Философские основы архитектуры модерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 00:33, реферат

Описание работы

Сегодня мы склонны преувеличивать детерминированность событий в развитии искусства XIX века, в то время как в судьбе модерна огромную роль сыграл эффект неожиданности. Конечно, почва для революционных трансформаций в искусстве была подготовлена самой европейской историей, что понимали и современники.

Файлы: 1 файл

модерн.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

К концу XX века в судьбе стиля совершилась и еще одна метаморфоза — модерн неожиданно обрел статус общественно признанного большого стиля в нашем искусстве. Его время — перед катастрофами Мировой войны и революции и принадлежность к ярчайшему периоду русской культуры подтолкнули современное общественное мнение к утверждению модерна в этом качестве, способствовали его безоговорочному признанию. Заново выявленные и обобщенные признаки стиля, его нарочито сложные, уподобленные природным организмам архитектурные объемы, текучие, капризно извивающиеся скульптурные формы, особая линеарная эстетика и цветовая гамма, любовь к натуральным материалам и своеобразие силуэта в одежде, прическах, стали вызывать не только неподдельный интерес, но и желание подражать. Когда же язык форм, рожденный модерном, оказался востребован в отечественной архитектуре постмодернизма в 1980–1990-е годы, его формы приобрели, наконец, устойчивые типизированные черты.

Другими словами, лишь по прошествии почти века специфика стиля, наконец, полностью оформилась, и post factum модерн предстал как большой архитектурный стиль. Надо сказать, что прецедент запоздалого самоопределения и формальной кристаллизации стиля не является уникальным. Как известно, стилистический подход к истории искусств сложился сравнительно недавно — в конце XVIII — начале XIX века, и большинство стилей прошлого были только тогда осмыслены в этом ключе. Наличие значительной временной перспективы дало возможность Винкельману обобщить множественность различных стилевых поисков и увидеть в них черты стилистического единства. Аналогично сложилось и представление о модерне.

Еще сравнительно недавно крупнейший исследователь русского модерна  Е. И. Кириченко писала: «Модерн действительно не создал нового стиля в традиционном понимании, стиля как системы единообразных художественных форм, <…> стиля типологически родственного архитектурным стилям, начиная от Возрождения. <…> увидеть в нем систему можно, <…> лишь отказавшись от вынесения оценок и суждений, исходящих из академической традиции». В наши дни такая точка зрения уже не совсем адекватна реальности. Модерн в его современном понимании обладает своим, только ему присущим, узнаваемым архитектурным языком форм, созданных, прежде всего на базе западноевропейских новаций рубежа XIX–XX веков, в совокупности представляющих определенную систему. Таким образом, модерн сегодня уже обладает всеми признаками «большого стиля», и в этом смысле вполне может встать в постренессансный ряд.

Итак, мимолетность судьбы русского модерна  в начале столетия оказалась компенсированной его прочной историко-культурной «канонизацией» в отечественной  культуре конца XX века и возвратом к его формам в архитектурной практике. Другими словами, жизнь стиля в русской культуре продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Кириченко Е. И. «Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1978.
  2. Лосский Н. О. «Мир как осуществление красоты. М., 1998.
  3. Сарабьянов Д. В. «Стиль модерн. М., 1989.
  4. Анненский И.» Книги отражений. М., 1979.
  5.  
  6. С. И. Николаева «Эстетика символа в архитектуре русского модерна» М, 2003

1 Бердяев Н. Д. Самопознание. М., 1991. С. 140.

2 Современное искусство в архитектуре и его влияние на школу // Неделя строителя. 1900. № 38. С. 254–255, 261–262.

3 Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. М., 1998. С. 26.

4 Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 38.

5 Новые веяния в архитектуре // Неделя строителя. 1899. № 42. С. 42.

6 Е-й О. Еще раз по поводу новых веяний в архитектуре // Неделя строителя. 1899. № 45. С. 320.

7 Дмитриев А. И. Художественно-архитектурные впечатления дня // Зодчий. 1904. № 11. С. 136.

8 Володихин И. Задачи архитектурной эстетики // Архитектурный музей. 1902. № 1. С. 3.

9 Е. С. Новое в искусстве // Зодчий. 1902. № 18. С. 213–215.

10 О современной архитектуре. Проф. v. Schubert-Soldern // Зодчий. 1904. № 30. С. 346.

11 М-ов. П. Указ. соч. // Зодчий. 1902. № 9. С. 105.

12 Там же.

13 Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 1989. (1876, июнь)

14 Апышков В. П. Рациональное в новейшей архитектуре. СПб., 1905. С. 52.

15 Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М., 1989. С. 88.

16 Леонтьев К. Н. О национализме политическом и культурном (письма к В. С. Соловьеву) // К. Леонтьев, наш современник. СПб., 1993. С. 118.

17 Михайлов М. «Поминки» // Искусство строительное и декоративное. 1903. № 4. С. 19.

18 Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. М., 1998. С. 215.

19 Там же. С. 247.

20 Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 30.

21 Бенуа А. О новом стиле // Речь. 1917. № 45. С. 2.


Информация о работе Философские основы архитектуры модерна