Философское учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
3

Основные этапы жизни и творчества Аристотеля ………………………... 4
Критика учения Платона об идеях …………………………………………. 5
Учение Аристотеля о природе ……………………………………………… 9
Метафизика Аристотеля …………………………………………………… 11
Заключение …………………………………………………………………….. 16
Список литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Естеством или природой (physis) Аристотель называет возникновение  того, что растет, или первооснову  растущего, а также то, "из чего как первого или состоит, или  возникает любая вещь". Одним  словом, естеством Аристотель называет сущность вещей. Однако последнюю он дробит на материю и форму, поэтому  оказывается, что она - это, с одной  стороны, материя, а с другой - форма  или сущность.

Мыслитель заключает, что "природа, или естество, в первичном и  собственном смысле есть сущность". Он исходит из уже сформированных в философии Платона, но четко  не разработанных понятий - сущности и материи. Так, он считает, что "если не будет ни сущности, ни материи, то вообще ничего не будет", вместе с  тем сущность для него есть то, "чем  материя всякий раз становится". Она есть то, что необходимо должно существовать "помимо составного целого, именно образ, или форма". Как это  понимать, и что же все-таки сущность, материя или форма?

О четырех причинах. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанциально. Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

-материя вещи есть  только еще самая возможность  ее оформления и возможность  эта - бесконечно разнообразная.  Эйдос вещи не есть ее материя,  а материя вещи не есть ее  эйдос. Материя есть только  возможность осуществлении эйдоса.

-эйдос (идея, или форма)  вещи является такой ее сущностью,  которая находится в ней самой,  и без которой вообще нельзя  понять, что такое данная вещь.

-если вещи движутся, а  для движения должна существовать  какая-нибудь определенная причина  движения, то это значит, что необходимо  признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи. (действующая причина)

-нельзя мыслить движение  в абстрактном виде, то есть  без того результата, который  она дает. Движение вещи подразумевает  цель движения - специфическую категорию  вещи, которая не есть ни ее  форма, ни ее материя, ни  ее причина. (целесообразность)

Иными словами, «каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым  назначением».

В "Метафизике" Аристотель говорит о двух основных понятиях сущности: "Итак, получается, что  о сущности говорится в двух основных значениях: в смысле последнего субстрата, который уже не сказывается ни о чем другом, и в смысле того, что, будучи определенным нечто, может  быть отделено (от материи только мысленно), а таковы образ, или форма, каждой вещи". Еще далее Аристотель говорит, что "в наибольшей мере считается  сущностью первый субстрат". Однако и его Аристотель также понимает двояко - как материю и как форму, или даже трояко, добавляя еще и  то, что из них состоит (медь, очертание-образ  и изваяние как целое). Но здесь, же он задается вопросом: "что если форма (eidos) первее материи и есть сущее в большей мере"? Тогда "она на том же основании первее и того, что состоит из того и другого". В конце концов, оказывается, что "форма, или первообраз", и есть определение сути бытия вещи".

Философская деятельность Аристотеля была полезна тем, что он, выступая против вульгаризированной теории идей, пытался показать, что умозрение  есть истина чувственного, а потому метафизика должна не только парить в  умозрительном (так она превратится  в фантазии), но быть связанной с  чувственным. Ум по Аристотелю, "мыслит самое божественное и самое достойное  и не подвержен изменениям, ибо  изменение его было бы изменением к худшему". Следовательно, "ум мыслит сам себя, если только он превосходнейшее  и мышление его есть мышление о  мышлении". Для него "само знание предмет (знания)". Поскольку "постигаемое  мыслью и ум не отличны друг от друга, у того, что не имеет материи, то они будут одно и то же, и мысль  будет составлять одно с постигаемым  мыслью". Он есть божественное мышление, "которое направлено на само себя, на протяжении всей вечности". Он "есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей  сущность", эта "первая суть бытия  не имеет материи, ибо она есть полная осуществленность", "эта  сущность не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима", "не подвержена ничему и неизменна". Налицо все характеристики первопричины как божества. Аристотель так и  именует, в конце концов, свой перводвигатель: "И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума - это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая  лучшая и вечная жизнь. Мы говорим  поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог".

