Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 03:23, контрольная работа
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции , где его основные черты выразились с классической точностью , последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства , правления Людовика XV и Людовика XVI ,при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг.
1 Введение……………………………………………….………….………..3
2 Пьер Бейль ……………………………………………………………….5
3 Жан Мелье ………………………………….……………………………5
4 Шарль Луи Монтескье …………………………………………………7
5 Вольтер ……………………………………………………………….…....9
6 Жан-Жак Руссо ………………………………………………………….12
7 Кондорсе ………………………………………………………………….15
8 Дени Дидро …………………………………………………………...…..19
9 Д̒Аламбер ……………………………………………………..…………..24
10 Заключение………………………………………………………………….29
11 Список используемой литературы…………………………………….…..30
Вольтер
Первым мыслителем, употреблявшим
слово «Просвещение» (и потому первым
просветителем в собственном смысле слова),
является Вольтер. Это его псевдоним, а
настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ (1694–1778).
Не буду останавливаться на его биографии,
об этом вы можете прочитать в любой энциклопедии.
Скажу лишь, что он вынужден был много
скитаться. Жил во Франции, потом был выслан
за критику религиозного фанатизма. Жил
в Англии, потом вернулся, затем попал
в Голландию, затем опять во Францию. Жил
в Германии, но в конце концов обосновался
в пригороде Женевы — городе Ферме.
Помимо литературной деятельности,
занимался, как известно, бизнесом и сколотил
себе достаточно большое состояние. Купил
замок неподалеку от Женевы и последние
годы жизни посвятил литературной деятельности.
Основные идеи Вольтера изложены
им в различных книгах. Он был многогранно
одаренным человеком, и его перу принадлежит
множество литературных произведений
— драм, поэм, а также философских работ.
Если охарактеризовать в нескольких
словах воззрения Вольтера, то можно сказать,
что в теории познания он находился на
сенсуалистических позициях, считая себя
философом, который развивает и пропагандирует
идеи Локка, его сенсуализм и критику врожденных
идей. У Вольтера много полемических выпадов,
сам он был заядлым спорщиком и находил
счастье в спорах с другими людьми. Поэтому
его философская концепция часто выражается
в полемике с различными философами, в
т.ч. его предшественниками.
Выступал против имматериализма
Беркли, ибо говорил, что материя существует,
поскольку существует пространство (здесь
Вольтер стоял на позициях Ньютона). Критиковал
Лейбница и его «Монадологию» и противопоставлял
лейбницевским монадам демокритовские
атомы. Критиковал Декарта и стоял на позициях
философии Ньютона, который считал, что
нужно познавать материю и ее свойства
(по крайней мере так думал о Ньютоне Вольтер,
хотя на самом деле Ньютон, видимо, считал
несколько иначе — сводить Ньютона к чистому
материализму ни в коем случае нельзя).
Практически любой трактат Вольтера,
особенно раннего, начинался с рассмотрения
вопроса о том, существует ли Бог. Именно
этот вопрос, считал Вольтер, является
одним из основных для выработки мировоззрения.
«Метафизический трактат» в этом плане
не отличается от других работ. Здесь Вольтер
сразу же ополчается против материалистов,
отрицающих Бога. Он приводит примеры
существования проблем, неразрешимых
без допущения Бога. Понятно, что речь
идет о чисто философском Боге (перефразируя
Паскаля, можно сказать: о «Боге философов,
а не Боге Авраама, Исаака и Иакова»).
Первая из этих проблем — проблема
источника движения. Вторая — проблема
целесообразности в биологическом мире
(почему все живые существа действуют
исходя из некоей цели?). Третья — проблема
законов природы (очевидно, считал Вольтер,
что должен быть некий Законодатель или,
как он Его называл, «Верховный Геометр»).
В противовес материалистическим взглядам
Вольтер выстраивал свою собственную
концепцию, которая называется деизмом
(Бог создает мир, дает ему законы и больше
не принимает участия в развитии мира;
Бог — Творец, но не Промыслитель). Эта
концепция возникает впервые у Анаксагора,
хотя принято почему-то считать, что она
появляется в 17 веке (вероятно, среди ученых,
которые стремятся примирить науку и религию:
с одной стороны, хотят оставаться верными
и последовательными христианами, а с
другой — хотят познавать неизменные
законы, которые в случае допущения Бога-Промыслителя
непонятно откуда берутся).
