Филосовия любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

А что, собственно, мы хотели бы знать о ней? Если мы ждем, чтобы нам описали, какая она бывает, – это одно дело, с которым лучше обратиться к поэзии. Именно поэзия говорит о любви самым подобающим языком – "нелогичным", образным, неформализованным. Но даже поэзия не всесильна: никогда даже самое верное, гениальное слово не может в совершенстве выразить переживания любви. А уж тем более бессильны выразить любовь некоторые молодежные песенки, в которых однообразные повторения слов "любовь" и "love" только обозначают, но совсем не раскрывают реального переживания человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………5
Любовь как способ человеческого существования……………………6
Философские теории любви………………………………………………………11
Многообразие видов и форм любви. Их классификации…………….13
Псевдолюбовь и ее формы…………………………………………………...…….20
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………….23

Файлы: 1 файл

аааааааааааааааааааааааааааа.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan - все, theos - бог) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.

 

Антропоцентризм (от греч. anthropos - человек, kentron - центр) - позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ, существенные элементы А. есть в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме, истолковывающем мир в терминах человеческого существования.

 

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos — разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма — агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (Пиррон, конец 4 в. до н. э.), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), поздний скептицизм (Энесидем, Секст-Эмпирик и др.). В новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (М. Монтень, П. Бейль и др.).

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Науч. (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения.

 

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. в Великобритании (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму.

 

СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) — основа и главная форма достоверного познания. В противоположность рационализму стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Представители: П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Дж. Беркли, Д. Юм и др.

 

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

 

МОНАДОЛОГИЯ  - очерк философской системы Лейбница, написанный в 1714 в последнее пребывание автора в Вене и предназначенный принцу Евгению Савойскому.

 

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (нем. transzendental от лат. transcendere — переходить, переступать), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий предельно общие категории (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). В кантовской философии — имеющий отношение к априорным (всеобщим и необходимым) условиям возможности опыта; а также — рассматриваемый безотносительно к различию данности вещи для нас и «вещи самой по себе».

 

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. В философии Канта — выходящее за пределы возможного опыта и недоступное теоретическому познанию.

 

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos — недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины, или существенно ограничивающий возможности познания. Термин введен Т. Гексли (1869). Агностицизм в той или иной форме характерен для философии Д. Юма, разл. школ позитивизма и неопозитивизма, конвенционализма, критического реализма, а также религиозных учений (в отношении познания Бога).

 

Абсолютный  Дух- в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию. В своем развитии дух постигает абсолютную идею через созерцание и чувства в искусстве, затем через эмоциональное переживание - в религии и, наконец, адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. Актуализированный абсолютный дух, т. о., становится сознательным, свободным и бесконечным самотворчеством, способным к саморазвитию.

 

Вещь "в Себе"-материальная реальность, существующая независимо от нас. «Вещь в себе», по Канту, – это материя, лежащая у истока наших ощущений. Она противостоит феномену, представлению, зависящему от нашего ума («вещь для нас»). Фихте различает вещь в себе и абсолютную жизнь размышляющего духа в себе, т.е. «внутри себя», в одном случае речь идет об объективном «в себе», в другом – о «в себе», совпадающем с абсолютным опытом субъекта. Гегель, а вслед за ним Сартр и современная философия, противопоставляют «в себе» (вещь) и «для себя» (человеческое существование). Характеристика «в себе» обозначает неизменность, весомость материи; «для себя» – подвижность и свободу.

 

Рассудок- рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только товарных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.

 

РАЗУМ, ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений — высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм). Часто употребляется как соотносительное понятие с понятием рассудка, означая более высокую познавательную способность (Николай Кузанский, Бруно, Якоби, Кант, Шеллинг, Гегель и др.).

 

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ  ИМПЕРАТИВ, центральное понятие практической философии Канта, выражает существо морального закона. В отличие от гипотетических императивов, категорический императив имеет характер безусловного принуждения. Основные формулировки: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству… как к цели и никогда не относился бы к нему только как средству».

 

ОТЧУЖДЕНИЕ, обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Концепции отчуждения восходят к Т. Гоббсу, Ж. Ж. Руссо, они получили развитие у Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса. В процессе капиталистического производства Маркс выделял четыре типа отчуждения: овеществление труда, отделение индивида от продукта своего труда, социальное разделение, отрыв индивида от собственной человеческой сути.

