Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:20, контрольная работа
Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи, — и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, — у него нет ни одного чисто-философского сочинения.
1.Философские взгляды Ф.М. Достоевского………………………..
1.1 Религиозные искания Достоевского………………………….
1.2 Антропология Достоевского…………………………………..
1.3 Итоги анализа идей Достоевского……………………………
2. Сознание и бессознательное. Общее представление об учении Фрейда…………………………………………………………......
2.1 Сознание………………………………………………………. 2.2 Сознание и бессознательное в личности человека………….
2.3 Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений……………………………………………………
Глоссарий……………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………..
Министерство образования и
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет заочного обучения
Кафедра
педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Вариант
4
БГТИ (ф)
ГОУ ОГУ 050501.65.6011.19ОО
Руководитель работы
___________Пузикова В.С.
«___»______________2011г.
Исполнитель
студент гр. з 10 ПО(и)
____________Назаркина О.А.
«____»______________2011г.
Нормоконтроль
___________ Максимова С.М.
«___»_____________2011г.
Бузулук
2011
Содержание
1.Философские
взгляды Ф.М. Достоевского………………………..
1.1 Религиозные искания Достоевского………………………….
1.2 Антропология Достоевского…………… 1.3 Итоги анализа идей Достоевского…………………………… 2. Сознание
и бессознательное. Общее представление
об учении Фрейда…………………………………………………………..
2.1 Сознание………………………………………………………. 2.3 Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений…………………………………………………… Глоссарий……………………………………………………… Литература…………………………………………………… |
3
4 5 7 9 9 12 16 20 22 |
Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи, — и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, — у него нет ни одного чисто-философского сочинения. Он мыслит как художник, — диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных “героев”. Высказывания этих героев, часто имеющие самостоятельную идейную ценность, не могут быть отрываемы от их личности, — так, Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе, как личность, останавливает на себе внимание: его нельзя отделить от его идеи, а идеи нельзя отделить от того, что он переживает... Во всяком случае, Достоевский принадлежит русской — и даже больше — мировой философии. [1]
Творчество
Достоевского сосредоточено вокруг
вопросов философии духа, — это
темы антропологии, философии истории,
этики, философии религии. В этой
области обилие и глубина идей
у Достоевского поразительны, —
он принадлежит к тем творческим
умам, которые страдают от изобилия,
а не от недостатка идей. Не получив
систематического философского образования,
Достоевский очень много читал,
впитывая в себя чужие идеи и откликаясь
на них в своих размышлениях. Поскольку
он пробовал выйти за пределы чисто-художественного
творчества (а в нем, несомненно,
был огромный дар и темперамент
публициста), он, все равно, оставался
мыслителем и художником одновременно
всюду. Его “Дневник Писателя”, оригинальный
по своему стилю, постоянно заполнен
чисто-художественными этюдами.
1.1 Религиозные искания Достоевского
В
основе всей идейной жизни, всех исканий
и построений Достоевского были его
религиозные искания. Достоевский
всю жизнь оставался
Но эти сомнения рождались из глубин самого
религиозного сознания; все они связаны
с одной и той же темой - о взаимоотношении
и связи Бога и мира. У Достоевского никогда
не было сомнений в бытии Бога, но перед
ним всегда вставал (и в разные периоды
по-разному решался) вопрос о том, что следует
из бытия Божия для мира, для человека
и его исторического действования. Возможно
ли религиозное (во Христе) восприятие
и участие в ней культуры? Человек, каков
он в действительности есть, его деятельность
и искания могут ли быть религиозно оправданы
и осмыслены? Зло в человеке, зло в истории,
мировые страдания могут ли быть религиозно
оправданы и приняты? Если угодно, можно
все это рассматривать, как различные
выражения проблемы теодицеи. Не только
“Бог мучил” всю жизнь Достоевского,
но он и всю жизнь боролся с Богом, — и
этот интимный религиозный процесс и лежал
в основе диалектики всего духовного процесса
в нем. Но Достоевский не со стороны, а
изнутри носил в себе и всю проблематику
культуры, все ее мечты и идеалы, ее вдохновения
и радости, ее правду и неправду. Внутренней
разнородности христианства и культуры
Достоевский никогда не утверждал, наоборот,
в нем была всегда глубочайшая уверенность
в возможности их подлинного сочетания.
Поэтому мы не найдем у него нигде той
вражды к культуре, какую, например, мы
видели у Толстого. Но с тем большей силой
Достоевский отталкивался от секуляризма—от
разъединения Церкви и культуры, от радикального
индивидуализма (“обособления”, как любил
он выражаться), от “атеистической” культуры
современности. Секуляризм и был для Достоевского
скрытым, а чаще — явным атеизмом.
1.2 Антропология Достоевского
Философское
творчество Достоевского имеет не одну,
а несколько исходных точек, но наиболее
важной и даже определяющей для него
была тема о человеке. Вместе со всей
русской мыслью Достоевский - антропоцентричен,
а его философское мировоззрение есть,
прежде всего, персонализм, окрашенный,
правда, чисто этически, но зато и достигающий
в этой окраске необычайной силы и глубины.
Нет для Достоевского ничего дороже и
значительнее человека, хотя, быть может,
нет и ничего страшнее человека Человек
- загадочен, соткан из противоречий, но
он является в то же время - в лице самого
даже ничтожного человека — абсолютной
ценностью. Поистине - не столько Бог мучил
Достоевского, сколько мучил его человек,
- в его реальности и в его глубине, в его
роковых, преступных и в его светлых, добрых
движениях. Обычно - и справедливо, конечно,
- прославляют то, что Достоевский с непревзойденной
силой раскрыл “темную” сторону в человеке,
силы разрушения и беспредельного эгоизма,
его страшный аморализм, таящийся в глубине
души. Да, это верно.
