Философская проблема поиска смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

Теоретическое осознание проблемы смысла жизни происходит на разных уровнях и средствами разных общественных дисциплин. Эта проблема поднимается в социологии, психологии, этике, эстетике, философии. К концу ХХ в. в общественных науках сложилось множество направлений, с разных точек зрения, анализирующих вопросы сущности, смысла бытия, проблемы смерти и бессмертия. Кстати говоря, проблема смерти и бессмертия считаются самыми первыми проблемами, которые в античные времена и послужили основой для рождения такой науки, как философия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Повседневность. Утрата смысла и жизнеутверждение в обыденном сознании………………………………………………………………………… 5
Глава 2. Между реальностью вымысла и иллюзией смысла возможен ли выход?................................................................................................................... 9
Заключение …………………………………………………………………….. 18
Литература……………………………………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

рефират Философия.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

Однако продуктивная способность  человеческого сознания столь высока, а желание обрести смысл жизни  так же непоколебимо, как желание  и право жить, что человек непременно пытается найти выход из ситуации. Отделяя себя от обыденности и  даже разрушая ее человек, однако, не всегда способен сделать дальнейший шаг  именно в сторону истины и нередко  попадает в ложную ситуацию выбора между воплощенным вымыслом и иллюзией смысла, т. е. когда смыслы или вымышлены и принимаются за действительные или когда они попросту иллюзорны.

 

 

2. МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ ВЫМЫСЛА И ИЛЛЮЗИЕЙ СМЫСЛА ВОЗМОЖЕН ЛИ ВЫХОД?

Быть понятым  людьми пора настала,

При этом помня  и о тех, кто глух.

Л.Арагон

Из вышеизложенного можно  сделать вывод, что обычная, земная жизнь рано или поздно подводит человека к необходимости осознать свое бытие  или решить для себя проблему смысла жизни. Одновременно человек поднимается  до осознания недостаточности обыденного существования или до понимания  абсурдности существования, сведенного лишь к повседневности.

Итак, осознав недостаточность  обыденного проживания, человек может  сделать шаг в сторону общества, в сторону «гражданского бытия». Этот шаг еще более труден, нежели обретение смысла в повседневности. Хотя современная философская литература и публицистика предлагают немало различных  моделей гражданского обновления в  различных областях жизни, обычный  человек, воспитанный годами двоемыслия, или не вполне им доверяет, или устраняется  от активных переживаний назревших  проблем гражданской жизни. Дело, по-видимому, в том, что социальная память крепко накрепко зафиксировала общественные ситуации, когда многочисленные попытки гражданского поведения создавали ложную дилему, вынесенную в заголовок данного раздела.

Давайте обратимся к восточной  философии, в частности к учениям  Лао-Цзы и Конфуция. Дело в том, что в учениях этих философов  также поднимается вопрос о реальности или о вымышленности. В частности  там идет рассуждение о том, возможно ли «придумать» себе новый смысл  или же смысл должен появиться  сам собой во время каких-то жизненных  переживаний. Мне кажется, что эти  тезисы не лишены смысла, поскольку  жизнь не всегда «дает» нам тот  смысл, который мы хотим. И в то же время нам всегда удается выбрать  желаемый смысл, но мы не можем найти  той дорожки, по которой нам необходимо к нему добраться. Есть даже такой  афоризм: «Величайшее счастье в  мире - смысл жизни обретенный в радости».2

Необходимость личностно, смыслового оправдания бытия в условиях «неподлинной»  реальности с неизбежностью порождает  иллюзию смысла. Как можно судить по состоянию общественного сознания, в наши дни эти иллюзии оказываются  необычайно прочными и надолго закрепляются в социальной памяти.

Это иллюзорной «смыслотворчество», псевдотворчество охватило все идеологические институты: достаточно вспомнить, как подхватывался претендующий на глубину, «диалектику» очередной лозунг и как он виртуозно «обыгрывался» далеко не злонамеренными деятелями науки, искусства, разрастался, укреплялся и, хотя реальной силой не обладал, сознанием не отторгался.

