Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:20, контрольная работа
Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи, — и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, — у него нет ни одного чисто-философского сочинения.
1.Философские взгляды Ф.М. Достоевского………………………..
1.1 Религиозные искания Достоевского………………………….
1.2 Антропология Достоевского…………………………………..
1.3 Итоги анализа идей Достоевского……………………………
2. Сознание и бессознательное. Общее представление об учении Фрейда…………………………………………………………......
2.1 Сознание………………………………………………………. 2.2 Сознание и бессознательное в личности человека………….
2.3 Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений……………………………………………………
Глоссарий……………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………..
В психоаналитической философии бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных психических процессов: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Зачастую это приводит к двусмысленному пониманию бессознательного. Психоаналитическая философия основывалась на раскрытии содержания вытесненного бессознательного, хотя это - только часть понятия и полностью не покрывает его.
Итак,
Фрейд совершил революцию в нашем
представлении о субъекте. Он стремился
показать, что сознательная жизнь
является только малой частью всего
психического существования человека.
Если сравнить нашу психику с айсбергом,
то надводная часть – это все
то, что является сознательным, а
бессознательное будет
Исследовать подсознание можно разными
способами. У самого Фрейда центральное
место заняло толкование сновидений. “
Толкование сновидений есть via Regia (дорога
в царские чертоги) к познанию бессознательного,
самое определенное основание психоанализа
и та область, в который всякий исследователь
приобретет свою убежденность и образование”.
Проблема сновидений не является новым
откровением для философии, напротив,
именно философы дали Фрейду пищу для
размышлений.
Чтобы понять сновидение, необходимо различать
его явное содержание и скрытое бессознательное
содержание. Первое – это то, что мы более
или менее успешно можем вспомнить после
пробуждения. Второе находится на уровне
подсознания. Сновидение, как мы его вспоминаем
(явное содержание) является, таким образом,
искаженной реализацией вытесненных желаний.
Фрейд называл этот процесс “работой
сновидения”. Кроме того, существует и
вторичная работа сновидения – подсознание
использует “артистические” средства;
в наших сновидениях мы все становимся
актерами. Работа сновидения трансформирует
скрытые мысли сновидения в его явное
содержание. Сновидение, как мы его вспоминаем,
содержит скрытое сообщение, которое контрабандой
допускается в наше сознание. Мы смотрим
на явное содержание сна, как на ребус,
который должен быть разгадан.
Таким образом, попытка расшифровки сновидений
ведет Фрейда к пониманию того, как подсознание
функционирует в соответствии с некоторыми
“грамматическими” правилами. Если следовать
соображениям Фрейда, то за нашими сновидениями,
неадекватными реакциями, шутками и невротическими
симптомами скрываются бессознательные
мотивы. Возникает подозрение, что вещи,
которые являются осмысленными в свете
сознательных намерений и мотивов субъекта,
могут приобрести новый смысл с помощью
психоаналитического исслелования бессознательного.
То, что на первый взгляд кажется нам непонятным
и бессмысленным, получает новый смысловой
оттенок, если рассматривать это как выражение
бессознательных мотивов и намерений.
Открытие
Фрейда разрушило традиционное представление
о человеке. Со времен греческих
мыслителей европейская традиция рассматривала
человека как единственное существо,
наделенное способностью автономного
разума. Разум описывался как
важнейшее свойство, присущее только
человеку и отличающее его от других
существ. Но, как выяснилось, в душе
человека происходят неосознаваемые им,
не подвластные осмыслению процессы,
которые могут влиять на сознательные,
рассудочные представления, действия,
решения и определять их, и это
разрушило традиционный образ человека.
Глоссарий
Антропоцентризм - (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Антиномизм - чрезмерное пренебрежение законами Старого Завета, проявлявшееся или практически, под видом мнения, что возрождённый человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши, или же теоретически, в учении, что человек евангельским учением приведён к покаянию и поэтому ему не нужно изучения Старого закона.
Бессознательное - в психологии - вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию.
Имманентизм - (от лат immaneo - пребываю в чем-либо) - убеждение, что Высшее бытие целиком присутствует в мире, а не вне его.
Интериоризация – (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.
Историософия - это целостная концепция истории на основе определенного миропонимания.
Онтогенез - (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση - происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
Подсознание - это и есть сам человек. И вместе с тем это мир, в котором живет человек.
Предсознание - в классическом психоанализе З. Фрейда одна из трех систем психики человека (бессознательное —предсознательное—сознание), основным отличительным признаком которой выступает наличие в ней информации и процессов, не являющихся сознательными душевными актами (например, воспоминаний, неактуализированных знаний и т. д.), но способных стать сознательными (осознанными) при совпадении определенных условий.
Секуляризм - концепция, согласно которой государство и общество должно существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Филогенез
- это процесс исторического развития
вида.
Литература
1. Достоевский, Ф.М. Великий инквизитор / Ф.М. Достоевский // Антихрист (Из истории отечественной духовности): антология.– М.: Высшая школа, 1995. – 76–91с.
2. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя 1877 (сентябрь– декабрь)–1880 (август) // Полное собрание сочинений / Ф.М. Достоевский. – Л.: Наука, 1984. – Т. 26. – 136-149с.
3. Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2 т / В.В. Зеньковский. – Л.: Эго, 1991. – Т. 1.– Ч. 2. – 225с.
4. Лаут, Р. Философия Достоевского в систематическом изложении / Р. Лаут. – М.: АСТ, 1996. – 334с.
5. О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. – М.: Молодая гвардия, 1991.- 272с.
6. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности / В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 608c.
7. В.М. Лейбин. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия / Лейбин В.М. – М.: Издат-во политической литературы, 1990. – 27с.
8. В.М. Лейбин. Фрейд. Психоанализ и современная философия / Лейбин В.М. – М.: Издат-во политической литературы, 1990. – 31с.
9. А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление / Шопенгауэр А.– М.: Диадема-Пресс, 2001. Т.2. – 297с.
10. З. Фрейд. О психоанализе. Психология бессознательного / Фрейд З.– М.: Издат-во политической литературы, 1989. – 364с.