Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:27, контрольная работа
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм.
Порочным является человек иррациональный, охватывающий тем или иным желанием, например, желанием украсть, неспособный объяснить причины, по которым все происходит. Зенон упрекал юношу в мотовстве, тот оправдывался: «У меня много денег, вот я и много трачу». Зенон ответил: «Так и повар может сказать: «Я пересолил, потому что в солонке было много соли». Добродетельным стоики считают человека, который понимает причины всего, знает природу страстей и способен поставить в надлежащее место, тем самым от них освобождаясь, по крайней мере, частично.
Жизнь рациональная, жизнь в соответствии с разумом, по мнению стоиков
— жизнь естественная. Страсть — это ошибка, это пассивность, рациональность — это власть и это деятельность.
Действительно, считают стоики, натура, сущность всего есть разум (логос), жить в соответствии с натурой означает приспособиться к логосу. И долг мудрого, добродетельного человека состоит в том, чтобы жить по разуму, который требует в том случае, если человек оказывается в условиях, препятствующих разумному поведению, чтобы человек ушел добровольно из жизни, но не был вынужденным жить иррациональным образом.
Б. Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему зеленый виноград: «Мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими, давайте же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы ».
Считаемыми таковыми обыденным сознанием: радости и страдания, богатство и бедность среднего человека.
Несвободными стоики считают
людей, неспособных мыслить, свободным
считается человек, умеющий мыслить
и быть адекватным всему происходящему.
Свободен тот, кто понимает, кто живет,
считая других подобными себе, кто
устанавливает с другими
Отсюда стоический космополитизм
и мотивы естественного права: стоики
отмечали, что принципы юстиции и
права, их корни находятся не в
«договоре», они происходят из разума
(или природы), который руководит
и запрещает, во всех действиях служит
критерием справедливого и
Абсолютный рационализм
стоицизма, ригоризм его моральных
принципов оказались очень
1. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник. М., 2003.
2. Основы философии. Учебное пособие для вузов.М.:1997.
3. Философия В.Н. Лавриненко, В.П.Ратникова.М.:2004