Философская проблема поиска смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:59, реферат

Описание работы

Теоретическое осознание проблемы смысла жизни происходит на разных уровнях и средствами разных общественных дисциплин. Эта проблема поднимается в социологии, психологии, этике, эстетике, философии. К концу ХХ в. в общественных науках сложилось множество направлений, с разных точек зрения, анализирующих вопросы сущности, смысла бытия, проблемы смерти и бессмертия. Кстати говоря, проблема смерти и бессмертия считаются самыми первыми проблемами, которые в античные времена и послужили основой для рождения такой науки, как философия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Повседневность. Утрата смысла и жизнеутверждение в обыденном сознании………………………………………………………………………… 5
Глава 2. Между реальностью вымысла и иллюзией смысла возможен ли выход?................................................................................................................... 9
Заключение …………………………………………………………………….. 18
Литература……………………………………………………………………… 20

Файлы: 1 файл

рефират Философия.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

Человечество, или лучше  сказать его величайшие умы, дало немало определений счастья, которые, кстати сказать, не всегда совпадают. Однако я не буду занимать ваше внимание их подробным перечислением, а уж тем более анализом.

По определению В. Даля: счастье - вообще «все желанное, все  то, что покоит и доводит человека, по его убеждениям, вкусам и привычкам  его». Надо сказать, что эти три  момента отметил еще И. Кант, определивший счастье как удовлетворение всех наших склонностей с точки  зрения их широты, силы и продолжительности.

Казалось бы, правомерность  приведенных определений не вызывает сомнения. Но лишь на первый взгляд. Ведь если встать на подобную точку зрения, то трудно объяснить довольно распространенную ситуацию, когда люди, полностью  удовлетворенные жизнью, тем не менее, не считают себя счастливыми.

Очевидно, необходим еще  один критерий счастья. Здесь важно  учесть, что счастье - это высшее проявление реализованности смысла жизни личности. Удовлетворенность выражает лишь индивидуальную сторону смысла жизни, то есть полноту удовлетворения потребностей личности. Показателем реализованности социальной стороны смысла жизни является степень достижения человеком общественно значимых целей. На обыденном уровне это выражается в осознании им ненапрасности своей жизни.

Нередко бывают и такие  случаи, когда человек понимает, что живет не напрасно, но удовлетворения жизнью так и не испытывает. Назвать  по-настоящему счастливым его тоже нельзя. Подлинное счастье предполагает гармоничное слияние личного и общественного, эмоционального и рационального. С одной стороны, под счастьем подразумевается чувство удовлетворенности человека индивидуальной жизнью, с другой - понимание ее социальных результатов.

Рассмотрим подробнее  удовлетворенность жизнью как внутреннюю основу счастья.

Естественно, что постоянно, в течение всей своей жизни, человек  не может быть удовлетворен ею. Неизбежны  какие-то периоды, когда он может  ощущать себя и глубоко несчастным. Однако и они необходимы для того, чтобы более остро почувствовать  радость жизни. Кроме того, радуясь  и наслаждаясь отдельными сторонами  нашей жизни, мы можем переносить эти чувства на всю свою жизнь  и ощущать себя удовлетворенными ею.

В процессе исследования степени  удовлетворенности студентов различными сторонами жизни было выделено три  соответствующих типа.

Первый тип - вполне удовлетворенные жизнью - 8,7% опрошенных. Главное, что определяет их удовлетворенность жизнью, - это возможность реализовать свои планы, желания, возможность проведения досуга и хорошие материально - бытовые условия.

Второй тип - частично удовлетворенные - 34,1% опрошенных. В основе их ощущения счастья - удовлетворенность возможностями полноценного досуга и реализации своих планов, желаний, а также хорошими взаимоотношениями с окружающими. Правда, многие из них обеспокоены плохими материально - бытовыми условиями.

Третий тип - неудовлетворенные жизнью - 60,2% опрошенных. Слагаемые счастья у них те же, что и у частично удовлетворенных жизнью, но удовлетворены они указанными сторонами жизни значительно меньше. Кроме того, на их мироощущении существенно сказывается частая неудовлетворенность состоянием здоровья и взаимоотношениями с окружающими, а также отношениями в семье.

Наши исследования позволили  ответить на вопрос, в какой мере влияют на ощущение счастья те или  иные грани жизни. На первом месте  по степени влияния на ощущение счастья  находится только состояние здоровья, которое наиболее сильно воздействует на удовлетворенность человека жизнью в целом, а тем самым и на состояние счастья. На втором - взаимоотношения  в семье и материально - бытовые  условия. На третьем - взаимоотношения  с окружающими людьми, возможности  проведения досуга. И, наконец, слабее на ощущение человеком счастья влияют находящиеся на четвертом уровне возможность реализовать свои планы  и желания.

В целом сегодня наблюдается  довольно резкое противоречие между  процессом возвышения потребностей людей, с одной стороны, и пределами  их реализации, диктуемыми наличным уровнем  развития производительных сил и  существующей социальной структурой общества - с другой. Это существенно затрудняет достижение в массовом масштабе удовлетворенности  жизнью.

Таким образом, удовлетворенность  жизнью как важная сторона человеческого  счастья во многом зависит от различных  социальных факторов, которые оказывают  порой противоположное воздействие. Однако сказанное отнюдь не умаляет  значения активности самого человека для достижения им счастья.