Конформизм, совсем не при  отсутствии критической способности  и здравости, выливавшейся в «разговоры на кухне», процветал и пускал глубокие корни и в сознании научном, теоретическом, в идеологии, искусстве.

Наше обществоведение, обладающее вроде бы формально-логическим единством  и противоречивостью, вряд ли может  претендовать на роль теории, имеющей  «личностный смысл», - в нем нет  проблемы смысла жизни.

При своем образовании  и внедрении в сознание общества подобное «обществоведение» меньше всего задумывалось как «наука», «познание» и было, скорее, удобоваримым набором идеологических идей.

О том, что представляет собой  этот комплекс, можно судить не только по школьным и вузовским учебникам, но и по всей массе научно-исследовательских  работ, какая бы тема не значилась  в заголовке. Более того, существуют вполне добротные попытки представить  стабильные черты обществоведческого мышления в качестве «системы категорий»; при чем кропотливое и скрупулезное промывание массы частных разработок сквозь это «сито» с целью дальнейшей рациональной кладки храма из чистого золота рассматривается их авторами как фундаментально-теоритическая работа, единственно претендующая на подлинность «связи с практикой».

В одной из таких работ  показано, что существует некоторая  система категорий обществознания, которая мало что значила бы без  выработанного ее научного аппарата, при этом система и аппарат  представляются «вдохом» и «выдохом»  обществознания: «Система категорий  и категориальный аппарат материалистического  понимания общества находятся в  отношении предполагающей рефлексии, взаимного обусловленного. Образно  говоря, они образуют последовательные фазы «дыхания» исторического материализма». Термин «аппарат» является находкой ученых, без которой невозможно было бы объяснить бытие исторического  материализма.

Необходимо обратить Ваше внимание на то, что в жизненно-практической ситуации осмысления жизни готовые рецепты не срабатывают. т. е. все сначала необходимо пропустить через себя, через свой внутренний мир и только потом принимать какие-то решения. При осмыслении назначения и сущности человека приходится оставить за непригодностью весь опыт художественной литературы. Вы конечно можете со мной не согласитесь, мол лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, но с другой стороны, времена меняются, а это значит, что нельзя все написанное в художественной литературе применять как нечто шаблонное в решениях жизненно важных задач. Необходимо также учитывать, что вы не главный герой рассказа или романа, где все заканчивается хорошо. Вы всего-навсего житель этой многострадальной планеты Земля. Вы лишь тот ходок, который пытается найти выход из лабиринта жизни. Конечно, правильное решение не всегда удается принять, и часто мы попадаем в трудные ситуации, из которых на первый взгляд, вообще нет ни какого выхода. Но это не так, выход есть всегда, просто мы еще не научились его отыскивать. А как спросите Вы найти выход из трудного положения. Зачастую выход находится там же где вход. Да это небольшая игра слов, которая присуща в целом философии, но, тем не менее, как показывает жизненный опыт, это изречение правильное. Все вышеизложенное взято из учебников по философии и психологии, поэтому очень тяжело понять, а еще труднее осмыслить все то о чем там идет речь. Но я попробую перевести все это на простой, понятный всем «Великий и могучий». Итак, можно выделить основную идею: нет шаблона или какой-нибудь системы выбора смысла жизни. Все мы должны делать сами. При чем нам необходим глубочайший анализ нашей жизни. Для того чтобы правильно выбрать себе смысл жизни необходимо представить свою будущую жизнь. Для многих из Вас покажется, что смысл - это и есть планы на будущее. Это абсолютно неверно. Смысл жизни есть то, к чему надо стремиться на протяжении всей жизни, но это похоже на цель: скажете Вы. Да, конечно есть нечто схожее между смыслом и целью. Тем не менее: цель - это конкретная задача, это та вершина на которую мы ориентируемся в нашей жизни. Смысл же есть то, на что мы ориентируемся в нашей повседневности. Смысл может меняться каждый день, а цель нет. Смысл мы можем потерять в любой ситуации, а цель, если только это настоящая цель, мы можем утратить лишь тогда, когда достигнем ее. Тогда нам придется ставить новую и с новыми силами достигать ее. Но обрести новый смысл гораздо труднее нежели обрести новую цель. В этом и есть одно из принципиальнейших различий между смыслом жизни и жизненной целью. Итак, мы подошли к решению извечной проблемы, проблемы смысла жизни и проблемы цели в жизни. Серая повседневность, те жизненные неурядицы, которые нам приходится переживать, все угнетает человека, даже самого сильного энтузиаста. Но если у человека правильно выбран смысл жизни, то этот человек никогда не потеряет присутствие духа. Когда я перебирал различную информацию, ища что-нибудь подходяще для данной работы, я наткнулся на интереснейший тест Томана, это можно сказать игра для выбора, хотя и теоретического, смысла жизни. Но для этого нам необходимо отложить все свои насущные проблемы в стороны, и пять минут провести в полном отрешении от мира сего. Этот процесс несколько схож с медитацией. Потом нам необходимо как можно честнее выбрать те свои качества, которые вы считаете недостатками, и те - которые считаете достоинствами. Затем аналогичное попросите сделать своих близких. Они выберут те качества, которые они считают вашими достоинствами и так далее. В аннотации написано: «если у Вас преобладают недостатки - Вы либо еще не обрели достойного смысла, либо его поменяете. Если у Вас преобладают достоинства - Ваша жизненная цель должна гармонично сочетаться с вашим смыслом жизни. Если же этого нет, вам следует пересмотреть свои взгляды на жизнь. И на конец если Ваши недостатки равны достоинствам - Вы стоите на правильном пути, при чем в дальнейшем вы будете развиваться лишь в лучшую сторону. т. е. у Вас очень хорошая сила воли и свернуть Вас с правильного пути не удастся ни кому». 3