С.Н. Трубецкой справедливо  отмечает, что "Аристотель, подобно  Платону, отправляется от основного  дуализма, который проникает все  его учение; но в, то, же время он сознает все трудности, сопряженные с дуализмом, и силится разрешить их. С этой целью он признает материю и форму, оба основных начала, соотносительным. «Материя есть "возможность" (потенция формы) и постольку предполагает форму». «Форма есть "действительность", или "энергия" материи...». «И, тем не менее, вопрос об отношении чистой мысли, чистой энергии разума к внешнему материальному миру остается невыясненным".

 

 

Заключение

 

Трудно переоценить вклад  Аристотеля в развитие философской  мысли.

Значение аристотелевской  философии, как для его современников, так и для последующих эпох во многом обусловлено ее расхождением с философией Платона.

Хотя Аристотель вынес  из своей учебы у Платона в  основе своей идеалистическое воззрение на реальность и объяснил самобытность вещи при помощи духовного понятия формы, он стоял вне фундаментально дуалистического направления в греческой философии, которое может быть прослежено от орфического религиозного возрождения в начале шестого века, через Парменид, Сократа и Платона вплоть до среднего платонизма и неоплатонизма. Аристотелевская мысль при всех его убеждениях в прозрения идеализма, вернула философию на новый, более научный уровень эмпирического наблюдения, начало которому положили ионийские, или милетская, философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Ввиду того, что позднейшие изводы платонизма были господствующей философией классического мира, научное  индуктивное, измерение аристотелевского учения в античности ценилось и воспринималось куда меньше, чем в тринадцатом  веке, когда Запад заново откроет  для себя аристотелевский корпус. Как свидетельствует творчество Альберта великого, святого Фомы Аквинского и — в известной степени  — Роберта Гроссетеста и Роджера  Бэкона, с этого момента сильная  эмпирическая струя в аристотелевской  «Физике» в различных трактатах, посвященных исследованию природного порядка, приносит обильные плоды в  философии и науки. Если античность философом «по преимуществу»  считала Платона, то для средневековых  философов и теологов с тринадцатого по семнадцатые века Философом был  именно Аристотель.

Работы Аристотеля, которые  подвели итог развитию философских, естественнонаучных и политических идей в древней Греции, достижениям  древнегреческой науки, явились  ценными документами той эпохи. Они дали толчок для дальнейшего  развития ряда научных областей (философии, логике, математике, органике, теории государства). Критика Аристотелем идеализма  Платона, передовые материалистические элементы аристотелевской натурфилософии и теории познания, его теории логики, его диалектика явились великим достижением науки древнего мира.

Аристотель не только подвел итог развитию античной мысли до Платона  включительно, но и создал систему  знаний и сам стиль научного мышления. Фактически Аристотель разработал понятийный аппарат, которым философия пользовалась на всем протяжении своей истории  до настоящего времени. Широчайший охват  всех областей знания, присущий творчеству Аристотеля, не мог не привести к  противоречивости его философского учения. Это породило многообразие интерпретаций его философии, основанное не выделении той или иной стороны  его учения.

Список литературы

 

  1. Чанышев А.Н. – М.: Мысль, 1981, - 200с. (Мыслители прошлого)
  2. Философия Древнего мира (история философии): Учеб для вузхов/М.: Высш. Шк., 2003. – 703с.
  3. История философии в кратком изложении/Пер. с чеш И.И. Богута. – М.: Мысль, 1994. – 590, [1] с.
  4. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 7-е). – Ростов и/Д: «Феникс», 2004. – 576с. (Серия «Высшая школа»)
  5. Философия: Часть первая: История философии: Учеб. Пособие / Под ред. Проф. В.И. Кириллова, проф. С.И. Попопва, проф, А.Н. Чумакова, - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004, - 374
  6. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. – М., 2001г.
  7. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/Е.В.Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др. ; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: Изд-во «Проспект», 2007 г. – с.58-59

 

http://xreferat.ru/104/4872-2-filosofiya-aristotelya.html

http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file12527/view126700/page4.html

http://www.bestreferat.ru/referat-172304.html

http://works.tarefer.ru/91/100179/index.html#_Toc56263455

http://xreferat.ru/104/2061-1-filosofskoe-uchenie-aristotelya.html

 


Информация о работе Философское учение Аристотеля