Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 14:46, реферат
Психоаналитическая антропология З. Фрейда. Структура психики человека по Фрейду. Анализ культуры и цивилизации.
«Аналитическая психология» К.Г. Юнга.
Человек и культура в концепции фрейдо-марксизма (В. Райх, Г. Маркузе).
Неофрейдизм. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма.
«Индивидуальная психология» А. Адлера.
Развитие самости связано с индивидуациями, «смещаясь из центра Эго в область, локализованную между сознанием и бессознательным» . Однако «архетип Самости редко достигает совершенства» . Юнг относился к Самости как значительному компоненту личности и называл ее «Богом внутри нас» . А «развитие Самости – это главная цель человеческой жизни» .
3. Человек и
культура в концепции фрейдо-
Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении социальной философии, как фрейдомарксизм. Оно представляет собой эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений Фрейда и Маркса.
Наиболее видными представителями фрейдомарксизма являются Вильгельм Райх (1897-1957) и Герберт Маркузе (1898-1979). Они наряду с другими фрейдомарксистами объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.
Особую роль отводят они сексуальным влечениям и половым отношениям.
Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая движущая сила человеческой деятельности, источник творческого вдохновения, "эмоциональной уверенности" и "психической устойчивости". Разумеется, это имеет место в тех случаях, когда сексуальная энергия имеет свободный выход, не подавляется теми или иными условиями, главным образом социальными. Сексуально неудовлетворенный индивид "субъективно вступает в глубокое противоречие с обществом", отчуждается от него, "ввергается в состояние одиночества и изоляции".
Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением о социальной природе человека, роли общественных отношений и социальных институтов в его развитии и поведении. Развитие общества объясняется, в частности, процессом "превращения энергии влечений в общественно полезную энергию труда".
Политические отношения, по мнению фрейдомарксистов, также формируются под влиянием сексуальной энергии людей. Утверждается, например, что господство одного человека над другим, в том числе политическое, обусловлено склонностью людей к мазохизму и садизму. Мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам", а садизм - в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится".
Говорится также о решающем воздействии сексуальности на развитие морали и искусства.
Указывая на некоторые положительные свойства культуры, прежде всего искусства, фрейдо-марксисты в то же время подчеркивают ее репрессивное воздействие на жизненные потребности и влечения людей. В своей работе "Эрос и цивилизация: философское исследование о Фрейде" Г. Маркузе развивает идеи о виновности культуры за страдания людей, подавление их стремлений к счастью как к наслаждению жизнью. Он истолковывает исторический процесс как "постоянно возобновляющуюся борьбу между репрессивной цивилизацией и стремлением человека к наслаждению". В этом заключается основная репрессия цивилизации, направленная на подавление первичных биологических инстинктов.
Маркузе говорит также о дополнительной репрессии по отношению к человеку со стороны социально-политических и государственно-правовых институтов и учреждений, закрепляющих человека "в качестве инструмента отчужденного труда".
Г. Маркузе, В. Райх и другие фрейдо-марксисты ставят вопрос о преодолении отчуждения человека от общества, ссылаясь при этом на известные положения
Маркса о необходимости преобразования общественных отношений. Однако основу решения этого вопроса они усматривают опять-таки в сфере сексуальности.
Так, Маркузе считает, что преодоление отчуждения труда может быть достигнуто путем превращения сексуальной энергии в энергию труда как игры творческих сил человека. Эти же идеи В. Райх развивает в своей концепции "сексуальной экономии": "Жить секс-экономически - это значит свободно удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу".
Г. Маркузе выдвинул идею "третьего пути" развития общества (некапиталистического и несоциалистического) , могущего привести к созданию "нерепрессивной цивилизации", при которой деятельность и поведение людей будут управляться "жизненной энергией любви". Сами потребности и влечения людей, как глубинные истоки их социальной активности, претерпят социальные изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит о революции потребностей и влечений, в результате которой появится новая культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и наслаждению человека. Ее он называет контркультурой, то есть открыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и исключающей какое-либо приспособление к ней.
4. Неофрейдизм. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма.
Имя Э. Фромма (1900—1980) ассоциируется у большинства исследователей с так называем фрейдо-марксизмом. И в самом деле, с ранних лет на Э. Фромма обе эти фигуры оказали значительное влияние: идеи К. Маркса — в осознании зависимости развития индивида от политической и социальной организации общества, а идеи З. Фрейда — в направлении, касающемся признания воздействия ранних детских впечатлений и семьи в целом на психическое и личностное развитие. Э. Фромму принадлежит ряд понятий, повлиявших на развитие представлений о современном обществе и оказавших формирующее влияние на идею необходимости психотерапии не отдельной личности, а целого общества.
