Философские взгляды И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Основной смысл философии Канта составляет ее гуманистическое призвание. Для него высшее назначение философии – это ее постоянная забота и вечная судьба, которая заключается в том, чтобы способствовать интеллектуальному и нравственному самоопределению личности. Проблема человека занимаем центральное место в философии Канта. Именно в человеке лежит то «изначально синтетическое единство».

Содержание работы

Введение..................................................................................................3
Кант – основоположник немецкой классической философии..........4
Взгляды И.Канта...................................................................................4-5
Докритический период........................................................................5-7
Критический период.......................................................................7-8
Заключение.......................................................................................9
Список использованной литературы...

Файлы: 1 файл

Философия Тошева.docx

— 26.21 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Московский государственный открытый университет 

им. В.С. Черномырдина»

 

Губкинский  институт (филиал)

 

Кафедра философии

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине: «Философия»

Тема: «Философские взгляды И. Канта»

 

 

 

Студентки 2 курса  заочной формы обучения

Специальность: Э и У в ДО и металлургии 

Шифр: 2410632

Фамилия и  инициалы: Титова М.М.

 

Руководитель:    Тошева Наталья Александровна

 

 

г. Губкин, 2012 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение..................................................................................................3
  2. Кант – основоположник немецкой классической философии..........4
  3. Взгляды И.Канта...................................................................................4-5
  4. Докритический  период........................................................................5-7
  5. Критический период.......................................................................7-8
  6. Заключение.......................................................................................9
  7. Список использованной литературы.............................................10

 

 

Введение

Основной   смысл   философии   Канта   составляет   ее   гуманистическое  призвание. Для  него  высшее  назначение  философии  – это ее   постоянная   забота   и   вечная   судьба,   которая заключается   в  том,   чтобы   способствовать   интеллектуальному  и   нравственному  самоопределению  личности.   Проблема   человека занимаем центральное место в  философии Канта.  Именно в человеке лежит то «изначально синтетическое  единство».

«Если существует наука, действительно  нужная  человеку, говорит Кант,    то это та,  которой  я  учу,    а   именно  подобающим  образом  занять указанное  человеку  место  в  мире  и из   которой   можно   научиться   тому,   каким   надо   быть,   чтобы  быть человеком».

Величие  Канта   в  том,  что в трансцендентальной  логике он   вопреки   всем   тенденциям   своей   эпохи   поставил   задачу изучения  источников и развития  знания,  хотя   и  ограничил  ее исследованиями    только   априорного   знания,    коренящегося   в самом   рассудке   и   разуме.   Важнейшие   проблемы   философии  Канта:   гносеология,   учение  о   государстве   и   праве,   эстетические взгляды и учения о  вечном мире.

 

 

 

 

 

 

Кант – основоположник немецкой классической философии

Канта принято называть   «основоположником   немецкой   классической   философии».   Действительно,   почти   все   виды   классического   и   современного   философствования,   так   или    иначе,   восходят   к  творчеству   этого    мыслителя.    Его    труды    положили    начало знаменательной  традиции   в  европейском  духовном   развитии. Суть ее состоит  в том,   что  каждый  дальнейший   шаг  вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш.

Иммануил Кант основатель философского критицизма, представляющего  главную поворотную точку в истории  человеческой мысли, так что все  развитие философии если не по содержанию, то по отношению мысли к этому  содержанию должно быть разделено на два периода: докритический и  послекритический.

Взгляды И.Канта.

В первый период творчества Кант создал «небулярную» космогоническую  теорию, основные моменты которой  таковы: солнечная система возникла и развивалась из первоначального  диффузного облака материи на основе законов притяжения и отталкивания.

