Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 00:58, доклад
Описание работы
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche ; 15 октября 1844— 25 августа 1900)— немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.
Содержание работы
1. Фридрих Ницще 2. Философия Ницше в целом: 3. Основные идеи Ницше: 4. Концепция сверхчеловека: 5. Посмертная судьба Ницше.
Образец подлинной культуры Ницше видит
в досократовской Греции. По его мнению,
она связана "с признанием равноправия
двух начал: дионисийского (титанизм, свободная
игра жизненных сил) и аполлоновского
(размеренность, оформленность). Однако
европейская культура, считает Ницше,
пошла в своем развитии по пути подавления
дионисийского начала "разумом",
"истиной", "Богом" – иными словами,
гипертрофированным аполлинизмом. Вполне
согласуясь с интенциями христианства
как религии, наука, считает Ницше, стремится
превратить мир в сплошную и обозримую
упорядоченность. Обыденная жизнь строго
регламентируется, в ней остается все
меньше места для героизма и самостояния,
все более торжествует посредственность.
Спиритуалистическая философия, христианская
религия и аскетическая мораль отрывают,
по Ницше, человека от истоков самого существования
– от "жизни", заставляя его "зарывать
голову в песок небесных дел". Однако
время этих учений, констатирует Ницше,
прошло; нужны новые идеи". (21, с.292)
В скобках заметим, что "это понимание
двух элементов искусства Ницше вывел
из глубины своего собственного существа;
оно же объясняет постоянные перемены
его философских идей. Эти идеи по его
собственным словам – маски, аполлоновские
образы, за которыми скрывается его дионисовское
[орфография автора – В. Д.] "я". (4,
с.205)
Не забудем и о том, что "не кто иной,
как Ницше первым из европейских мыслителей
путем вивисекции собственного философского
сознания пытается реконструировать метафизику
в ее первозданном досократическом виде.
<…> С одной стороны, ему решительно
хочется преодолеть метафизику как таковую,
поскольку все его философское миросозерцание
своим основанием имеет позитивные установки;
с другой, преодоление метафизики для
Ницше есть не что иное, как возврат метафизики
к самой себе, ее освобождение от платонических
и христианских напластований". (6, с.122)
"Ницше связывает критику
метафизики с критикой языка.
Он убежден, что мышление неотделимо
от языка, но язык с необходимостью
искажает реальность. С помощью
слов-метафор люди изначально
упорядочивают хаос являемых
в сыром опыте впечатлений. Случайные
метафоры постепенно "твердеют",
т. к. забывается источник их появления,
и от частого употребления
они превращаются в "понятия".
Деиндивидуализация и универсальная применимость
понятий – залог существования общества,
члены которого должны иметь возможность
"договориться". В свою очередь жизнь
в обществе является условием выживания
человека. Рассматривая реальность как
неупорядоченный поток становления, Ницше
подчеркивает несоизмеримость создаваемого
категориальной схемой языка образа мира
с подлинным положением дел, неспособность
языка, а следовательно, и мышления представить
знание независимо от самого языка и мышления".
(21, с.293-294)
Большое внимание Ницше уделяет такому
явлению своего времени, как нигилизм. Его
Ницше называет "до конца продуманной
логикой наших великих ценностей и идеалов",
ибо он есть "оборотная сторона долгой
и никогда не прекращающейся борьбы европейского
человека за освобождение от власти духовных
и социальных авторитетов. В этом смысле
он добровольно принимает нигилизм как
свою личную судьбу и стремится преодолеть
его как "философ будущего". (21, с.293)
Как пишет Альбер Камю, "у Ницше впервые
нигилизм становится осознанным", более
того, "с Ницше нигилизм становится
пророческим". (10, с.168)
"Вместо методического сомнения
Ницше использовал методическое
отрицание, усердное разрушение
всего, что еще маскирует нигилизм,
как таковой, идолов, скрывающих
смерть Бога. <…> Атеизм для
него нечто само собой разумеющееся;
он"радикален и конструктивен". <…>
Лишенный божественной воли, мир в равной
мере оказался лишенным единства и цели.
По этой причине мир не подлежит суду.
Всякое ценностное суждение, применяемое
к нему, в конечном счете оборачивается
клеветой на жизнь. В таком случае о том,
что есть, судят в сопоставлении с тем,
что должно быть,- с царством небесным,
с вечными идеями или с моральным императивом,
но того, что должно быть, не существует;
этот мир нельзя осуждать от имени "Ничто".
(10, с.169)
Весьма интересна и проблема отношения
Ницше к буддизму. Философ "осуждает
и христианство, и буддизм за принадлежность
к нигилистическим религиям. При этом
он видит в них серьезные различия. <…> Он
находит буддизм "в сто раз реальнее
христианства", "в сто раз холоднее,
правдивее и объективнее", и даже называет
его "единственно истинной позитивной
религией, встречающейся в истории". Что
же так импонирует Ницше в буддизме по
сравнению с христианством?
