Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад
Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.
ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены.
ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (род. 28 фев. 1863, Петербург – ум. 6 янв. 1945, Москва) – рус. естествоиспытатель и мыслитель, основоположник учения о живом веществе, работавший на стыке наук: геологии, биологии, химии. Огромное значение придавал роли философии, логики и методологии для исследований в области естественных наук. Совершенно поновому подошел и развил понятия «биосфера» (греч. bios – жизнь и sphaira – область, сфера; сфера жизни), введенное в науку Э. Зюсом, и «ноосфера» (греч. nous – разум и sphaira – сфера; сфера разума), введенное П. Тейяром де Шарденом и Э. Леруа. Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, охваченная биологической жизнью, которая налагает на нее своеобразную геологическую и физико-химическую организованность. Возникновение жизни на Земле и связанное с ним образование биосферы рассматривал не как изолированное появление очагов жизни в отдельных ареалах, а как единый монолитный процесс образования жизни на всей планете с зарождением соответствующих для этого условий. С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, человечество, овладевая законами , природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям, и потому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в космос и проникновение в глубины планеты. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое. Осн. произв.: «Биогеохимические очерки», 1922-1932, 1940; «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», 1965; «Живое вещество»,, 1978; Избр. соч., тт. 1-5, 195Ф-1960.
ВЕРОЯТНЫЙ – в большей или меньшей степени претендующий на истинность, не имея на то достаточных оснований (см. Пробабилизм). В повседневной жизни обычно вместо истины, к которой стремятся и которая трудно или совсем недоказуема, довольствуются вероятностью. В принципе одно и то же суждение может быть одинаково вероятно истинным и ложным. В математике вероятностью называется отношение числа случаев, благоприятствующих данному событию, к числу всех равно возможных случаев.
ВЕРТХЕЙМЕР (Wertheimer) Макс (род. 14 апр. 1880, Прага – ум. 12 окт. 1943, Нью-Йорк) – нем. психолог; профессор с 1933; с 1929 – профессор во Франкфурте; совместно с К. Коффкой и Вольфгангом Кёлером является основателем гештальтпсихологии (см. Гештальттеория). Исследовал прежде всего восприятие движений, установил, что оно является изначально психическим переживанием, а не результатом комбинирующей интерпретации ряда покоящихся образований. Осн. произв.: «Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie», 1925; «Productive thinking», 1945.
«ВЕСЕЛАЯ НАУКА» (провансальск. Gaya scienza) – поэзия школы трубадуров из Тулузы (основанной в 1324). Ницше использовал это выражение в качестве заголовка для одного из своих произв., чтобы показать свое преклонение перед провансальским трубадуром, «объединившим в себе певца, рыцаря и свободный дух».
ВЕЧНОСТЬ – бесконечная длительность (см. Длительность). «Истинная бесконечность – это не такая бесконечность, которая исключает всякое время, а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время) подчиненным. Подлинная бесконечность есть преодоление времени» (Шеллинг).
ВЕЩЕСТВО – по своему значению близко понятию материя, но не равнозначно ему полностью. В то время как со словом «материя» преимущественно связываются представления о грубой, инертной, мертвой действительности, в которой господствуют исключительно механические законы, вещество является «материалом», который благодаря получению формы вызывает мысли об оформленности, жизненной пригодности, облагораживании. См. Гешталъткачества.
ВЕЩЬ В СЕБЕ – по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, «истинное» бытие, «проявления» которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти «проявления» и указывают. См. также Шифр; Действительность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – в философии Канта категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. В окказионализме, в философии Лейбница и Лотце взаимодействие понимается метафизически. В психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического (см. Вопрос об отношении души и тела). Согласно гипотезе «двойная причина – двойное следствие» (принадлежащей К. Штумфу и Э. Бехеру), каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную – физическую и психическую – причину и соответственно следствие. Эта гипотеза обладает преимуществом теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретических затруднений. Ее сторонниками являются Э. Гартман, У. Джемс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль.
ВИВЕС (Vives) Хуан Луис (род. 6 марта 1492, Валенсия – ум. 6 мая 1540, Брюгге) – исп. философ-гуманист и педагог; был профессором в Лувенском католическом и Оксфордском ун-тах. В своем осн. психологическом соч. «De anima et vita» (1538; «О душе и жизни») выдвинул требование: нужно стремиться исследовать не то. что есть душа, а каковы ее свойства и как она действует; поэтому Вивес считается «отцом новой эмпирической психологии». Кроме того, он (одним из первых) предпринял попытку написать историю философии («De unitiis, sectis et laudibus philosophae», 1518). Был противником схоластики и сторонником эмпиризма – непосредственного наблюдения и эксперимента. Его педагогические идеи оказали влияние на Я. А. Коменского и А. Лойолу.
