Философская система Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Учился в Тюбингенгском университете на богословском ф-те. Дружил с Гельдерлином и Шеллингом. Будущих пасторов обучают верховой езде, фехтованию. Увлечения – книги, вино, табак – первая любовь- дочь профессора терлогии Августа. Гегель неловкий, не опрятный, старообразный, успехом не пользовался.
Диссертация «О границах человеческих обязанностей». Где пишет: «Основы нравственнсоти лежат в разуме и чувствах человека».

Файлы: 1 файл

Философская система Гегеля.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

Философская система Гегеля: краткий обзор

 

Общая характеристика философской  системы Гегеля: саморазвитие абсолютной идеи.

Основные законы диалектики: единство и борьба противоположностей; диалектика количественных и качественных изменений; закон отрицание отрицания.

 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (родился 27 августа в Штутгарте -1770-1831). Гениальный философ.

 

Вехи биографии:

Учился в Тюбингенгском университете на богословском ф-те. Дружил с Гельдерлином и Шеллингом. Будущих пасторов обучают верховой езде, фехтованию. Увлечения – книги, вино, табак – первая любовь- дочь профессора терлогии Августа. Гегель неловкий, не опрятный, старообразный, успехом не пользовался.

Диссертация «О границах человеческих обязанностей». Где пишет: «Основы  нравственнсоти лежат в разуме и чувствах человека».

О религии – «субъективная  религия – синоним морального поведения, выраженная в чувствах и  поступках».

«Объективная религия  – богословие, существующее в виде мёртвого знания о боге».

 

В 1811 г. Женился. Она вдвое  его моложе. Сын Карл Иммануил.

Медленно созревал как  философ, учёный и человек. «Осенняя натура».

В течение 8 лет работал  директором Нюнбергской гимназии. Преподавал философию.

Исходный пункт его  педагогической системы: «Приобщение  учащегося к духовному миру учителя».

Педагогическое кредо: «подобно воле мысль должна начинать с послушания».

Главная цель воспитания: «формирование  духа для творческой самодеятельности».

Читал в университете философию, логику, философию природы, философию  духа.

В 1816 г. Когда вышла «Наука логики» получил приглашение  от 3 университетов. Выбрал Берлин и  до конца оставался там.

В конце своей жизни  напишет: «Я достиг своей земной цели – служба и любимая жена –  это всё, что нужно на этом свете».

 

Основные труды:

1807 – «Феноменология духа»  он пишет это: «Попытка осмыслить  противоречивое развитие духовной  культуры». «Дух» здесь пониамется как носитель исторического разума.

1816 – «Наука логики»  в 3х томах.

1817 – «Энциклопедия философских  наук» в 3-х томах.

1821 – «Философия права».

 

После смерти изданы его учениками:

«Лекции по истории философии»

«Философия истории»

«Лекции по эстетике»

«Лекции по философии религии».

 

О нём: «Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые  представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь  этого движения и развития».

«Гегель придал философии  подлинно системный, научный характер».

В то время (18 век нач. 19 века) ещё не могло быть энциклопедии наук. Гегель создал энциклопедию философских наук, собрав воедино всё существующее знание о мире и представил эти знания в своей философской системе.

 

1. Философская система  Гегеля – объективный идеализм  – стержневое понятие: «Абсолютная  идея»

Гегель: «Абсолютная идея есть разум, мышление, разумное мышление…

Идея может быть постигнута как

разум, далее как 

субъектобъект (S-O),

как единство идеального и реального,

 конечного и бесконечного,

 души и тела,

как возможность, которая  в себе самой имеет свою действильность».

Параграф 214. «Энциклопедия  философских наук» Т.1.

 

Гегель назвал свою философию  «абсолютным идеализмом, а исходное понятие своей философии «абсолютной  идеей, из желания охватить весь универсум, весь природный и духовный мир  одним понятием.

В обыденной жизни для  нас идея – замысел, план («пришла  в голову идея», «замысел созрел», «план  действий» и т. д.)

В современном философском  значении – «идея»– есть форма  постижения в мысли явлений объективной  реальности, т.е. понятие, мыслительная форма.

Абсолютная идея Гегеля –  начало, источник, первопричина всего  окружающего мира.

Абсолютная идея – есть единство субстанции (сущности) и субъекта, т.е. мыслящая субстанция мыслит самоё  себя.

