Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 03:23, контрольная работа
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции , где его основные черты выразились с классической точностью , последовательностью и радикальностью. Зародившись в середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства , правления Людовика XV и Людовика XVI ,при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг.
1 Введение……………………………………………….………….………..3
2 Пьер Бейль ……………………………………………………………….5
3 Жан Мелье ………………………………….……………………………5
4 Шарль Луи Монтескье …………………………………………………7
5 Вольтер ……………………………………………………………….…....9
6 Жан-Жак Руссо ………………………………………………………….12
7 Кондорсе ………………………………………………………………….15
8 Дени Дидро …………………………………………………………...…..19
9 Д̒Аламбер ……………………………………………………..…………..24
10 Заключение………………………………………………………………….29
11 Список используемой литературы…………………………………….…..30
Известен не столько
тем, что был наиболее ярким выразителем
идей французского материализма (таковым,
как известно, был Гольбах), и даже не эпатичностью
своих взглядов (поскольку Ламетри больше
всего поражал современников неожиданностью
своих воззрений), а именно своей организаторской,
общественной и другой, в том числе литературной,
деятельностью, Дидро был организатором
работы над «Энциклопедией». В то время
начинается интерес к разного рода словарям,
и Дидро получает заказ от одного издателя
на перевод с английского языка энциклопедического
словаря, чрезвычайно популярного в Англии.
Он берется за работу, но понимает, что
словарь имеет множество недостатков,
и предлагает издателю написать собственный
словарь, который в конце концов разрастается
до 35-томной «Энциклопедии». Это первое
в истории человечества энциклопедическое
издание, в котором были собраны и обобщены
все научные, философские, религиозные,
культурные, литературные и т.п. знания.
Главной целью издания была цель просветительская,
способствование прогрессу. «Энциклопедия»
была завершена и пользовалась огромной
популярностью, несмотря на многотомность
и дороговизну. Было продано несколько
тысяч экземпляров — очень большой тираж
для Франции того времени.
В круг энциклопедистов, кроме
Дидро, входили в разное время Вольтер,
Руссо (впоследствии отошедший из-за идейных
разногласий), Монтескье, Кондильяк, Гольбах,
Тюрго, Бюффон. Наиболее активное участие
в работе над «Энциклопедией» принял известный
математик Д'Аламбер, отвечавший за естественно-научную
часть.
Работа над книгой заняла почти
всю жизнь Дидро — с 1751 по 1780 гг. (умер он
в 1784 г.). Кроме статей в «Энциклопедии»,
перу Дидро принадлежат множество работ,
в том числе и литературные («Племянник
Рамо», «Монахиня» и др.). Среди философских
произведений наибольшую известность
приобрели небольшая работа «Разговор
Д'Аламбера и Дидро», в которой сформулировано
мировоззрение Дидро, и «Письмо о слепых,
предназначенное зрячим», где Дидро впервые
выразил свои мысли как зрелый философ,
избавившийся от некоторых своих сомнений.
Поскольку Дидро учился в иезуитской школе,
ему прочили карьеру священника. Некоторое
время он считал себя христианином и был
деистом, но в последней работе открыто
выражает материалистическое, атеистическое
мировоззрение.
Нас интересует прежде всего отношение
французских материалистов к религии,
особенно к христианству, поэтому рекомендую
прочесть небольшую работу, как бы примыкающую
к другой, которая называется «Философские
мысли» — «Прибавление к “Философским
мыслям”, или Разные возражения против
сочинений различных богословов». Работа
эта написана в афористичной форме и читается
легко, хотя и трудно с той точки зрения,
что принадлежит перу человека, совершенно
чуждого нам по мировоззрению. На мой взгляд,
это одно из наиболее сильных атеистических
произведений, где автор в жесткой (и даже
жестокой) форме выражает свои парадоксальные
взгляды, поражающие тем не менее своей
логичностью и полезные для нас, поскольку
побуждают нас дать отчет в своем уповании.
Однако начнем по порядку, и поскольку
именно у Гольбаха в наиболее развернутой
форме изложено механистическое материалистическое
мировоззрение, то на его примере и рассмотрим
этот материализм. В наиболее систематической
форме принципы материализма изложены
в работе Гольбаха «Система природы».
Хотя первой работой, ставшей манифестом
французских материалистов, стала работа
Ламетри «Естественная история души»
(а наиболее нашумевшей была его же работа
«Человек-машина»).