Антропология
Достоевского, прежде всего, посвящена
“подполью” в человеке. Было бы, однако,
очень односторонне не обращать внимания
на то, с какой глубиной вскрывает Достоевский
и светлые силы души, диалектику добра
в ней. В этом отношении Достоевский, конечно,
примыкает к исконной христианской (то
есть святоотеческой) антропологии; Бердяев
совершенно не прав, утверждая, что “антропология
Достоевского отличается от антропологии
святоотеческой”. Не только грех, порочность,
эгоизм, вообще “демоническая” стихия
в человеке вскрыты у Достоевского с небывалой
силой, но не менее глубоко вскрыты движения
правды и добра в человеческой душе, “ангельское”
начало в нем. В том-то и сила и значительность
антропологического антиномизма у Достоевского,
что оба члена антиномии даны у него в
высшей своей форме. [3]
Антропология Достоевского касается последних глубин человеческого духа, вскрывает непобедимую силу этического начала в человеке, но и помутнение человеческого сердца, в силу чего прямой путь к добру закрыт. Свобода вобрала в себя “семя смерти”, в глубине души, замутненной грехом, завелся смрад и грех, - но сила добра продолжает жить в человеке. Лишь через страдания и часто через преступление освобождается человек от соблазнов зла и вновь обращается к Богу. Оттого и говорит Алеша о старце Зосиме: “в его сердце тайна обновления для всех, - та мощь, которая, наконец, установит правду на земле...” Социалистическая мечта прежних лет, романтическая мечта о “восстановлении” добра в людях (термин, взятый у V.Hugo) держалась, таким образом, до конца жизни у Достоевского, и его антропология стоит посередине между чисто церковной и секулярной идеей о человеке. Для полного соответствия взглядов Достоевского учению Церкви ему не хватало поставления на верховное место того центрального учения христианства, которое видит в страданиях и смерти Спасителя необходимое предварение спасительного Его воскресения. Мы уже говорили о том, что в христианском миропонимании Достоевского подчеркнуто то откровение о мире и человеке, которое дано нам в Боговоплощении и Преображении, но нет того, что дано в Голгофе... Все же вера в человека торжествует у Достоевского над всеми его “открытиями” хаоса и смрадного подполья в человеке, - и в этом моменте антропология Достоевского пронизана лучами пасхальных переживаний, столь существенных для Православия и его основной тональности. Эстетический гуманизм, столь характерный для русских мыслителей, сохраняется и у Достоевского. [4]
Философское
творчество Достоевского, в его наиболее
глубоких вдохновениях, касалось лишь
“философии духа”, но зато в этой области
оно достигало чисто
1.3 Итоги анализа идей Достоевского
То,
что издавна в западной философии
превращало секуляризм в религиозный
имманентизм, в героях Достоевского становится
из идеи реальностью, но реальностью, диалектически
неотрываемою от религиозного начала.
Это возвращение мысли от отвлеченного
радикализма к исконному религиозному
ее лону не подавляет, не устраняет ни
одной глубокой проблемы человеческого
духа, но только вставляет всю проблематику
в ее основную исходную базу. [6] В Достоевском
открывается, в сущности, новый период
в истории русской мысли; хотя вся значительность
и фундаментальность религиозной установки
все время утверждались русскими мыслителями,
но только у Достоевского все проблемы
человеческого духа становятся проблемами
религиозного порядка. Конечно, это сразу
же и осложняет религиозную установку
и грозит возможностью отрыва от классических
формулировок, идущих от св. Отцов, но это
же оказывается и основой чрезвычайного
и плодотворнейшего расцвета в дальнейшем
русской религиозно-философской мысли.
2. Сознание и бессознательное. Общее представление об учении Фрейда.
2.1 Сознание
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание
является высшим уровнем отражения
человеком
действительности, если психику трактуют
с материалистических позиций, и собственно
человеческой формой психического начала
бытия, если психику трактуют с идеалистических
позиций. В истории психологической науки
сознание явилось труднейшей проблемой,
которую до сих пор не удалось решить с
материалистических или идеалистических
позиции, но на пути ее материалистического
понимания возникало множество самых
сложных вопросов.
Первая психологическая характеристика
сознания человека включает ощущение
себя познающим субъектом, способность
мысленно представлять существующую и
воображаемую действительность, контролировать
собственные психические и поведенческие
состояния, управлять ими, способность
видеть и воспринимать в форме образов
окружающую действительность. [7]
Мысленное
представление и
воображение действительности -
вторая важная психологическая характеристика
сознания. Она, как и сознание в целом,
тесным образом связана с волей. О сознательном
управлении представлениями и воображением
говорят обычно тогда, когда они порождаются
и изменяйте усилием воли человека.
Сознание тесным образом связано с речью
и без нее в высших своих формах не существует.
В отличие от ощущений и восприятия, представлений
и памяти сознательное отражение характеризуется
рядом специфических свойств. Одно из
них — осмысленность представляемого,
или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная
означенность, наделенность определенным
смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое
свойство сознания состоит в том,
что в сознании отражаются не все
и не случайные, а только основные, главные,
сущностные характеристики предметов,
событий и явлений, т.е. то, что характерно
именно для них и отличает их от других
внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика
человеческого сознания
— это его способность
к коммуникации, т.е. передаче другим
лицам того, что осознает данный человек,
с помощью языка и других знаковых систем.
Коммуникативные возможности есть у многих
высших животных, но от человеческих они
отличаются одним важным обстоятельством:
с помощью языка человек передает людям
не только сообщения о своих внутренних
состояниях (именно это является главным
в языке и общении животных), но и о том,
что знает, видит, понимает, представляет,
т.е. объективную информацию об окружающем
мире.