Содержание
1. Фридрих
Ницще
2. Философия Ницше в
целом:
3. Основные идеи Ницше:
4. Концепция сверхчеловека:
5. Посмертная судьба
Ницше.
Фридрих Ницше
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche ; 15 октября 1844— 25 августа 1900)—
немецкий мыслитель, классический филолог,
создатель самобытного философского учения,
которое носит подчёркнуто неакадемический
характер и отчасти поэтому имеет широкое
распространение, выходящее далеко за
пределы научно-философского сообщества.
Фундаментальная концепция Ницше включает
в себя особые критерии оценки действительности,
поставившие под сомнение базисные принципы
действующих форм морали, религии, культуры
и общественно-политических отношений
и впоследствии отразившиеся в философии
жизни. Будучи изложенными в афористической
манере, большинство сочинений Ницше не
поддаются однозначной интерпретации
и вызывают много споров.
Годы детства
Фридрих Ницше родился в Рёккене
(недалеко от Лейпцига, восточная Германия),
в семье лютеранского пастора Карла Людвига
Ницше (1813—1849). В 1846 году у него появилась
сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф,
умерший в 1849 году спустя полгода после
смерти их отца. Воспитывался своей матерью,
пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую
гимназию в Пфорте. Там он увлекся изучением
античных текстов, осуществил первые пробы
писательства, пережил сильное желание
стать музыкантом, живо интересовался
философскими и этическими проблемами,
с удовольствием читал Шиллера, Байрона
и особенно Гёльдерлина, а также впервые
познакомился с музыкой Вагнера.
Годы юности
В октябре 1862 года отправился
в Боннский университет, где начал изучать
теологию и филологию. Быстро разочаровался
в студенческом быте и, попытавшись повлиять
на своих товарищей, оказался ими непонятым
и отвергнутым. Это стало одной из причин
его скорого переезда в Лейпцигский университет
вслед за своим наставником профессором
Фридрихом Ричлем. Однако и на новом месте
обучение филологии не принесло Ницше
удовлетворения, даже несмотря на его
блестящий успех в этом деле: уже в возрасте
24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен
на должность профессора классической
филологии в Базельский университет —
беспрецедентный случай в истории университетов
Европы.
Ницше не смог принять участия
во Франко-прусской войне 1870 года: в начале
профессорской карьеры он демонстративно
отказался от прусского гражданства, а
власти нейтральной Швейцарии запретили
ему непосредственное участие в боях,
разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая
вагон с ранеными, он заразился дизентерией
и дифтеритом.
Философия Ницше в целом
В творчестве и личной судьбе Фридриха
Ницше «наиболее отчетливо запечатлен
драматизм «переходной эпохи» рубежа
Х1Х-ХХ веков. С одной стороны, Ницше –
идейный наследник философской классики,
профессионально и творчески осмысливший
как истоки западной культуры (античность),
так и другие важнейшие ее этапы (христианство,
Возрождение, Новое время). С другой стороны,
он – первый декадент, поэт-безумец, пророк,
силой своего таланта всколыхнувший долго
дремавшие иррациональные пласты европейской
культуры. Столкновение этих дух тенденций
во многом и обусловило многоплановость
и противоречивость как самого творчества
Ницше, так и его последующего влияния».
(21, с.292)
В работах Ницше мы обнаруживаем «истоки
тех глобальных тем, которые стали ключевыми
в творчестве многих известных мыслителей
ХХ века. Здесь и шпенглеровский закат
западного мира, и ортеговская тема «восстания
масс»,ишелеровская «девальвация ценностей»,
и зомбартовская власть буржуа, и хайдеггеровская
метафизика нигилизма, и основы философской
проблематики как религиозного, так и
атеистического направлений экзистенциалистской
мысли». (3, с.8) Следует отметить, что «Ницше
не создал философской школы как таковой,
поэтому термином «ницшеанство» часто
обозначают совершенно различные явления.
Во-первых, речь идет о рецепции тех или
иных идей Ницше, которая может быть как
более или менее систематичной (например,
представителями «русского религиозного
ренессанса» конца Х1Х – начала ХХ веков,
а также Хайдеггером, Ясперсом), так и фрагментарной
(например, Лёвитом, Финком, Делезом, Фуко,
Деррида и др.). Во-вторых, в настоящее время
сложилась международная школа ницшеведения.
В–третьих, под «ницшеанством» иногда
понимают разработку в рамках иного, чем
у Ницше, философского контекста тех или
иных тем и мотивов, которые вошли в современную
культуру через творчество Ницше, причем
его приоритет устанавливается нередко
задним числом. Данный признак неспецифичен,
и по нему к «ницшеанству» можно отнести
многие направления современной философии.
Эти значения термина «ницшеанство»
указывают на широту влияния наследия
Ницше на западную культуру. Противоречивость
этого влияния ярче всего отражает четвертое
значение, закрепившееся за «ницшеанством».