Образно выражаясь, счастье  можно сравнить с домом, который  каждый строит себе сам, в соответствии со своими вкусами, привычками, наклонностями. Стены этого дома не монолитны, а  складываются из своеобразных «кирпичиков» - различных приятных переживаний. Подобные переживания могут быть разной степени  интенсивности - от слабого колебания  настроения, некоего неясного томления чувств до всепоглощающего экстаза. Понятно, что чем более сильны эти переживания, тем более счастливым чувствует себя человек. Хотя жизнь  наша не есть сплошная цепь экстазов или  даже просто хорошего настроения, а  их чередование с отрицательными эмоциями. Но, возникая даже не часто, такие  переживания - в первую очередь максимальной степени интенсивности - дают нам  ощущение остроты и наполненности  жизни, ее осмысленности, радости бытия.

К сожалению, описать подобные переживания словами не просто, хотя каждый из нас неоднократно испытывал  их в жизни. Вспомните приятную приподнятость  или даже потрясение от созерцания удивительного пейзажа или произведения искусства, или потерю границ своей  личности во время задушевной беседы, озарение истины после мучительных  размышлений над решением какой-нибудь задачи, проблемы. Наконец, зарождение всепоглащающей страстной любви… Думается, многим знакомы эти или подобные переживания, заставляющие нас радоваться как дети.4

Специфика таких переживаний во многом зависит от того, какая из потребностей человека лежит в их основе. В современной научной  литературе существует десятки определений  понятия «потребность», подчас сильно отличающихся друг от друга. Думается, нам нет нужды разбираться  здесь в многообразии существующих подходов, их достоинствах и недостатках. В наиболее общем виде потребность можно определить как состояние человека, обусловлено между наличным и необходимым и побуждающее к действию по устранению данного противоречия. Любая потребность предполагает нужду в предмете. Причем он не обязательно должен быть каким-либо физическим объектом. Предметом потребности могут выступать и духовные образования и определенные отношения к действительности, как, например сочувствие, любовь к окружающим людям, стремление оказывать им помощь, поддержку, являющиеся предметом так называемой альтруистической потребности.

Это, что касается потребности. Но как эту потребность в чем-то реализовать. Есть прекрасная пословица: «приди и возьми». Но если то, что  нужно «взять» недоступно, как  быть тогда, ведь нельзя для своего собственного удовлетворения нарушать уже устоявшиеся моральные традиции.

В данном случае необходимо либо придумать как можно было бы обойтись без этого предмета, либо… таки взять его. При этом надо помнить, если перефразировать знаменитую пословицу: «только в любви все способы хороши».

Итак, мы пришли к выводу, что обретение  счастья есть не что иное, как  одна из целей жизни. И пожалуй основная. Беда лишь в том, что для каждого из нас определение этого слова разное. Можно конечно определить несколько вещей, которые составляют понятие счастья. Прежде всего - это успешная карьера, а как следствие и обретение своего места в этой жизни. Дальше, хорошая семья, а как следствие - внутренняя гармония. И конечно все мы мечтаем о детях. Ведь это цветы жизни, самое прекрасное, что оставит человек после себя.

 

 

Заключение

 

Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы  иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести  их “в люди”. Другие, в частности  ветераны Великой Отечественной  войны, с большой гордостью говорят  о том, что, пройдя через “огонь и  воду”, остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И  в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А  некоторые из молодых людей заявляют о том, что они хотят стать  миллионерами и смысл жизни видят  в обретении богатств.

Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное  содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета  сует”); другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное” - “счастье”, “нравственность” и т.д.

По моему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе  возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит абсолютизация  трудностей жизни, доказывается полная зависимость человека от окружающего  мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению сил человеческого духа в борьбе с действительными трудностями  и противоречиями. В то же время  во всякой теории имеется немалая  доля истины.

Для новейшей эпохи с ее глобальными  проблемами свойственно обостренное  отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого  общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты - это  такие социальные стихии, которые  приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.

Конец ХХ века не только не сгладил, но еще больше обострил испытываемые людьми трудности и противоречия. Я полагаю, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые локальные, межнациональные  войны и как следствие - миллионы жертв.

Моя позиция состоит в том, что  пессимистические теории о смысле жизни, в конечном итоге, не отражают всего  содержания реальной и возможной  жизни людей. Эти теории нельзя признать полностью истинными. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и  вторую сторону - позитивную. Можно  привести множество фактов, которые  свидетельствуют: в целом жизнь  действительно хороша и интересна - в ней можно быть счастливым и испытать много радостей. Немало счастья человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь, успешное окончание вуза, научные открытия, защита диссертаций и т.д. То есть я отдаю предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни - все равно что недооценивать человека и его жизнь.

Признавая смысл жизни, нельзя его  сводить к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: “быть нравственным”, “быть личностью”, “быть счастливым”, “быть богатым” и т.д. По моему  глубокому убеждению, такое сложное  понятие, как “смысл жизни”, следует  рассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями - природными, социальными, людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого существования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению окружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другим людям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с объективными законами мира. Здесь перечислены только признаки смысла жизни, его определение - дело будущих исследований.

 

Остается лишь добавить:

 «Я мыслю, а следовательно существую».

 

ЛИТЕРАТУРА

    1. Булатов М. А. Критические очерки по философии Канта.

    1. Петровский А. В. Общая психология М., «Просвещение», 1988

    1. Склонности и способности. Под ред. В. Н. Мясищева. Изд-во ЛГУ, 1989.
    1. «Приват – критика. Книга 1» 2011.
    2. Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски.
    3. www.phg.ru
    4. http;//zpsy.ru/philosophy.htm
    5. http;//filosof.historic.ru

1Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Стр. 74

2 Булатов М. А. Критические очерки по философии. Стр. 90

3 Склонности и способности. Под ред. В. Н. Мясищева. Изд-во ЛГУ, 1989. Стр. 55

4 Петровский А. В. Общая психология М., «Просвещение», 1988. Стр. 74

 


Информация о работе Философская проблема поиска смысла жизни