Философская система Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Учился в Тюбингенгском университете на богословском ф-те. Дружил с Гельдерлином и Шеллингом. Будущих пасторов обучают верховой езде, фехтованию. Увлечения – книги, вино, табак – первая любовь- дочь профессора терлогии Августа. Гегель неловкий, не опрятный, старообразный, успехом не пользовался.
Диссертация «О границах человеческих обязанностей». Где пишет: «Основы нравственнсоти лежат в разуме и чувствах человека».

Файлы: 1 файл

Философская система Гегеля.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

 

Философия марксизма

Марксизм — основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом  и развитая их последователями, в  частности В. И. Лениным, система  философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

философский материализм  и диалектику;

материалистическое понимание  истории (теорию общественных формаций);

обоснование экономических  законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости  и др.);

теорию классов и классовой  борьбы;

теорию пролетарской революции  и перехода к коммунистическому  обществу.

1. Философия

1.1. Диалектический материализм

 

Марксизм стоит на позиции  материализма, т. е. считает бытие, материю  первичной, а сознание, мышление —  вторичными. Сознание — свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов, лежащих в его основе (практическая деятельность общества, высшая нервная деятельность, вторая сигнальная система). Сознание не только отражает мир, но и изменяет его, поскольку, будучи порождено человеческой деятельностью, оказывает на неё обратное определяющее влияние.

 

Источником марксистского  материализма был материализм Фейербаха, однако в марксизме преодолена односторонность  домарксова материализма, заключавшаяся в:

неисторичности, непонимании развития, эволюции;

созерцательности, непонимании  роли практики, изменения субъектом  объекта и самого себя;

непонимании сущности человека как совокупности общественных отношений.

 

Диалектика была взята  Марксом и Энгельсом у Гегеля (который развивал её с позиций  объективного идеализма), но переработана на материалистической основе и утратила многие характерные черты и категории  гегельянства. Как писал Энгельс, «…гегелевская диалектика была перевёрнута, а лучше сказать — вновь  поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове» [1].

 

Диалектический материализм  рассматривает природу как целое, в котором объекты и явления  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Всё в природе движется и изменяется: что-то появляется и всё время  развивается, в то же время что-то отмирает и исчезает.

 

В марксизме диалектика —  это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

Единство и борьба противоположностей

 Данный закон вскрывает  источник развития. Развитие вызывается  внутренними противоречиями, которые  неизбежно содержатся во всех  объектах и явлениях природы:  всё имеет свои положительные  и отрицательные, исчезающие и  развивающиеся, противоречащие друг  другу, взаимоисключающие и в  то же время взаимопроникающие  стороны и тенденции, и внутренняя  борьба между ними является  сущностью развития.

Переход количественных изменений  в качественные

 Данный закон показывает  механизм развития. Развитие природы  — это процесс, в котором  в результате малых, незаметных  и постепенных количественных  изменений, внезапно происходит  скачок в новое качество (качественный  скачок), перерыв в постепенности. 

Отрицание отрицания

 Этот закон показывает  направление развития. Каждый новый  этап развития характеризуется  отрицанием пройденного этапа,  но таким отрицанием (диалектическим  отрицанием, снятием [нем. Aufheben]), которое сохраняет черты прошлого этапа, связь, единство с ним. В свою очередь, новый этап в дальнейшем также подвергается отрицанию, и таким образом развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но иначе, на более высокой базе. Развитие идёт не по прямой линии и не по кругу, а по восходящей спирали.

1.2. Материалистическое понимание  истории (исторический материализм)

«Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм  требовал объяснения общественного  сознания из общественного бытия» [2].

 

Марксизм трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

 

Определяющим условием превращения  человекообразной обезьяны в человека марксизм считает труд. Животные не могут производить коренных изменений  в условиях своего существования, они  приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет образ  их жизни. Человек же не просто приспосабливается  к данным условиям, а, объединяясь  в совместном труде, преобразует  их в соответствии со своими постоянно  развивающимися потребностями, создаёт  мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той  же мере, в какой сам человек  формируется культурой.

