Философские основы танатологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Танатология всегда являлась существенной составляющей религиозного мировоззрения, теологии и, в особенности таких ее разделов, как христианская антропология и эсхатология. В настоящее время весомость эсхатологии и танатологии в обще-религиозном мировоззрении увеличивается так, что многие богословники специально изобретают “теологию смерти”, доказательство бытия Бога

Содержание работы

Введение 3
1. Общетеоретические аспекты танатологии 5
1.1. Танатология: определение, задачи, классификация 5
1.2. Генезис и морфология культа мертвых в социальных и гуманитарных науках 8
2. Междисциплинарные аспекты танатологии и танатогенеза 12
2.1. Социобиологические понимание танатологии 12
2.2. Философско-теологическая антропология и религиозный плюрализм 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Filosofskie_osnovy_tanatologii_mezhdistsiplinarny.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

fffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

Ffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffffff

 

Введение

 

Актуальность данной темы исследования определяется стремлением развития актуального социально-гуманитарного знания, где  проблемы нашли свое истинное отражение в фундаментальных концепциях происхождения и в культурно-исторических особенностях нашей жизни. Проблема танатологии всегда была и остается одной из противоречивых и загадочных в рамках практически всех естественнонаучных и гуманитарных дисциплин [8, c. 45].

Танатология всегда являлась существенной составляющей религиозного мировоззрения, теологии и, в особенности таких ее разделов, как христианская антропология и эсхатология. В настоящее время весомость эсхатологии и танатологии в обще-религиозном мировоззрении увеличивается так, что многие богословники специально изобретают “теологию смерти”, доказательство бытия Бога [2, c. 25].

Общенаучное и философское самоопределение культурологии подтолкнуло к укреплению и решению междисциплинарных проблем усвоения, средь которых заметно отличилась проблема понимания смерти, отражавшая соотношение человека к предельным основаниям жизни.

Философская танатология нынешних дней проявила принципиальную социо-культурную тенденцию исследования смерти, обозначив картину развития культурологии.

Цель исследования – изучить философские основы танатологии в рамках междисциплинарного подхода.

Цель исследования:

1. Рассмотреть общетеоретические аспекты танатологии.

2. Рассмотреть определение, задачи, классификацию танатологии.

3. Проанализировать генезис и морфологию культа умерших в социальных и гуманитарных науках.

4. Изучить междисциплинарные аспекты танатологии и танатогенеза: ее естественнонаучное понимание и философско-теологическую антропологию и религиозный плюрализм.

Степень разработанности темы

Взаимосвязь философского и культурологического познания в проблеме освоения сущности смерти в конечные годы проанализирована в диссертационных исследованиях А.В. Демичева, Д.В. Матяш, М.А. Шенкао. В исследованиях авторов особый упор ставился на культурно-исторических и философско-методологических точках зрения проблем.

Краткий анализ использованной литературы

При написании реферата мною использовались рабаты отечественных и зарубежных авторов, посвятивших свою научную деятельность проблемам танатологии в различных е аспектах. Так, работы Шенкао М. А., Шора Г. В., Демичева А. В. посвящены преимущественно философским аспектам танатологии; в рудах Мечникова И. И. рассматриваются биосоциальные аспекты танатологии; в трудах Рязанцева С. танатология рассматривается преимущественно с позиций психоанализа. Гришков А. М. посвятил свои труды преимущественно культурно-историческим аспектам танатологии. Таким образом, тщательно подобранные и проанализированные источники литературы позволили отразить междисциплинарный подход к изучению танатологии.

Конструкция работы: материал состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общетеоретические аспекты танатологии

1.1. Танатология: определение, задачи, классификация

 

Танатология (греческое thanatos смерть + logos учение) — дисциплина теоретической и практической медицины, исследующий положение организма в окончательном этапе неблагоприятного исхода болезней, непосредственные повод смерти, клинические, и морфологические проявления раз за разом завершения жизненного протекания организма [3, c. 25]. 

Термин «танатология» в уклад медицинской науки был задействован по предложению И. И. Мечникова. У верховья танатологии стояли замечательные учёные М. Ф. Л. Биша, Клод Бернар, Р. Вирхов, И. И. Мечников, Г. В. Шор и другие, возложившие начало освоения смерти как закономерного окончания жизни [1, c. 25].

В начале XX веков смерть было принято разделять на общую, которая исследовала динамику смерти, морфологические и терминальные состояния, постмортальные явления, взаимодействие трупа с окружением, технику судебно-медицинского и частную, которая осматривала типы смерти, главные и ближайшие причины смерти при определенных заболеваниях или состояниях и их распознавание на трупе, также явления, сопутствующие им[5, c. 98].

На Международном конгрессе врачей-травматологов в Будапеште новый медицинский раздел получил свежее наименование — реаниматология, которая по множеству своих аспектов близко граничит с танатологией. Важной частью научного развития реаниматологии являющиеся патофункциональные процессы, совершающиеся во время умирания,  освежение жизненных функций. Между тем, область интересов смерти в наибольшей степени отодвинута на задний план патоморфологических аспектов умирания, просматривающиеся в трупе в различные сроки, впоследствии смерти при разных инородных условиях, исключительность изучения трупа, и распознавание источников смерти [4, c. 11].

Исторические и антропологические анализирования, отношения к смерти и к погребению в разнообразных культурах, в разнообразные исторические эпохи так же получили название (Филипп Арьес, Луи-Венсан Тома и др.) [1, c. 25].

