Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:40, реферат
Учился в Тюбингенгском университете на богословском ф-те. Дружил с Гельдерлином и Шеллингом. Будущих пасторов обучают верховой езде, фехтованию. Увлечения – книги, вино, табак – первая любовь- дочь профессора терлогии Августа. Гегель неловкий, не опрятный, старообразный, успехом не пользовался.
Диссертация «О границах человеческих обязанностей». Где пишет: «Основы нравственнсоти лежат в разуме и чувствах человека».
Философская система Гегеля: краткий обзор
Общая характеристика философской системы Гегеля: саморазвитие абсолютной идеи.
Основные законы диалектики: единство и борьба противоположностей; диалектика количественных и качественных изменений; закон отрицание отрицания.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (родился 27 августа в Штутгарте -1770-1831). Гениальный философ.
Вехи биографии:
Учился в Тюбингенгском университете на богословском ф-те. Дружил с Гельдерлином и Шеллингом. Будущих пасторов обучают верховой езде, фехтованию. Увлечения – книги, вино, табак – первая любовь- дочь профессора терлогии Августа. Гегель неловкий, не опрятный, старообразный, успехом не пользовался.
Диссертация «О границах человеческих обязанностей». Где пишет: «Основы нравственнсоти лежат в разуме и чувствах человека».
О религии – «субъективная религия – синоним морального поведения, выраженная в чувствах и поступках».
«Объективная религия – богословие, существующее в виде мёртвого знания о боге».
В 1811 г. Женился. Она вдвое его моложе. Сын Карл Иммануил.
Медленно созревал как философ, учёный и человек. «Осенняя натура».
В течение 8 лет работал директором Нюнбергской гимназии. Преподавал философию.
Исходный пункт его педагогической системы: «Приобщение учащегося к духовному миру учителя».
Педагогическое кредо: «подобно воле мысль должна начинать с послушания».
Главная цель воспитания: «формирование духа для творческой самодеятельности».
Читал в университете философию, логику, философию природы, философию духа.
В 1816 г. Когда вышла «Наука логики» получил приглашение от 3 университетов. Выбрал Берлин и до конца оставался там.
В конце своей жизни напишет: «Я достиг своей земной цели – служба и любимая жена – это всё, что нужно на этом свете».
Основные труды:
1807 – «Феноменология духа»
он пишет это: «Попытка
1816 – «Наука логики» в 3х томах.
1817 – «Энциклопедия философских наук» в 3-х томах.
1821 – «Философия права».
После смерти изданы его учениками:
«Лекции по истории философии»
«Философия истории»
«Лекции по эстетике»
«Лекции по философии религии».
О нём: «Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития».
«Гегель придал философии подлинно системный, научный характер».
В то время (18 век нач. 19 века) ещё не могло быть энциклопедии наук. Гегель создал энциклопедию философских наук, собрав воедино всё существующее знание о мире и представил эти знания в своей философской системе.
1. Философская система
Гегеля – объективный идеализм
– стержневое понятие: «
Гегель: «Абсолютная идея есть разум, мышление, разумное мышление…
Идея может быть постигнута как
разум, далее как
субъектобъект (S-O),
как единство идеального и реального,
конечного и бесконечного,
души и тела,
как возможность, которая в себе самой имеет свою действильность».
Параграф 214. «Энциклопедия философских наук» Т.1.
Гегель назвал свою философию
«абсолютным идеализмом, а исходное
понятие своей философии «
В обыденной жизни для нас идея – замысел, план («пришла в голову идея», «замысел созрел», «план действий» и т. д.)
В современном философском значении – «идея»– есть форма постижения в мысли явлений объективной реальности, т.е. понятие, мыслительная форма.
Абсолютная идея Гегеля – начало, источник, первопричина всего окружающего мира.
Абсолютная идея – есть единство субстанции (сущности) и субъекта, т.е. мыслящая субстанция мыслит самоё себя.
Абсолютная идея раскрывает себя, познаёт себя через деятельность человеческих поколений.
Об этом Гегель пишет следующим образом:
«Из лона абсолютной идеи возникает природа. Из природы происходит человек.
Человек есть дух, противоречивое единство конечной человеческой индивидуальности и бесконечного человеческого рода.
Человеческий дух в высших своих проявлениях есть абсолютное знание, бесконечный интеллект, та же абсолютная идея, но в конкретной форме человеческого познания, абсолютного духа».
ИТАК: не было ничего кроме А.И. (как в Библии «в начале было слово»)
А.И. - некий вселенский план – проект,
вселенский разум, и, как увидим – закон (ы).
Р а с с м о т р и м ступени саморазвития Абсолютной идеи:
Чистое познание или самопознание = Логика она включает:
Бытие (для себя бытие, наличное бытие): качество, количество, мера.
Сущность - законы содержания и формы
Понятие – (суждение, умозаключение).
2. Природа – А.И. отпустившая себя в инобытие. Здесь Гегель пишет о:
Механике (пространсво и время, материя и движение)
Физике
Органической физике (история и жизнь земли, растений, животных)
3. Человек. Человеческий дух есть в своих высших проявлениях абсолютное знание, бесконечный интеллект, та же Абс. Идея, но в конкретной форме человеческого познания. Совокупная духовная деятельность человечества, форма реального бытия абсолютной идеи. Дух раскрывается Гегелем как:
Субъективный дух – Антропология
Феноменология духа
Психология
Став разумным, свободным субъективный дух стремится к деятельности, создающую: Право
Моральность
это: Нравственность
Объективный дух
Абсолютный дух - Искусство
Религия откровения
Философия
Таким образом, заключительное звено развития духа, абсолютный дух или абсолютное знание, а формы этого знания искусство, религия, философия.
Т.Е. в форме философии абсолютная идея вернулась к самой себе.