ВИД (лат. species) – в логическом смысле понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с др. видовыми понятиями; из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие – понятие рода (лат. genus; см. Род). В свою очередь понятие вида может стать по отношению к подчиненным понятиям также понятием рода. В биологии понятие вида – это общность родственных между собой индивидов, известные признаки которых, остающиеся относительно неизменными, совпадают. Вплоть до 19 в. биологические виды считались неизменными; начиная с Дарвина, получило развитие учение о постепенном изменении также и видов (см. Видовая душа).
ВИДЕНИЕ (от лат. visio – созерцание) – в узком психолого-психиатрическом смысле оптическая галлюцинация. В более широком религиозно-философском и религиозно-научном смысле – «внутреннее зрение», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями (ясновидение в парапсихологическом смысле) или принимается за откровение из «другого» мира.
ВИДИМОСТЬ – обманчивое отражение, ложный образ, «пустая» кажимость (см. также Иллюзионизм). В психологии различают созерцательную видимость (образ отражения и т. п., см. Инверсия) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо объективно существующего (см. Явление, Реальность); в этом смысле существует видимость всего данного в созерцании, которое принадлежит к сфере макрокосмоса и при этом может быть неидентичным с объективной действительностью. См. также Действительность.
ВИДОВАЯ ДУША – гипотетический носитель сверхиндивидуальных психических воздействий, которым вид обязан своим развитием. Видовая душа, охватывая индивидов данного вида, должна довести их до той ступени развития, где они обособятся и перерастут условия вида. Тогда индивиды станут выражением идеи – видовой души (видовая энтелехия), а в этой последней заложена тенденция доводить до конца развитие относящихся к данному виду индивидов как таковых. «Поэтому когда говорят, что природе нет дела до индивидов, то имеют в виду следующее: как только появляется для этого возможность, природа стремится к осуществлению того, что можно осуществить в рамках ее идеи; виды – это невоплощенные носители идеи, которая осуществляется лишь в индивиде; стремление, которое имеет своей целью опять-таки индивид, но .которое, достигая цели, приводит к эмансипации вида как такового. Поскольку целью видовой души является индивид, то было бы также правомерным утверждение, что для природы индивиды имеют значение» (Венцль).
ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн Дамаскин. Визант. философия представляет собой в основном передачу платоновско-аристотелевских идей и произв.; она начинается с Фотия (820 – 891), автора сборника «Библиотека» (до 857), и достигает, вершины в Михаиле Пселле и Никифоре Влеммиде (ум. 1272). Последующий расцвет получила в Италии периода Возрождения в лице Виссариона, Георгия Трапезундского (1396-1484) и др. (см. также Академия). Иррациональное течение в визант. философии представлено мистикой Симеона (1025-1092), свободной от обычно сопровождающих ее экстатических явлений, и мистикой внутренней жизни Николая Кавасилы (14 в.), обращенной против религиозной формальности.
ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (род. 2 дек. 1876, Глац – ум. 11 янв. 1969, Кёльн) нем. социолог; профессор в Кёльне (с 1919), с 1933 жил и работал в США. Создатель социологического учения об отношениях, которое исходит из следующих положений: 1) социальное, или межчеловеческое, представляет собой запутанную сеть отношений между людьми, каждое из которых является результатом социальных процессов; 2) из межчеловеческого происходит все, что мы называем культурой в самом широком смысле слова; 3) в переживании социальное вступает в теснейшую связь с душой и телом людей. Осн. произв.: «System der allgemeinen Soziologie», 2 Tie., 1955; «Staatssozialismus», 1916; «Der Liberalismus in Vergangenheit und Zukunft», 1917; «Soziologie, Geschichte und Hauptprobleme», 1926; «Homo sum. Gedanken zu einer zusammenfasseden Anthropologie», 1940; «Spдtlese», 1954; «Das Soziale im Leben und im Denken», 1956; «Erinnerungen», 1958.
ВИЗУАЛЬНЫЙ (от лат. visualis зрительный) – видимый, наблюдаемый простым глазом; память и фантазия являются визуальными, если они воспроизводят по преимуществу то, что доступно зрению.
ВИКО (Vico) Джамбаттиста (род. 23 июня 1668, Неаполь – ум. 23 янв. 1744, там же) – итал. философ. Основатель философии истории и психологии народов. «Он заранее предчувствовал всю этнологию и всеобщую историю права» (Я. Колер). Ввел в историческую науку компаративный метод и считал, что все народы развиваются параллельно, проходя последовательно божественную героическую и человеческую стадии развития. Не принимал картезианства, симпатизировал платонизму эпохи Возрождения, испытал влияние Мальбранша и индуктивного метода Ф. Бэкона. Осн. произв.: «Principi d'una scienza nuova d'intorno alia commune natura delle naziono», 1725 (рус. пер. «Основания новой науки об общей природе наций», 1940); «De nostri temporis studiorum ratione».