Во-первых, отказ от понятия "Бог".
Мыслителю, провозгласившему в своих работах,
что "Бог мертв", это должно было особенно
понравиться. Во- вторых, замена "борьбы
против греха" на "борьбу против страдания". <…>
В-третьих, отказ от аскетического идеала
и, в то же время, умеренность в потребностях; "доброта
и доброжелательное настроение как требование
здоровья" (Ницше находил характер буддизма
более радостным по сравнению с христианством).
В-четвертых, отказ от принуждения, возможность
выхода из монастырской общины; немстительный
характер буддийского учения ("он не
требует никакой борьбы с теми, кто думает
иначе"). (9, с.351-352) При этом не следует
забывать, что "вопрос о преимуществах
одной религии перед другой весьма спорен,
и вряд ли может быть решен вообще. И если
Ницше – западный человек, христианин
по воспитанию – решает его в пользу восточной
религии, то делает это, скорее всего, в
пылу полемики. Ницше пытается таким образом
разоблачить христианство, причем христианство
позднейшее, и, по его мнению, неподлинное,
а также делает попытку восстановить подлинный
смысл первоначального христианства".
(9, с.353)
"Но все же буддизм для
Ницше – не случайно подобранная
хворостина [выражение Андрея Белого
– В. Д.]. Говоря об"удивительном
фамильном сходстве всего индийского,
греческого, германского философствования",
он находил причину сходства в родстве
языков, в общей философии грамматики,
которые неизбежно приготовляют всё "для
однородного развития и последовательности
философских систем". (9, с.356) При этом
"в самом духе ницшеанства есть некоторые
предпосылки к тому, чтобы Ницше мог стать
Буддой Европы, хотя сам он и не хотел походить
на исторического Будду. <…>Но если
оставить позицию здравого смысла и рассмотреть
практику сознательного схождения с ума
Ницше как особый реализованный им (и пригодный,
в отличие от буддизма, только для него)
путь освобождения, приведший не к безумию,
но к Безумию, то слова Ницше о том, что
он мог бы стать Буддой Европы, получают
свое оправдание". (9, с.356-357)
"У Ницше, тем самым, складывается
стройная трехчленная композиция:
христианство – низшая ступень,
индийская мораль или буддизм
<…> - средняя, и ницшеанство с
его аристократизмом и любовью
к жизни – как высшая ступень".
При этом "Ницше видит только
одно оправдание любой религии:
ее способность дать обыкновенным
людям, большинству, чувство довольства
своим положением. <…> В вину буддизму
ставятся, главным образом, пессимизм
и жизнеотрицание". (9, с.354-355) Ницше создает
иной идеал: "идеал человека, полного
крайней жизнерадостности и мироутверждения,
человека, который не только научился довольствоваться
и мириться с тем, что было и есть, но хочет
повторения всего этого так, как оно уже
было и есть, во веки веков…". (9, с.355)
Однако "освобождение от оков ложного
Я в буддизме, и тот идеал "постоянного
самотрансцендирования, гиперболизированно
развитая способность вечного выхода
за собственные пределы", которая лежит
в основе образа сверхчеловека Ницше,
в своей направленности сходны между собой".
(9, с.356-357)
Концепция сверхчеловека
Данный идеал Ницше наиболее подробно
раскрывает в своей работе «Так говорил
Заратустра» (1883-1886). «По форме эта большая
страстная книга является рассказом о
странствиях Заратустры – персонажа,
основанного на образе иранского пророка
шестого века до нашей эры Зороастра (Заратустра
– латинизированная форма этого имени),
но сообразованного с поэтическим и философским
замыслом Ницше». (5, с.589-590) Исследователи
отмечают, что данная книга «строится
как своего рода травестийное Евангелие:
достаточно вслушаться в стиль и обороты
речи Заратустры, его обращения к ученикам,
разговор притчами и образами, загадками
и ответами, и пр. То есть Заратустра выступил
как новый Христос, точнее, анти-Христос,
подменяя Его и выдвигая новые ценности».
(11, с.19)
«Образ Заратустры, - свидетельствует
сестра философа, - предносился моему брату
с самой ранней юности; он писал мне однажды,
что еще ребенком видел великого перса
во сне». (23, с.285) В своей книге Ницше «противопоставил
европейскому христианству восточные
религии, начиная с персидского Заратуштры
и кончая древнеиндийским Ману. <…>
Характерно, что берется именно перс, ибо
именно персы наиболее близко соприкасались
с первыми европейцами – греками и именно
они хотели уничтожить только что возникшую
европейскую цивилизацию (греко-персидские
войны). Интересно, что воевавшие с греками
персидские цари Дарий и Ксеркс исповедовали,
по словам исследователей, учение Заратуштры».