Собственно говоря, этот материализм
всем нам хорошо знаком, и ничего существенно
нового мы не узнаем. В частности, Гольбах
утверждает, что материя — это единственная,
никем не сотворенная, вечно существующая
субстанция. Следовательно, нет
и Бога-Творца. Определение Гольбаха звучит
так: «Материя есть все то, что воздействует
на наши чувства».
Слабость этого определения очевидна:
оно дается через познавательную способность
человека, а способность эта в конце концов
будет даваться через определение материи,
потому что кроме материи ничего не существует.
Очевидно, мы видим здесь круг в определении.
Более того, если человека не существует,
то не существует и принципа, на котором
можно строить какое-либо представление
о материи. Налицо и нелогичность определения,
и тяготение к солипсизму (представление,
в соответствии с которым из положений,
что человек является мерой всех вещей
и критерием истины, вытекает утверждение
о существовании только этого человека).
Представления о материи французских
материалистов мало чем отличаются от
современных (скажем, диалектико-материалистических)
Человек — продукт природы, и его познавательная
способность есть следствие материальной
организации. Нет никакой способности
познания, отличной от материальной познавательной
способности; все познается через чувства.
Разум есть также высшая форма организации
материи. Характерны последовательный
сенсуализм, критика учения о врожденных
идеях. Душа представляет собой чистую
доску. Истина есть адекватное отражение
внешнего мира; критерием истины является
опыт. И так далее. Практически во всем
последующие материалисты, в том числе
и диалектического пошиба, будут повторять
положения французских материалистов.
Более интересны (в смысле своей необычности,
но не в смысле полезности) социально-этические
взгляды французских материалистов. Здесь
они не столь едины и отличаются друг от
друга по некоторым воззрениям, хотя в
чем-то и сходились: в атеизме, отрицании
нематериальности души, ее бессмертия,
божественного происхождения морали.
Но в чем именно состоит мораль, в чем смысл
жизни человека — здесь были и расхождения.
Наиболее парадоксальным и эпатирующим
общество был Ламетри. Поскольку, по его
мнению, душа смертна, то нужно по-другому
взглянуть и на мораль. Религиозной концепции
нравственности не существует, ибо нет
вечной жизни, а мораль существует постольку,
поскольку нравственное чувство врождено.
Существует некий нравственный закон,
как и законы природы. Этот нравственный
закон есть даже у животных, а поскольку
человек есть порождение животного мира,
то здесь нет ничего странного, просто
человек — высшая форма развития животного.
Далее Ламетри несколько отходит от этой
концепции и в работе «Человек-машина»
высказывает своеобразные и отличные
от других материалистов мысли, склоняясь
в сторону гедонизма. Ламетри был врачом,
поэтому его исследования человека с точки
зрения его физиологии было следствием
его профессионального интереса. Ламетри
развивал точку зрения Декарта: животное
есть некоторая «машина», которая действует
по своим законам. Никакой души (растительной,
животной или какой-то другой) или чего-то
еще, что выдумывали различные метафизики
и богословы, просто не существует. У человека
же есть душа, но организм его действует
по тому же принципу, как и организм животных
и, следовательно, независим от души.
Это концепция психо-физического параллелизма
и дуализма (есть материальная субстанция
и духовная субстанция, не зависящие друг
от друга и существующие в гармонии лишь
в Боге, непосредственно же сами по себе
они независимы и друг на друга не воздействуют).
Поэтому законы материальной субстанции
справедливы только для материального
мира, а законы духовной субстанции —
для мира духовного. Ламетри развивает
в определенном направлении эту концепцию:
поскольку души как отдельной нематериальной
субстанции не существует, то и человек
есть, соответственно, тоже «машина» —
в том смысле, что все процессы в человеке
обусловлены причинно-следственными связями,
они необходимы и не зависят ни от какой
свободной воли или душевного порыва,
а также других проявлений духовной субстанции.
В человеке абсолютно все есть следствие
его материальности: и мысли, и эмоции,
и все остальное. Таково жесткое, последовательное
выражение материалистической концепции,
которое впоследствии будет разрабатываться
многими учеными, особенно психологами,
в 20 веке (Фрейд и др.).
Для Ламетри характерен гедонизм: нужно
искать критерий счастья и цель жизни
человека среди материального составляющего
человека, а потому таким критерием является
чувственное наслаждение, являющееся
главным для человека. Поэтому нравственность
как таковая есть понятие вымышленное,
предрассудок, совесть также бесполезна,
нужно освободить человека от ее угрызений
и объяснить людям, что это понятие несуществующее,
ибо все люди нравственны постольку, поскольку
все ищут наслаждения.