Итак, Вольтер развивал деистическую
концепцию и выдвигал в противовес материалистам
несколько доказательств существования
именно такого Бога. Поскольку, с точки
зрения Вольтера, мир может быть уподоблен
часам, где все так слаженно, что невольно
приходит в голову сравнение с часовщиком:
так же как часы не могут показывать время
без того, чтобы их не завел прежде часовщик,
так и у мира есть свой Часовщик, Который
создал этот мир и завел его. Другой аргумент
(восходящий к Фоме Аквинскому) — космологического
плана. Он гласит: поскольку бытие материальное
преходяще (оно может существовать и не
существовать), то, следовательно, должна
существовать некоторая сущность, существующая
абсолютно, — та, которая и дает существование
нашему миру.
Третий аргумент вошел в историю в виде
фразы: «Если бы Бога не было, его следовало
бы выдумать» (эта фраза часто используется
в ином контексте, подразумевающем, что
Вольтер был атеистом). Это аргумент социально-этический,
исходящий из того, что нравственность
в мире не может существовать без допущения
Бога. Даже если Бога не было бы, Его нужно
было бы выдумать, поскольку общество
атеистов не может существовать.
В последующие годы Вольтер несколько
изменил свои религиозные воззрения и
стал на позиции более пантеистические,
считая, что Бог все же некоторым образом
участвует в управлении миром, хотя и не
говоря о Боге как личном существе.
Вольтер боролся против Церкви, а не против
религии (слова «Раздавите гадину» имеют
в виду не религию, а католическую церковь;
религию же он пытался освободить от всех,
по его мнению, кошмарных наслоений, которые
принесло христианство). Вольтера ужасают
десятки тысяч жертв ветхозаветного иудаизма
и христианства. Ему претят христианские
обряды и обычаи своей бессмысленностью
и бесчеловечностью. Во Христе он видит
только мудрого человека, которому он
готов поклоняться, но не как Богу.
Проблема человека — одна из главных
для Вольтера: «Метафизический трактат»
начинается так же, как работы Юма и Локка,
с того, что во главу угла ставится проблема
человека. Человек, по Вольтеру, существо
свободное, но смертное в абсолютном смысле,
т.е. душа его не бессмертна.
Смертность души Вольтер доказывал
исходя из локковского сенсуализма: поскольку
человек познает при помощи чувств, то
невозможно допустить, чтобы душа, покинув
тело, могла бы познавать, т.к. у нее нет
никаких чувств. С таким же успехом, иронически
восклицает Вольтер, я могу допустить,
что эта душа будет есть, пить и справлять
естественные надобности, не имея тела.
Поэтому душа смертна, хотя современники
и критиковали за это Вольтера, упрекая
его в том, что его религиозность непоследовательна:
если он считает, что Бог необходим, то
тогда зачем нужен Бог, если Он не может
наказывать грешников и давать воздаяние
праведникам?
Вольтер считал, что человек, будучи
существом разумным и свободным, обязан
самостоятельно совершенствовать жизнь
на земле, а не уповать на загробную жизнь.
Вольтер отрицал и пессимизм Паскаля,
и оптимизм Лейбница. Он считал, что Паскаль
вывел свой пессимизм из абсолютизации
некоторых своих математических открытий.
Познание бесконечно малых и бесконечно
больших привело его к эмоциональному
восприятию места человека в мире, от чего
Паскаль впал в чисто эмоциональный пессимизм.
Оптимизм Лейбница, выражавшийся в формуле:
«Наш мир есть наилучший из возможных
миров, и Бог делает все, чтобы этот мир
становился еще лучше» — беспочвенный.
Оптимизм неправилен и даже вреден, поскольку
он делает ненужными человеческие усилия
по совершенствованию этого мира.
В частности, у Вольтера есть поэма
о гибели Лиссабона — о страшном землетрясении,
в котором город был разрушен и погибло
огромное количество людей. Вольтер со
всем доступным ему сарказмом обрушивается
на Лейбница, говоря, что именно этот мир,
в котором гибнут ни в чем не повинные
люди, является наилучшим из возможных
миров и что Бог, создавший такой мир, не
может быть назван Благим Богом.
По Вольтеру, зло в мире существует,
но не по причине того, что Бог его создал
таким, а в силу естественных законов.
