Философские системы античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм.

Файлы: 1 файл

конт 2.docx

— 46.06 Кб (Скачать файл)

Аристотель считал, что  душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его  объективно наблюдаемого поведения. Душа - это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, - это душа. "Именно душа придаёт смысл и цель жизни".

Телу присуще жизненное  состояние, образующее его упорядоченность  и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к  общему восприятию, а от него - к обобщённому  представлению; от мнения через понятие  к знаниям, а от непосредственно  ощущаемого желания - к разумной воле.

Душа различает и познаёт  сущее, но она сама много "времени проводит в ошибках".

Смерть тела освобождает  душу для вечной жизни: душа вечна  и бессмертна.

Платон же считал, что  сущность человека усматривал в его  вечной и бессмертной душе, вселяющейся  в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал  одно из первых определений сущности человека: "Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое  к знанию, основанному на рассуждениях".

Разумеется у Платона нет абсолютного противопоставления животных и человека. В силу того, что душа человека бессмертна, а тело тленно, человек - дуалистичен. В этой дуалистичности заложен вечный трагизм - тело тянет человека в животный мир, а душа - в божественный.

4. Этнические  концепции античности

Основными философскими школами в Греции периода античности были эпикуреизм, кинизм, скептицизм и стоицизм.

Эпикур ( 341- 270 до н. э.)- сын школьного учителя, который , по словам Диогена Лаэрция, ушел в философию в 14-ем возрасте из презрения к учителям словесности, когда они не смогли объяснит ему , что значит слово «хаос». В 18 лет он познакомился с учением Деокрита, а затем у ученика Платона Памфила брал уроки по философии Платона. В Афинах Эпикур основал свою школу- содружество, известную под названием « Сад Эпикура». Эпикур сторонился всякого участия в общественной жизни в свое смутное время, заботясь о благе индивидуума, а не всего общества. Ему приписывали максиму: « Проживи незаметно».

Согласно Эпикуру, цель философии- счастье человека. Главной составной частью философии Эпикура является этика как учение о способах постижения счастья. Для того чтобы стать счастливыми, человек должен познать законы природы. Эпикур написал свыше 300 сочинений : « О природе» в 37 книгах, «Об атомах и пустоте», « о судьбе», « О любви» и др, но до нас дошли только 3его послания Геродоту- о природе.

1. Из всего, что дает мудрость для счастья всей жизни, величайшее — это обретение дружбы.

2.Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко. У кого чего- нибудь недостает, чтобы жить разумно, хорошо и праведно, тот не может жить сладко.

3. Случай мало имеет отношение к мудрому: все самое большое и главное устроил для него разум, как устраивает и будет устраивать во все время его жизни.

По Эпикуру, жизнь человека протекает между двумя полюсами: удовольствием и страданием. Страдание причиняет незнание подлинной природы вещей. Освобождение от незнания, от невежества, приносящее покой и равновесие, дает ощущение удовольствия. Однако удовольствие, доведенное до максимума, перешагнувшее границы меры, причиняет страдание.

У Эпикура мы встречаем  характерную для античной культуры высокую оценку чувства меры во всем. Это чувство меры по мнению Эпикура, в первую очередь должно распространяться на политику. Он отрицает политику, основанную на насилии и страдании, когда человеческие отношения основываются не на «сознательной мере», а на страхе», когда люди ищут богатства, власти, престижа, чтобы спастись от страха перед другими людьми. Освободить людей от страха, порожденного верой в богов и политической борьбой — в этом главное положение эпикуровского учения. Но люди испытывают страх не только перед богами, люди боятся также смерти, и как бы их утешая, Эпикур изрекает: «Смерть для человека не может быть страшна: пока я жив, — смерти еще нет, а когда наступит смерть — меня уже нет».

Другими составными частями  философии Эпикура, наряду с этикой, являются каноника (логика) — учение о правилах(канонах) познания и физика — учение о «телесной действительности».

В теории познания Эпикура  существенных два момента: все знание человек получает из ощущений, которые «предвосхищаются» образами. Эпикур развил теорию «образов» Демокрита. Повторил он Демокрита также при изложении принципов натурфилософии, главным моментом которой является тезис о том, что вселенная состоит из тел и пустоты, а тела — либо атомы, либо составлены из них.

