Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:01, реферат
Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Введение …………………………………………………………………………
3
Основные этапы жизни и творчества Аристотеля ………………………... 4
Критика учения Платона об идеях …………………………………………. 5
Учение Аристотеля о природе ……………………………………………… 9
Метафизика Аристотеля …………………………………………………… 11
Заключение …………………………………………………………………….. 16
Список литературы ………………………
Уральский социально-экономический институт (филиал)
Общеобразовательное учреждение профсоюзов
Высшего профессионального образования
Академии труда и социальных отношений
Кафедра связей с общественностью и гуманитарных дисциплин
Реферат
По курсу: Философия
На тему: Философское учение Аристотеля
Выполнила: студентка 1курса
ЭД-202 группы, дневного отделения
специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Челябинск
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… |
3 |
Заключение …………………………………………………………………….. 16
Список литературы ……………………………………………………………. 17
Введение
Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э.,
Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ
и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. —
воспитатель Александра Македонского.
В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или
перипатетическую школу). Основоположник
формальной логики. Создал понятийный
аппарат, который до сих пор пронизывает философский
Аристотель был первым мыслителем,
создавшим всестороннюю систему философии,
охватившую все сферы человеческого
Метафизическое учение Аристот
Философию Аристотель
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Цель данной работы состоит в изучении философии Аристотеля.
Для достижения цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы жизни и творчества Аристотеля;
- изучить критику учения Платона об идеях
- изучить учение Аристотеля о природе
- рассмотреть метафизику Аристотеля.
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире - городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а принадлежащие к ней стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в «безбожии» и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье.
Сочинения Аристотеля сохранились,
можно сказать, чудом. До I века н.э. они
пролежали в подземном
Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел в школу Платона. Он был сначала принципиальным
«платоником», а впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые
сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он
поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он
впоследствии прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель
встречается с Платоном, и зародившаяся дружба продлилась до самой
смерти Платона, т.е. в течение 17 лет. Аристотель представлялся
Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель придавал большое значение своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу. Но Аристотель, по-видимому, еще и дерзко нападал на Платона, что в дальнейшем привело к созданию Аристотелем собственной школы. За все эти споры, добродушный Платон сказал, что "Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать". В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии, он открывает напротив Платоновой свою собственную школу, и становится завзятым противником своего учителя. Имя Аристотеля в мировой литературе непосредственно связано с именем Платона.
Попробуем рассмотреть философию Аристотеля и соотнести ее с
философией Платона. Центральная идея философии Платона - эйдос -
перешла к Аристотелю почти целиком. Ни Платон, ни Аристотель не
мыслит вещей без их идей, или эйдосов. Вся философия Сократа, а
затем и Платона проистекала из практики и жизненной необходимости,
выходя в чисто теоретическую область лишь в высшем своем проявлении - в учении об идеях. По Платону, мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно рождаются и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего постоянного, прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не полностью отделены от истинно существующего, они все каким- то образом причастны ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущного, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны своим причинам.
Эти причины - формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и бесчувственные. Платон называет их "видами" или гораздо реже "идеями". "Виды", "идеи" зримые умом формы вещей. Каждому классу предметов чувственного мира, например классу "коней", соответствует в бестелесном мире некоторый "вид" или "идея" - "вид" коня, "идея" коня. Этот "вид" уже не может быть постигаем чувствами, как обычный конь, но может быть лишь созерцаем умом, к тому, же умом, хорошо подготовленным к такому постижению. Эти "идеи" или, "эйдосы" не рождаются, не умирают, не переходят не в какое другое состояние. Существует "царство идей":
Принципы существования идей:
а) идею делает идея;
б) идея является образцом, взирая на которые, Демиур творил мир вещей;
в) идея является целью, к которой как к высшему благу стремится все
существующее. Мир вещей и мир идей объединяет душа Космоса. Она
заставляет идеи присутствовать в вещах и наоборот. Между миром вещей и миром идей - божество - Демиур.
Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи. Идея вещи, по Аристотелю находится внутри самой же вещи. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается основное различие между Платоновской и Аристотелевской школах. Идея вещи, по Аристотелю, обязательно есть некоторого рода общность, т.е. эйдос во всех смыслах. Но эйдос вещи, есть не только обобщенность ее отдельных элементов. Он представляет собой еще и нечто единичное. Этой единичностью данный эйдос вещи отличается от других эйдосов, и, следовательно, от всяких других вещей. Эйдос вещи, будучи некой общностью и некой единичностью, в то же самое время является и определенного рода цельностью.
Совершенно невозможно отрывать общее от единичного, единичное от общего. Т.е. удалив какой-то один момент цельности, тем самым мы ликвидируем саму цельность. Сняв, к примеру, крышу с дома, дом перестает быть цельным, и собственно говоря, перестает быть домом.
Свое учение о вещи как организме Аристотель излагал много раз и
разными способами. Он выделяет четыре причины, или четыре принципа
любой вещи, понимаемой как организм.
Первый принцип - о том, что эйдос вещи вовсе не является ее
занебесной сущностью, но такой ее сущностью, которая находится в ней самой и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.
Второй принцип затрагивает материю и форму. Кажется, что материя и
форма - обычное и всем понятное противопоставление, и кажется, здесь
даже не о чем говорить. К примеру, материя этого стола есть
дерево. А форма этого стола есть тот вид, которые приняли
деревянные материалы, обработанные для определенной цели. Кажется,
что все здесь очень просто и понятно. Тем не менее, эта проблема
являлась одной из глубочайших философских проблем Аристотеля. Ведь у Аристотеля материал вовсе не просто только материал. Материал у
Аристотеля уже имеет собственную форму. Все, даже самое сумбурное,
беспорядочное, бесформенное и хаотичное уже имеет свою собственную
форму. Облака и тучи во время грозы выглядят абсолютно бесформенно.
Однако если туча не обладала, в самом деле, никакой формой, то как
бы она могла быть для нас какой-то познаваемой вещью. Отсюда
Аристотель делает вывод, что материя вещи есть только еще самая
возможность ее оформления, и возможность эта - бесконечно
разнообразная. И, тем не менее, без материи эйдос оставался бы
только ее отвлеченным смыслом, без всякого воплощения этой мысли в
действительности. Только полное отождествление материи вещи с ее
эйдосом делает вещь именно вещью. Эйдос и материю умел различать и Платон, и совсем неплохо их отождествлял, но то, что сделал
Аристотель в этой области, является почти, можно сказать революцией
в отношении платонизма. Из тех философов античности, кто различал
форму и материю, Аристотель был самым глубоким и самым тонким их
отождествителем. Материя не есть эйдос, ни эйдос вообще, ни какой-
нибудь эйдос в частности. По Аристотелю, только космические сферы
выше Луны являются эйдетически полноценными. А то, что совершается внутри лунной сферы, в подлунной, это всегда частично и
несовершенно, а иной раз и совсем уродливо.
Аристотель выступает, как принципиальный материалист, т.е. проповедует материю в качестве принципа живой реальности существующего вокруг нас мира, лишь в своем учении о материи в виде царства случайности. По Аристотелю, движение - это вполне специфическая категория и ровно ни на что другое не сводимая. Таким образом, по Аристотелю, движение является такой же основной категорией, как и материя и как форма.