Философский словарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад

Описание работы

Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛ СЛОВАРЬ.doc

— 2.19 Мб (Скачать файл)

ВИРТУАЛЬНЫЙ (от лат. virtus – сила, способность) – могущий.

ВИРУС (от лат. virus – яд) – мельчайшее тело, представляющее собой болезнетворное начало (повреждение клеток) и весьма сходное по своей химической структуре и биологическим функциям с геном. Исследование генов поставило важный для решения проблемы сущности жизни вопрос о том, являются ли вирусы низкоорганизованными организмами или их надо рассматривать как химическое вещество особой сложности. При изучении вирусов (так же как и в исследовании двойственной природы света и вещества) наука сталкивается с эмпирической неразличимостью.

ВИССАРИОН Василий (Bessarion Basilius), Виссарион Никейский (род. ; 1403, Трапезунд – ум. 18 февр. 1472, Равенна) – греч. гуманист; с 1439 – кардинал. Известен как переводчик греч. авторов на лат. язык и распространитель древнегреч. филологии и платонизма на Западе. Его речи и письма содержатся в книге Минье «Patrologia graeca», т. 161, 1866.

ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis – жизненный) – взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни. Появился витализм впервые во Франции и в самой резкой форме был формулирован Луи Дюма (1765-1813). Витализм отбросил объяснение жизненных процессов с точки зрения исключительно механического и химического понимания их, но в результате успехов биохимии и физической химии оттеснялся все больше и больше в область, которая была еще не доступна для физико-химического анализа. В 20 в. Рейнке, Дриш («Philosophie des Organischen», 1928) и др. создали критический неовитализм. В этой теории, основанной на опытах по механике развития, рассматриваются «проспективная потенция элементов зародыша» (Дриш; см. Эквипотенциальность) и роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией. Неовитализм отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность. Витализм в таком понимании представляют Паладьи, Э. Бехер, А. Венцль, Конрад-Мартиус, Икскюлъ и др.; противником витализма среди прочих является Берталанфи. См. Все жизнь, Видовая душа, Вирус, Виртуальности гипотеза.

ВИТАЛЬНАЯ ДУША – см. Душа.

ВИТАЛЬНОСТЬ (от лат. vita жизнь) – жизненная сила (см. Витализм); (большая или меньшая) сила жизненной функции.

ВИТАЛЬНЫЙ (от лат. vita – жизнь) жизненный, полный жизни, напр. жизненная энергия (см. Витализм); витальные ощущения – см. Общее чувство.

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (род. 26 апр. 1889, Вена – ум. 29 апр. 1951, Кембридж, Англия) – австр. философ, профессор с 1939; неопозитивист, ученик и друг Б. Рассела. Учил, что познание есть отображение (не зависящих друг от друга) фактов. Суждения являются «функциями истинности» единичных высказываний о фактах, т.е. выводимых из них логическим путем. Логике присущ исключительно тавтологический характер, она ничего не утверждает о действительности, поэтому наука допустила бы ошибку, если бы стала считаться с логикой языка. То общее, что присуще бытию и мышлению, не может якобы быть высказано, на него можно только смотреть и указывать с помощью символов. Осн. произв.: «Logischphilosophische Abhandlungen», 1921 (рус. пер. «Логико-философский трактат», 1958).

ВИТЕЛО (Witelo) (род. между 1220 и 1230, Силезия) – нем. натурфилософ. В своей математическо-динамической картине мира, изложенной в работе, озаглавленной «Perspective» (1535), все явления природы подчиняет законам геометрии и оптики, что явилось важным вкладом в средневековую нем. метафизику света.

ВКЛЮЧЕННОСТЬ В БЫТИЕ – согласно Хайдеггеру, «формальное экзистенциальное выражение для бытия «существования», которое раскрывает основное понимание бытия в мире. Бытие существования в мире в своей фактичности уже давно распылилось между отдельными способами включенности в бытие или вовсе распалось. Эти способы включенности в бытие имеют бытийный вид озабоченности («Sein und Zeit», 1927). См. также Интенция.

ВЛАДИСЛАВЛЕВ Михаил Иванович (род. 9 нояб. 1840, Новгородская губ. – ум. 24 апр. 1890, С.-Петербург) – рус. философ, логик и психолог; профессор и ректор С.-Петербургского ун-та. Сторонник идеализма Канта; выступал против материализма в психологии. Защищая мысль о главенстве воли во всей психической области, пытался приложить психофизический закон Вебера – Фехнера к эмоциям. В его работе «Психология. Исследование осн. явлений душевной жизни» (1881) делается попытка возвращения к учению о душевных способностях в духе неоплатонизма. «Логика» Владиславлева долгое время заменяла учебные пособия по истории логики. Осн. произв., кроме названных: «Современные представления в науке о душе», 1866; «Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы», 1868; «Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления», 1872; комментарии к «Метафизике» Аристотеля, к «Критике чистого разума» Канта и «Микрокосмосу» Лотце.