Скептицизм

Другим направлением эллинистического периода был скептицизм. Его основателем  был Пиррон из Элиды (360—270 до н.э.), участник азиатского похода Александра Македонского, работы которого не сохранились, а идеи остались в истории благодаря ученику Тимону, в своих сочинениях реконструировавшему пирронизм. Пиррон впервые придал систематически законченную форму издавна распространенным в древней Греции сомнениям в познавательной ценности чувственности. «Глаза и уши фальшивые свидетели» (Гераклит), «результы ощущений темных» (Демокрит).

В характеристике скептицизма  ограничимся оценкой, данной ему  вы дающимся советским историком  античной философии А.С. Богомоловым.

Скептицизм — течение в эллинистическо-римской философии, отвергающее возможность объективного знания о природных и социальных процессах в их сущности и закономерностях. Отсюда классическое требование «воздержания от суждений» (эпокэ) в теории и невозмутимости и безмятежности (атараксия) в практической деятельности. Название школы произошло от древнегреческого слова скептикос... — ищущий, исследующий, рассматривающий. Так что источником скептицизма было все же стремление к познанию и разочарование в его результатах. Приобретая в философии особое значение, термин скептик противопоставляется слову «догматик»... как выражению некритического, «поучительного» философствования.

Различают ранний и поздний  скептицизм. К позднему относятся труды и идеи Секста Эмпирика (2 в. до н.э.), врача по профессии, попытавшегося объединить скептическую философию с методологией врачей-эмпириков и отстаивавшего этику здравого смысла. В своих работах «Три книги пирроновых положений» и «Против ученых» Секст Эмпирик советует упражняться в умениях, уважать законы и обычаи своей страны. Не сомневаясь в существовании явлений, скептики считали, что только они и обладают достоверностью. Единственным критерием истины скептики считали видимость — «все лишь кажется».

Кинизм

Кинизм — это форма мировоззрения, для которого было характерным тотальное отрицание ценностей, норм, институтов, традиций, законов, идеологии того общества, в условиях которого он появился и существовал Кинизм вырос не на голом месте: о от общепринятых взглядов, киники, пользуясь «негативной филиацией идей», которую называли «перечеканкой монеты», вырабатывали новые идеи, прямо противоположные существующим. Одновременно, восприняв некоторые положения философии софистов, Сократа, идеи Еврипида, они придали им свое новое пони мание и создали систему, позволившую воспринимать кинизм как самостоятельную философскую школу.

Восприняв от предшественников идеи естественного равенства людей, опрощения и бедности, равноправия  женщин, космополитизма, внутренней свободы, индивидуализма, киники сами поставили  ряд важнейших проблем, долгие столетия волновавших людей. Это свобода  мнимая и подлинная, внешняя и  внутренняя, исторический детерминизм  и свобода выбора, моральная автономия  и ответственность личности перед  обществом, куль тура и природа, жизнь  как деяние, нравственный идеал бедняка, слово и значение, человек и  природа, проблема дефиниции, роль науки  и многие другие.

Однако эта сторона  деятельности киников обычно остается в тени эпатажного поведения представителей кинизма, которые и сами, предпочитая «проповедь действием», говорили, что «добродетель состоит не в словах, а в делах».Основоположником кинизма был ученик Сократа Антисфен (450—360 до н.э.), проповедовавший опрощение жизни. Свои взгляды он выражал в виде апофтегм — краткого и меткого наставительного изречения (от греч. «говорить напрямик»). Антисфен утверждал, что труд есть благо, ставя в пример из эллинов Геракла, а из варваров — Кира. Это нашло отражение в таких апофтегмах: «Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами»; увидев картину, изображающую, как Ахилл прислуживает кентавру Хирону, Антисфен заметил: «Молодец, Ахилл! Ты правильно сделал, что ради образования не отказался даже прислуживать».

Антисфен первый дал дефиницию (определение) понятию: «Понятие есть то, что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет». Несмотря на то, что Антисфена считали выразителем «низовой идеологии», в его апофтегмах дается высокая оценка ума и мышления. Когда один мальчик собирался слушать его и спросил, что для этого нужно приготовить, Антисфен ответил: «Приготовь книжку, да с умом, и перо, да с умом, и до щечки, да с умом». А когда ученик пожаловался, что потерял свои записи, Антисфен сказал: «Надо было хранить их в душе».