Бог не вмешивается в текущие события
и потому не ответствен за то, что сейчас
происходит. Нравственное же зло исходит
из людского неразумия и злой воли, поэтому
за него Бог также не отвечает.
Пессимистическим идеям Паскаля
и оптимизму Лейбница Вольтер противопоставлял
свой просвещенческий призыв усовершенствовать
общество на основах разума. Просветительской
была и историческая концепция Вольтера,
и именно Вольтер ввел в обиход термин
«философия истории». Как мы помним, первым
философом, введшим историю в качестве
предмета философского размышления, был
Августин; термин же «философия истории»
ввел Вольтер.
По Вольтеру, человечество имеет
историю, которая направлена в сторону
прогресса. Имеет место прогресс знаний,
культуры, хотя он может прерываться, чередуясь
с эпохами упадка. Но тем не менее история
человечества показывает, что прогресс
все-таки существует.
Вольтер выделяет четыре эпохи
расцвета: век Перикла в Древней Греции,
век Августа в Древнем Риме, век Медичи
в эпоху Возрождения и век Людовика XIV
в современности. Существование этих периодов
обнадеживает и свидетельствует о том,
что прогресс действительно существует,
и поскольку человечество становится
умнее, то и такие эпохи прогресса будут
более длительными и более постоянными.
Вольтер первым из историков (а
его перу принадлежат и множество исторических
работ, в том числе и «История России»)
выдвинул положение, что нужно рассматривать
не только европейские народы, но включать
в исторические концепции все народы,
населяющие землю, поскольку все люди
равны и нельзя какой-то один народ предпочитать
другим народам. История должна быть историей
народов, а не политических деятелей и
правительств. Вольтер указывал, что для
истории и для человечества постройка
шлюза гораздо важнее, чем деяния какого-нибудь
полководца. Тем не менее миром правят
именно великие личности — те самые полководцы,
о которых так небрежно сказал Вольтер.
Ж.Ж.Руссо
Жан-Жак Руссо (1712–1778),
возможно, одна из самых интересных и противоречивых
фигур французского Просвещения. Знаменит
Руссо стал после того, как Дижонской академией
в 1750 г. был объявлен конкурс на тему: «Способствовало
ли возрождение наук и искусств улучшению
нравов». Руссо представил свою работу
«Рассуждения о науках и искусствах»,
которая заняла первое место на этом конкурсе,
хотя и была написала в совершенно ином
ключе, чем все остальные представленные
на конкурс работы.
В этой работе Руссо развивал идею
о том, что ни науки, ни искусства не способствуют
улучшению нравов, а, наоборот, играют
совершенно противоположную роль. Он указывает,
что науки вредны, поскольку создают бедность.
Все народы и правительства вынуждены
тратить огромные средства на науки и
искусства, которые нужны только ограниченному
числу людей. Науки и искусства существуют
сами для себя, для очень небольшого слоя
людей, а остальные люди вынуждены расставаться
со своими деньгами, и с каждым годом затраты
на науку и искусство все больше растут.
Кроме того, науки и искусства сами
по себе имеют неблагородное происхождение.
Руссо перечисляет различные исторические
данные: математика вытекает из торговли,
астрономия — из астрологии, осужденной
Церковью, и т.д. Поэтому наука и искусство,
по образному сравнению Руссо, есть гирлянды
цветов на цепях, опутывающих народ. Писатели
и ученые высасывают соки из государства,
и трудящиеся беднеют. Хотя, конечно, науки
и искусства нужны: Руссо не был таким
уж мракобесом: но в духе Просвещения указывал
на то, что нужен союз правителей и народа,
чтобы и науки и искусства развивались
так, чтобы не приводить к обнищанию населения
и порче нравов.
Среди других работ Руссо выделяется
«Рассуждение о происхождении о основаниях
неравенства между людьми» (1755). Здесь
Руссо развивает идею общественного договора,
знакомую нам по «Левиафану» Т.Гоббса.
По мысли Руссо, человек по природе добр,
а плохим становится в обществе. В первобытном
состоянии люди равны, всё добывают своим
трудом, и потому в первобытном состоянии
нет ни зависти, ни насилия, ни других негативных
нравственных качеств. Все люди здоровы,
счастливы, и это общество — самая счастливая
эпоха за все время существования человечества.
