Философское учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
3

Основные этапы жизни и творчества Аристотеля ………………………... 4
Критика учения Платона об идеях …………………………………………. 5
Учение Аристотеля о природе ……………………………………………… 9
Метафизика Аристотеля …………………………………………………… 11
Заключение …………………………………………………………………….. 16
Список литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Уральский социально-экономический  институт (филиал)

 

Общеобразовательное учреждение профсоюзов

Высшего профессионального  образования

 

Академии труда  и социальных отношений

 

Кафедра связей с общественностью и гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По курсу: Философия

На тему:     Философское учение Аристотеля

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1курса

ЭД-202 группы, дневного отделения

специальности Бухгалтерский  учет,        анализ и аудит

                                                             Иванова Софья Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………

3


    1. Основные этапы жизни и творчества Аристотеля ………………………... 4
    2. Критика учения Платона об идеях …………………………………………. 5
    3. Учение Аристотеля о природе ……………………………………………… 9
    4. Метафизика Аристотеля …………………………………………………… 11

Заключение …………………………………………………………………….. 16

Список литературы ……………………………………………………………. 17

 

 

Введение

 

Аристотель  (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает  философский  лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим  всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.

Метафизическое  учение Аристотеля  было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Философию  Аристотель  разделил на три вида:

  1. Теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
  2. Практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
  3. Поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

Цель  данной работы состоит  в изучении философии  Аристотеля.

Для достижения цели, ставятся следующие задачи:

- рассмотреть основные этапы жизни и творчества Аристотеля;

- изучить критику учения  Платона об идеях

- изучить учение Аристотеля о природе

- рассмотреть метафизику Аристотеля.

 

  1. Основные этапы жизни и творчества Аристотеля

 

Аристотель, величайший из древнегреческих  философов, ученик и решительный  противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире - городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатетической», а принадлежащие к ней стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Ликее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в «безбожии» и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье.

Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н.э. они  пролежали в подземном книгохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они  оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков  Андроником Родосским. Основные вопросы  философии, логики, психологии, естествознания, техники, политики, этики и эстетики, поставленные в науке Древней  Греции, получили у Аристотеля полное и всестороннее освещение.

 

 

  1. Критика учения Платона об идеях

 

Приехав  с  севера  Греции,  Аристотель  в  самом  раннем  возрасте  (в  17 лет) вошел в школу Платона.  Он  был сначала принципиальным

«платоником»,  а  впоследствии  отошел  от  строгого  платонизма.  Первые

сочинения  Аристотеля  в  стенах  Платоновской  Академии,  куда он

поступает,  отличаются  склонностью  его  к  риторике,  которой  он

впоследствии  прозанимался  всю  жизнь.  В  364  году  до  н.э.  Аристотель

встречается  с  Платоном, и зародившаяся дружба  продлилась  до  самой

смерти  Платона,  т.е.  в  течение  17  лет.  Аристотель  представлялся

Платону  ретивым  конем,  которого  приходится  сдерживать  уздой.  Некоторые античные  источники прямо говорят не  только о расхождении,  но и даже о неприязни между двумя философами. Платон  сильно  не  одобрял свойственной  Аристотелю  манеры  держать  себя  и  одеваться.  Аристотель придавал  большое  значение  своему  внешнему  виду,  а  Платон  считал, что это  неприемлемо  истинному  философу. Но  Аристотель,  по-видимому, еще и дерзко  нападал  на  Платона,  что  в  дальнейшем  привело  к  созданию Аристотелем  собственной школы.  За  все  эти  споры, добродушный  Платон сказал,  что  "Аристотель  меня  брыкает,  как  сосунок  жеребенок  свою мать".  В  Платоновской  школе  Аристотель  получает  важнейшие  основы знаний,  обладая  которыми,  впоследствии,  он  открывает  напротив Платоновой  свою  собственную  школу,  и  становится  завзятым  противником своего  учителя. Имя  Аристотеля  в  мировой  литературе  непосредственно  связано  с  именем Платона.