Оно имеет значительную политическую
нагрузку, основанную в основном на аберрации
реального образа Ницше. В данном значении,
наиболее последовательно применявшемся
национал-социалистической идеологией,
под «ницшеанством» понимается ничем
не сдерживаемый активизм, торжество иррациональной
витальности, циничное пренебрежение
к духовным ценностям, аморализм, политический
экстремизм». (21, с.294)
«Трудно отыскать среди сколько-нибудь
значительных философов ХХ века такого,
который обошел бы своим вниманием певца
Заратустры». (3, с.10) Так, Альбер Камю относил
Ницше к философам абсурда. "Мы не испытываем
недостатка в великих авантюристах абсурда,
- пишет он в своей работе "Бунтующий
человек". - Но в конечном счете их величие
измеряется тем, что они отказались от
любования абсурдом, сохраняя его требования.
Они разрушают ради большего, а не ради
меньшего. "Мои враги те, кто хочет разрушать,
а не творить самих себя". Сам он разрушал,
но с тем, чтобы попытаться творить".
(10, с. 124-125)
Небезынтересно ознакомиться и с тем,
как сам Ницше откликался на оценку своего
творчества. Из переписки философа с немногочисленными
его друзьями мы узнаем, что датский литературовед
Георг Брандес отмечал у Ницше "пренебрежение
к аскетическим идеалам и глубокое неприятие
демократической усредненности, Ваш аристократический
радикализм". Ницше ответил: "Выражение
"аристократический радикализм",
которое Вы употребили, очень удачно. Это
<…> самые толковые слова, какие мне
до сих пор доводилось о себе прочесть".
(18, с.137-138)
Данный реферат посвящен концепции сверхчеловека,
однако нельзя не согласиться с мнением
сестры философа, Э. Фёрстер-Ницше, (при
всей той осторожности, с которой следует
относиться ко всему ею написанному), которая
пишет: "Учение о сверхчеловеке более
чем какая-либо другая идея может быть
правильно понято только в связи и взаимозависимости
с другими учениями автора "Заратустры"
(23, с.286). Поэтому необходимо кратко изложить
последние, а также сказать несколько
слов о стиле Ницше, весьма своеобразном.
«Мятежный дух Фридриха Ницше нашел выражение
в его литературном стиле. Ему не хватало
терпения давать строгие определения
понятий, проводить непрерывный логический
анализ, отыскивать доказательства относительно
глубинной сущности вещей – на его взгляд,
все это было типично для философии прошлого.
Его творчеству присущи вспышки озарения,
афористические высказывания и воззвания.
Его идеи часто кажутся несистематическими
и бессвязными, для них характерен конфликт
и даже противоречие. Ницше не позаботился
разъяснить эти нестыковки, чтобы облегчить
жизнь своему читателю.
Между несоизмеримыми утверждениями
Ницше действительно существует связь,
однако он призывает нас восстанавливать
связующие звенья самостоятельно – если,
конечно, мы в силах. И даже после этого
Ницше не желает вселять в читателя чрезмерную
уверенность в том, что он приблизился
к окончательной, неопровержимой истине. «Всякая
философия, -написал он однажды, - это философия
переднего плана… .Всякая философия также скрывает философию». Мы
вправе также сказать, что Ницше подрывает
или деконструирует даже собственную
мысль – не для того, чтобы ее обесценить,
но чтобы подчеркнуть необходимость вкапываться
в нее все глубже, не прекращая поиски
слишком быстро». (5, с.586) «И метафизика
Шопенгауэра, и волевой императив мифологии
Вагнера, и позитивизм для Ницше всего
лишь его линия обороны, его боевые щиты,
которые он постоянно меняет всражении
с духом распада и небытия, духом, который
он ощущает в себе самом и который он несет
как вину и проклятие времени. И поэтому
в его произведениях как бы постоянно
двоятся образы бога Диониса и пророка
Заратустры, сверхчеловека и вагнеровского
Зигфрида, а «воля к власти» торжествует
как единственная альтернатива «воли
к смерти», постоянно воплощающейся в
современной культуре». (3, с.6)
Многие философы и исследователи видят
в противоречивости концепций Ницше только
преимущество.
"Форма изложения философских
идей у Ницше – это афоризмы,
мифы, проповеди, полемика, декларации. <…> Его
философские взгляды – это его собственное
бытие. "Переоценка ценностей", о
чем часто писал Ницше, была его естественным
состоянием. Поэтому знакомство с сочинениями
Ницше – это знакомство с его личностью".
(26, с.125) "Можно принимать или не принимать
учение Ницше,- писал Лев Шестов,- можно
приветствовать его мораль или предостерегать
против нее, но, зная его судьбу, зная, как
пришел он к своей философии, какою ценой
было им куплено "свое слово",- нельзя
ни возмущаться им, ни негодовать против
него. У Ницше было святое право говорить
то, что он говорил". (28,с.23) "Судьба
Ницше, неотступно следовавшая за его
мыслью, стала легендой мировой культуры
– явление совершенно эксцентрическое
для европейской философии, хотя и подлинно
философское по сути",- указывает Игорь
Эбаноидзе. (18, с.130)
Нельзя обойти вниманием и размышления
Эбаноидзе о безумии Фридриха Ницше, он
полагает, что "маска безумия, то здесь,
то там спадающая с лица туринского Заратустры,
ставит вопрос о сознательном, "гамлетовском"
начале в безумии Ницше – сознательном
не в смысле свободного выбора, а в смысле
сознания невозможности иного выбора,
кроме безумия. Так, один из немецких исследователей
обозначает безумие Ницше как "форму
выражения невозможности дальнейшей интеграции
в объективную культурную систему".
