Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:16, контрольная работа
А что, собственно, мы хотели бы знать о ней? Если мы ждем, чтобы нам описали, какая она бывает, – это одно дело, с которым лучше обратиться к поэзии. Именно поэзия говорит о любви самым подобающим языком – "нелогичным", образным, неформализованным. Но даже поэзия не всесильна: никогда даже самое верное, гениальное слово не может в совершенстве выразить переживания любви. А уж тем более бессильны выразить любовь некоторые молодежные песенки, в которых однообразные повторения слов "любовь" и "love" только обозначают, но совсем не раскрывают реального переживания человека.
Введение……………………………………………………………………………………5
Любовь как способ человеческого существования……………………6
Философские теории любви………………………………………………………11
Многообразие видов и форм любви. Их классификации…………….13
Псевдолюбовь и ее формы…………………………………………………...…….20
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………….23
Список используемой литературы
Тема 3 . Основные направления и этапы исторического развития Западной философии.
1. Дать определения следующим понятиям.
БЫТИЕ́ -философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность). Проблемы бытия изучает философская дисциплина.
АПОРИЯ- (греч. а — отрицательная частица, poros — выход, aporia — безвыходное положение, затруднение, недоумение) — термин, помощью которого античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в осмыслении движения, времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непреодолимые логические затруднения
МАЙЕВТИКА- (греч. maieutike - повивальное
искусство) - метафора, с помощью которой
Сократ прояснял сущность своего метода
философствования, специфизирую-щего
сократический диалог прежде всего по
отношению к софистическому. М. базируется
на отождествлении философа с чистым сознанием,
функция которого - лишь вопрошать. Это
фиксируется в принципе "знаю, что не
знаю ничего". Вместе с тем полагается,
что знание можно найти только через самопознание
другого, но для этого необходимы процедуры
очищения и уточнения, что осуществляется
посредством постановки вопросов о сути
тех или иных (прежде всего социальных)
феноменов. Последнее выступает образцом
для рассуждений Платона об эйдосах.
Д.В. Майборода
ЭЙДОС -(греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия - соответственно - в традиционном и нетрадиционном контекстах.
ДУША — понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. В философском словаре Э.Л. Радлова (М., 1913) понятие «душа» характеризуется как принцип жизни, ощущения, воли, мышления и чувства. В древности душа нередко отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма (обычно с дыханием) или его составными частями (чаще с кровью). У разных народов существовали представления (метемпсихоз, сансара) о способности души отделяться от тела и получать различные воплощения.
СУБСТАНЦИЯ- (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому
ЕДИНОЕ - у Парменида и в неоплатонизме высший первоисток бытия, абсолют, ничем не определяемый и непостижимый разумом человека. Единое превыше блага, мысли, жизни, совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо направленности вовне, личностных черт; всякое бытие порождается в конечном счете из Единого путем эманации. В неоплатонизме Единое - божественно лишь в смысле неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое - это не Единый Бог библейской веры.
МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physica - буквально: после физики) - философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. "Physica" обычно переводят - "природа".
ДИАЛЕКТИКА - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и - соответственно - конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно, в античности - искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике.
Энтелехия-(греч. entelecheia
— имеющее цель в самом себе) — у Аристотеля и в схоластике — целеустремленность,
целенаправленность как движущая сила (Телеология), самоцель, активное начало,
превращающее возможность в действительность. Понятие Энте
Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
ГЕДОНИЗМ (греч. hedone - наслаждение) - этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. Г. впервые заявляет о себе в древнегреческой школе киренаи-ков, где он радикализирован в качестве смысложизненного, а окружающий мир понят как объект эстетического и чувственного наслаждения во всех своих выражениях (напр., красота бедствия).
ЭВДЕМОНИЗМ-(греч.
eudamonia - блаженство, счастье) - этическое
направление, трактующее счастье, блаженство
в качестве мотива и цели всех человеческих
устремлений. В рамках Э., развившегося
из системы принципов античного жизнепонимания,
постулировалась неразрывная сопряженность
добродетели и счастья, достигаемых человеком
и (как следствие) его ближайшим окружением,
посредством всестороннего развития собственной
личности в единстве ее духовного и телесного
начал. Э. постулировал особую значимость
минимизации зависимости человека от
чувственных удовольствий при помощи
самоограничения и аскезы вкупе с внутренним
освобождением от диктата судьбы. Спиноза,
предельно акцентировав противоположность
чувственных страстей и разумного познания,
обозначал блаженство как исключительно
интеллектуальную любовь к Богу. Социальный
Э. (или утилитаризм) полагал в качестве
мерила общественного нравственного прогресса
обеспечение наибольшего счастья наибольшему
количеству людей ("The great is possible quantity
of happiness"): инструментом этого процесса
были призваны выступать как каждый индивид,
так и государство во всех своих ипостасях,
институтах и функциях.