 

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, одно из центральных понятий марксизма и исторического материализма, обозначает об-во, находящееся на определенной ступени исторического развития. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, обусловленный уровнем развития производственных отношений (базис об-ва). В историческом материализме выделялись следующие общественно-экономические формации: первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм; социализм рассматривался как первая фаза коммунизма. Согласно марксизму история об-ва представляет собой закономерный процесс смены общественно-экономических формаций (в направлении от первобытно-общинного строя к коммунизму).

 

Общественное  Бытие - материальная жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к природе и друг к другу.

 

Общественное Сознание - совокупность действующих факторов и процессов, определяющих мировоззрение основной (большей) части населения планеты (конкретных носителей разума), страны, города, коллектива: информационных, ситуационных, религиозных, природных. В определенном смысле можно говорить, что общественное сознание является продуктом той или иной культуры. Сам термин является примером антропоморфизма во взгляде на общество. Если подходить к обществу как к информационной системе, то общественное сознание= это совокупность наиболее типичных ответов и реакций выделенных групп людей.

2. Ответить на вопросы  теста.  

 

1. Что считал Анаксимен первоосновой  мира?

а) Огонь.

б) Воду.

в) Воздух.

г) Число.

 

2. Допускал ли Демокрит существование  случайностей в мире?

а) Нет, все в мире происходит по необходимости.

б) Да, в мире имеет место случай.

в) Считал, что одни события случайны, а другие - необходимы.

г) Демокрит вообще об этом не размышлял.

 

3. Как называется период в  развитии Средневековой философии,  характеризующийся принципиальным подчинением философии примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике?

а) Патристика.

б) Схоластика.

в) Мистика.

 

4. Позиция Фомы Аквинского по  вопросу о соотношении знания и веры - это...

а) враждебность к знанию, признание  только веры.

б) гармония веры и знания.

в) независимость веры и знания, теория «двух истин».

 

     5. Философское мышление  эпохи Возрождения:

     а) теоцентрично.

     б) космоцентрично.

     в) антропоцентрично.

 

6. Гуманизм  - это философская  идея о том, что смысл бытия  человека – это (возможно несколько  ответов)….

а) сам человек.

б) самореализация.

в) служение другим людям.

г) использование любых  возможностей для выживания.

 

7. Тезис «Я мыслю, следовательно, я существую» принадлежит:

а) Ф. Бэкону.

б) Р. Декарту.

в) Г. Лейбницу.

г) Б. Спинозе.

 

8. Первостепенное значение в  философии Нового времени занимают:

а) проблемы теории познания, поиски научного метода.

б) проблемы этики.

в) теория личности.

г) проблемы смысла жизни.

 

9. «Вещь в себе» у Канта  означает?

а) закрытую для других личность.

б) скрытый смысл вещи.

в) закон.

г) сущность.

 

10. Какая из следующих категорий  принадлежит философии Г. Гегеля?

а) Всеединство.

б) Абсолютная идея.

в) Идолы пещеры.

г) Интеллектуальная интуиция.

 

11. Философия какой эпохи утверждала  идею активной роли субъекта  познания?

а) Античной философии.

б) философии эпохи Возрождения.

в) немецкой классической философии.

г) философии Нового времени.

 

 

Основная литература.

 

    1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: Учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2007.
    2. История философии: Учебник / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов – на Дону – 2008.
    3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В.А. Канке. – М., 2006.
    4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник /А.Г. Спиркин. – М., 2006.
    5. Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. ВП. Кохановского.- изд. 14 – е .- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    6. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко – 3 – е изд, исп. и доп.М.: Юрист, 2007.
    7. Хрестоматия по истории философии: учебное пособие: в 3 ч. – М., 2001.

 

 

Дополнительная литература.

 

  1. Асмус В.Ф. Античная философия/В.Ф. Асмус. – М., 2001.
  2. Гулыга А.В. Кант. – М., 1994.
  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
  4. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.
  5. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. – М., 1997.
  6. Кузнецов З.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно - европейская философия ХVIII века. – М., 1985.
  7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон,  Аристотель. – М., 2002.
  8. Рассел Б. История западноевропейской философии. – М., 2000.
  9. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том.2,3 – Спб., 1994.
  10. Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию/ Пер. с лат. С. Ошерова. – М., 2006.
  11. Трубецкой С.Н. Курс истории Древней философии. – М., 1997.
  12. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебное пособие в 3-х ч. – М., 2001.



Информация о работе Филосовия любви