Подобная научная переформулировка сравнения
Ницше с Гамлетом (на которое наталкивает
сам Ницше в "EcceHomo": "…что должен
выстрадать человек, чтобы почувствовать
необходимость стать шутом! –Понимают ли
Гамлета? Не сомнение, а несомненность есть
то, что сводит с ума…") не противоречит
медицинскому аспекту дела, а просто обходит
его стороной, утверждая отношение к безумию
Ницше как к предопределенному последовательностью
его мысли шагу. (18, с.134) Той же точки зрения
придерживается и Томас Манн в статье
«Философия Ницше в свете нашего опыта»:
«…я совершенно уверен, что этот великий
лицедей и мастер перевоплощения, играя
свою жизненную трагедию, - я чуть было
не добавил: им самим инсценированную,
- прекрасно сознавал в себе гамлетовские
черты». (14, с.347)
Литературность творчества Ницше вряд
ли может быть поставлена ему в упрек.
"Философия всегда была близка художественной
литературе, она начиналась в Греции с
поэм Парменида и Эмпедокла, диалогов
Платона, писем Эпикура и Сенеки. Эти связи
не прерывались и в дальнейшем: Августин,
Данте, Эразм, Вольтер, Лихтенберг, романтики
т.д., вплоть до "Трех разговоров"
Соловьева и "Так говорил Заратустра"
Ницше". (10, с.5)
"Ницше стремится преодолеть
рациональность философского метода;
понятия не выстраиваются у
Ницше в систему, а предстают
как многозначные символы. Таковы
понятия "жизнь", "воля к власти",
которая есть и само бытие
в его динамичности, и страсть,
и инстинкт самосохранения, и
движущая обществом энергия и
т. д." (24, с.437)
Основные идеи Ницше
"Мир, по Ницше,- это жизнь, которая
не тождественна органическим
процессам: ее признак – становление. Не
случайно Гераклит, с его образом мира
как огня, был самым почитаемым им философом.
У мира есть и другой признак – воля к
власти. В мире существует "иерархия
царств": неорганическое, органическое,
общество, где проявляет себя воля".
(26, с.125) Как отмечает Ж. Делез, «воля к власти
есть неискоренимая, связанная с самым
глубоким основанием человеческой личности,
потребность быть абсолютным творческим
центром бытия». (8, с.113)
"Для Ницше познание – это
интерпретации, истолкования, органически
связанные с внутренней жизнью
человека, он справедливо отмечает,
что один и тот же текст
допускает многочисленные интерпретации,
так как мысль - это знак со
множеством смыслов. Чтобы понять
вещь, надо человеческое перевести
в природное, поэтому важнейшим
средством познания и выступает
перевод человеческого в природное.
Но истолкование – это низшая
ступень познания по сравнению
с делом. Он отвергает традиционную
трактовку истины в смысле
адекватности образа объекту, считает,
что надо к истине подойти
с точки зрения субъекта, а
он разный: толпа, герой, "людское
стадо", "сверхчеловек" и др.,
значит, у каждого из них свое
понимание мира, своя истина".
(26, с.126) «Задача: видеть вещи, как они есть! Средство:
смотреть на них сотней глаз, из многих лиц»(19,
с.28)
«Ницше полагал, что люди не смогли осуществить
свое жизненное предназначение, т. к. они
приняли то, что он расценивал как совершенно
ложные философские посылки; поэтому-то
он и придавал такое большое значение
философской критике. В этом он чувствовал
настоятельную необходимость, что удивительно
для философов, которые, как правило, не
склонны полагать, что их откровения будут
оказывать прямое воздействие на поведение
людей, так как ему казалось, что только
через адекватное философское понимание
люди смогут избавиться от смирения перед
недостойным их положением, в которое
их заключили обычай и дурные привычки
мышления». (7, с.235)
"Обращаясь к генезису человеческого
общества и культуры, Ницше выделяет
интеллект и фантазию как главные
свойства физически слабого "зоологического
вида" (т. е. человека), развивая которые
он может успешно справляться
с практическими задачами, связанными
в первую очередь с выживанием.
Создание "средств культуры" (языка
и логики) приводит, по Ницше, к
принципиальному искажению действительности,
основанному на допущении тождественных
случаев. По мере развития средств
культуры происходит полная подмена жизни,
как она есть сама по себе, сущим, т. е. неким
устойчивым и регулярно повторяющимся
началом. Этой кропотливой работой подмены,
утверждает Ницше, главным образом и занимается
наука. Вместе с тем существует и другой
важный компонент человеческой культуры
– искусство. Являясь "добровольным
стремлением к иллюзии", оно заключает
в себе конструктивное начало культуры,
поскольку гораздо ближе стоит к "жизни".
(21, с.292)