Филосовия любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

А что, собственно, мы хотели бы знать о ней? Если мы ждем, чтобы нам описали, какая она бывает, – это одно дело, с которым лучше обратиться к поэзии. Именно поэзия говорит о любви самым подобающим языком – "нелогичным", образным, неформализованным. Но даже поэзия не всесильна: никогда даже самое верное, гениальное слово не может в совершенстве выразить переживания любви. А уж тем более бессильны выразить любовь некоторые молодежные песенки, в которых однообразные повторения слов "любовь" и "love" только обозначают, но совсем не раскрывают реального переживания человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………5
Любовь как способ человеческого существования……………………6
Философские теории любви………………………………………………………11
Многообразие видов и форм любви. Их классификации…………….13
Псевдолюбовь и ее формы…………………………………………………...…….20
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………….23

Файлы: 1 файл

аааааааааааааааааааааааааааа.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.Философские теории любви

В употреблении Спинозы  любовь означает любое, не обязательно  сильно выраженное, положительное эмоциональное  состояние. А именно любовь есть не что иное, как удовольствие (радость), сопровождаемое идеей внешней причины. Тот, кто любит, необходимо стремится предмет своей любви "иметь налицо и сохранять", доставлять ему всякого рода удовольствия.

Подобных взглядов на возникновение любви придерживался и Д. Юм: "При рассмотрении причин любви мы найдем, что она очень разнообразна… Добродетельность, знания, остроумие, здравый смысл, добродушие, отличающие то или иное лицо, вызывают любовь и уважение"².

По Спинозе, человек, испытывающий любовь, сопереживает аффекты любимого лица. Со стороны любимого лица любовь вызывает ответные аффекты. Это объясняется тем, что приветливое, симпатизирующее отношение другого лица человеку само по себе приятно. В результате переключения этой эмоции на лицо, доставляющее удовольствие своим отношением, к нему возникает ответное положительное отношение.

Гегель протестовал  против формализма социальных, правовых и нравственных законов, стремился преодолеть их недостатки на основе этики любви, соучастия, примирения, прощения, провозглашенной в Евангелии.

Только любовь, прощение и примирение способны восстановить нравственную справедливость. Гегель писал: "Человеку, душа которого возвысилась над правовыми отношениями и не подчинена ничему объективному, нечего прощать обидчику, ибо тот ни в чем не затронул его права; как только кто-либо посягает на объект права, он тотчас же отказывается от этого права. Душа такого человека открыта для примирения, ибо он сразу же может восстановить любую живую связь, вступить вновь в отношения дружбы, любви"³.

Как указывал Энгельс, первая в истории форма половой любви, в смысле глубокого взаимного влечения мужчины и женщины, возникла в средние века.  
По словам Энгельса, в древние времена не было индивидуальной любви. То, что физическая красота, близкие отношения, одинаковые склонности и т.п. побуждали у людей различного пола стремление к половому общению, - это разумеется само собой. Но от этого влечения до современной любви еще бесконечно далеко. Подлинная любовь и взращенные ею чувства существенно отличаются от простого влечения, от "эроса" древних.

Ницше не принимал любовь, считая ее выражением слабости и самоотрицания. Согласно Ницше, потребность в любви свойственная рабам, не способным бороться за то, чего они хотят, и потому стремящимся обрести желаемой через любовь.

"Любовь - феномен изобилия, избыточности. Ее источник - сила дающей личности. Любовь - это утверждение и продуктивность, она стремится к созиданию и творчеству". Любовь к другому только тогда добродетель, когда она изливается из этой внутренней силы, но она - зло, если будет проявлением неспособности быть самим собой.

В любви происходит действи-тельное  перенесение "центра личной жизни" в другого, оба любящих восполняют друг друга своими качествами, создавая вместе более богатое единство; истинная любовь предполагает обязательное равенство любящих; наконец, всем в любви известна идеализация предмета любви - живое и конкретное прозревание абсолютного содержания его личности и ее убеждение. Эти качества любви вовсе не нужны для простого размножения, увековечения чреды все таких же природно ограничен-ных, более-менее улучшенных и ухудшенных существ. "Если смотреть... на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не прейдя ни в какое дело (т.к. деторождение не есть собственное дело любви)".

Высшую задачу любви Соловьев выводит к "общему делу" борьбы со смер-тью, увековечивания и преображения высшей ценности - личности, наконец, к Делу возвращения всех сознательных и чувствующих жертв природного порядка за все время его господства, т.е. воскрешение всех умерших.  
Шелер трактует половую любовь как личностную встречу высочайшей космической концентрации, как выражение вселенской любви, инструментом которой выступают любящие.