А.А. Грицанов
ПАТРИСТИКА (от лат. pater — отец) — совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II—VIII вв., которых принято называть «святыми отцами (и учителями) церкви». В русской традиции термину «патристика» соответствует термин «святоотеческая литература». К числу наиболее известных авторов патристики относятся Ори ген, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий На зианзин (Богослов), Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин; на Западе — Иероним, Амвросий, Аврелий Августин. Основными темами патристики явились: тема троичности, т. е. учение о единстве Бога в трех лицах — Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; христо логическая тема, т. е. учение о сочетании в Христе двух природ — божественной и человеческой; тема соборности (кафоличности); тема богопознания, т.е. учение о путях познания Бога; обобщение практики духовной жизни монахов и христианских подвижников. Церковная Реформация в лице М.Лютера и Ж. Кальвина отвергла авторитет святых отцов. Для православной и римско-католической церкви произведения патристики остаются наряду с Библией важнейшим источником вероучения. Идеи патристики оказали значительное влияние на западноевропейскую и русскую философию.
СХОЛАСТИКА (от греч . scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.
ТОМИЗМ — 1. Система философских и теологических взглядов Фомы Аквинского. 2. Воззрения последователей Фомы Аквинского, большей частью принадлежавших к ордену Св. Доминика. В XIV— XV вв. томизму как доминиканской схоластике противостояла францисканская схоластика, развиваемая представителями ордена Св. Франциска: скотизм (философское религиозное течение, ведущее начало от Иоанна Дунса Скота) и оккамизм (восходящий к учению Уильяма Оккама). В современных условиях основные традиции томизма разрабатываются в неотомизме.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Креационизм-(от лат. creatio -сотворение) — религ. учение о творении мира богом из ничего в иудаизме, христианстве, исламе. В Библии «творческий акт», в течение к-рого богом создается вся живая и неживая природа, длится всего 6 дней. К. длительное время являлся основой антинауч. представлений во всех областях знаний. Сокрушит, удар по К. был нанесен теорией Ч. Дарвина. Данные совр. науки убедительно показывают абсолют, несостоятельность К. Однако и в наст. вр. в модернизированных формах К. используется теологией для обоснования религ. картины мира. Таковыми являются религ.-филос. концепции «непрерывно продолжающегося творения», «обновления сотворенного в процессе формирующей деятельности духа», различные ви-талистич. теории («эмерджентной эволюции», «первичной активности» и др.).
УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis — общий), в философии общие понятия. Онтологический статус универсалий — одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen — имя), направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм — И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого «умеренного номинализма» — концептуализм). Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).
РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis — вещественный), в средневековой схоластике направление, утверждавшее, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. В философии 20 в. — совокупность философских учений и школ, признающих реальность предмета познания, т. е. его независимость от сознания и познавательных актов.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus — понятие), философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая позицию реализма, концептуализм, в отличие от номинализма, утверждает, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом.
Эсхатология- учение о "последних днях", о "конце света", о финальных итогах для отдельных человеческих душ, всего человечества и мира в целом. " в собственном смысле складывается там, где становится возможным положительное решение личных и вселенских судеб как чего-то абсолютного" (С.Аверинцев). Ею охотно занимались не только теологи, но и религиозные философы.
Акциденция -(лат. accidentia - случай, случайность) - философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем - Порфирием, разделившим А. на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека). Распространенность получило в схоластике (некоторые качества вещей трактовались как "реальные А.", существующие сами по себе вне субстанций, которым они, как правило, присущи). В результате полемики Декарта и Гоббса со сторонниками идеи "реальных А." Спиноза отказался от термина А. в пользу понятия "модус" (единичное проявление субстанции). Употреблялось также Кантом, Фихте и др.
Экзегетика (от Греч. Exegeo-mai - Истолковываю)— раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Одной из гл. задач Э. является подбор доказательств, подтверждающих богодухновенность «св. книг» и их непреходящее значение для воспитания релит, веры и нравственности.
ГУМАНИЗМ - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление сьоих.слособностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.