 

Исторически сложившиеся  нормы права, морали, быта, правила  мышления и т. д. формируют поведение  и разум человека, делают из отдельного человека представителя определённого  образа жизни, культуры и психологии. Человек не является изолированным  существом, он всесторонне включён  в контакт, общение с обществом, даже когда остаётся наедине с  собой. Осознание человеком себя как такового всегда осуществляется посредством его отношения к  другим людям. Каждый отдельный человек  представляет собой неповторимую индивидуальность, и вместе с тем он несёт в  себе некую родовую сущность.

 

До возникновения марксизма  во взглядах на общество безраздельно господствовал идеализм. Даже материалисты до Маркса не были материалистами в  понимании общественной жизни.

 

Важнейшие принципы исторического  материализма таковы:

признание первичности материальной жизни общества — общественного  бытия по отношению к общественному  сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;

выделение из всей совокупности общественных отношений — производственных отношений как экономической  структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения  между людьми, дающей объективную  основу для их анализа;

исторический подход к  обществу, т. е. признание развития в  истории и понимание его как  закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических  формаций;

идея о том, что история  делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных  мотивов их деятельности следует  искать в материальных условиях общественного  производства их жизни.

 

Марксом был сформулирован  закон соответствия производственных отношений (отношений людей по поводу производства материальных благ) уровню развития и характеру производительных сил (совокупности средств производства и людей, занятых в производстве).

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [3].

 

Производительные силы определяют производственные отношения. Соответствие производственных отношений уровню производительных сил необходимо для  нормального функционирования и  развития производительных сил. Однако, развиваясь в рамках данных производственных отношений, производительные силы на известной  ступени своего развития приходят с  ними в противоречие. «Из форм развития производительных сил эти отношения  превращаются в их оковы. Тогда наступает  эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или  менее быстро происходит переворот  во всей громадной надстройке» [4].

 

Однако исторический материализм  отнюдь не рассматривает экономику  в качестве единственной активной силы в истории. Исторический материализм  требует учитывать относительную  самостоятельность различных общественных явлений. Зависимость духовной жизни  от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа  производства отнюдь не является односторонней. Исторический материализм обосновывает огромную роль идей, субъективного  фактора в развитии общества. История  есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон общественной жизни, и в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление исторического процесса.

 

 

Важнейшей категорией исторического  материализма является понятие общественно-экономической  формации — исторически определённой ступени в развитии человеческого  общества, характеризующейся свойственным только ей способом производства и  обусловленными этим способом социальными  и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также  идеологией. Это понятие позволяет  выделить то общее, что имеется в  порядках разных стран, находящихся  на одинаковой ступени исторического  развития, и тем самым применить  в историческом исследовании общенаучный  критерий повторяемости, подойти к  познанию объективных законов развития общества. Каждая общественно-экономическая  формация представляет собой своеобразный «социальный организм», специфика  которого определяется, в первую очередь, материальными производственными  отношениями, составляющими базис  формации. Базис образует как бы «экономический скелет» социального организма, а его «плоть и кровь» составляет возникающая на основе данного базиса надстройка (совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений — государство, суд, церковь и т. д.; различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества). Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качественное отличие от других формаций.

 

Марксизм выделяет следующие  общественно-экономические формации:

первобытнообщинная,

рабовладельческая,

феодальная,

капиталистическая,

коммунистическая.

 

После первобытнообщинной формации в результате разделения труда и  появления частной собственности  возникли противоположность экономических  интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический  период своей истории. Люди стали  закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё  более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Такое разделение труда приводит к отчуждению от человека всех других видов деятельности, кроме сравнительно узкой сферы его труда. Создаваемые  людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения  уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними.

 

Все общественные формации, после первобытнообщинной (исключая будущую коммунистическую) основаны на эксплуатации и антагонизме классов.

 

По определению Ленина, классы — это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически  определённой системе общественного  производства, по их отношению (большей  частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации  труда, а, следовательно, по способам получения  и размерам той доли общественного  богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» [5].

 

По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области  есть более или менее ясное  выражение борьбы общественных классов.

 

Источником борьбы классов  является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого  противоречия различают классы антагонистические (непримиримые) и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы — рабовладельцы, крестьяне — феодалы, пролетарии — буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. (Подробнее см. ниже в разделе 3.1. Классовая борьба).

 

Философия Экзистенциализма

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

 

В чистом виде экзистенциализм  как философское направление  никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

 

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто  из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал  свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция  была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские  устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Информация о работе Философская система Гегеля