ВИЛЬГЕЛЬМ из Шампо (Champeaux, Campellensis) (1070-1121) франц. ранний схоласт; с 1113 – епископ в Шалоне-на-Марне, после занятий науками и преподавательской деятельности в Париже ушел в Сен-Викторский монастырь. В вопросе о природе универсалий, в противоположность своему учителю номиналисту Росцелину, придерживался крайнего реализма, согласно которому общие понятия являются реальными субстанциями. Однако позднее под влиянием критики своего ученика Абеляра его взгляды стали более умеренными.
ВИНА – то, что достойно упрека. Осуждая человека, ему ставят в вину то, что он вел себя неправильно и решал несправедливо, хотя мог бы вести себя иначе, а решать справедливо. Внутренняя причина упрека в вине заключена в том, что человек предопределен к свободному, ответственному, нравственному самоопределению- и поэтому обладает способностью решать справедливо, выступая против несправедливого и избегая того, что запрещено. Побуждение поступить неправильно может овладеть человеком, способным к правильному действию, в том случае, если он не знает запретительных норм или недооценивает их. В этом случае нарушения запрета действующий человек также бывает не в состоянии решиться действовать вопреки несправедливому. Шиллер считал вину «величайшим злом», а Гёте утверждал, что вся вина на земле отмщена. См. Пограничные ситуации, Раскаяние, Свобода.
ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (род. 11 мая 1848, Потсдам – ум. 22 окт. 1915, Гейдельберг) – нем. философ; с 1903 – профессор. Много сделал, работая в области истории философии; исходил из кантовского критицизма, заложил основы баденской, или юго-западной, нем. школы неокантианства. Философия для него является критической наукой об общепринятых ценностях. В учении о науке он различает генерализирующие, или номотетические, естественные (законополагающие) науки и индивидуализирующие, или идиографические, науки о культуре (которые стремятся понять единичные факты). Осн. произв.: «Geschichte der abendlдndeichen Philosophie im Altertum», 1888 (рус. пер. «История дневной философии», 1911); «Geschichte der neueren Philosophie», 2 Bde., 1878-1880 (рус. пер. «История новой философии», 2 т., 1913); «Prдludien (Reden und Aufsдtze)», 2 Bde., 1884 (рус. пер. «Прелюдии», 1904); «Lb. der Geschichte der Philosophie», 1892; «Platon», 1900 (рус. пер. «Платон», 1909).
ВИНКЕЛЬМАН (Winckelmann) Иоганн Иоахим (род. 9 янв. 1717, Стендаль – ум. 8 июня 1768, Триест: был убит) – нем. археолог; с 1763 – генеральный хранитель классических древностей в Ватикане, выступал против рационализма Вольфа и его школы. Прекрасное, по его мнению, постигается труднее всего: оно превосходит нашу познавательную способность. Прославлял «благородную простоту и спокойное величие» греков. Величайшим творением всегда развивающейся природы является, с его точки зрения, прекрасный человек. Из соч. Винкельмана, изданных в 1808 в 6 тт., особенное значение имеет: «Ьber die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst», 1755. Его избр. соч. и письма изданы в 1944 под названием «Ewiges Griechentum».
ВИНЦЕНТ ИЗ БОВЕ (Vincentius Bellovacensis) (ум. ок. 1264) – франц. ранний схоласт; учитель сыновей Людовика Святого. Его всеобъемлющее, состоящее из четырех частей («Зерцало науки», «Зерцало истории», «Зерцало естества» и «Зерцало благочестия») произв. «Speculum majus» («Великое зерцало»), представляющее собой энциклопедию средневекового знания, пользовалось большой популярностью.
ВИРТУАЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА – основанная на работах Э. Бехера гипотеза, согласно которой человеческий организм представляет собой виртуальную форму, т.е. состоит из согласованных между собой органов (виртуальные образования первого порядка), и благодаря руководству энтелехии является типической целостностью, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. Головной мозг есть орган, обладающий способностью к новым виртуальным образованиям. Напр., согласно этой гипотезе, раздражитель представляет собой нарушение равновесия виртуальной системы организма, восстановлением которого является ощущение. Нарушение равновесия и его восстановление образуют виртуальное образование второго порядка. Физическим коррелятом психического является в таком случае не тело, а совокупность виртуальных процессов. Для разрешения проблемы связи души и тела эта гипотеза дает следующее: между руководством души (энтелехией) и виртуальными образованиями первого порядка имеется взаимодействие, а между процессами сознания и виртуальными образованиями второго порядка – параллелизм.