Однако когда-то появился человек, взявший
себе некоторый участок земли и сказавший:
«Это — мое». Со временем возникают и другие
формы собственности. Появляется железо,
вырастает на этих участках хлеб, начинается
торговля, так что и хлеб и железо есть
зло для человечества, ибо приводят к неравенству.
Чтобы уничтожить неравенство,
приводящее людей к несчастьям и бедствиям,
нужно отвергнуть цивилизацию и вернуться
в то состояние блаженства, в котором существовали
первобытные люди. Вольтер тут же откликнулся
на это произведение Руссо и ехидно сказал,
что еще не было такого произведения, в
котором человек так старался бы показать
свою собственную глупость, и что, может
быть, кто-то и последует идее Руссо, и
он рад бы, но не может, поскольку уже разучился
ходить на четвереньках, да и возраст у
него уже такой, что он то и дело обращается
к врачам. Можно вспомнить и о реакции
Руссо на гибель Лиссабона: ничего плохого
в том, что погибло несколько десятков
тысяч человек, он не видит, потому что
для истории иногда полезно такое самоочищение,
тем более что люди погибли по своей собственной
вине — в Лиссабоне были 7-этажные здания,
поэтому они и разрушились, а если бы люди
жили в лесу, они бы этого землетрясения
и не заметили.
Руссо принадлежит ряд художественных
произведений, среди них «Эмиль, или О
воспитании» — работа, посвященная педагогическим
проблемам. Здесь Руссо применяет принцип
«назад, к природе» в области педагогики.
Эти идеи Руссо во многом опередили свое
время и являются довольно современными,
отнюдь не просветительскими. Современная
педагогика постепенно отказывается от
чисто просветительского подхода, что
человек своим разумом может абсолютно
все, в том числе и воспитать и перевоспитать
ребенка, и возвращается к идеям Руссо,
который исходит из более здравых посылок:
в воспитании ребенка важно прежде всего
познание его природы; естественное самовоспитание
— прежде всего. Нравственность
присуща ребенку, она не зависит от внешних
факторов. Нужно дать возможность человеку
свободно, не находясь под принуждением
развиваться, опираясь на свои природные
задатки, а не на испорченную разумом культуру,
— и тогда воспитание будет наиболее успешным.
Эти идеи об автономности, независимости
этики от культуры оказали огромное влияние
на И.Канта, развившего потом эти мысли
в своей “Критике практического разума”.
В этой же работе помещена известная «Исповедь
савойского викария», в которой Руссо
излагает свои религиозные взгляды. Руссо
всегда возражал против католического
рационализма, стремления доказать бытие
Бога. По Руссо, Бога нельзя доказать, потому
что Он выше человеческого разумения,
Его можно только чувствовать. Бытие Бога
доказывается человеку сердцем.
Этот эмоциональный аргумент используют
многие богословы — особенно протестантские.
Послушаешь их проповедь по телевидению
— типичный руссоизм: давят на эмоции,
на чувства, на сердце. Но чувства могут
привести и к противоположному выводу
— к отрицанию Бога.
Такой поворот мысли люди действительно
делают, и совершенно справедливо, потому
что религия чувства достаточно беспочвенна.
Религия может основываться на божественном
откровении, на разуме — на чувстве религию
не создашь. Она не сможет существовать
в виде Церкви. Даже такой атеист, как Бертран
Рассел, сказал: если бы мне нужно было
выбирать между религией Фомы Аквинского
и религией Руссо, я бы, несомненно, выбрал
религию Фомы Аквинского. Здесь хотя бы
все четко и доказательно — против религии
Фомы Аквинского не возразишь. Из религии
же Руссо вытекает атеизм.
История во многом показала справедливость
этих положений, поскольку французские
революционеры, в частности Робеспьер,
были последователями именно Руссо. Он
был первым философом, прах которого перенесли
в пантеон великих людей Франции. Робеспьер
насильственно ввел культ Высшего Существа,
пользуясь аргументацией и мыслями Руссо,
который говорил не о личном, не о христианском
Боге, а о высшем существе — некоем безличном
Боге, высшем разуме, Высшем Геометре (говоря
словами Вольтера).
Поскольку Руссо был убежден, что
общество атеистов существовать не может,
потому и религия должна существовать,
а правительство — заботиться о том, чтобы
она была прочной. Если люди не соглашаются
с религией, их нужно перевоспитывать,
а если они упорствуют, их нужно уничтожить.