Отказавшись от фрейдовского понятия “либидо” и выдвинув во главу угла социальные и культурные условия, определяющие личностное развитие, Э. Фромм, вместе с тем полагал, что процесс развития связан с удовлетворением базисных, экзистенциальных потребностей. Согласно Э. Фромму, эти потребности таковы.
Потребность в привязанности, которая, в свою очередь, может быть конструктивной или деструктивной. Так, потребность в привязанности может удовлетворяться через подчинение или доминирование (мазохистским или садистским образом). Утверждая, что данная потребность, являющаяся производной от условий существования человека, носит симбиотический характер, Э. Фромм выводил социальные бедствия — такие, как наркомания или тирания — из доминирования той или иной тенденции в удовлетворении данной потребности. Основное отличие указанных деструктивных способов удовлетворения потребностей в привязанности Э. Фромм видел в отсутствии любви. Конструктивный способ Э. Фромм связывал с понятием “зрелая любовь”. Основные составляющие “зрелой любви” — забота, уважение и знание.
Потребность в трансценденции. Данная потребность выводится Э. Фроммом из постулирования творческого характера человеческой природы, в соответствии с которым человек, сталкиваясь с противоречиями жизни, преодолевает свою пассивность и трансформирует энергию творчества в созидание или разрушение. По Э. Фромму, признак человека бессильного — разрушительная активность, в которую трансцендирует неспособность созидания, реализуя потребность в трансценденции. Э. Фромм утверждал, что природа человеческой потребности в трансцендировании двойственна, она совмещает потенции счастья и способность к саморазрушению.
Потребность в укорененности. Потребность выведена Э. Фроммом из традиций первобытного общества (матриархального и патриархального), а также из положения классического психоанализа о наличии инцестуозных связей между матерью и ребенком. Согласно Э. Фромму, фундаментальнейшая психологическая связь у человека со своей матерью: “мать — это пища, мать — это любовь”. Быть любимым ею — значит быть живым, быть укорененным, быть дома. Отличие от З. Фрейда здесь в том, что Э. Фромм отказывается от акцента на сексуальности коренных связей и обращает внимание на их иррациональную, аффективную природу.
Потребность в укорененности, по Э. Фромму, носит универсальный общечеловеческий характер и чрезвычайно важна для психологической защищенности индивида.
Потребность в самоопределении. Иногда ее можно называть “потребностью в персонализации”. Э. Фромм подчеркивал необходимость развития самосознания и отстаивания своего индивидуального “Я” с позиций опыта и знания обретенных в самостоятельной жизненной активности. Э. Фромм выражал обеспокоенность растущим “стадным конформизмом”, при котором человек отказывается от собственного “Я”.
Потребность в ориентации. Поскольку Э. Фромм считал, что человек — существо, нуждающееся в определении смысла собственной жизни, он выделил в качестве уровня продуктивной жизни необходимость (потребность) в перспективе развития. По Э. Фромму, “каркас” ориентаций и приверженностей складывается в раннем детстве, когда человек научается использовать воображение и рассуждение для преодоления трудностей. Для Э. Фромма приверженность означает соблюдение гуманистической этики, в которой высшая ценность и добродетель — человеческое существование.
Соответственно выделяются две ориентации — продуктивная (связанная с самоопределением, реализацией и развитием личностного потенциала, способностью к “зрелой любви”) и непродуктивная (потребительская, агрессивно-нечистоплотная, стяжательская и рыночная, при которой другие используются как объекты).
Следует подчеркнуть, что Э. Фромм всегда был более известен как теоретик и публицист, чем как практикующий психолог. Ценность его разработок для нашего анализа в том, что они позволяют более полно представить себе картину развертывания психодинамического направления в плане теории, а также увидеть пути, которыми психотерапия эволюционировала в направлении от личностной к социальной.
5. «Индивидуальная психология» А. Адлера.
Индивидуальная психология
А.Адлера (1870-1937)
Альфред Адлер - знаменитый
австрийский психолог, который имея собственный
опыт борьбы с физическими недугами с
самого начала посвятил себя проблеме
неполноценности органов, их компенсации
и социальному интересу.
В 1895 г. Адлер закончил Венский
университет и начал работать в Венском
госпитале врачом. Он интересуется влиянием
органических недостатков и социального
окружения на психическую жизнь пациентов.
В 1902 г. он знакомится с З.
Фрейдом и начинает посещать кружок, который
собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая
крупная работа "Исследование неполноценности
органов".
Адлер и Фрейд существенно
отличались друг от друга по темпераменту,
возрасту, методам работы. Движение ума
Адлера можно рассматривать как движение
по горизонтали, а Фрейда - по вертикали.
Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий
характер, охватывая разнообразие отношений
человека с окружающим миром. Фрейд практически
игнорирует внешнее, изучая интрапсихические
механизмы. Фрейд обладал жестким типом
мышления, для которого были характерны
строгий детерминизм, установление номотетических
законов, структурализм, тенденция представления
целого в виде ограниченного количества
отдельных составляющих.
Для Адлера характерен
иной подход к объяснению динамики психического.
В своих работах он тяготел к анализу психического
как целого, не делимого на отдельные части.
Идею целостности он почерпнул из философской
концепции Яна Смитса, который полагал,
что целые системы обладают свойствами,
отсутствующими у частей.
Основными отличиями
теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:
-целевой детерминизм
(в отличие от причинного у Фрейда);
-признание изначально
социальной природы человека;
-стремление человека
к совершенству
понимание психической
жизни как целостной индивидуальности,
движимой жизненными целями.
В 1911 г. Адлер выступает перед
членами кружка с сообщением "Критика
фрейдовской теории сексуальности"
и в этом же году покидает его. Одна за
другой выходят его работы: "О нервическом
характере" (1912), "Практика и теория
индивидуальной психологии" (1920), "Социальный
интерес: вызов человечеству" (1939). Всего
им написано свыше 300 книг и статей. Умер
Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное
Адлером и продолженное его дочерью Александрой
носит название индивидуальной психологии.
Индивидуальная психология
- теория личности Адлера, в которой подчеркивается
уникальность каждого индивидуума и тех
процессов, с помощью которых люди преодолевают
свои недостатки в процессе движения к
своим жизненным целям (individuum в переводе
с латинского языка означает неделимый).
Теория Адлера основана
на семи основных понятиях и принципах.
Ими являются:
1) чувство неполноценности
и компенсация;
2) стремление к превосходству;
3) стиль жизни;
4) творческое Я;
5) порядок рождения;
6) фикционный финализм.
Рассмотрим некоторые
из этих принципов.
Свои ранние работы
Адлер посвятил проблеме неполноценности
органов и их компенсации. Исходя из своего
врачебного опыта, он считает, что у человека
одни органы развиты несколько слабее
других. Эта слабость органов приводит
к заболеваниям (см. Хрестомат. 2.3).
В соответствии с исследованием
неполноценных органов появляется идея
об определенных психических феноменах,
которые сопровождают органические недостатки.
Это - чувство неполноценности.
Чувство неполноценности
- ощущение и переживание своей неспособности,
некачественности по сравнению с другими
людьми.
Умеренно развитое
чувство неполноценности приводит к желанию
преодолеть свои недостатки, справиться
с ними и является импульсом личностного
роста. Механизмом преодоления недостатков
является компенсация как способ нейтрализации
мучительного чувства неполноценности.
Компенсация способствует усилению психической
деятельности и восполнению ощущаемого
дефицита. Осуществляется этот процесс
за счет тренировки органов.
Наряду с компенсацией
рассматривается механизм сверхкомпенсации
(или гиперкомпенсации) как способ преодоления
чувства неполноценности и достижения
выдающихся результатов. Например, при
недостатке зрения человек развивал в
себе дар художника, недостаток артикуляции
способствовал развитию таланта оратора,
недостаток слуха - развитию дара музыканта.
"Почти у всех выдающихся
людей мы находим дефект какого-либо органа;
складывается впечатление, что они очень
страдали в начале жизни и преодолели
свои трудности", - писал А. Адлер.
При сильно развитом
чувстве неполноценности развитие личности
может быть замедлено или даже нарушено.
Чувство неполноценности фиксируется,
а человек намеренно аранжирует свои дефекты,
подчеркивая и усиливая их, считая недугом.
Так возникает комплекс неполноценности.
Комплекс неполноценности
- совокупность установок, представлений
или поступков, выражающих в более или
менее замаскированном виде чувство неполноценности
или связанные с ним реакции. По Адлеру
комплекс неполноценности является аранжировкой
недостаточности.
Наличие комплекса
приводит к нарушению полноценного функционирования
личности, сужению сфер жизнедеятельности,
отказу от ряда ситуаций, где человек мог
бы полноценно развиваться.
Неполноценные органы
и их оценка в виде чувства неполноценности
стимулируют развитие человека, направленное
на удовлетворение желания, которое Адлер
считал основополагающим. Это - стремление
к превосходству как стремление к совершенству.
Стремление к превосходству означает
необходимость преодолевать самого себя,
развивать свои способности, потенциально
заложенные возможности. В более ранних
работах он полагал, что основным личностным
свойством является агрессивность как
сильная инициатива в преодолении переживаний.
Эта идея возникла на основе представлений
Ф. Ницше о "воле к власти". Позднее
агрессию и волю к власти Адлер считает
частным случаем стремления к превосходству.
