Философские системы античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм.

Файлы: 1 файл

конт 2.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

Порочным является человек  иррациональный, охватывающий тем или  иным желанием, например, желанием украсть, неспособный объяснить причины, по которым все происходит. Зенон упрекал юношу в мотовстве, тот оправдывался: «У меня много денег, вот я и много трачу». Зенон ответил: «Так и повар может сказать: «Я пересолил, потому что в солонке было много соли». Добродетельным стоики считают человека, который понимает причины всего, знает природу страстей и способен поставить в надлежащее место, тем самым от них освобождаясь, по крайней мере, частично.

Жизнь рациональная, жизнь  в соответствии с разумом, по мнению стоиков

— жизнь естественная. Страсть  — это ошибка, это пассивность, рациональность — это власть и  это деятельность.

Действительно, считают стоики, натура, сущность всего есть разум (логос), жить в соответствии с натурой  означает приспособиться к логосу. И долг мудрого, добродетельного  человека состоит в том, чтобы  жить по разуму, который требует  в том случае, если человек оказывается  в условиях, препятствующих разумному  поведению, чтобы человек ушел добровольно  из жизни, но не был вынужденным жить иррациональным образом.

Б. Рассел говорил, что этика  стоиков чем-то напоминает ему зеленый  виноград: «Мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими, давайте  же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы ».

Считаемыми таковыми обыденным  сознанием: радости и страдания, богатство и бедность среднего человека.

Несвободными стоики считают  людей, неспособных мыслить, свободным  считается человек, умеющий мыслить  и быть адекватным всему происходящему. Свободен тот, кто понимает, кто живет, считая других подобными себе, кто  устанавливает с другими рациональные отношения, кто создает все, уважая закон. Живя в согласии со своей природой, такой человек живет в согласии с природой вообще, в согласии с  логосом. Отсюда понятно — в каком  смысле все люди равны, все способны быть разумными, все братья и потому все граждане единого Государства, единого Города, который является «космосом».

Отсюда стоический космополитизм  и мотивы естественного права: стоики отмечали, что принципы юстиции и  права, их корни находятся не в  «договоре», они происходят из разума (или природы), который руководит  и запрещает, во всех действиях служит критерием справедливого и несправедливого. Таким образом стоиками было. сформулировано естественное право, полностью рациональное в качестве принципа как морального действия, так и политического порядка.

Абсолютный рационализм  стоицизма, ригоризм его моральных  принципов оказались очень привлекательными для римской государственности, и не случайно, что из всех философских  школ Греции именно стоицизм получил  самое широкое распространение  и влияние в Римском государстве. Известен случай, когда одному из римских  сенаторов во время заседания  сообщили о гибели на поле брани  его единственного сына, он сказал: «Я всегда знал, что породил смертного». Стоиками были некоторые римские  императоры (Марк Аврелий) и многие политические деятели, аргументы стоицизма были предпочтительнее многих других при поддержке как обвинения, так и защиты в римских судах.

 

 

 

5. Список использованной  литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник. М., 2003.

2. Основы философии. Учебное пособие для вузов.М.:1997.

3. Философия В.Н. Лавриненко, В.П.Ратникова.М.:2004

 

 


Информация о работе Философские системы античности