Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад
Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные. См. также Анамнезис, Априори.
ВРОНЬСКИЙ – см. Хёне-Вроньский.
ВСЕЕДИНСТВО – единство Вселенной, в которой веши в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое. Понятие всеединства встречается у элеатов – «Все есть единое» («Hen kai pan»), в особенности у неоплатоников. Учение о всеединстве занимает особенно важное место в пантеизме, монизме, а также у рус. религиозных философов.
ВСЕ-ЖИЗНЬ – у Шелера универсальная жизненная движущая сила, которая проникает во все виды и роды населяющих Землю жизненных существ и, будучи реальной и целенаправленной, руководит также всем эмпирически-реальным развитием видов. Bee-жизнь объясняет «немеханическое» в наблюдаемых нами жизненных процессах. Шелер говорит, что, «несмотря на личную субстанциональность индивидуального духа, жизнь во всех индивидуумах метафизически есть одна и та же жизнь», Bee-жизнь обогащается опытом, который она черпает из индивидуальной жизни, «ибо между все-жизнью и всеми живыми существами имеется обоюдная взаимозависимость» («Erkenntnis und Arbeit», 1926). См. также Паульсен.
ВСЕЛЕННАЯ – содержание понятия всего существующего; все то, что существует.
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (всеобщая история) – история всего человечества, в т. ч. и первобытных народов. Исследователи истории, за исключением Г. Гельмольта, написавшего свою «Всемирную историю» (H.Helmolt, Weltgeschichte, 9 Bde., 1913-1922) по географическому принципу, большей частью ограничиваются в своих работах только европейскими культурными народами или культурными народами Ближнего и Среднего Востока или же рассматривают историю остальных стран с точки зрения европейца (и прежде всего под углом зрения распространения европейского влияния). «Более или менее полное собрание истории отдельных народов еще не составило бы никакой всемирной истории, ибо оно потеряло бы из виду взаимосвязь вещей. Но задача всемирной истории как науки как раз и заключается в том, чтобы познать эту взаимосвязь, показать ход развития великих событий, которые связывают все народы и управляют ими. То, что такая общность имеется, является очевидным» (L. von Ranke, Vorrede zur «Weltgeschichte», 4 Bde., 1910).
«ВСЕМИРНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ» – Гёте («Годы странствования Вильгельма Мейстера», кн. 2, гл. 7) употребляет это понятие как противоположность понятию «домашнее благочестие», как религиозность, направленную практически на более далекие цели. Всемирное благочестие нужно не только нашим ближним, оно должно быть принято и всем человечеством. По Эдуарду Шпрангеру, всемирное благочестие представляет собой религиозную установку, которая направлена не на потустороннее, а, исходя из сокровенного смысла событий нашего земного мира, на религиозные чувства.
ВСЕМИРНЫЕ РЕЛИГИИ – религии, распространенные среди значительной части человечества, и прежде всего христианство (свыше 1 млрд. верующих), ислам (от 450 до 800 млн., по разным данным), буддизм (более 500 млн.).
ВСЕОБЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ – абсолютная законность взгляда, знания, принципа. Она возможна, поскольку полагают, что способ познания для всех людей одинаков и сущность человека определяется его разумом.
ВСЕОБЩЕЕ – то, что не только в силу случайности, но и в силу необходимости или закономерности является для множества общим. У Платона всеобщее есть настоящее действительное бытие (см. Идея), в то время как единичное является действительностью лишь постольку, поскольку оно является частью всеобщего. У Аристотеля всеобщее не имеет собственной действительности; оно внутренне присуще отдельным предметам, как их форма, в то время как единичное может существовать только благодаря тому, что в нем осуществляется всеобщее. Особенное возникает путем выведения его из всеобщего. Позднее, в схоластике, эти проблемы оказались в центре спора об универсалиях. Н. Гартман пишет: «Как не может существовать сама по себе чистая индивидуальность, так не может существовать само по себе и чистое всеобщее. Но всеобщее является реальным только «в» индивидуальном, ибо только это последнее имеет существование; индивидуальное же имеет определенность только в том, что в нем является общим с другим, что в нем является всеобщим по форме» («Zur Grundlegung der Ontologie», 1941).
ВСЕОБЩНОСТЬ (тотальность) множество, рассматриваемое как единство. В кантонской системе категорий – категория качества.