Философскую систему Гегеля называют иногда пантеистичной, поскольку Его Бог - это мыслящий самоё себя и реализующийся через природу и человека разум. Определяют также как панлогизм. Абсолютная идея шествует неумолимо согласно законам диалектики (логики).
Человек играет особую роль
в онтологии Гегеля. Он – носитель
абсолютной идеи. Сознание каждого
человека – частица Мирового разума
и духа. Именно в человеке абстрактный
и безличный мировой дух
Законы диалектики
Стержневая идея (концепция) философской системы Гегеля – это идея развития, из которой проистекают все законы диалектики, категории и принципы.
Маркс «Великая заслуга Гегеля состоит в том, что впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и развитии»
Диалектика – (с греч. Искусство вести беседу, спор – у Сократа)
См. у Гераклита, Платона, в китайской философии, Аристотель, У Канта –антиномии.
Диалектика Геля это умение отыскивать (видеть) противоположности в самой действительности. Наука о всеобщих законах развития, мышления и бытия. Универсальная теория и метод познания мира.
Диалектика – такое понимание мира, такой способ Мышления при котором различные явления рассматриваются в многообразии из связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения и развития.
Диалектика – метод творчески познающего мышления.
Диалектика раскрывается через систему категорий и законов диалектики.
Некоторые главные категории:
Бытие - у Гегеля «чистое бытие», «для себя бытие».
Категория бытия фиксирует момент существования мира – всё существует, бытийствует. Всё есть бытие – мир природы, мир человека, мир символов. В этом своём существовании они одинаковы.
«Всё есть одно и то же».
«Общее и единичное» - Общее – есть род и закон единичных отдельных, особенных явлений. Разум выражает общее в понятиях.
Пример: математика, физика, биололгия и тд. – науки – понятие общее. Также как, дизайн, искусство, культура – общие понятия. Но если мы говорим в контексте культуры о религии, искусстве, морали -
Это уже конретные единичные явления. Точно также если сопоставим общее понятие «религия», единичными и особенными будут ислам, христианство, буддизм. А если возьмём общее понятие христианство, то осбенными единичными будут протестантизм, православие, католичество. Итак дальше можно «дробить» или «укрупнять», двигаясь вверх от единичного к общему или вниз от общего к единичному. Найдите свой пример (на экзамене может пригодиться).
Вывод: общее ориентирует на поиск законообразного, родового, а единичное связано со специфическим.
Пример:
Человек (общее) – русский (особенное) из Екатеринбурга, дизайнер(специфическое) Попов (единичное).
«Сущность и явление»
Общее и единичное взятые не в отдельности, не изолированно, а во взаимосвязи называются сущностью и явлением.
Гегель подчёркивает единство сущности и явления. «Сущность является, явление существенно (сущностно)». Сущность активна, она проявляется.
Вывод: Сущность есть общее,
которое взаимосвязано с
Тот, кто оперирует в своей деятельности не просто явлениями (единичными), но его сущностью, движется к успеху к теоретическому или практическому, куда более быстрее, чем его оппонент.
ЗАКОН – есть связь общего с общим, это необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями.
«Часть и целое», «Элемент и система».
Всё существующее раздроблено на фрагменты, которые связаны с друг другом и образуют единство. Флоренский писал об этом красиво: «Мир трагически прекрасен в своей раздробленности». Платон (а позже В. Соловьёв) «Любовь есть инстинктивное стремление к целостности».
Жизнь предполагает разделённость и единство, а также преодоление то первого, то второго.
Философская мысль для понимания этого использует представление о части и целом. Наукой ХХ века доказано, что супермонолитное неизменное не существует. Был развит системный подход.
Связь компонентов системы называют структурой. Элемент – такая часть системы, которая после своего раздробления на части уже не обладает характеристиками системы. Элемент – это наименьшая часть системы.
Кибернетика, синергетика занимаются проблемами управления сложными динамическими системами.
Структура, Форма и содержание.
Способ организации целого называется формой.
Способ организации системы - структурой.
Содержание-есть совокупность частей целого.
Форма – есть способ существования и выражения содержания.
Гегель выводит, что содержание и форма есть диалектические противоположности, переходящие в друг друга.
Пример: Современная философия и культурология – Леви-Стросс исходя из идей структурализма приходит к выводу о том, что мифы разных народов имеют общую структуру.
Взаимовлияние и активность. Единство и борьба противоположностей.
Взаимовлияние частей целого называют противоречием. Стороны противоречия называются противоположностями.
Гегель отмечал: « нет предмета в котором нельзя было бы найти противоречия… . Противоречие есть корень всякого движения и жизненности».
«Борьба» противоположностей может пониматься вульгарно, как уничтожение, противостояние до взаимного уничтожения. Но не в этом закон (хотя в обществе доходит до войн, убийств и пр.)
Смысл закона единства и борьбы противоположностей:
Взаимовлияющие стороны как взаимоотрицают так и взаимодополняют друг друга.
Взаимополагание сохраняет единство взаимовлияющих сторон, единство целого.
Взаимоотрицание сторон целого приводит к изменению и наконец к разрушению былого единства.
Таким образом, закон фиксирует источник неизменности и изменчивости вещей. Этот источник – взаимовлияние, внешняя активность вещей, составляющих нашего мира.
Содержание закона нацеливает
на определение источника
Не следует абсолютизировать момент «борьбы», т. е. отрицание как уничтожение. Важно отрицание с удержанием положительного.
Прочитать самостоятельно о категориях «Возможность и необходимость, случайность, вероятность», «Причина и следствие».
«Качество и количество, мера». И о законе «Отрицание отрицания».
Философия Фейербаха
Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней»[источник не указан 775 дней]. От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.
Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.
Другая характерная