 

Абсолютная идея раскрывает себя, познаёт себя через деятельность человеческих поколений.

Об этом Гегель пишет следующим  образом:

«Из лона абсолютной идеи возникает  природа. Из природы происходит человек.

Человек есть дух, противоречивое единство конечной человеческой индивидуальности и бесконечного человеческого рода.

Человеческий дух в  высших своих проявлениях есть абсолютное знание, бесконечный интеллект, та же абсолютная идея, но в конкретной форме  человеческого познания, абсолютного  духа».

 ИТАК: не было ничего  кроме А.И. (как в Библии «в начале было слово»)

 А.И. - некий вселенский  план – проект,

 вселенский разум, и,  как увидим – закон (ы).

 

Р а с с м о т р и м ступени саморазвития Абсолютной идеи:

 

Чистое познание или самопознание = Логика она включает:

 

 Бытие (для себя бытие,  наличное бытие): качество, количество, мера.

 Сущность - законы содержания  и формы

 Понятие – (суждение, умозаключение).

 

2. Природа – А.И. отпустившая  себя в инобытие. Здесь Гегель  пишет о: 

 

 Механике (пространсво и время, материя и движение)

 Физике

 Органической физике (история  и жизнь земли, растений, животных)

 

3. Человек. Человеческий  дух есть в своих высших  проявлениях абсолютное знание, бесконечный интеллект, та же  Абс. Идея, но в конкретной форме человеческого познания. Совокупная духовная деятельность человечества, форма реального бытия абсолютной идеи. Дух раскрывается Гегелем как:

 Субъективный дух –  Антропология 

 Феноменология духа

 Психология

Став разумным, свободным  субъективный дух стремится к  деятельности, создающую: Право

 Моральность 

 это: Нравственность

 Объективный дух

 

 Абсолютный дух - Искусство

 Религия откровения

 Философия

Таким образом, заключительное звено развития духа, абсолютный дух  или абсолютное знание, а формы  этого знания искусство, религия, философия.

Т.Е. в форме философии  абсолютная идея вернулась к самой  себе.

 

Философскую систему Гегеля называют иногда пантеистичной, поскольку Его Бог - это мыслящий самоё себя и реализующийся через природу и человека разум. Определяют также как панлогизм. Абсолютная идея шествует неумолимо согласно законам диалектики (логики).

 

Человек играет особую роль в онтологии Гегеля. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого  человека – частица Мирового разума и духа. Именно в человеке абстрактный  и безличный мировой дух приобретает  волю, характер, индивидуальность. Человек  есть конечный дух Мирового духа.

 

Законы диалектики

 

Стержневая идея (концепция) философской системы Гегеля –  это идея развития, из которой проистекают  все законы диалектики, категории  и принципы.

 

Маркс «Великая заслуга Гегеля состоит в том, что впервые  представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении  и развитии»

 

Диалектика – (с греч. Искусство вести беседу, спор – у Сократа)

См. у Гераклита, Платона, в китайской философии, Аристотель, У Канта –антиномии.

 

Диалектика Геля это умение отыскивать (видеть) противоположности  в самой действительности. Наука  о всеобщих законах развития, мышления и бытия. Универсальная теория и  метод познания мира.

 

Диалектика – такое  понимание мира, такой способ Мышления при котором различные явления  рассматриваются в многообразии из связей, взаимодействии противоположных  сил, тенденций, в процессах изменения  и развития.

Диалектика – метод  творчески познающего мышления.

 

Диалектика раскрывается через систему категорий и  законов диалектики.

 

Некоторые главные категории:

Бытие - у Гегеля «чистое  бытие», «для себя бытие».

Категория бытия фиксирует  момент существования мира – всё  существует, бытийствует. Всё есть бытие – мир природы, мир человека, мир символов. В этом своём существовании они одинаковы.

«Всё есть одно и то же».

 

«Общее и единичное» - Общее  – есть род и закон единичных  отдельных, особенных явлений. Разум  выражает общее в понятиях.

Пример: математика, физика, биололгия и тд. – науки – понятие общее. Также как, дизайн, искусство, культура – общие понятия. Но если мы говорим в контексте культуры о религии, искусстве, морали -

Это уже конретные единичные явления. Точно также если сопоставим общее понятие «религия», единичными и особенными будут ислам, христианство, буддизм. А если возьмём общее понятие христианство, то осбенными единичными будут протестантизм, православие, католичество. Итак дальше можно «дробить» или «укрупнять», двигаясь вверх от единичного к общему или вниз от общего к единичному. Найдите свой пример (на экзамене может пригодиться).