Попробуем  рассмотреть  философию  Аристотеля  и  соотнести  ее  с

философией  Платона.  Центральная  идея  философии  Платона  -  эйдос  -

перешла  к  Аристотелю  почти  целиком.  Ни  Платон,  ни  Аристотель  не

мыслит  вещей  без  их  идей,  или  эйдосов.  Вся  философия  Сократа,  а

затем  и  Платона  проистекала  из  практики  и  жизненной  необходимости,

выходя  в  чисто теоретическую  область  лишь  в  высшем  своем  проявлении - в учении  об  идеях.  По  Платону,  мир  вещей, воспринимаемый посредством  чувств,  не  есть  мир  истинно  существующего:  чувственные вещи  непрерывно  рождаются  и  погибают,  изменяются  и  движутся,  в  них нет  ничего  постоянного,  прочного,  совершенного  и  истинного.  И  все  же вещи  не  полностью  отделены  от  истинно  существующего,  они  все  каким- то  образом  причастны  ему.  А  именно:  всем,  что  в  них  есть  истинно сущного,  утверждает  Платон,  чувственные  вещи  обязаны  своим  причинам.

Эти  причины  -  формы  вещей,  не  воспринимаемые  чувствами,  постигаемые только  умом,  бестелесные  и  бесчувственные.  Платон  называет  их "видами"  или гораздо реже  "идеями".  "Виды",  "идеи"  зримые  умом  формы вещей.  Каждому  классу  предметов  чувственного  мира,  например  классу "коней",  соответствует в бестелесном мире  некоторый "вид"  или "идея" -  "вид"  коня,  "идея"  коня.  Этот  "вид"  уже не  может  быть  постигаем чувствами,  как  обычный  конь,  но  может  быть  лишь  созерцаем  умом,  к тому,  же  умом,  хорошо  подготовленным  к  такому  постижению.  Эти  "идеи" или,  "эйдосы"  не  рождаются,  не  умирают,  не  переходят  не  в  какое другое  состояние.  Существует  "царство  идей":

  1. Идеи  высших  по  ценности  категорий  бытия.  Сюда  входят такие  понятия, как  красота,  справедливость,  истина.
  2. Движение  физических  явлений  -  идеи  движения,  покоя,  света, звука  и т.п.
  3. Идеи  разрядов  существ  -  идеи  животного,  человека.
  4. Идеи  для  предметов  производимых  человеческими усилиями - идеи  стола,  кровати  и  т.п.
  5. Идеи  науки  -  идеи  чисел,  равенства,  отношения. 

Принципы существования  идей:

а) идею  делает  идея;

б) идея  является  образцом, взирая  на  которые,  Демиур  творил мир  вещей;

в) идея  является  целью,  к  которой  как  к  высшему  благу  стремится  все

существующее.  Мир  вещей  и  мир  идей  объединяет  душа  Космоса.  Она

заставляет  идеи  присутствовать  в  вещах  и  наоборот.  Между  миром  вещей и миром  идей  -  божество  -  Демиур.

Аристотель  решительно  критикует принципиальный  отрыв  идеи  вещи  от  самой  вещи.  Идея  вещи,  по Аристотелю  находится  внутри  самой  же  вещи.  Тезис  о  пребывании  идеи вещи  внутри  самой  же  вещи  есть  то  основное  и  принципиальное,  в  чем заключается  основное  различие  между  Платоновской  и  Аристотелевской школах.  Идея  вещи,  по  Аристотелю,  обязательно  есть  некоторого  рода общность,  т.е.  эйдос  во  всех  смыслах.  Но  эйдос  вещи, есть  не  только обобщенность  ее  отдельных  элементов.  Он  представляет  собой  еще  и нечто  единичное.  Этой  единичностью  данный  эйдос  вещи  отличается  от других  эйдосов,  и,  следовательно,  от  всяких  других  вещей.  Эйдос вещи,  будучи  некой  общностью  и  некой  единичностью,  в  то  же  самое время  является  и  определенного  рода  цельностью. 