Второй   период   своего творчества,   более   тридцати   лет, Кант   посвятил   исследованиям    познавательных   и   нравственных  способностей   человека.   Его  основные  философские  труды:   «Критика   чистого   разума»,   «Критика   практического   разума»,  «Критика способности  суждения».   Кант    агностик  утверждает, что  подлинная  природа  вещей  не  может быть доступна познанию, т.е. абсолютного  познания  нет.   Кант    в основном   идеалист    утверждает,  что законы   природы  есть творение   разума.   В   то   же   время   в   его   философии   есть   ряд важных  материалистических  положений.  Поэтому  часто  позицию   Канта   справедливо   характеризуют   как   дуалистическую. Эта   противоречивость   позволила   критиковать   его   учение   и идеалистами,  и  материалистами.

Кант первый систематически научно показал, что «первичные»  определения обусловлены познающим  умом, но не в его эмпирических состояниях, а его априорными (в неопытных  или до опытных) актами, создающими предмет как такт. К этой идее Кант подходит посредством формального  разбора того, что есть познание. Познание вообще состоит из суждений, т.е.. из такого соединения двух представлений, в котором одно служит предикатом другого. Но сели всякое познание состоит  из суждений, то нельзя сказать, наоборот, что всякое суждение; есть познание.

Докритический  период.

Это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная  с окончания им Кенигсбергского  университета и до 1770 года.  Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике  каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного  материала.

Для него характерно серьезное  отношение к любому авторитету в  науке и философии, о чем свидетельствует  одна из первых его печатных работ  – “Мысли об истинной оценке живых  сил”, написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих  ученых, великих философов? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.

Кант предлагает рассмотреть  новую, до него неизвестную немеханическую картину мира. В 1755 году в работе “Всеобщая естественная история  и теория неба” он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной  состоят из материальных частиц –  атомов, которые обладают внутренне  присущими им силами притяжения и  отталкивания. Эта идея положена Кантом в основу его космогонической  теории. В первоначальном состоянии, считал Кант, Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом  пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силе притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка) по направлению  друг к другу, причем “рассеянные  элементы с большой плотностью, благодаря  притяжению, собирают вокруг себя всю  материю с меньшим удельным весом”. На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи  Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения  Вселенной и планет объясняет  буквально все: и происхождение  их, и положение орбит, и происхождение  движений.  Напоминая слова Декарта  “Дайте мне материю и движение, и я построю мир!”, Кант считал, что ему лучше удалось осуществить  замысел: “Дайте мне материю, и я  построю из нее мир, т.е. дайте  мне материю, и я покажу вам, как  из нее должен возникнуть мир”

Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влияние  как на развитие философской мысли, так и науки. Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствующей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его “докритический” период деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания.

 

Критический период.

Стремление Канта создать  философию, противостоящую “разрушительному скептицизму и неверию”, которые  процветали во Франции и робко  пробивали путь в Германию во время  движения “Бури и натиска”, привело  Канта к наиболее характерному для  него “критическому” периоду.

Специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась после опубликования  им трех “Критик” – “Критики чистого  разума”(1781г.), “Критики практического  разума”(1788г), “Критики способности  суждения”(1790г). Все эти работы связаны  единым замыслом и представляют собой  последовательные ступени обоснования  системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую  систему). Второй период творчества “Канта назван “критическим” не только потому, что “Критиками назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой  задачу провести в них критический  анализ всей предшествовавшей  ему  философии; противопоставить  критический  подход при оценке возможностей и  способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.  В первой из этих книг Кант изложил учение  о познании, во второй  - этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о “вещах в себе” и “явлениях”.

По Канту, существует мир  вещей, независимый от человеческого  сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них  ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует  о том, что Кант подходит к его  рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей  – это мир “вещей в себе”, т.е. непознаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом  “Вещи в себе”, по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени  и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального  идеализма.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Положительная ценность философии  Канта в том, что он впервые  в истории немецкого идеализма  восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.

Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как  с точки зрения ее ценности, так  и с критическими замечаниями. Вся  концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: "О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. Философия. - ГАРДАРИКИ, 2005
  2. Философия Канта и современный идеализм, И.С. Андреева, И.И. Ремезова, Л.А. Боброва,  ИНИОН, М., Наука, 1987.

 

 

 

 


Информация о работе Философские взгляды И. Канта