 

Вывод: общее ориентирует  на поиск законообразного, родового, а единичное связано со специфическим.

Пример:

Человек (общее) – русский (особенное) из Екатеринбурга, дизайнер(специфическое) Попов (единичное).

 

«Сущность и явление»

Общее и единичное взятые не в отдельности, не изолированно, а во взаимосвязи называются сущностью  и явлением.

 Гегель подчёркивает  единство сущности и явления.  «Сущность является, явление существенно  (сущностно)». Сущность активна, она проявляется.

Вывод: Сущность есть общее, которое взаимосвязано с единичным (явлением). Сущность изначально содержится в явлении.

 

Тот, кто оперирует в  своей деятельности не просто явлениями (единичными), но его сущностью, движется к успеху к теоретическому или практическому, куда более быстрее, чем его оппонент.

 

ЗАКОН – есть связь общего с общим, это необходимые, устойчивые, повторяющиеся отношения между  явлениями.

«Часть и целое», «Элемент и система».

 

Всё существующее раздроблено  на фрагменты, которые связаны с друг другом и образуют единство. Флоренский писал об этом красиво: «Мир трагически прекрасен в своей раздробленности». Платон (а позже В. Соловьёв) «Любовь есть инстинктивное стремление к целостности».

 Жизнь предполагает  разделённость и единство, а также преодоление то первого, то второго.

Философская мысль для  понимания этого использует представление  о части и целом. Наукой ХХ века доказано, что супермонолитное неизменное не существует. Был развит системный подход.

Связь компонентов системы  называют структурой. Элемент –  такая часть системы, которая  после своего раздробления на части  уже не обладает характеристиками системы. Элемент – это наименьшая часть  системы.

Кибернетика, синергетика  занимаются проблемами управления сложными динамическими системами.

 

Структура, Форма и содержание.

Способ организации целого называется формой.

Способ организации системы - структурой.

Содержание-есть совокупность частей целого.

Форма – есть способ существования  и выражения содержания.

Гегель выводит, что содержание и форма есть диалектические противоположности, переходящие в друг друга.

Пример: Современная философия  и культурология – Леви-Стросс исходя из идей структурализма приходит к выводу о том, что мифы разных народов имеют общую структуру.

 

Взаимовлияние и активность. Единство и борьба противоположностей.

 

Взаимовлияние частей целого называют противоречием. Стороны противоречия называются противоположностями.

Гегель отмечал: « нет  предмета в котором нельзя было бы найти противоречия… . Противоречие есть корень всякого движения и жизненности».

«Борьба» противоположностей может пониматься вульгарно, как  уничтожение, противостояние до взаимного  уничтожения. Но не в этом закон (хотя в обществе доходит до войн, убийств  и пр.)

Смысл закона единства и борьбы противоположностей:

 

Взаимовлияющие стороны  как взаимоотрицают так и взаимодополняют друг друга.

Взаимополагание сохраняет единство взаимовлияющих сторон, единство целого.

Взаимоотрицание сторон целого приводит к изменению и наконец к разрушению былого единства.

 

Таким образом, закон фиксирует  источник неизменности и изменчивости вещей. Этот источник – взаимовлияние, внешняя активность вещей, составляющих нашего мира.

 

Содержание закона нацеливает на определение источника динамической причины происходящих процессов.

 

Не следует абсолютизировать момент «борьбы», т. е. отрицание как  уничтожение. Важно отрицание с  удержанием положительного.

 

Прочитать самостоятельно о  категориях «Возможность и необходимость, случайность, вероятность», «Причина и  следствие».

«Качество и количество, мера». И о законе «Отрицание отрицания».

 

Философия Фейербаха

Философское развитие Фейербаха  лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум  — второй, человек — третьей  и последней»[источник не указан 775 дней]. От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.

 

Фейербах убеждён, что  чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно  приводит его к отрицанию существования  общих понятий и к признанию  истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.

 

Другая характерная особенность  теории познания Фейербаха заключается  в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью  для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения»[источник не указан 775 дней]. Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером[источник не указан 775 дней], сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.

Информация о работе Философская система Гегеля