«ВСЕ ТЕЧЕТ» (греч. panta rhei) осн. положение философии Гераклита, которое считают характеризующим его философию. Но едва ли здесь можно говорить о действительной принадлежности этих слов Гераклиту. См. также Актуальности теория.
ВСЕ-ЧЕЛОВЕК – по Шелеру, это желаемый результат находящейся в движении ресублимации (см. также Сублимация), «определяемый самим духом ограничения передачи в мозг или в интеллект получаемой организмом энергии. Тем самым вновь возрождается значение оттесненных со времени Декарта интеллектуализмом и механицизмом жизненных ценностей» («Der Mensch im Weltalter des Ausgleichs», в «Philos. Weltanschauung», 1929).
ВТОРИЧНЫЙ (лат. sekundдr) – занимающий второе место, второразрядный, в противоположность первичному.
ВТОРОЕ ЗРЕНИЕ – (оспариваемая) способность некоторых людей «предвидеть» будущее или «видеть» во время своего рода сна-бодрствования весьма удаленные события в тот момент, когда они происходят (см. Ясновидение).
ВУДВОРТС (Woodworth) Роберт Сешнс (род. 17 окт. 1869, Белчертаун, шт. Массачусетс, США – ум. 4 июля 1962, Нью-Йорк-Сити) – амер. психолог, который провел осн. исследование обучения и создал систему «динамической психологии»; профессор Колумбийского ун-та с 1909. Вудвортс считал, что осн. предметом психологии являются поведение и сознание, причем поведение является функцией как стимулов, исходящих из окружающей среды, так и свойством самого организма (сознания). Он создал первый опросник для обнаружения и измерения ненормального поведения; его «Динамическая психология» (1918) пыталась объяснить поведение на основе объединения теорий мотивации, восприятия, обучения и мышления, а работа «Психология» (1921) стала стандартным учебником. В течение всей своей профессиональной деятельности он пытался развить объединенную теорию психологии, основанную на тщательных научных наблюдениях и осторожных выводах из этих наблюдений.
ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (род. 16 авг. 1832, Некарау, Баден – ум. 31 авг. 1920, Гросботен, близ Лейпцига) – нем. философ и психолог, профессор с 1875. Основал в Лейпциге первый в мире ин-т экспериментальной психологии. Работал преимущественно в области психологии, но занимался также логикой, метафизикой и этикой. Является представителем метафизического, всеохватывающего, строго реалистически обосновываемого мировоззрения, завершающегося идеализмом; философия, по его мнению, есть универсальная наука, задачей которой является объединение в единую непротиворечивую систему общих результатов, опосредованных частными науками. Согласно его теории актуальности душевного, душа является целостной, но не простой, она есть субъект, но не субстанция, она – событие, деятельность, развитие. Сознание образует тот пункт в естественном ходе вещей, в котором мир мыслит сам о себе. В области духовного вместо эквивалентности причины и следствия, которой подчиняются все явления природы, действует закон увеличения энергии, в чем проявляется творческая сила духа (см. Синтез). Мир есть целесообразное развитие духа (см. Гетерогония), который надо рассматривать как божественную мировую волю. Осн. произв.: «Vorlesungen ьber die Menschen- und Tierseele», 2 Bde., 1863-1864 (рус. пер. «Лекции о душе человека и животных», 1894); «Grundzьge der physiologischen Psycholigie», 3 Bde., 1874 (рус. пер. «Основы физиологии психологии», тт.. 1-3, СПБ, 1894); «Logik», 3 Bde., 1880-1883; «Ethik», 1886; «System der Philosophie», 1889 (рус. пер. «Система философии», 1902); «GrundriЯ der Psychologie», 1896; «Vцlkerpsychologie», 1900-1920; «Einleitung in die Philosophie», 1901; «Elemente der Vцlkerpsychologie», 1912; «Erlebtes und Erkanntes», 1920 (автобиография).
ВУНДТ (Wundt) Макс (род. 29 янв. 1879, Лейпциг – ум. 31 окт. 1963, там же), сын Вильгельма Вундта – нем. философ, профессор в Тюбингене с 1929. Представитель нем. идеализма, система которого построена гл. о. на метафизически понимаемых философских взглядах Фихте и Канта. Осн. произв.: «Geschischte der griechischen Ethik», 2 Bde., 1908-1911; «Griechische Weltanschauung», 1910; «Staatsphilosophie», 1923; «Kant als Metaphysiker», 1924; «Deutsche Schulmetaphysik», 1939; «Die deutsche Schulphilosophie im Zeitalter der Aufklдrung», 1945; «Hegels Logik und die moderne Physik», 1949; «Untersuchungen zur Metaphysik des Aristoteles», 1953.