Отвергая большинство  ценностей современного ему общества, Антисфен сохранял при этом большое чувство собственного достоинства: узнав однажды, что Платон дурно о нем отзывается, Антисфен заметил: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген (412—323 до н.э.), прославившийся своим эпатажным поведением, едким остроумием и аскетическим образом жизни, вокруг которого слагались легенды (по преданию, он жил в бочке). Жизнь сталкивала его со многими великими современниками, такими, как Платон, Демосфен, Евклид, Александр Македонский. Ко всем он относился с язвительным презрением: говорил, что у Евклида не ученики, а «желчевики, что Платон отличается не красноречием, а «пусторечием», что демагоги (Демосфен) — это «прислужники черни». Над многоречивостью Платона он посмеялся следующим образом: Диогену случалось просить у Платона, то вина, то сушеных фиг. Однажды Платон послал ему целый бочонок, на что Диоген отреагировал следующими словами: «Когда тебя спрашивают, сколько будет два и два, разве ты отвечаешь: двадцать? Этак ты даешь не то, о чем просят, и отвечаешь не о том, о чем спрашивают».

Легенды сообщают, как Диоген днем с фонарем искал честного человека, как Александр Македонский, прослышав про живущего в бочке  мудреца, навестил его, спросил, чем  может ему быть полезен, на что  получил ответ: «Отойди и не заслоняй мне солнце». «Если бы я не был  Александром, я хотел бы быть Диогеном», — ответил Александр.

Диоген своим поведением и высказываниями наиболее адекватно  характеризует этику всех киников: эгалитарную, негативную, утилитарную, натуральную, рационалистическую, эвдемонистическую (признающую основой поведения человека стремление к счастью (от греч. «счастье») и максималистскую.

Однажды Диоген рассуждал  о важных предметах, но никто его  не слушал. Тогда он принялся верещать по-птичьему, сбежались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей  не пошевелятся. Он говорил, что люди соревнуются, кто кого столкнет пинком в канаву, но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым.

Подтверджая на своем примере максиму киников «проповедовать действием», Диоген, воспитывая сыновей Ксениада (рабовладельца, купившего его, когда он попал в плен), обучал их, кроме всех прочих наук, ездить верхом, стрелять из лука, владеть пращой, метать дротики; а потом в палестре велел наставнику закалять их не так, как борцов, а лишь настолько, чтобы они отличались здоровьем и румянцем. Дети запоминали наизусть многие отрывки из творений поэтов, историков и самого Диогена; все начальные сведения он излагал им кратко для удобства запоминания. Он учил их, чтобы дома они сами о себе заботились, чтобы ели простую пищу и пи ли воду, коротко стриглись, не надевали украшений…

У Ксениада Диоген жил до глубокой старости, и когда умер, был похоронен его сыновьями.

Последующие мыслители, высоко ценившие Диогена, такие, как Рабле  и Дидро, воспринимали его как  идеального мудреца, безгранично свободного и независимого, разящего смехом всякую несправедливость.

Стоицизм

Учение стоиков сформировалось в 3-2 вв. Ее основоположником считают  Зенона из Китиона (ок. 333—262 до н.э.), создавшего в Афинах философскую школу, прозванную стоической (от того Пестрого Портика, в котором Зенон преподавал свое учение) Рассказывают, что Зенон обратился в оракулу с вопросом: «Как служить наилучшим образом? И тот ответил « Взять пример с покойников». Зенон понял, что это значит, и стал читать древних мыслителей. Стоики понимали философию как изучение и упражнение, приводящее к благополучной добродетельной жизни. Их философия подразделяется на три составные части: логика, физика, этика, не отделимые друг от друга. Этика основана на определенном мировоззрении, логика определяет основания мышления и познания действительности, которое, в свою очередь, обосновывает этическое поведение.

Главная составная часть  — этика. Добродетель стоики видят в упражнениях разума, порок — в действиях, которыми руководят неразумные страсти. Порок у стоиков — это страсть, игнорирующая разум, неспособность «хорошо думать», в чем и состоит разум. «Страдать», по мнению стоиков, испытывать страсть — не значит быть рабом, но значит — не быть самим собой, быть против самого себя, против собственной натуры, а мыслить — на против, означает навести порядок в собственных страстях. Между пороком и добродетелью, таким образом, не может быть переходов, нет среднего.

Информация о работе Философские системы античности