Более последовательно разрабатывал этические
взгляды Клод Адриан Гельвеций в работе
«О человеке». Согласно Гельвецию, также
не существует никакой врожденной нравственности
(эту мысль разделял и Дидро), не врожден
и порок. И добродетель и порок есть результат
воспитания, поэтому именно от общества
зависит, каким будет человек. Воспитание
всемогуще, человек всем ему обязан. Воспитание
Гельвеций понимает широко: это не только
увещевательные слова родителей и педагогов,
но совокупное воздействие окружающего
мира — и общества, и природы.
Основой воспитательного процесса, по
Гельвецию, является физическая чувствительность
человека к боли и к наслаждению. Именно
через восприятие того и другого человек
начинает понимать, что для него хорошо,
а что плохо. Каждому человеку свойственна
любовь к себе, которая есть глубочайший
импульс человеческой деятельности. Из
любви к себе через чувствительность к
боли и наслаждению вырастают все страсти.
Интересы, смысл жизни, стремление к счастью
— все вырастает через чувствительность
к боли и наслаждению.
Апологию страстей Гельвеций нарочито
выпячивает, противопоставляя ее христианскому
учению о страстях, о том, что человек должен
уметь управлять своими страстями. По
Гельвецию, страсти нужно культивировать
и понимать их необходимость, поскольку
они движут миром.
Гельвеций проводит анализ разных страстей.
Например, такие страсти, как интересы,
перекликаются с выгодой и пользой и приводят
к развитию общества и появлению частной
собственности. Налицо попытка вывести
мораль и все нравственные предписания
из природы самой по себе, отход от той
точки зрения, что мораль существует как
некоторое не зависящее от природы установление.
Христианская церковная мораль (даже пантеистическая
и деистическая) французским материалистам
была чужда, поскольку они боролись не
просто против Церкви, а против религии.
Любая религия, по их мнению, есть результат
обмана, невежества и человеческого страха,
но в конце концов все это реализуется
в результате интересов и страстей некоторых
людей. То есть религия вырастает из обмана
одних людей другими — теми, кто понимает,
что своими силами удержать людей в повиновении
не удастся, поэтому придумывают всемогущее
существо, которое все может и всегда все
видит, и держат в повиновении при помощи
этого существа темный, невежественный
и суеверный народ. В страхе и надежде
на посмертное воздаяние угнетенные люди
пытаются найти свое счастье.
Таким образом, возникает формула: «Религия
есть опиум для народа». Обращаю ваше внимание
на предлог «для», поскольку отличие марксистско-ленинской
концепции, о которой мы будем говорить
позднее, от концепции французских материалистов
состоит в отмене предлога «для». По Марксу
и всем остальным, «религия есть опиум
народа». Это коренное отличие в вопросе
о происхождении религии: никто народ
не обманывает, он сам придумывает себе
этот опиум. Если спроецировать Марксово
понимание возникновения религии на понимание
французских материалистов, то вполне
возможна фраза «Религия есть опиум для
народа» — с этой формулой, я думаю, согласились
бы и Дидро, и Гольбах, и Гельвеций.
Философские воззрения французских материалистов
достаточно поверхностны и выражают скорее
точку зрения обыденного сознания, а не
философски мыслящего ума. Проблемы познания,
вторичных и первичных качеств, законов
природы и т.д. для них как бы не существуют,
они их обходят, считая как бы само собой
разумеющимися. Поэтому в этом плане идеи
французских материалистов не оказали
сколько-нибудь серьезного влияния на
последующую философскую мысль.
А вот их социально-политические воззрения
оказали влияние, и достаточно серьезное,
поскольку французская демократия — то,
что образовалось в результате претворения
в жизнь идей французских просветителей
во время Французской буржуазной революции,
— явилась образцом для демократии большинства
стран. И то, что сейчас на Земле существуют
цивилизованные правовые государства,
есть результат реализации идей французского
Просвещения.
Д’Аламбер
Жан Леро́н Д’Аламбе́р (д’Аламбер, Даламбе
Отец в это время был за границей. Вернувшись во Францию, Детуш привязался к сыну, часто навещал его, помогал приёмным родителям и оплатил образование Д’Аламбера, хотя официально признать не решился. Мать-маркиза никакого интереса к сыну так и не проявила. Позднее, став знаменитым, Д’Аламбер никогда не забывал стекольщика и его жену, помогал им материально и всегда с гордостью называл своими родителями.
Фамилия Д’Аламбер, по одним сведениям, произведена из имени его приёмного отца Аламбера, по другим — придумана самим мальчиком или его опекунами: сначала Жан Лерон был записан в школе как Дарамбер (Daremberg), потом сменил это имя на D’Alembert.