ВЧУВСТВОВАНИЕ – способность переноситься в мир представлений др. человека, обусловливающая возможность его понимания. В плане психологическом – проекция собственных душевных состояний на воспринимаемое извне. Теория вчувствования утверждает, что гештальткачества являются не свойствами воспринимаемых образов, но лишь чувствами наблюдателя, которые он вкладывает в вещи. В плане эстетическом вчувствование – это способность переносить наши собственные мысли, чувства, желания, поскольку они возбуждаются объектами природы или искусства, на сами эти объекты, как будто это является собственной внутренней жизнью последних (см. Идентификация, Одухотворение, Сущность). Теория вчувствования, начиная с Гердера и особенно с Фр. Т. Фишера, играет значительную роль в эстетике. Т. Липпс различает простое, или практическое, и эстетическое вчувствование.
ВЫБОР – см. Воля, Свобода,
ВЫВОД – в логике рассуждение, в ходе которого из определенных исходных суждений, высказываний, посылок или предпосылок получается заключение (вывод) – суждение, вытекающее из посылок. См. также Дедукция, Индукция.
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (род. 5 нояб. 1896, Орша – ум. 11 июня 1934, Москва) – рус. психолог. В работе «История развития высших психических функций» (1931) разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»), напр. механическая память становится логической, импульсивное действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс – следствие интериоризации. Создал новое направление в детской психологии, внес вклад в развитие дефектологии и психиатрии. Осн. работы: «Этюды по истории поведения» (совм. с А. Р. Лурия, 1930); «Психология искусства» (1930); «Мышление' и речь» (1934).
ВЫРАЖЕНИЕ – введенное Лейбницем понятие, указывающее на способ и средства, благодаря которым раскрывается то, что происходит в душе. В 19 в. в психологии возникло учение о выразительных движениях мышц лица, конечностей. См. также Выражения способ, Выражения метафизика, Учение о выражении. В логистике выражение – символический знак или группа таких знаков.
ВЫРАЖЕНИЯ МЕТАФИЗИКА – учение о принципиально данной или принципиально отрицаемой возможности выражать душевную и духовную жизнь через недушевное (см. Выражение). Объектами рассмотрения со стороны метафизики выражения являются, в частности, воспринимаемые органами чувств форма и ее «выразительность» (см. Морфология), а также символ. «Мыслит ли мировой дух теми же самыми образами, которые человек, обладающий гениальной интуицией, узнает (см. также Анамнезис), а человек, способный к рефлекции, мыслящий, объясняет?» (A. Wenzl, Wissenschaft und Weltanschauung, 1949).
ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЯ – то же самое, что и учение о выражении.
ВЫРАЖЕНИЯ СПОСОБ – в науках, изучающих духовную жизнь народа, взгляд на культуру как на выражение психического склада людей. Так, Буркхардт характеризует эпоху греч. культуры как выражение процесса изменения греков; Лампрехт считает историю выражением социально-психических изменений. Зомбарт рассматриьс»ет экономику как выражение «души капитализма» и т. д. Значение способа выражения подвергается сомнению.
ВЫРОЖДЕНИЕ -1)в естественно-научном значении утрата видом, породой животных или сортом растений таких важных свойств, как присущий им уровень плодовитости и продуктивности, гибкая приспособляемость к изменениям в условиях существования и др., являющихся показателями жизнеспособности организмов; 2)социологическое вырождение народов, сословий' и классов – явление, очень распространенное в человеческой истории. Оно заключается в понижении активности данной группы людей, уровня талантливости и ума, нравственности, физической силы и здоровья и, наконец, самой живучести, последствием чего может явиться вымирание этой вырождающейся (деградирующей) группы.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ – передача, воспроизведение в словесной форме тех или иных обстоятельств дела, которые всегда бывают обусловлены временем, интересом, воображением, намерением, аффектом, окружающей средой, возрастом, полом и т.д. (см. также Предикат, Предложение). В логистике высказыванием называют языковое выражение, которое может высказываться (утверждаться) самостоятельно и предполагает наличие содержания, определяющего характер высказывания, т.е. его истинность или ложность. Функтор высказывания – функтор, аргументами которого могут быть только высказывания или формы высказывания. И счисление высказываний- см. Логистика.