 

 

Ниже я привожу примерную  таблицу человеческих качеств.

 

 

Любит общество

Любит одиночество

 

Любит людей

Не любит людей

 

Коллективист

Не достает чувства  коллективизма

 

Легко заводит знакомства

Трудно завести знакомство

 

Его все любят

Не хватает всеобщей любви

 

Интересуется людьми

Мало интересуется людьми

 

Молчаливый

Разговорчивый

 

Приятный в обращении с людьми

Нужно стараться быть приятнее

 

Умеет хорошо вести себя в обществе

Необходимо приобрести лучшие манеры

 

Вежливый

Мог бы быть более вежливым

 

Деликатный

Мог бы быть более деликатным

 

Приятный

Не приятный

 

Любезный

Грубый

 

Остроумный

Нудный

 

Интересный

Не интересный

 

Веселый

Не веселый

 

Имеет чувство юмора

Не хватает чувство  мора

 

Тактичный

Мог бы быть тактичнее

 

Не любит пререканий

Имеет склонность к пререканиям

 

Безкопромиссный

Ищет компромиссы

 

Уступчивый

Упрямый

 

Чуткий

Недостает чуткости

 

Откровенный

Замкнутый

 

Искренний

Неискренний

 

Внимательный

Невнимательный

 

Необидчивый

Легко обижается

 

Легко адаптируется

Адаптируется с трудом

 

Сдержанный

Несдержанный

 

Спокойно реагирует на критику

Не любит критики

 

Хорошо одевается

Мог бы больше заботиться об одежде

 

Заботится о своей внешности

Мог бы больше заботиться о внешности

 

Добросердечный

Недостает добросердечности

 

Всегда объективный

Часто не объективен

 

Справедливый

Несправедливый

 

Склонен к подчинению

Любит командовать

 

Добродушный

Зловредный

 

Доверчивый

Недоверчивый

 