Французские революционеры во главе с
Робеспьером практически буквально претворяли
в жизнь эти идеалы Руссо.
Руссо, развивая далее положения
об общественном договоре, говорит, что
когда люди уже отошли от состояния свободы
и счастья, понимают, что миром начинают
править сильные. Эти сильные подавляют
права и свободы других людей. В конце
концов народ объединяется и приходит
к некоему договору, на основе которого
власть передается некоей части народа.
Люди отдают часть своей свободы или одному
человеку, или нескольким людям, которые
ими управляют. Но при этом вся власть
остается у народа — сувереном, по терминологии
Руссо, является народ, и суверенитет народа
неотчуждаем, неотделим. Народу принадлежит
вся полнота законодательной власти, а
избранным ими правителям принадлежит
только исполнительная власть. Даже по
терминологии мы видим, насколько идеи
Руссо прижились в современной ситуации.
В мире правит общая воля людей — суверенов,
и если некий человек не подчиняется этой
общей воле, то судебная власть заставляет
его подчиниться этой воле. В дальнейшем,
к сожалению, общественный договор стал
нарушаться, поскольку правительство,
не довольствуясь долей исполнительной
власти, стало силой присваивать себе
и законодательную власть. Часто интересы
у правительств начинают главенствовать
над общей волей, так что общая воля оказывается
обманутой. В таком случае возможен и необходим
революционный способ борьбы с таким правительством,
чтобы народ-суверен, власть которого
неотделима и неотчуждаема, вернул себе
эту власть.
марки́з де Кондорсе́
Мари́ Жан Антуа́н Николя́
де Карита́, марки́з де Кондорсе́ (фр. Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, marquis de
Condorcet; 17 сентября 1743, Рибмон, Эна, Франция — 28 марта 1794, Бур-ля-Рен, Иль-
Из всех привязанностей Кондорсе самой сильной была привязанность к Тюрго. Под его влиянием Кондорсе занялся политико-экономическими науками. Когда Тюрго был назначен министром финансов (1774), Кондорсе занял место председателя комитета по уравнению мер и весов, где он оставался и по отставке Тюрго, до 1791 г. Работая вместе с Тюрго над разрешением некоторых политико-экономических вопросов, он принимал деятельное участие и в его борьбе с современниками, стараясь путём печати выяснить свои и его взгляды на важнейшие вопросы. В сочинениях этого периода («Письмо земледельца из Пикардии к протекционисту», «Рассуждение о хлебной торговле», «Биография Тюрго», «Рассуждения о барщине» и др.) он развивал мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о свободе торговли хлебом, о правильном вознаграждении рабочих, о реформе уголовного суда, свободе печати, об уничтожении крепостного права и пр., и везде являлся сторонником взглядов школы физиократов. Занимая пост председателя комитета по уравнению мер и весов, Кондорсе хорошо познакомился с внутренним механизмом Франции, видел много несовершенств в этом механизме, убедился в косности парижского парламента и горячо восстал против него (в «Письмах американского гражданина»), так как последний систематически препятствовал проведению тех реформ, которые предлагали Тюрго и сам Кондорсе.
Несмотря на эту продолжавшуюся и после отставки Тюрго борьбу с противниками, Кондорсе снова вернулся к научным занятиям и в 1780 издал свои знаменитые примечания к 29-й книге «Духа законов» Монтескьё, где говорит о свойствах ума, необходимого законодателю, даёт критерий для сравнения законов, высказывает соображения, которые должно иметь в виду при составлении законов, и т. д. В 1787 г.
Кондорсе женился на г-ж де-Груши, общественной деятельнице, более известной как София де Кондорсе.
Около этого же времени Кондорсе, убедившись, что монархия не может и не хочет помочь народу в его бедствиях, перешёл на сторону Республики.
Кондорсе впервые применил математические методы к общественным наукам. В 1785 он опубликовал одну из наиболее известных своих работ «Рассуждения о применении анализа к оценке выборов большинством голосов» (фр. Essai sur l’application de l’analyse à la probabilité des décisions rendues à la pluralité des voix). В работе были впервые изложен «метод Кондорсе» — алгоритм голосования, обеспечивающий выбор реальным большинством голосов. Там же был описан «парадокс Кондорсе» — случай нетранзитивности выбора в случае трех вариантов.
