христианскую веру «нашей философией».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
1. Христианство и радикальная смена картины мира. Новая концепция Бога, человека и знания ……………………………………………………. 4
2. Апологетика и патристика. Учение Аврелия Августина …………. 8
3. Основные проблемы схоластики. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма ……….. 17
Заключение ……………………………………………………………….. 21
Список использованных источников …………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

Filosofiya.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что  существует перводвигатель - Бог.

3. Все конечные вещи  случайны (их могло и не быть), следовательно, должно быть нечто  необходимое, что приводит их  к бытию - Бог.

4. Относительность совершенства  всего существующего дает основание  заключать о существовании абсолютно  совершенного существа - Бога.

5. Телеологическое доказательство. Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать  и сам разумный устроитель  – Бог  [5, с. 88].

Априорное доказательство основывается только на данных внутреннего опыта  и исходит из того, что в нашем  уме есть идея всесовершенного существа (Бога), однако свойство существования  также является совершенством, поэтому  существо, обладающее всеми совершенствами, не может не обладать существованием, следовательно, Бог существует. Католическая церковь приняла только пять апостериорных  доказательств.

Еще одна проблема огромной важности, бывшая темой полемики в  рамках схоластики, - это проблема универсалий (лат. Universalia- общее понятие). Суть данной проблемы заключается в том, следует  ли считать общие понятия реально  существующими или же нет. Другую сторону вопроса можно сформулировать так: что является первичным: общие  понятия или же единичные вещи? Зачатки этой полемики можно найти  уже в античности: в споре софистов и Сократа, а также в критике  Платона Аристотелем.

В связи с этой проблемой  сложились две противоположные  концепции: реализм и номинализм. Представители реализма считали  универсалии реально существующими, причем существование универсалий, по их мнению, предшествует существованию  отдельных вещей. Номинализм, наоборот, исходил из того, что действительно  существуют только единичные вещи.

Следует отметить, что течения  реалистов и номиналистов не были однородными. В каждом из них можно  выделить умеренную и крайнюю  позиции. Крайние реалисты (Ансельм, Эриугена) признавали универсалии существующими самостоятельно, вне вещей и «до вещей». Они образуют особый мир, существующий наряду с чувственным миром. Подобно платоновским идеям, универсалии являются условием существования единичных вещей, которые выступают лишь как частные проявления универсалий. Крайний реализм был отвергнут католической церковью из-за его пантеистической направленности (греч. pan - все, theos - бог). Пантеизм предполагает отождествление Бога и природы. В данном случае позиция крайних реалистов создает опасность сведения Бога на одну ступень с универсалиями. Однако христианское учение о Боге как творце и Абсолюте, превосходящем все существующее, не допускает такой трактовки.

С точки зрения умеренных  реалистов (Альберт Великий, Фома) универсалии  существуют в самих вещах (в качестве формы, организующей материю). Согласно учению Фомы Аквинского, универсалии  существуют трояким образом: «до  вещей» (в разуме Бога), «в вещах» и  «после вещей» (в разуме человека). Именно умеренный реализм был принят католической церковью.

По мнению номиналистов, универсалии не обладают самостоятельным  бытием. Умеренные номиналисты (Абеляр) считали их существующими лишь в  мышлении «после вещей». Общие понятия  формируются разумом на основе чувственного опыта. Разум выделяет сходные свойства различных предметов или явлений, отделяет эти свойства от вещей и  обобщает в понятии. Что касается крайних номиналистов (Оккам, Росцелин), то они рассматривали универсалии  просто как «сотрясение воздуха», реальностью, по их мнению, обладают только единичные вещи. Такая позиция, однако, оборачивалась неприемлемыми выводами для богословия. В частности, она  вела к отрицанию общей сущности Святой Троицы, которая таким образом  превращалась в трех богов [5, с. 89-90].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, можно сделать  заключение, что философия Средних  веков прошла два этапа своего развития: патристику и схоластику. Патристика – направление богословско-теоретической  мысли, которое связано с деятельностью  раннехристианских авторов - отцов  церкви. Этот  период определяется становлением христианского вероучения, которое  формировалось в условиях острой полемики как с языческой эллинской  философией, различными учениями гностического  толка, так и в условиях внутренних для христианства споров, прежде всего  о природе Христа и Св. Троицы. В то же время представители патристики проделали огромный труд по переработке  платонизма и неоплатонизма в  христианском духе, выработали понятийный аппарат христианского богословия. Ранняя христианская идеология характеризуется  синтезом эллинской культуры и христианской веры, что на самом деле выражается в подчинении философии христианской религии.

Большое влияние на оформление идеологии  христианского средневековья оказал Августин. Он ввёл в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма.

Схоласты стремились рационально  обосновать и систематизировать  христианское вероучение.

Основной чертой средневековой  философии, таким образом, является ее слияние с религией. Многие философы были священниками и богословами. В  средневековой религии христианства - Бог - абсолютная личность, Бог един. А человек понимается как единство веры, надежды и любви. Жизненность, заключённая в христианстве, состоит  в развитии личностного начала. Человек  представился в новом образе, который  во многих отношениях превосходил античные представления.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. История философии /  Под ред. Васильева В.В., Кротова  А.А., Бугая Д.В. - М.: Академический Проект, 2005. — 680 с. 

2. Коплстон, Ф. История  средневековой философии / Ф. Коплстон. – М.: АСТ, 1997 – 512 с. 

3. Мареев С.Н. История  философии (общий курс) / С. Н.  Мареев, Е. В. Мареева.  — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с.

4. Радугин А. А. Философия  / А. А. Радугин. - М.: Центр, 2004. —  336 с. 

5. Рябоконь Н. В. Философия  / Н.В. Рябоконь. - Мн.: Изд-во МИУ, 2009. – 420 с. 

 

 

 

Страница 



Информация о работе Философская мысль западноевропейского Средневековья