(11, с.24)
«Исторический Заратустра (Зороастр)
верил в то, что мир является ареной всеохватывающего
конфликта между двумя космическими силами,
одна из которых добро, другая – зло. Наш
долг в этой борьбе, учил Заратустра, состоит
в том, чтобы становиться на сторону светлых
сил. Но поскольку Ницше находился «по
ту сторону добра и зла», то он не верил
в космологию Дзен-Авесты». (7, с.236) Сам
Ницше пишет о реальном и творчески преобразованном
образе Заратустры следующим образом: «…то,
что дает этому персу совершенно исключительное
положение в истории, составляет с моими
идеями полную противоположность. Заратустра
первым увидел в борьбе добра и зла главный
рычаг, управляющий движением вещей, -
переработка моральных понятий в метафизические,
каковы сила, причина, цель в себе – вот
в чем состоит егозначение. Но сам этот
вопрос, будучи поставлен, заключал бы
в себе, по существу дела, и свой ответ.
Заратустрасоздал это роковое заблуждение
– мораль, следовательно, он же и должен
быть первым, кто познал его. <…> Заратустра
правдивее всякого другого мыслителя.
Его учение, и только оно одно, объявляет
правдивость высшей добродетелью – в
противоположность трусости идеалистов,
обращающихся в бегство перед реальностью;
в Заратустре больше чисто физического
мужества, чем во всех мыслителях, вместе
взятых. Говорить правду и хорошо стрелять
из лука: такова персидская добродетель.
<…>Самопреодоление морали посредством
правдивости, самопреодоление моралистов
путем превращения в собственную противоположность
– в «я»: вот что означает в моих устах
имя Заратустры». (23, с.297) Иными словами,
«раз Заратустра был первым, кто совершил
ошибку, полагая, что моральные ценности
являются объективными характеристиками
универсума, он должен стать первым, кто
исправит ошибку и будет агитировать в
пользу новой философии». (7, с.236)
Ницшевский Заратустра говорит, что «человечество, как
таковое, не имеет единственной цели или
всеобщей морали:«Тысяча целей существовала
до сих пор, ибо существовала тысяча народов.
Недостает еще только цепи для тысячи
голов, недостает единой цели. Еще у человечества
нет цели». (16, с.44) Заратустра и хочет заполнить
эту моральную лакуну и возвещает объединяющую
людей цель. Эта цель- ubermensch (сверхчеловек)».
(7, с.236)
«Пречеловеченье вместить в слова
Нельзя; пример мой близок по приметам,
Но самый опыт – милость Божества».
Данте. Божественная комедия.
Рай. Песнь первая.
Данте употребляет слово “trasumanar” –
пречеловеченье, превращение в нечто большее,
чем человек. Однако великий итальянский
поэт и мыслитель считал, что стать больше,
чем человек, сверхчеловеком, человек
может не вопреки, а лишь благодаря помощи
Бога. Можно предположить, что восхищавшийся
Возрождением Ницше знал эти строки Данте,
строки очень серьезные в отличие от гетевской
иронии, но выступил, похоже, как против
великого немецкого, так и против великого
итальянского поэта». (11, с.18-19)
Показательно, что американский исследователь
А. Данто оставил немецкий термин непереведенным,
так как слово «сверхчеловек» (по-английски
“Superman”, “Overman”) не может не вводить в
заблуждение. Однако, что такое ubermensch (сверхчеловек)?
«В качестве идеала, к которому мы должны
стремиться в своем человеческом обличье,
эта идея выступает как исключительно
неопределенная и неконкретная цель. <…>
Ubermensch (сверхчеловек) противопоставляется
тому, кого Ницше называет «последний
человек» (derLetzteMensch), и кто стремится как
можно больше походить на всех других,
который счастлив просто потому, что счастлив:
«Счастье найдено нами», - говорят последние
люди и моргают». (16, с.12) Это – стадный человек
современной ему эпохи, и Ницше-Заратустра
презирает его». (7, с.238) В одной из своих
работ мыслитель писал: ««…цель человечества не
может лежать в конце его, а только в его
совершеннейших экземплярах». Этим «совершеннейшим
экземпляром» может стать каждый, но далеко
не каждый реализует эту потенциальную
возможность; констатация этого печального
факта и заставляет Ницше обращаться не
к каждому, а к избранным». (8, с.110) И вот Заратустра
говорит:
«Человек есть нечто, что должно превзойти.
Что сделали вы, чтобы превзойти его?
Все существа до сих пор создавали что-нибудь
выше себя; а вы хотите быть отливом этой
великой волны и скорее вернуться к состоянию
зверя, чем превзойти человека?<…>
Человек – это канат, натянутый между
животным и сверхчеловеком, - канат над
пропастью.<…>
В человеке важно то, что он переход, а
не цель: в человеке можно любить только
то, что он переход и гибель.
Я люблю тех, кто не умеет жить иначе,
как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.