Работа Кондорсе положила начало целому направлению математических исследований в области социологии, психологии, политики и экономики.
После бегства Людовика XVI в Варенн Кондорсе основал первую республиканскую газету во Франции «Республиканец или защитник представительного правительства». В 1790 Кондорсе заседал в муниципалитете, а в 1791 его выбрали комиссаром национального казначейства. В конце того же года он отказался от этой должности и, избранный в Национальный конвент, стал его секретарём, а вскоре и президентом. Здесь он очень много занимался организацией общественного образования.
В сочинении «Sur l’instruction publique» и других трактатах Кондорсе общественное образование делит на 5 ступеней, причем низшая ступень — первоначальная школа, дающая минимум образования, необходимого человеку для того, чтобы не находиться во власти другого. Но в то время как средства к образованию должно дать государство и оно же должно его регулировать, воспитание, по мнению Кондорсе, должно быть всецело предоставлено семье. В этих же трактатах Кондорсе, говоря об образовании женщин, проводит идею энциклопедистов о полной равноправности их с мужчинами и настаивает на совместном обучении обоих полов. Целью образования и воспитания, по словам Кондорсе, является, с одной стороны, полное равенство и равноправность как мужчин, так и женщин, а с другой — развитие в нас естественного интереса к общественному благу.
Наиболее горячая политическая деятельность Кондорсе, как сторонника республиканских идей, относится к тому времени, когда он состоял членом конвента. Здесь он не принадлежал ни к какой отдельной партии, занимая совершенно самостоятельное место. При обсуждении внешних дел Кондорсе всегда подавал голос за войну, надеясь этим путём водворить в Европе господство республиканских идей. Во время суда над Людовиком XVI он горячо защищал неприкосновенность короля, да и вообще высказывался против смертной казни, допуская наказание только с исправительной целью. При составлении проекта новой конституции, выработка программы которой была поручена комиссии из 9 членов, в том числе Кондорсе, последний играл очень значительную роль. Его перу принадлежит обширное введение в конституцию, объяснявшее основания проекта (см. Жирондистский проект конституции).
Конвент отверг этот план конституции, дав народу другую, наскоро составленную Геро де-Сешелелем. Тогда Кондорсе напечатал послание к народу, где выставил многочисленные недостатки обнародованной конституции и указывал на их вредные последствия, советуя не принимать её. За обнародование этого послания, Кондорсе, обвинённый в заговоре «против единства и нераздельности» французской республики, был объявлен конвентом вне закона. Друзья скрыли его у вдовы скульптора Вернэ. Когда жирондисты были осуждены конвентом, Кондорсе хотел покинуть дом Вернэ, не желая подвергать её опасности, но последняя на этот раз удержала его, и только26 марта 1794, по окончании последней своей научной работы, Кондорсе ушёл от неё, отправился в окрестности Парижа, был схвачен и посажен в тюрьму Bourg-la-Reine. Там 29 марта его нашли мёртвым — он отравился, как предполагают, ядом, который всегда носил в перстне.
Существует также версия, что Кондорсе был масоном, и входил в состав масонской ложи «Девять Сестёр».
Во время своего пребывания в доме Вернэ Кондорсе написал свою политическую исповедь «Советы осужденного дочери», где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни. В это же время написал он и свое знаменитое сочинение: «Esquisse d’un tableau historique des progrès de l’esprit humain», за которое он признается родоначальником теории «прогресса», одним из творцов философии истории. Многие мысли, проводимые здесь, Кондорсе высказывал и раньше, но тут он привёл их в систему. Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании рода человеческого. «Картина успехов человеческого ума» состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней Кондорсе предполагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных в введении. В первой книге Кондорсе делит всю историю человечества на десять эпох, причём к последней относит время с основания французской республики. Вторая часть была написана Кондорсе по памяти, но дальнейшее продолжение труда было невозможно за отсутствием книг. Собрание его сочинений было издано в 1804 и1847 гг.
Французские материалисты (Дидро, Гельвеций, Ламетри и Гольбах)
Из французский материалистов
наиболее известен Дени Дидро (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж, Франция) — французский
Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции. Дидро умер от болезни желудочно-кишечного тракта в Париже 31 июля 1784 года.