1726: Детуш, уже ставший генералом, неожиданно умирает. По завещанию Д’Аламбер получает пособие в 1200 ливров в год и препоручается вниманию родственников. Мальчик воспитывается наряду с двоюродными братьями и сёстрами, но живёт по-прежнему в семье стекольщика. Он жил в доме приёмных родителей до 1765 года, то есть до 48-летнего возраста [2].
Рано проявившийся талант позволил мальчику получить хорошее образование — сначала в коллегии Мазарини (получил степень магистра свободных наук), затем в Академии юридических наук, где он получил звание лиценциата прав. Однако профессия адвоката ему была не по душе, и он стал изучать математику.
Уже в возрасте 22 лет Д’Аламбер представил Парижской академии свои сочинения, а в 23 года был избран адъюнктом Академии.
«Трактат о динамике» Д’Аламбера
1743: вышел «Трактат о динамике», где сформулирован фундаментальный «Принцип Д’Аламбера», сводящий динамику несвободной системы к статике. Здесь он впервые сформулировал общие правила составления дифференциальных уравненийдвижения любых материальных систем.
Позже этот принцип был применен им в трактате «Рассуждения об общей причине ветров» (1774) для обоснованиягидродинамики, где он доказал существование — наряду с океанскими — также и воздушных приливов.
1748: блестящее исследование задачи о колебаниях струны.
С 1751 года Д’Аламбер работал вместе с Дидро над созданием знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Статьи 17-томной «Энциклопедии», относящиеся к математике и физике, написаны Д’Аламбером. В 1757 году, не выдержав преследований реакции, которым подвергалась его деятельность в «Энциклопедии», он отошёл от её издания и целиком посвятил себя научной работе (хотя статьи для «Энциклопедии» продолжал писать). «Энциклопедия» сыграла большую роль в распространении идей Просвещения и идеологической подготовке Французской революции.
1754: Д’Аламбер становится членом Французской Академии.
1764: в статье «Размерность» (для Энциклопедии) впервые высказана мысль о возможности рассматривать время как четвёртое измерение.
Д’Аламбер вёл активную переписку с российской императрицей Екатериной II [3]. В середине 1760-х годов Д’Аламбер был приглашён ею в Россию в качестве воспитателя наследника престола, однако приглашения не принял. В 1764 г. был избран иностранным почётным членом Петербургской академии наук.[4]
1772: Д’Аламбер избран непременным секретарём Французской Академии.
1783: после долгой болезни Д’Аламбер умер. Церковь отказала «отъявленному атеисту» в месте на кладбище, и его похоронили в общей могиле, ничем не обозначенной.
В честь Д’Аламбера названы кратер на обратной сто
В первых томах знаменитой «Энциклопедии» Д’Аламбер поместил важные статьи: «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика» и «Геометрия», в которых подробно излагал свою точку зрения на актуальные проблемы науки.
Исчисление бесконечно малых Д’Аламбер стремился обосновать с помощью теории пределов, близкой к ньютоновскому пониманию «метафизики анализа». Он назвал одну величину пределом другой, если вторая, приближаясь к первой, отличается от неё менее чем на любую заданную величину. «Дифференцирование уравнений состоит попросту в том, что находят пределы отношения конечных разностей двух переменных, входящих в уравнение» — эта фраза могла бы стоять и в современном учебнике. Он исключил из анализа понятие актуальной бесконечно малой, допуская его лишь для краткости речи.
Перспективность его подхода несколько снижалась тем, что стремление к пределу он почему-то понимал как монотонное (видимо, чтобы ), да и внятной теории пределов Д’Аламбер не дал, ограничившись теоремами о единственности предела и о пределе произведения. Большинство математиков (в т. ч. Лазар Карно) возражали против теории пределов, так как она, по их мнению, устанавливала излишние ограничения — рассматривала бесконечно малые не сами по себе, а всегда в отношении одной к другой, и нельзя было в стиле Лейбница свободно использовать алгебру дифференциалов. И всё же подход Д’Аламбера к обоснованию анализа в конце концов одержал верх — правда, только в XIX веке.
В теории рядов его имя носит широко употребительный достаточный признак сходимости.
Основные математические исследования Д’Аламбера относятся к теории дифференциальных уравнений, где он дал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка в частных производных, описывающего поперечные колебания струны (волнового уравнения). Д’Аламбер представил решение как сумму двух произвольных функций, и по т. н. граничным условиям сумел выразить одну из них через другую. Эти работы Д’Аламбера, а также последующие работы Л. Эйлера и Д. Бернулли составили основу математической физики.