Вечно струящийся от бога поток любви и ответная человеческая любовь задают динамику личности. Благодаря порядку любви, человек приобщается к богу, к другим людям, ценностям, миру. Шелер настаивает на бесстрастности любви, раскрывает ее как спокойное обладание полнотой бытия. Ее динамический аспект определен не влечением к наслаждению, а стремлением к сущности и высшим ценностям. Поэтому любовь имеет творческую природу; она всегда и везде созидательна, продуктивна.

Любовь - это не просто чувство или эмоциональное отношение  к другому, она есть завершенное  трансцендирование к "ты". В  любви "ты" - не просто мое достояние, не просто реальность. Я не вбираю "ты" в себя, напротив, сам "переношусь" в него, оно становится моим в том смысле, что я осознаю себя принадлежащим ему. Лишь через любовь "ты" становится для меня вторым "Я". В любви "ты" открывается как личность.

Однако не существует совершенной, чистой любви, потому что  никогда до конца не снимается  момент чуждости "ты".

В самой своей сути любовь есть религиозное восприятие конкретного живого существа, видение в нем некоего божественного начала. Всякая истинная любовь, с точки зрения Франка, религиозное чувство.

 

    3.Многообразие видов и форм любви. Их классификации

Духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное , личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть.

“Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека,”- говорит Э.Фромм. Однако, что же такое  любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. И эта трудность появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и власти...Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская...Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в которой все эти чувства пересеклись бы.

Что соединяет до крайностей разнообразные страсти, влечения, привязанности под общим названием “любовь”? Как они соотносятся? На все эти вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.

Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей.

Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на виды.

Древние греки выделяли две основные категории:

  • любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием, и
  • более спокойную любовь (филиа).

Любовь-страсть, как и  всякая страсть, редка, порывиста и  непродолжительна. Обычно сюда относится половая любовь. Филиа же более устойчива и разнообразна: сюда относится любовь к родителям, к детям, родственникам, любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти, славе, свободе, богатству, добру. Предметами данной любви могут быть даже порок, ложь и корыстолюбие.

Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние  века во многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

В связи с этим классификации  видов любви, предлагаемые средневековыми философами, основываются прежде всего  не на различных формах ее проявления, а на “ранговых” отношениях между  людьми.

Так, например, флорентский  неоплатоник XV в. Фичино говорил о  возможности существования трех видов любви:

  • любовь высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)
  • любовь низших существ к высшим (например, почитание) и
  • любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

Новое время принесло в философскую трактовку понятия любви новые идеи. Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его становится более разветвленной.

Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах  любви кладет два независимых  фактора: власть (способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления того или иного качества философ выделяет семь видов любви:

  • романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью и статусом;
  • родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;
  • братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над другом, но идут навстречу один другому;
  • харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идет навстречу учителю;
  • “поклонение” литературному или какому-либо другому герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;
  • влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и статусом, другой же их лишен;
  • “измена”, когда один обладает и властью и статусом, а другой - только властью. Как в случае с супружеской изменой.

Эта интересная типология  любви, отличающаяся простотой и  ясностью, является тем не менее  абстрактной и неполной. Два фактора - власть и статус - очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях, которые покрываются словом “любовь”: так, например, если попытаться ввести в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить только с “влюбленностью”, безответной любовью.

Таким образом очевидно, что простые классификации, которые  опираются на ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут  быть проверены на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском анализе любви.

Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их подвиды, но и различные ее формы или так называемые “модусы”. К видам любви можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию - любовь.

Модусов любви можно  выделить огромное количество, а поэтому  обратим внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию одного из современных исследователей А.Ивина, который представляет все поле любви в виде девяти “ступеней” или “кругов”. Рассмотрим эту теорию более подробно.

К “первому кругу” можно  отнести эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. Эти два  вида - парадигмы всех видов любви, независимо от ее предмета. Примечательно, что когда слово “любовь” встречается вне контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь.

В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви  делает человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую не способно дать ему ничто другое. Так К.Маркс писал своей жене: “Не любовь к фейербаховскоу “человеку”, к молешотовскому “обмену веществ”, к пролетариату, а любовь к любимой, именно к тебе, делает человека снова человеком в полном смысле этого слова,”- и таким образом определяет этот вид любви, как основополагающую черту моральной стабильности человека.

В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической  лестницы и говорит о том, что  “и у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни.”

Но если у Соловьева  эротическая любовь, при всей ее значимости, не распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях, будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия, будто всякая любовь - это эротическая любовь.

Любовь человека к  самому себе является важной предпосылкой его существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того, “если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к ближнему не является подлинной,”-пишет Э.Фромм. А так как любовь “основана на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.”

Информация о работе Филосовия любви