Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:27, контрольная работа
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм.
Содержание
Оглавление
1.Введение 2
2. Проблема бытья и сознания в античной философии 3
3. Человек и общество в учениях Платона и Аристотеля 8
4. Этнические концепции античности 11
5. Список использованной литературы 20
Греческая античная философия сформировалась в7-6 вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.
Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома 5-4 вв. до н.э.), как правило, определялся как досократовский или натурфилософским, а философы, работавшие в это время,- как досократики.
Второй этап – приблизительно с половины 5 в. и существенная часть 4 в. до н. э.- определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии.
Третий этап – конец 4-2 в. до н.э. определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.
Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (1 в. до н. э.-5-4 вв.н. э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Осознание бытия как некой проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности. С тех пор эта проблема постоянно находилась в центре внимания различных философских школ. Но трактовка ее, естественно, менялась от эпохи к эпохе.
Первым ввел философское понятие «бытие» Парменид. Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники мыслили бытие, не задумываясь об этом. В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.
Постановка античной философией проблемы бытия и поиски ее решения имели решающее значения для формирования ментальности западноевропейской цивилизации. Результатом усилий античных философов в этом плане были следующие мировоззренческие установки.
1. Видимый, чувственно-
2. Подлинное бытие постижимо
исключительно разумом. Только
сила абстракции в состоянии
воспроизвести хотя бы
3. Если в человеческих
абстракциях, понятиях «
4. Если истинное бытие
радикально отличается от
Бытие и небытие в контексте
размышлений Парменида несут в себе
интегральный и однозначный смысл; бытие
есть чистая позитивность, небытие — чистая
негативность, первое есть абсолютная
противоположность второго.
Как Парменид обосновывает свой великий
принцип? Аргументация очень проста: все,
о чем говорится и думается, есть. Невозможно
думать (значит, и говорить), иначе, как
думая (значит, говоря) о чем-то, что есть.
Думать ничто равнозначно не думать, а
говорить о ничто, значит ни о чем не говорить.
Именно поэтому ничто немыслимо и невыразимо.
Стало быть, «думать» и «быть» соединяются,
совпадая: «одно и то же думать и быть».
«Одно и то же думать и быть функцией того,
что есть мышление, Ибо вне бытия, в рамках
которого все выражено, Никогда не найдешь
мышления: есть или будет, значит, Что нет
ничего вне бытия...»2
Интерпретаторы указывали на этот принцип
Парменида как на формулировку принципа
непротиворечия, согласно которому невозможно
сосуществование во времени противоречащих
друг другу суждений: если есть бытие,
необходимо, чтобы не было небытия. Парменид
вскрывает онтологический смысл этого
принципа, впоследствии получившего гносеологический
и лингвистический смысл, на основе чего
конституируется западная логика в ее
высших достижениях. Именно это недвусмыленное
понимание принципа бытия и непротиворечивости
очаровало Платона, который нашел нашего
философа "восхитительным и грозным"
с его железной логикой.
Бытие есть
то, что не порождено и не уничтожимо. Ибо,
если бы оно происходило, то из небытия,
что абсурдно, ибо установлено, что небытия
нет. В случае происхождения из бытия,
это не менее абсурдно, ибо мы должны были
бы признать, что оно уже есть. По тем же
причинам нет небытия, поскольку двигаться
к бытию значило бы, что бытие уже есть,
и стало быть, останется.
Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое
— то, чего уже нет, не имеет и будущего,
ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее
без начала и без конца.
Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность
и изменчивость предполагают небытие,
по отношению к которому бытие двигается
или во что бытие трансформируется. Парменидово
бытие во всем равно; немыслимо «более
бытия» или «менее бытия», ибо это сразу
означает вторжение небытия.
Парменид также не раз обозначает бытие
как ограниченное в значении «законченного»
и «совершенного». Абсолютное равенство
и завершенность воплощались в идее сферы,
которую уже пифагорейцы понимали как
совершенную фигуру, как цельность. Единственная
истина, следовательно, состоит в том,
что существует бытие ничем и никем непорожденное,
неуничтожимое, неизменное, неподвижное,
равное себе, сферообразное и единое. Все
прочее суть пустые имена. Путь правды
есть путь разума (тропа дня), путь ошибок
есть неизбежно данные чувств (тропа ночи).
В самом деле, от чувств мы знаем о существовании
рождения и смерти, становления и движения,
именно их богиня советует Пармениду остерегаться:
«Этот путь поиска да удалит тебя от мысли,
Привычка рождается от многого человеческого
опыта и вынудит тебя
Употреблять око, что не видит, ухо, что
не слышит в грохоте,
И язык: но лишь мыслью суди и проверяй
ошибки, Ведь для того она тебе дана. Один
лишь путь приемлем: бытие»1,Здесь мы видим,
что путь заблуждений объемлет все позиции,
осмысляющие и применяющие небытие хотя
бы как момент, ибо мы видели, что небытия
нет, ибо оно немыслимо и неразрешимо.