В 1752 году, при решении одного дифференциального уравнения с частными производными эллиптического типа (модель обтекания тела), встретившегося вгидродинамике, Д’Аламбер впервые применил функции комплексного переменного. У Д’Аламбера (а вместе с тем и у Л. Эйлера) встречаются те уравнения, связывающие действительную и мнимую части аналитической функции, которые впоследствии получили название условия Коши — Римана, хотя по справедливости их следовало бы назвать условиями Д’Аламбера - Эйлера. Позже те же методы применялись в теории потенциала. С этого момента начинается широкое и плодотворное использование комплексных величин в гидродинамике.
Д’Аламберу принадлежат также важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами и систем таких уравнений 1-го и 2-го порядков.
Д’Аламбер дал первое (не вполне строгое) доказательство основной теоремы алгебры. Во Франции она называется теоремой Д’Аламбера - Гаусса.
Выше уже упоминался открытый им принцип Д’Аламбера, указавший, как строить математическую модель движения несвободных систем.
Выдающийся вклад Д’Аламбер внёс также в небесную механику. Он обосновал теорию возмущения планет и первым строго объяснил теорию предварения равноденствий и нутации.
Опираясь на систему Фрэнсиса Бэкона, Д’Аламбер классифицировал науки, положив начало современному понятию «гуманитарные науки».
Д’Аламберу принадлежат также работы по вопросам музыкальной теории и музыкальной эстетики: трактат «О свободе музыки», в котором подведены итоги т. н. войны буффонов — борьбы вокруг вопросов оперного искусства, и др.
Из философских работ наиболее важное значение имеют вступительная статья к «Энциклопедии», «Очерк происхождения и развития наук» (1751, рус. пер. в книге «Родоначальники позитивизма», 1910), в которой дана классификация наук, и «Элементы философии» (1759).
В теории познания вслед за Дж. Локком Д’Аламбер придерживался сенсуализма. В решении основных философских вопросов Д’Аламбер склонялся к скептицизму, считая невозможным что-либо достоверно утверждать о Боге, взаимодействии его с материей, вечности или сотворённости материи и т. п. Сомневаясь в существовании Бога и выступая с антиклерикальной критикой, Д’Аламбер, однако, не встал на позиции атеизма.
В отличие от французских материалистов, Д’Аламбер считал, что существуют неизменные, не зависящие от общественной среды нравственные принципы. Взгляды Д’Аламбера по вопросам теории познания и религии были подвергнуты критике со стороны Дидро в произведении: «Сон Д’Аламбера» (1769), «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769) и др.
И все же создатели «Энциклопедии»
меньше всего помышляли о подготовке
социального взрыва. В статьях
на политические темы ни одной форме
правления не отдавалось предпочтения,
а похвалы Женевской республике
сопровождались оговоркой о том,
что республиканская
Энциклопедисты, подчеркивая огромную роль торговли в современной жизни и считая, что коммерсанты достойны всяческого уважения и участия в политической власти, были далеки от идеализации среднего класса. Буржуа критиковались за жадность и неудержимую тягу к приобретению должностей. Откупщики налогов и другие финансовые деятели старого порядка признавались наиболее прожорливой и паразитической частью третьего сословия.
Энциклопедисты искренне желали содействовать облегчению участи простого люда, повышению статуса ремесленников, ликвидации тяжелого подневольного труда, смягчению гнета барщины и воинской повинности. И все же они не призывали к установлению демократии во Франции. Критикуя многочисленные промахи и слабости властей, «Энциклопедия» обращалась именно к правительству, когда говорила о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой. Она желала не покончить с французской монархией, а, скорее, усовершенствовать ее.
«Энциклопедия»
Новые исследования показали, что «Энциклопедию» охотно читали не в сельской местности, а в крупных провинциальных городах — Лионе, Монпелье, Тулузе, Бордо, Рене, Кане, Нанси, Дижоне и Безансоне «Энциклопедией» интересовались в первую очередь в старинных городах, разбогатевших в позднем средневековье и превратившихся при Бурбонах в административные и культурные центры. Гораздо хуже раскупалась «Энциклопедия» в городах будущего, где уже ощущались толчки грядущей индустриализации. Чем дешевле становилась «Энциклопедия», тем глубже проникала она в общество: от столичных салонов и академий — к провинциальному дворянству, а затем к буржуазии старого порядка: рантье, нотариусам, учителям, то есть к тем, кому суждено было сыграть столь активную роль во Французской революции.