ВЛАСТЬ – в отличие от физического насилия сила, оказывающая воздействие на тело, душу и ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом ее является уважение; этическую ценность она представляет собой тогда и только тогда, когда так направляет уважающего ее, что тот оказывается в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей (см. Этика), не подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть истории. Власти присуще нечто демоническое. «Поистине это демоническая сущность власти: она даже там, где человек борется за идеальную цель в высшей степени самоотверженно, считая успех прочным только тогда, когда он с исключительной жизненной силой отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собственное желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею» (Gerh. Ritter, Die Dдmonie der Marcht, 1947). Поэтому власть в понимании ортодоксального христианства при всех обстоятельствах грешна.

ВЛЕЧЕНИЕ – 1) порыв, согласно Шелеру, низшая ступень психического, имеющаяся уже у растения. В человеке встречаются влечение и дух, которые в то же время являются атрибутами первосущего. См. также Торможение; 2) телесно-духовная «сила», чувство потребности, пытающееся найти свое удовлетворение в действии. По Шопенгауэру, влечение является одним из этапов в развитии воли: физико-химические процессы – рефлекс-влечение – страстное желание – воля (см. Глубинная психология, Зоопсихология, Раздражение). Действия, совершающиеся под влиянием влечения, характеризуются, благодаря непосредственному следованию друг за другом мотива и действия, слабым контролем сознания или полным отсутствием его. Удовлетворение влечения характеризуется сильным чувством радости, неудовлетворение – чувством досады и ведет к появлению весьма ярких образов желаемого, часто вызывая тяжелые расстройства психики. С др. стороны, умение господствовать над своими влечениями (см. Сублимация) является существенной характеристикой уровня духовной культуры индивида или народа.

ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ – в теории психоанализа влечения, целью которых является сохранение, поддержание и развертывание жизни во всех ее аспектах и формах. Сексуальные влечения и влечения к самосохранению относятся также к влечению к жизни. Противоположное понятие – влечение к смерти.

ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ – согласно психоаналитической теории, присущие индивиду, как правило, бессознательные тенденции к саморазрушению. Вовне проявляются в агрессии по отношению к лицам и предметам. Находясь в единстве с влечением к жизни, в патологических случаях могут выливаться в садистские извращения, самообвинения у меланхоликов (см. Темперамент) и др.

ВМЕНЯЕМОСТЬ – состояние, при котором человек способен сознавать, что несет ответственность за свои поступки и их результаты (см. Свобода). Степень вменяемости, а следовательно, и ответственности может быть различна и зависит от того, мог ли человек предвидеть последствия своего поступка. Дети до 12 лет абсолютно невменяемы, не ответственны за свои поступки, с 12 до 18 лет – ответственны условно. Невменяемыми, не отвечающими за свои поступки, считаются также душевнобольные и умалишенные. Недостаточная ясность духа влечет за собой меньшую вменяемость. Абсолютно вменяем тот, кто при нормальных душевных способностях в состоянии предусмотреть последствия своего поступка, особенно это относится к вопросу о небрежности, неосторожности, поскольку их вообще можно объективно предусмотреть. Кроме всего прочего, понятия субъективной вины и объективной ответственности не совпадают; последнее понятие является значительно более широким.

ВНЕВРЕМЕННОСТЬ МИРА – вывод, логически вытекающий из современной теории пространства, в которой время выступает в качестве четвертой оси координат. Согласно этой теории, между событиями различных движущихся систем не может быть никакой одновременности, потому,что в материальном мире нет никакого времени; ему не присуща никакая временность. См. также Мировая линия.

ВНЕШНИЙ МИР – прежде всего то, что не относится к внутреннему миру, к психической жизни человека (наивное восприятие внешнего мира). В философском смысле следует различать два значения этого понятия: 1) физический внешний мир, включающий и наш организм; он является источником раздражений для наших органов чувств, и в нем совершаются также все физиологические процессы, происходящие в нашем организме, также относящиеся к сфере внешнего мира; этот мир одинаков для всех людей, но он непознаваем (см. Действительность), и физике, занимающейся исследованием явлений физического мира, он доступен лишь косвенным образом (см. Видимость), 2) внешний мир созерцания, включающий отношение «тело – я» (см. Я); сюда относится сфера психического, составляющая предмет исследования психологии. Во всяком случае, законы, действующие во внешнем мире созерцания (окружающий мир, среда), являются законами психологического порядка. Каждый человек, вообще каждое живое . существо, обладающее органами чувств, имеет свой особый внешний мир созерцания (см. также Микрокосмос). Однако все эти отдельные внешние миры созерцания, представляющие собой (сильно упрощенные) отражения физического внешнего мира в целом, как правило, достаточно сходны друг с другом, чтобы обеспечить взаимопонимание. Противоположное понятие – внутренний мир.

ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Лейбниц, Кант, Гербарт). В современной психологии выделяют три вида внимания: произвольное – привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий; непроизвольное – возникает в результате сознательного намерения, и сохранение его требует значительных усилий (свойственно только человеку); постпроизвольное – сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение не требует специальных умственных усилий. Вниманию присущи различные качества: объем, распределение, устойчивость и переключаемость. На рубеже 19 – 20 вв. самые различные проявления психики стремились объяснить с помощью внимания. Оригинальную моторную теорию внимания выдвинул H. H. Ламе, связав его с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Рибо рассматривал внимание как ряд приспособительных рефлексов. В современной психологии изучение внимания приобрело огромное значение в связи с созданием сложных технологических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов внимания.

ВНУТРЕННЕЕ – склонность человеческой души, одушевляя предметы окружающего мира, ассимилировать их; наделяя их смыслом, включать в круг ценностей; обнаруживая их сущность, делать привлекательными или способными возбуждать интерес. Речь идет о способе освоения, или об особой форме усвоения, которая отличается от умственного постижения или понимания тем, что она стремится оценить все вещи по достоинству, рассматривает их как стоящие в одном ряду с человеком и перед самим актом присвоения не видоизменяет (в каких-либо намерениях или целях), не подделывает, не улучшает и вообще не насилует их существа каким-либо образом. Внутреннее – это физическая потенция высокого, может быть даже высшего, ранга, т. к. подготавливает для духа путь к истине. Она имеет дело с повиновением, отдаванием себя, любовью, объективностью и родственна инстинкту Паскаля.

ВНУТРЕННИЙ МИР – вся сознательная духовная жизнь человека. В новой психологии внутренний мир и внешний мир больше не различаются. Но нельзя встречающееся ставить наряду с внешним миром, а живо представляемое – наряду с внутренним миром. Представления и мысленные объекты, которые формируются во внутреннем мире, противостоят человеку, хотя и особенным образом, как вещи от него независимые, и могут быть отнесены им к объектам его размышлений. С др. стороны, чувства, настроения, симпатии, голод и жажду нельзя представить иначе, как приходящими извне (чувство «лишает меня обладания, одолевает меня»).

ВНУТРЕННЯЯ СЕКРЕЦИЯ – выделение гормонов, возбуждающих веществ, особенно эндокринными (не имеющими особых выводных протоков и выделяющими вырабатываемые ими вещества прямо в кровь) железами организма (но, возможно, и всеми органами). Гормоны решающим образом влияют на физическое и умственное состояние и развитие. Железами внутренней секреции являются щитовидная железа, надпочечники, зобная железа, гипофиз, поджелудочная железа, половые железы.

ВНУТРИМИРОВОЙ – находящийся в мире, присущий миру.

ВНУТРИСУБЪЕКТИВНОЕ – общее всем субъектам.

ВОВИНАРГ (Vauvenargues) Лук Клапье, маркие (род. 6 авг. 1715, Экс, Прованс – ум. 28 июня 1747, Париж) – франц. моралист; является одним из крупнейших мастеров афоризма. Для него характерна не столько рационалистическая, сколько мистика-религиозная позиция с преобладанием идей стоицизма. Наиболее известен его афоризм: «Великие мысли идут из сердца». Осн. произв.: «Introduction Ј la connaissance de l'esprit humain, suivie de reflexions et de maximes», 1746; Избранное в «Die franz. Moralisten», 1938; «Liebe zum Leben – mutiges Denken», 1955.

ВОЗБУДИМОСТЬ – способность живой субстанции реагировать на раздражения. Возбуждение возникает, если раздражение вызывает деятельность раздражаемого органа и тем самым деятельность нервной системы.

ВОЗВЫШЕННОЕ – эстетическая категория, характеризующая великое в природе, в жизни и в изобразительном искусстве, определяемое не количественными параметрами, а своим эстетическим воздействием на человека. Понятие о возвышенном возникло на закате античности и характеризовало особый стиль ораторской речи. Это значение термина сохранялось вплоть до эпохи Возрождения. Как самостоятельное эстетическое понятие «возвышенное» было впервые разработано Э. Берном в трактате «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном», 1757).

ВОЗМОЖНОЕ – то, что, во-первых (с объективной стороны), при определенных условиях может стать действительным, или то, что, во-вторых (с субъективной стороны), при определенных предпосылках может быть мыслимо как действительное. «Если условия возможности в их всеобщности налицо, тогда они образуют вместе с тем и необходимость» (N. Hartmann, Einfьhrung in die Philosophie, 1954). О кантовском понятии возможного см. Постулат. Проблематика понятия возможного снова ожила в совреf менном экзистенциализме и онтологии, благодаря чему, уже начиная с Кьёркегора, возникло экзистенциалистское понятие возможности. См. Необходимость, Потенция, Формализм.

Информация о работе Философский словарь