Основные функции танатологии содержат создание и усовершенствование научной классификации оснований и обстоятельств установления смерти, создание теоретических элементов учения о терминальных состояниях, прогресс методических действий определения стадий терминального периода и момент наступления клинической и биологической смерти.

Обще-патологическая функция танатологии определяется тем, что способствует последующему расширению изображений о взаимосвязях органов и систем, поставляемые их как единого целого. Вместе с тем, на основе действительных познаний, главной обоснованностью динамики клинических процессов умирания, возможно, эффективное медецинское встревание в опасные периоды болезней, особенно в реанимационной обстановке [7, c. 25].

Одним из первых Г.В. Шор в 1924 г. выразил важнейшие принципы танатологического анализа [8, c. 45]. Он ввел термин «танатологическое заключение», где должно быть выполнено детальное сравнение клинических, и морфологических данных, рассмотрено все различие условий, течение заболеваний , почти у каждого болевшего, и на почве этого в строжайшей расстановке преподнесены этапы, предшествующие наступлению смерти.

Доказательствами этого заключения Г.В. Шор выдал на почве испытания причин смертельного исхода на разных видах сердечной и сосудистой недостаточности.

Клинический этюд терминального периода был изучен А.П. Поповым (1931), где тот полагал разделять его на пару этапов: более длительный и короткий .[2, c. 25]. Главную роль в рассмотрении танатологии представило возникновение реаниматологии, различные основы которой были направлены на запрет следующего продвижения терминальной части и возобновления разрушенных функций.

Распознают общую и специальную танатологию. Общая танатология рассматривает преимущественно одинаковые закономерности протекания умирания; специальная изучает принципы танатогенеза, в ясных заболеваниях и причинах смерти. Помимо того, что С.С. Вайля (1974) считает, что к частной танатологии нужно определять исследование источника и характера наступления невозвратных изменений в разных органах [3, c. 98].

Важнейшей комбинированной участком танатологии является определение о танатогенезе, то есть мотивах и о механизмах установления смерти. Клинически точно выявить этап болезни, когда точно начнут протекать все эти механизмы, на данный момент точно невозможно определить.

Но бесспорно, что развитие течения болезни к ее несчастному итогу становится незаметно, возникновения ранних клинических признаков перелома, так как завершающийся, хотя и ослабевающий, однако не истощенный до итога оборонительными воздействиями организма.

Не следует считать верным рассмотрения нескольких исследователей, которые советуют увеличить определение танатогенеза почти что на всю историю болезни, и даже на жизнь (болезни, которые передаются по наследству), потому что в подавляющем большинстве, конкретно в данных нынешней интенсивной терапии, механизмы, которые лежат в базе установления смерти, обычно, все купируются наоборот существующими механизмами возмещения разрушенных функций выздоровления.

Основными признаками установления смерти всегда есть замедление сердца и конец дыхания человека. Вот только вопрос в том, является ли виной всего этого стереотипный механизм, который не зависит от принципов этиологического фактора и патогенеза этой болезни, ну или процесс окончания жизни значительно отличается в любом конкретном событии.

Подчеркивают причины смерти и этапы ее установления. Под определением причина смерти понимают главный фактор, а именно фатальный исход. Наступление смерти – это есть цепь этапных изменений органов и тканей, которые  развиваются  по типу причинно-следственных отношений и приводят к концу жизни.

 

1.2. Генезис и морфология культа мертвых в социальных и гуманитарных науках

 

В культурологи мнение смерти выражает формирование и прогресс разных условных форм расположения к мертвым, обладающими сверхъестественными чертами в соответствии с их «маргинальным» состоянием в культуре. Все умершие исключены из обыкновенных процессов общественной жизни и создают некоторый «слой» со индивидуальным статусом. Касательство к мертвым прослеживается в пределах обыкновенного образца: в ритуале похорон, которые связаны с претворением вечной души из одного пребывания в другое. Главной из задач есть преобразование устаревших идей стандартного стереотипа в отношении к восприятию смерти, не мало важным понятием, которой есть семиотический анализ мифов, которые заключают в себе начальные знаки веры и знания о потустороннем бытие.

Определение «культ мертвых» в социальных и гуманитарных науках, обычно определяет начальную стадию религии, которая связанна с почтением духам усопшим предков. Но содержание этого определения намного шире, потому что оно входит в систему культурно-общих понятий, которые не сводятся к отдельному моменту в истории общества.

Почитание мертвых предстовляется в качестве динамической модели, где фиксируются изменения в понятии человека о смерти и бессмертии, выражавшиеся в разнообразных обрядах и ритуалах. У поклонений есть свой собственный генезис, который служит положением их преобразованию.

Социо-культурная мощь культов в соотношении с развитием в предположении человека о смерти, разнообразие почитаний в самой сути образованной картины мира, в связи с которой они рождаются и увеличиваются, и это дает шанс изучить образованные особенности. Познание культа мертвых есть индивидуальный аспект в философской танатологии , который соответствует ее культурологическим ориентирам.

Есть конкретные теории, раскрывающие суть культа, из числа которых особо выделяются взгляды Н.А. Бердяева, П.С. Гуревича, П.А. Флоренского, М. Элиаде, признающих специальную роль сакрализации в формировании мыслей жизни, смерти, бессмертия [2, c. 15].

Культ умерших это есть неотъемлемым атрибутом бытия культуры, выраженным на уровне мысли и деятельности. Культ мертвых не всегда является исключительно религиозной формой поклонения и, как считает М. Элиаде, сакрализация сохраняется в светской культуре [4, c. 51].

Информация о работе Философские основы танатологии