Решительный

Нерешительный

 

Широкая натура

Мелочный

 

Терпеливый

Нетерпеливый

 

Альтруист

Эгоист

 

Оптимист

Пессимист

 

Недооценивает себя

Переоценивает себя

 

Скромный

Мог бы быть по скромнее

 

Никогда не хвастается

Хвастливый

 

Верит в свои силы

Слишком самоуверен

 

Уверенный в себе

Не уверенный в своих силах

 

Компанейский

Стеснительный

 

Не бросает слов на ветер

Бросает слова на ветер

 

Спокойный

Неспокойный

 

Сильная индивидуальность

Слабая индивидуальность

 

Авторитарный тип

Демократ

 

Уравновешенный

Не всегда уравновешенный

 

Принципиальный

Беспринципный

 

Равнодушен к славе

Славолюбивый

 

Стойкий

Слабовольный

 

Целеустремленный

Без цели

 

Требовательный

Не требовательный

 

Без комплексов

Страдает от комплексов

 

Старательный

Не старательный

 

Гордый

Не имеет гордости

 

Лояльный

Нетерпимый

 
     


 

Цель теста не подобрать  нам какой-то смысл жизни, а лишь лучше познать себя, открыть все  потаенные уголки своей души. Это  должно помочь Вам при выборе жизненной  позиции и при выборе смысла жизни. Необходимо помнить: «Смысл, выбранный  правильно помагает жить, а смысл выбранный неправильно делает жизнь в тягость» - Конфуций.

В этой главе поднимался вопрос о смыслотворчестве. Однако ответить на вопрос: «Как обрести смысл, путем выбора или смысл определится сам собой?» я так и не смог. Скорее всего каждый сам должен выбрать себе путь развития. Просто-напросто не существует такой универсальной книги, которая могла бы дать ответы на все вопросы, даже философия - старейшая из наук - не может дать точного, а главное - приемлемого для каждого ответа. При выборе смысла необходимо помнить главное: смысл жизни должен быть «устойчив» к внешним воздействиям. И главное: основная цель жизни - достичь полной гармонии во всех отношениях. А гармония - это и есть счастье, о котором речь пойдет дальше.

Трудно найти человека, который бы не мечтал бы стать счастливым. Ведь проблема счастья - одна из «вечных» проблем, волнующих человечество на протяжении тысячелетий. Как писал  Ф.Энгельс. «стремление к счастью прирожденно человеку. Поэтому оно должно быть основой всякой морали». Его соратник К.Маркс пишет: «Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей».

Некоторые считают, что счастье - результат жизненного везения, подарок  «счастливой судьбы». Подобное мнение, кстати, имеет древнюю историю. Еще  римляне изображали богиню счастья  Фортуну с повязкой на глазах. Да и русские пословицы и поговорки  указывают на «врожденность» счастья: «не родись красивым, а родись счастливым»  и даже «дуракам - счастье». Вера в удачный случай, который принесет тебе счастье жива и до сих пор. Но вместе с тем есть немало людей, убежденных, что счастье - исключительно результат их собственной активности. Не случайно бытует поговорка “Faber est suse qoisque fortunes”, что в переводе на русский означает: «каждый сам кузнец своего счастья».

Немало и таких, для кого основа счастья - престиж, слава, материальный достаток. Словом, для того, чтобы стать счастливым, надо вначале ответить на вопрос: а что же такое собственно счастье? Казалось бы, вопрос простой, да вот ответ так быстро на него не найдешь. Безусловно, сколько людей - столько мнений. Каждый будет трактовать счастье так, как понимает его сам. Но для всех, в конечном итоге, счастье - представится как какое-либо благо, будь-то материальное, духовное, или какое-нибудь другое.

Так что же такое счастье? Ведь прежде чем рассматривать пути достижения счастья, необходимо точно  определить понятие, о котором пойдет речь в этом разделе.

Информация о работе Философская проблема поиска смысла жизни