ВЫТЕСНЕНИЕ – выражение из области психоанализа. См. Комплекс, Бессознательное.
ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОЦЕСС – активизация накопленной в физической системе (потенциальной) энергии благодаря незначительному количеству энергии, воздействующей на нее извне (напр., с помощью энергии, получаемой от летящих на пороховую бочку искр). В старой психологии это понятие использовалось для объяснения психических процессов; в настоящее время такое объяснение отвергается, поскольку психические процессы определяются не механическими, а причинно-целевыми отношениями. Психическая система – это не мертвая область, куда извне может вторгнуться любое раздражение. Речь идет лишь о нарушении состояния внутреннего равновесия и более или менее быстром восстановлении последнего благодаря психическим актам (см. Виртуальности гипотеза).
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА – берущее свое начало от Кюльпе направление в психологии, которое выступало против сенсуализма и ассоциативной психологии и занималось экспериментальными исследованиями (Ах, Бюлер и др.), в особенности высших процессов мышления, форм суждения, представлений цели и т. д.
ГАБИРОЛЬ (Gabirol) Соломон бен Иегуда ибн, Авицеброн (род. 1020/21, Малага – ум. 1069/70, Испания) – первый евр. философ Запада; оказал большое влияние на схоластику, в особенности тем, что передал ей аристотелевско-неоплатоновское идейное наследство. В универсальной материи (Materia universalis) различает телесную и духовную; душа тоже является материей. Только Бог – форма без материи; от него исходит воля, которая творит и движет мир, связывает друг с другом форму и материю. Осн. произв. – «Fцns vitae».
ГАВРИИЛ, в миру Воскресенский Василий Николаевич (род. 1795, Москва – ум. 1868, Муром) – рус. богослов и историк философии, архимандрит, профессор Казанского ун-та. «История философии» (1840) архимандрита Гавриила – одно из первых рус. исследований, где разработаны теоретико-методологические проблемы историко-философского знания. В ней содержались сведения по истории восточной (кит. и инд.) философии; она впервые давала очерк истории рус. философии. История философии для Гавриила – это история познавательных возможностей человека, его чувствительности, разума и воли, которые должны рассматриваться совокупно, без абсолютизации одной какой-либо познавательной способности исключительно. Как и история познания, она демонстрирует абсолютизацию этих начал; в результате мы имеем осн. философские направления: сенсуализм, абсолютизировавший чувство, идеализм, абсолютизировавший разум, и мистицизм, абсолютизировавший волю. История философии, по мнению Гавриила, должна рассматривать их, во-первых, хронологически («следовать тому порядку, в котором они обнаружились»), во-вторых, в их взаимовлиянии и взаимозависимости. Гавриил считал, что история философии есть история опытов, изъяснения цели, хода и взаимных отношений религий, наук, законодательств, гражданского образования. Однако, как богослов, он подчеркивал, что, разделенные как объект исследования, религия и философия «в. душе истинного философа соединены совершенно. Они существуют не смешиваясь и различаются, не уничтожая себя взаимно». Единство логического и исторического в истории философии Гавриила дополняется требованием обязательного учета индивидуальных особенностей философа, чьи произв. подвергаются анализу. Национальные особенности рус. философии он трактует провиденциалистски, добавляя, что Божья благодать по-разному распределена для разных народов и поэтому должны быть учтены также географический фактор («климат и особенности земли»), социально-психологические черты народа и его традиции во всех сферах жизнедеятельности – от государственной до культурной. Совокупность названных условий приводит у одних народов к развитию философии в «наукообразном выражении», у других – в «повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии». При этом он делает вывод, что рус. народ привержен религии и монархии. Национальной особенностью рус. философии, по мнению архимандрита Гавриила, является сочетание веры и знания, рассудительности и набожности. Самый ожесточенный отпор с его стороны встретили Юм и Кант, наиболее снисходителен он к Кузену, благосклонен – к аббату Ботену. Рус. философию характеризовал в духе славянофилов. Несмотря на некоторую недостоверность и фантастичность фактов «Истории философии», архимандрит Гавриил остается первым историком рус. философии, кстати, и таких ее областей, как логика, метафизика, нравственная философия, эстетика. Кроме упомянутых произв. им написана «Философия правды» (1813).