Стремление к превосходству
является врожденным. Тем не менее существуют
варианты его проявления. Критерием этих
различий является социальный интерес
(социальное чувство, чувство общности,
чувство солидарности) - врожденный инстинкт
отказываться от своих эгоистических
целей ради целей сообщества.
Низкий социальный
интерес указывает на невротический путь
развития и связан со стремлением к личному
превосходству, желанием быть лучше всех.
Высокий социальный интерес указывает
на стремление преодолевать трудности
и стремление к конструктивному превосходству.
Социальный интерес - по Адлеру - является
показателем психического здоровья, "барометром
нормальности" и критерием различения
типов превосходства.
Врожденность социального
интереса не исключает возможности его
развития, которое происходит за счет
сотрудничества и кооперации.
Многие цели взрослого
человека являются вполне осознанными,
но все же основной из них является жизненная
цель, которая формируется в раннем детстве
и может быть неосознанной. С этим понятием
связана концепция фикционного финализма,
основанная на концепции Хакса Вайингера,
изложенную в работе "Философия возможного".
Он утверждал, что поведение людей находится
под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний.
Подобные ожидания похожи на идеалы, которые
невозможно проверить на практике, соотнести
с реальностью, но которые тем не менее
позволяют наполнять все действия человека
смыслом, задавать направление жизни.
Цели-фикции структурируют процесс развития
человека, организуя его в соответствии
с заданным в них смыслом.
Понятия социального
интереса, жизненной цели связаны со стилем
жизни и общей идеей Адлера о целостности
человека. "Главная задача индивидуальной
психологии подтверждать это единство
в каждом индивидууме, в его мышлении,
чувствовании, действовании, в его так
называемом сознании и бессознательном
- во всех выражениях его личности".
Жизненный стиль - уникальный
способ, выбранный каждым индивидуумом
для следования своей жизненной цели.
Признаками здоровой
личности по Адлеру являются - движение
от центрированности на себе к социальному
интересу, стремление к конструктивному
превосходству, кооперация.
Причинами нарушения
прогрессивного развития человека являются:
-физическая неполноценность,
которая ведет к изоляции, развитию эгоизма,
чувства центрированности на себе, некооперативного
стиля жизни;
-избалованность, как
результат гиперопеки, которая приводит
к снижению социального интереса, умения
сотрудничать, личному превосходству;
-отверженность как
состояние, вызванное изоляцией от родителей
и сопровождающееся снижением социального
интереса и уверенности в себе.
Следствием
влияния трех выше названных причин может
стать невроз как естественное, логическое
развитие индивидуума с низким уровнем
активности, эгоцентрически стремящегося
к превосходству и поэтому имеющему задержку
в развитии социального интереса.
Нередко Индивидуальную
психологию Адлера называют психологией
"здравого смысла" или "психологией
обыденности".
Его оригинальные находки
часто рассматривались как произвольное
от психоанализа или что-то очевидное,
тривиальное, узконаправленное. К. Юнг
писал, что "оба исследователя (Фрейд
и Адлер. - Н. Х.) рассматривают субъекта
в отношении к объекту... Адлер делает акцент
на субъекте, который охраняет себя и стремится
добиться превосходства над объектом…
Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты,
которые в силу их определенного своеобразия
либо способствуют, либо препятствуют
удовлетворению стремления субъекта к
удовольствию". (Юнг К. Психология бессознательного.
М.: Канон, 1994. С. 76). Юнг решил эту дилемму,
как мы знаем, с помощью типологии, т.е.
деления людей на заинтересованных в объекте
(экстравертов) и заинтересованных в самом
себе (интровертов).
Психика- это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.
Бессознательное- или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль
«Я»- концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям.
«Оно»- в психоанализе является одной из структур, описанных Фрейдом. Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивныхвлечений.
«Сверх-Я»- в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Сверх-Я.
Либидо- (лат. libido — похоть, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.
Сублимация- трансформация либидозной энергии в творческую
Архетип- психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями
коллективное бессознательное- самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков.
Анима- по К. Юнгу, фемининные качества мужчины, женское начало.
Анимус- по К. Юнгу, маскулинные качества женщины, мужское начало.
Персона- 1) особа, личность; 2) архетип в теории Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиям со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие
Тень-
Самость- архетип в теории К.Юнга, становящийся центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри нее интегрируются в процессе индивидуации.
Экзистенция- философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия
Оргон-
одномерный человек-
техническая
рациональность- РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. ratio — разум) — термин,
символизирующий одну из ключевых тем
философии, фундаментальную проблему,
решение которой определяется
общим содержанием той или иной философско-