Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:20, контрольная работа
Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи, — и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, — у него нет ни одного чисто-философского сочинения.
1.Философские взгляды Ф.М. Достоевского………………………..
1.1 Религиозные искания Достоевского………………………….
1.2 Антропология Достоевского…………………………………..
1.3 Итоги анализа идей Достоевского……………………………
2. Сознание и бессознательное. Общее представление об учении Фрейда…………………………………………………………......
2.1 Сознание………………………………………………………. 2.2 Сознание и бессознательное в личности человека………….
2.3 Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений……………………………………………………
Глоссарий……………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………..
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Прежде достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).
В
начале своего развития сознание человека
является направленным на внешний мир.
Человек осознает, что находится вне его,
благодаря тому, что с помощью данных ему
от природы органов чувств видит, воспринимает
этот мир как отделенный от него и существующий
независимо от него. Позднее появляется
рефлексивная способность, т.е. осознание
того, что сам человек для себя может и
должен стать объектом познания. Такова
последовательность стадий развития сознания
в фило- и онтогенезе. Данное первое направление
в развитии сознания можно обозначить
как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием
мышления и постепенным соединением мысли
со словом. Мышление человека, развиваясь,
все больше проникает в суть вещей. Параллельно
с этим развивается язык, используемый
для обозначения добываемых знаний. Слова
языка наполняются все более глубоким
смыслом и, наконец, когда развитие получают
науки, превращаются в понятия. Слово-понятие
и есть единица сознания а направление,
в русле которого оно возникает, можно
обозначить как понятийное.
Магистральным направлением дальнейшего
развития человеческого сознания становится
расширение сферы осознаваемого человеком
в себе и окружающем мире. [8]
Сознание
не является единственным уровнем, на
котором представлены психические процессы,
свойства и состояния человека, далеко
не все, что воспринимается и управляет
поведением человека, актуально осознается
им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное.
Это - те явления, процессы, свойства и
состояния, которые по своему действию
на поведение похожи на осознаваемые психические,
но актуально человеком не рефлексируются,
т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной
с сознательными процессами, также называют
психическими.
Бессознательное начало так или иначе
представлено практически во всех психических
процессах, свойствах и состояниях человека.
Есть бессознательные ощущения, к которым
относятся ощущения равновесия, проприоцептивные
(мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые
зрительные и слуховые ощущения, которые
вызывают непроизвольные рефлексивные
реакции в зрительной и слуховой центральных
системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. [9]
Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.
Есть
и бессознательная
мотивация, влияющая на направленность
и характер поступков, многое другое, не
осознаваемое человеком в психических
процессах, свойствах и состояниях. Но
главный интерес для психологии представляют
так называемые личностные проявления
бессознательного, в которых, помимо желания,
сознания и воли человека, он проявляется
в своих наиболее глубоких чертах. Большой
вклад в разработку проблематики личностного
бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека
- это те качества, интересы, потребности
и т.п., которые человек не осознает у себя,
но которые ему присущи и проявляются
в разнообразных непроизвольных реакциях,
действиях, психических явлениях. Одна
из групп ошибочные
действия: оговорки, описки, ошибки при
написании или слушании слов. В основе
второй группу группы сознательных явлений
лежит непроизвольное
забывание имен, обещаний, намерений,
предметов, событий и другого, что прямо
или косвенно связано для человека с неприятными
переживаниями Третья группа бессознательных
явлений личностного характера относится
к разряду представлений и связана с восприятием,
памятью и воображением: сновидения,
грезы, мечты.
Оговорки
представляют собой бессознательно
детерминированные
Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.
Особую
категорию бессознательного составляют
сновидения. Содержание сновидений, по
Фрейду, связано с бессознательными
желаниями, чувствами, намерениями человека,
его неудовлетворенными или не вполне
удовлетворенными важными жизненными
потребностями.
Бессознательные явления вместе с предсознательными
управляют поведением, хотя функциональная
роль их различна. Сознание управляет
самыми сложными формами поведения, требующими
постоянного внимания и сознательного
контроля, и включается в действие в следующих
случаях:
а)
когда перед человеком
б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,
в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,
г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Подобного
рода ситуации возникают перед людьми
практически беспрерывно, поэтому
сознание как высший уровень психической
регуляции поведения постоянно
присутствует и функционирует. Наряду
с ним многие поведенческие акты
осуществляются на уровне пред- и бессознательной
регуляции, так что в реальной действительности
одновременно в управлении поведения
участвуют многие различные уровни его
психической регуляции.
Вместе с тем следует признать, что в свете
имеющихся научных данных вопрос об отношениях
между сознательными и другими уровнями
психической регуляции поведения, в частности
бессознательным, остается сложным и не
решается вполне однозначно. Основной
причиной этого является тот факт, что
существуют разные типы бессознательных
психических явлений которые по-разному
соотносятся с сознанием. Есть бессознательные
психические явления, находящиеся в области
предсознания, т.е. представляющие собой
факты, связанные с более низким уровнем
психической регуляции поведения, чем
сознание. Таковы бессознательные ощущения,
восприятие, память мышление, установки.
Другие бессознательные явления представляют
собой такие, которые раньше осознавались
человеком, но со временем ушли в сферу
бессознательного. К ним относятся, например,
двигательные умения и навыки, которые
в начале своего формирования представляли
собой сознательно контролируемые действия
(ходьба, речь, умение писать, пользоваться
различными инструментами).
Третий тип бессознательных явлений -
те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных
выше суждениях, касающихся личностного
бессознательного. Это — желания, мысли,
намерения, потребности, вытесненные из
сферы человеческого сознания под влиянием
цензуры.
Каждый
из типов бессознательных явлений
по-разному связан с поведением человека
и его сознательной регуляцией.
2.3 Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений
Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей. Фрейд ввел представление об уровнях строения психики; им было впервые рассмотрено соотношение сознания и бессознательного. Этот ученый является основателем психоанализа. По мнению многих, достижения в этой области поставили его в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Фрейд во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке. [9]
К
моменту создания психоаналитического
учения представления о
Фрейд
показал, что наша психика в процессе
эволюции приобрела драгоценный
дар – способность вытеснять
из сознания неприятные переживания
в другие её участки. Безусловно, мы
просто не выдержали бы такого напряжения
сознания, если бы все наши жизненные
катастрофы собирались на одном этом участке.
Психические травмы вытесняются в те участки
психики, которые и называются бессознательным.
Мы перестаем их осознавать, но они продолжают
действовать и зачастую определяют содержание
сознания. Основатель психоанализа говорит
о том, что подавленное и вытесненное в
бессознательное желание человека “продолжает
существовать и ждет только первой возможности
сделаться активным…”. [10]
Для Фрейда бессознательное – это вместилище инстинктов, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. Фрейдовские представления о человеческой психике как состоящей из Оно (бессознательное), Я (сознание) и Сверх-Я (совесть) известны. Отношение между бессознательным и сознанием, где оно сравнивается с лошадью, а Я – с всадником, сидящим на лошади, но практически подчиненным её необузданным порывам, представления о Сверх-Я – все это часто воспринимается как новое слово в истории науки и философии, впервые сказанное Фрейдом. Однако в истории философии имеются более ранние аналоги подобных взглядов на человеческую психику. Прежде всего, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания, причем далеко не все психические акты становятся сознательными. Бессознательное представлено у Фрейда в качестве унаследованного глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, выражающие различные безотчетные влечения человека. Сознание выступает как посредник между бессознательным и внешним миром, предназначенный для содействия в деле оказания влияния этого мира на бессознательную деятельность индивида.