3) Богиня также говорит о третьем пути, пути «приемлемых видимостей». Парменид, стало быть, склонен признать приличествующим некий тип рассуждения, который считается с феноменами и видимостями, не вступающими в противоречие с основным принципом. Речь идет о второй части поэмы (в основном, к сожалению, утраченной), где богиня рассуждает о «порядке являющегося мира». Исходный тезис античной философии о тождестве бытия и сознания, скорее всего по Пармениду означает, что в бытие присутствует логика, и если органы чувств нас часто обманывают, то при правильном логическом осмыслении мы сможем сделать верные выводы о окружающем нас бытие. И наоборот, не всегда точный логический расчет, дает возможность правильно оценить ситуацию и тут на помощь может прийти априорное восприятие (чувственность).
В борьбе
против религиозно-
Философия в Древней Греции рождается в лоне религиозно-мифологической идеологии и выступает поэтому в форме критического преобразования мира представлений с позиций их соответствия внешней действительности. Естественно, что древнегреческой философией становится стихийный материализм. Столь же естественно, что этой философии оказывается свойственна и первоначальная диалектика. Она необходима для решения той задачи, которую поставило перед философией развитие общественно-исторической действительности.
Следует иметь
в виду, что религиозно-
В противоположность
этому уже древнейшие греческие
философы, начиная с Фалеса и тем
более с Гераклита, обращают свой
критический взор как на стихийно
складывающиеся представления, так
и на самосознание. При этом критерием
для них становится внешняя чувственно
воспринимаемая действительность. Мир
сознания они начинают выводить из
внешнего мира, сравнивая оба эти
мира как своеобразные «предметы».
В особенности у Гераклита, а
затем и у других философов
сознание сделалось предметом
В форме философии сознание
впервые начинает наблюдать –
как бы со стороны – само себя
в своем отношении к
Мышление
– как разум, как размышление
– выделяется философией из всех остальных
способностей человека как та способность,
которая позволяет ему видеть
вещи такими, каковы они на самом
деле. Исследование «бытии» непосредственно
и органически сливается с
исследованием «понятий» и
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший древнегреческий мыслитель, один из самых энциклопедических умов. Родина его - полис Стагира на севере Греции, рядом с Македонией. Отец Аристотеля - Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III. Аристотель был сверстником его сына, царя Филиппа II, и учителем внука, Александра. Семнадцатилетним Аристотель приехал в Афины и 20 лет провел в платоновской Академии. По смерти Платона Аристотель не мог по закону возглавить Академию, т.к. не был родственником и не мог стать наследником. Аристотель оставил Афины. Некоторое время он воспитывал юного Александра. Александр Македонский высоко ценил своего учителя, говоря: «Я чту Аристотеля наравне с отцом, ибо отцу я обязан жизнью, а Аристотелю тем, что дает ей цену». Оказавшись вновь в Афинах уже пятидесятилетним, Аристотель открыл философскую школу, названную Ли/сеем, потому что она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»). На территории школы находился тенистый сад с крытыми галереями для прогулок, поэтому школу Аристотеля называли также «перипатетической» (прогулочной), а членов школы - перипатетиками (прогуливающимися). Двенадцать лет Аристотель преподавал в Ликее. Сведения о смерти Аристотеля противоречивы. 13 июня 323 г. до н.э. в Вавилоне внезапно умер Александр Македонский. Его возвращения в Грецию никто не хотел. В Греции начались волнения. Аристотель за македонские симпатии подвергся судебному преследованию. Но до суда он умер, возможно, покончил с собой.
Философские взгляды. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, чем отличается аристотелизм от платонизма. Завершенность вещи Аристотель назвал энтелехией:
1) у каждой вещи есть материя, т.е. то, из чего она сделана,
2) в каждой вещи есть ее идея, т.е. ее форм;
3) в каждой вещи причина ее существования;
4) у каждой вещи есть цель ее существования.
Аристотель исследовал самодвижения вещи, т.е. динамический аспект бытия. Каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Поэтому иногда говорят, что учение Платона об идеях, а учение Аристотеля - о формах. Художественность вещи оказывается у Аристотеля тождественна ее материальному воплощению. Природа есть художественно сконструированный организм по четырем аристотелевским принципам. Организм в понимании Аристотеля - такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько ее частей, где целостность присутствует субстанциально, т.е. удаление этих частей ведет к разрушению целостности. Такой целостностью является для Аристотеля всякая отдельная вещь, живое существо, мир в целом. Э й д о с вещи у Аристотеля - это «чтойность», то, чем она является сама по себе. Поэтому Аристотель мыслит форму и материю как нечто единое.
У Платона космосом управляет Мировая Душа, у Аристотеля же - У м , который, будучи неподвижен, двигает всем. Ум ни к чему не стремится и ничего не любит. Он вечно самодоволен, а потому пребывает в вечном блаженстве. Ум - мировой принцип, а не личность. Ведь только личность может любить или ненавидеть. А этого понятия греки не знали. Да и сам человек, по мнению Аристотеля, есть только разум.
Для Аристотеля человек - это прежде всего общественное или политическое существо ("политическое животное"), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.
В "Никомаховой этике" Аристотель отмечал, что "человек по природе существо общественное", а в "Политике" - существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей - причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.
В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.