Философский анализ работы Г.В. Плеханова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:11, реферат

Описание работы

Цель работы – характеристика понимания роли личности в истории в основных работах Плеханова (одна из которых так и названа – «О роли личности в истории»). В соответствии с поставленной целью задачи работы можно сформулировать следующие:
Определение понятия личности;
Анализ основных произведений Г.В. Плеханова, посвящённых историческому процессу и роли личности;
Оценка наследия Плеханова с современных позиций.

Содержание работы

Введение
1. Понятие личности
2. Роль личности в истории в произведениях Г.В.Плеханова
3. Современное понимание основных положений Г.В.Плеханова о роли личности в истории
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 41.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

 

Личность - это человеческий индивид в аспекте  его социальных качеств, формирующихся  в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности”  составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество. Человеческий индивид - это  единичный представитель человеческого  рода, отдельно взятый человек, безотносительно  к его реальным антропологическим  и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так  как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как  перестает быть “единицей” человеческого  рода и приобретает относительную  самостоятельность своего бытия  в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и  индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир индивида, его  особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными  условиями, а по происхождению, структуре  и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности  конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой  в рамках социальной системы.

Плеханов внес ценный вклад в  марксистскую науку в вопросах о  роли личности в истории, о соотношении  экономики и идеологии, о взаимоотношении  различных форм общественного сознания. В работе "К вопросу о личности в истории" Плеханов обогащает  марксистскую аргументацию, делает шаг  вперед в разработке одной из центральных  проблем исторического материализма - о роли производителей материальных благ, народных масс и личности в  истории, особенно рабочего класса в  классовой борьбе. Плеханов выступал против волюнтаризма и фатализма  в истории. Он показал роль субъективного  фактора в истории, то есть сознательной деятельности народных масс, классов, политических партий, выдающихся личностей.

Взгляды Плеханова оспаривались, но противники его марксистской концепции не могли  привести сколько-нибудь веских аргументов, которые бы их поколебали в главном, существенном. Он дал одно из лучших изложений научного решения этой важнейшей проблемы для своего времени  и наметил весьма существенные методологические подходы к ее анализу.

В какой-то степени Плеханов представляет себе историю как заранее написанный спектакль, в котором режиссер может  заменить актера, но все равно будет  делать то, что указано в сценарии. Он невольно исходит из идеи существования  смысла истории ранее, чем совершились  события.

Для Плеханова  положение о том, что роль личности определяется организацией общества, служит лишь способом доказать торжество  жестких неумолимых марксистских законов  над волей человека.

Неоднозначность и многогранность проблемы роли личности в истории требует адекватного, многостороннего подхода к ее решению с учетом как можно  большего количества причин, определяющих место и роль личности в том  или ином моменте исторического  развития. Совокупность этих причин называется фактором ситуации, анализ которого позволяет  не только объединять разные точки  зрения, локализовав их и “урезав” их претензии, но и облегчает методически  изучение конкретного случая, никак  не предопределяя результат исследования.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности М.: Инфра-М, 2001 – 328 с.
  2. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: 1993.- 279 с.
  3. Марцинковская Т. Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т. Г.   Психология развития М.: Академия, 2005 – 312 с.
  4. Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 – 400 с.
  5. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1956 – 814 с.
  6. Плеханов, Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти тт. Т. 2. М., 1956, стр. 300–334.

 

  1. Раппопорт Х. Философия истории в ее главнейших  течениях. СПб., 1999. – 512 с.
  2. Социология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 – 224 с.

Размещено на www.allbest.

 

1 Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности М.: Инфра-М, 2001 –  с.141

2 Плеханов Г.В. Избр. филос. произв., т.I. M., 1956, с.70.

3 Там же.

4 Там же, с.72.

5 Там же, с.172.

6 Плеханов Г.В. Избр. филос. произв., т.I, с.636.

7 Бернштейн Э. Очерки по истории и теории социализма. СПб., 1902, с.120.

8 Плеханов Г.В. Избр. филос. произв., т.III. M., 1957, с.50.

9 См., например, работу Плеханова «Анархизм и социализм», вышедшую в 1894 г. в Германии, а затем опубликованную в 1895 г. в Лондоне.

10 Плеханов Г.В. Избр. филос. произв., т.II, с.234.

11 Там же, с.330.

12 Там же.

13 Там же, т.I, с.636.

14 Там же, т. II, с.326.

15 Там же, с.334, 382

16 Социология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 – С.151

17 Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 – С.118


Информация о работе Философский анализ работы Г.В. Плеханова