Философские аспекты психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 14:46, реферат

Описание работы

Психоаналитическая антропология З. Фрейда. Структура психики человека по Фрейду. Анализ культуры и цивилизации.
«Аналитическая психология» К.Г. Юнга.
Человек и культура в концепции фрейдо-марксизма (В. Райх, Г. Маркузе).
Неофрейдизм. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма.
«Индивидуальная психология» А. Адлера.

Файлы: 1 файл

Философские аспекты психоанализа.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

 

 

2. «Аналитическая  психология» К.Г. Юнга.

Карл Густав Юнг (1875–1961) — швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. В дальнейшем Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума. Внесенные им в философию психоанализа новые положения во многом укрепили позиции психоаналитической философии и вместе с тем позволили создать новое, продуктивное направление в философии культуры, а также развить его собственную концепцию — аналитическую психологию.

Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг характеризует как либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху. На этой основе Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.

Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.

Вслед за многими другими философами на рубеже XIX–XX веков Юнг повторяет, что европейская культура больна и ее надо лечить. Он предлагает свой путь решения: необходима интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека; только в таком случае формируется подлинная индивидуальность, то есть такой человек, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.

Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово «менталитет» (от лат. mens — образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности. Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма.

Юнг отмечал, что «Фрейд — великий разрушитель, разбивающий оковы прошлого», что он «подобно ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает кумиры, безжалостно предает гласности порчу, поразившую души его современников». Главная же проблема фрейдизма, по мнению Юнга, заключается в том, что его создатель не был способен предложить действительную позитивную программу, потому что психоанализ разрушает только ложные ценности XIX века, но Фрейду остался недоступным тот глубоко лежащий пласт психики, который присущ всем людям.

Концепция Юнга рассматривает бессознательное как определенную совокупность некоторых фундаментальных образов — символов, важных для любой цивилизации (как, например, символ Древа Жизни). Этот и подобные ему символы уже не могут быть описаны лишь в сфере инстинктов. Юнг полагал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения. В последние годы жизни он, в противовес классической причинной связи, традиционно исследуемой европейской наукой, обращается к изучению акаузальных синхронных связей. С его точки зрения, множество событий, особенно в духовной сфере жизни народов, происходит синхронно, но они не связаны причинно. Этот подход заинтересовал не только гуманитариев — историков и литераторов, но также физиков, работающих над фундаментальными проблемами деления атомов, таких, как В. Паули и Э. Шрёдингер.

Личное бессознательное

В словарной терминологии «личное бессознательное – (Personal unconscious) – элемент структуры личности в теории К. Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний, забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании» . По мнению Юнга личное бессознательное это важная часть психики, которая является информационной и творческой базой человека и тем самым, «связующим звеном с миром, с природой и космосом» . Именное бессознательное, с точки зрения Юнга, оказывается вместилищем первичной информации, поступающей из мира. Эта информация еще мало интенсивна и обладает параметрами, «делающими ее недоступной для сознания человека» . Однако в то же время в бессознательном «хранятся вытесненные из сознания, подавленные мысли, чувства, желания, события, о которых человек не хочет и не может думать в силу их запретности или травматичности» . Бессознательные структурные единицы, обнаруженные автором аналитической идеи, содержат комплексы или совокупности психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений, материнский комплекс, комплекс власти), которые имеют свойство объединяться вокруг какого-либо тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами . Комплексы временами могут захватить контроль над сознанием, Эго или личностью и управлять его поведением . Значимость личного бессознательного специфична, потому как «включает в себя все впечатления нашей жизни независимо от того, попадали они в наше сознание или нет» . Поэтому бессознательное сразу не осознается и кажется чем-то неизвестным. К этой мысли следует добавить, что бессознательное в индивидууме скорее «все то, что я знаю, однако о чем не думаю в данный момент, все, что было воспринято моими органами чувств, но не зафиксировалось в моем сознании, все, что я чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю непреднамеренно и невнимательно, то есть бессознательно, все предстоящее, что подготавливается во мне и лишь позже достигает сознания, – все это является содержанием бессознательного» .

1.3. Коллективное бессознательное

Если коротко и обобщенно говорить о коллективном бессознательном, то это скорее «самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков» . Юнг определил этот уровень психики как «хранилище древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от родовых предков и даже от дочеловеческих антропоморфных предков» . Универсальность коллективного бессознательного, в отличие от строго индивидуального личного бессознательного, представлено архетипами. «Архетипы, по определению Юнга, - это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями» . Перечисляя архетипы, которые Юнг определил мы увидим, что это и архетип Матери, архетип Энергии, архетип Бога, Демона, Героя, Мудреца, Ребенка и т.д. Но самые основные архетипы, являющиеся отдельными системами внутри личности это: Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость.