Совершенно  невозможно отрывать  общее  от  единичного,  единичное  от  общего.  Т.е.  удалив какой-то  один  момент  цельности,  тем  самым  мы  ликвидируем  саму цельность.  Сняв,  к  примеру,  крышу  с  дома,  дом  перестает  быть цельным,  и  собственно  говоря,  перестает  быть  домом.

Свое  учение  о  вещи  как  организме  Аристотель  излагал  много  раз  и

разными  способами.  Он  выделяет  четыре  причины,  или четыре принципа

любой  вещи,  понимаемой  как  организм.

Первый  принцип  -  о том,  что эйдос вещи  вовсе не  является  ее

занебесной  сущностью,  но  такой  ее  сущностью,  которая  находится  в  ней самой  и  без  которой  вообще  нельзя  понять,  что  такое  данная  вещь.

Второй  принцип  затрагивает материю и форму.  Кажется,  что материя и

форма  -  обычное  и  всем  понятное  противопоставление,  и  кажется,  здесь

даже  не  о  чем  говорить.  К  примеру,  материя  этого  стола  есть

дерево.  А  форма  этого  стола  есть  тот  вид,  которые  приняли

деревянные  материалы, обработанные  для  определенной  цели.  Кажется,

что  все  здесь  очень  просто  и  понятно.  Тем  не  менее,  эта  проблема

являлась  одной  из  глубочайших  философских  проблем  Аристотеля.  Ведь  у Аристотеля  материал  вовсе  не  просто  только  материал.  Материал  у

Аристотеля  уже  имеет  собственную  форму.  Все,  даже  самое  сумбурное,

беспорядочное,  бесформенное  и  хаотичное  уже  имеет  свою  собственную

форму.  Облака  и  тучи  во  время  грозы  выглядят  абсолютно бесформенно.

Однако  если  туча  не  обладала,  в  самом  деле,  никакой  формой,  то  как

бы  она  могла  быть  для  нас  какой-то  познаваемой  вещью.  Отсюда

Аристотель  делает  вывод,  что  материя  вещи  есть  только  еще  самая

возможность  ее  оформления,  и  возможность  эта  -  бесконечно

разнообразная.  И,  тем  не  менее,  без  материи  эйдос  оставался  бы

только  ее  отвлеченным  смыслом,  без  всякого  воплощения  этой  мысли  в

действительности.  Только  полное  отождествление  материи  вещи  с  ее

эйдосом  делает  вещь  именно  вещью.  Эйдос  и  материю  умел  различать  и Платон,  и  совсем  неплохо  их  отождествлял,  но  то,  что  сделал

Аристотель  в  этой  области,  является  почти,  можно  сказать  революцией

в  отношении  платонизма.  Из  тех  философов  античности,  кто  различал

форму  и  материю,  Аристотель  был  самым  глубоким  и  самым  тонким  их

отождествителем.  Материя  не  есть  эйдос,  ни  эйдос  вообще,  ни  какой-

нибудь  эйдос  в  частности.  По  Аристотелю,  только  космические  сферы

выше  Луны  являются  эйдетически  полноценными.  А  то,  что  совершается внутри  лунной  сферы,  в  подлунной,  это  всегда  частично  и

несовершенно,  а  иной  раз  и  совсем  уродливо.

Аристотель  выступает,  как  принципиальный  материалист,  т.е.  проповедует материю  в  качестве  принципа  живой  реальности  существующего  вокруг  нас мира,  лишь  в  своем  учении  о  материи  в  виде  царства  случайности.  По Аристотелю,  движение  -  это вполне  специфическая категория и ровно ни на  что  другое  не  сводимая.  Таким  образом,  по  Аристотелю,  движение является  такой  же  основной  категорией,  как  и  материя  и  как  форма.

Информация о работе Философское учение Аристотеля