1.3.1. Архетипы – Персона и Тень

Общепринятое понятие персоны представляет два вида определения: «1) особа, личность; 2) архетип в теории Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиям со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие» . Однако для Юнга персона – это та же маска или «социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он надевает в связи с господствующими в обществе установками» . Другими словами, это как бы «публичное лицо» человека, как он себя проявляет в отношениях с людьми, выполняет свою социальную роль согласно социальным требованиям . В процессе жизни человек развивается и адаптируется к социальной ячейке, в которой он растет. Позже он понимает, что необходимо отрегулировать свое поведение так, чтобы оно соответствовало социальным ожиданиям, тем более, что социум, в котором находится человек, расширяется. Динамика роста социума для человека приблизительно такова: семья, детский сад, школа, училище или вуз, работа и т.п. Человек уже фигурирует в большем количестве ячеек общества, поэтому ему приходиться носить и использовать больше масок. Например, «каждой профессии свойственна определенная маска, которую носит член общества» . Функционально персона «служит для того, чтобы производить впечатление на других и утаивать от других свою истинную сущность» . Однако, если же «Эго идентифицируется с Персоной, то человек уходит в эту роль, отчуждаясь в значительной степени от своих истинных реальных особенностей» . 
Противоположной сферой коллективного бессознательного является Тень – «архетип в теории К. Юнга, представляющий собой подавленную темную, животную сторону человеческой личности» . В психоанализе принято считать, что это иррациональная, аморальная, содержащая отвергаемые (в том числе сексуальные и агрессивные) импульсы и соответственно подавляемая часть личности . Однако не стоит её поэтому игнорировать, потому что она является еще и «источником энергии, которая может быть использована в творчестве» . Как раз в этом обнаруживается роль Эго – в направлении энергии Тени в нужное русло. Поэтому смело можно отнестись к архетипу Тени, не только как к дурной стороне личности, которую следует искоренять и аннулировать, но и как к продуктивной жизненной силе, спонтанности, творческому началу в жизни человека . 
Юнг посчитал, что Персона и Тень это непосредственно архетипическое ядро в коллективном бессознательном, которое частично затрагивает и личное бессознательное, и Эго, потому как оба архетипа проявляются в сознании: Тень как неприятные, отвергаемые мысли; Персона – ощущение своего соответствия социуму .

1.3.2. Архетипы – Анима и Анимус

Архетипы Анимы и Анимуса на прямую связаны с такими образами как: образ Матери и образ Отца.  
«Образ Матери представляет собой архетипическое переживание, мать на бессознательном уровне вначале воспринимается не как конкретная личность, а как архетип, как обобщенный образ всех матерей прошлого, как могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам, но делает это настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает» . Исходя из этого, «архетип женщины – «Анимы» – чувственный образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина, причем много мужчин до деталей могут описать образ «желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы, без черт материнского поведения», и среди огромного числа женщин могут распознать и искать тех, кто больше всего подходит под тип Анимы» . Анима у мужчин может проявляться в виде необузданных эмоций, чувств, капризов и других иррациональных чувств. 
«Архетип Отца – это обобщенный образ всех отцов прошлого, этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, а первоначально архетип отца может быть образом Бога, власти, борьбы, образом всех стихийных сил, готовых помочь или навредить» . Поэтому «архетип мужчины – «Анимус» – это образ мужчины, каким его с давних пор знала женщина, это чувственный образ желанного мужчины, героя, либо чувственный образ тирана, которого следует остерегаться» . У женщин это может выражаться проявлением стойкости в жизненных ситуациях, стремлением спорить, используя нелогические аргументы, непризнанием ничьей правоты .  
Юнг полагал, что «чем сильнее бессознательное влияние родительского образа, тем чаще фигура любимого человека выбирается в качестве положительной или отрицательной замены родителям – т.е. дети как бы заново вступают в брак со своими родителями в облике любимых избранников» . Однако, если Анима и Анимус «слишком расходятся с реальностью и Эго не удается скорректировать это расхождение, человек может глубоко страдать» . 
Итак, все мы содержим в себе автономную структуру личности, которая составляет нашу внутреннюю жизнь и проецируется на внешний мир – это душа. Но в случае с Юнгом и его аналитической концепцией, стало очевидно, что «мужчины воспринимают свою душу как женскую, а женщины – как мужскую» .

Архетип – Самость

Отдельной структурой личности у Юнга становится Самость. «Самость (Self) – архетип в теории К.Юнга, становящийся центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри нее интегрируются в процессе индивидуации» . Самость определяет «целостность и порядок внутри человеческой души» , охватывает все психические феномены человека, выражает единство и целостность всей личности . Проявление Самости в личности имеет архетипический характер: в сновидениях, мифах, сказках. Поэтому «Самость представляет собой не только центр, но и тот объем, который включает в себя сознание и бессознательное; она является центром этой целостности подобно тому, как Я является центром сознания» , и в виду всего этого, подчиняется сознательному Эго.

Информация о работе Философские аспекты психоанализа