Гносеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:47, доклад

Описание работы

Познание – это деятельность субъекта, направленная на получение знаний. Это адекватное отражение действительности, зафиксированное с помощью семиотических (знаковых) средств. Это процесс, в котором наука играет ведущую роль. Научное знание развивается в контексте морали, права, религии, идеологии.
Гносеология – это раздел философии, изучающий природу познания, вопросы истины и практики, соотношение цели и средств.
Первый вопрос всякой гносеологии – познаваем ли мир?
На этот вопрос возможны три ответа.
1) Не познаваем – агностицизм ( Юм, Мах, Кант).
Умеренный агностицизм – познаваем до определенной степени, но не все можно познать.

Содержание работы

1.Познание
2.Наука
3.Методология

Файлы: 1 файл

ГНОСЕОЛОГИЯ.docx

— 16.83 Кб (Скачать файл)

ГНОСЕОЛОГИЯ

1.Познание

2.Наука

3.Методология

Познание – это деятельность субъекта, направленная на получение  знаний. Это адекватное отражение  действительности, зафиксированное  с помощью семиотических (знаковых) средств. Это процесс, в котором  наука играет ведущую роль. Научное знание развивается в контексте морали, права, религии, идеологии.

Гносеология – это раздел философии, изучающий природу познания, вопросы истины и практики, соотношение  цели и средств.

Первый вопрос всякой гносеологии  – познаваем ли мир?

На этот вопрос возможны три ответа.

  1. Не познаваем – агностицизм ( Юм, Мах, Кант).

Умеренный агностицизм – познаваем до определенной степени, но не все можно познать.

  1. Берет начало от скептиков. Ни да, ни нет.
  2. Гносеологический оптимизм. Уверенность в возможности познания и возможности субъекта изменять мир.

Для перехода к оптимизму  потребовалось движение от созерцательного  отношения к миру (античность)  через авторитарное (все можно) к  творческому, практическому, критическому знанию (современность).

ОБЪЕКТ познания – это  фрагмент объективной реальности. Он вовлекается деятельностью субъекта в предметную область его познания. В качестве объекта выступают: природа, культура, духовный мир человека, сам  человек, т.е. все то, на что направлены наши интересы. Это и объекты и  технологии, неизвестные и непознаваемые, материальные и идеальные.

Предмет познания всегда конкретизирует объект.

Субъект познания – это  социально организованный познающий  индивид или группа людей, находящихся в системе культурно-исторических связей и практики (лента культуры).

Лента культуры выступает  как основание всякой познавательной деятельности.

Она означает нормы, традиции, конкретные программы, которые передаются из поколения в поколение. Из нее  вытекают ЦЕЛИ.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.

1)Наука как знание объективное  и опережающее;

2)Философия, как знание  мудрое и научное

В современной гносеологии  имеется ЭПИСТОЛОГИЯ как знание о знании, о том пространстве между  словами и вещами, в котором  содержится истина. Мишель Фуко, считал, что, познавая эпистологию, мы познаем весь мир. Эпистология и есть научная гносеология.

  1. Мораль как знание о добре и зле, смысле жизни и любви;
  2. искусство как знание о красоте бытия,
  3. Религия как знание о сокровенном, священном смысле жизни;
  4. Мифология как знание об иллюзиях, утопиях;
  5. Политика, как знание о государстве и обществе;
  6. Право, как знание человеческого общежития.

Все эти формы взаимосвязаны  и вытекают одна  из другой.

Виды познания.

  1. Чувственное познание - дает непосредственное опытное представление об объектах природы.
  2. Рациональное познание - абстрактное, логическое, теоретическое знание, для которых характерна всеобщность.
  3. Иррациональное познание с выделением интуиции, сверхчувственных способностей человека (Это познание вненаучное, внедуховное)

УРОВНИ ПОЗНАНИЯ.

  1. Обыденное и теоретическое (Жизненный опыт индивида и самое общее абстрактное знание)
  2. Познание в области психологии и идеологии
  3. Познание личностное и общественное
  4. Познание актуальное и потенциальное

 

ИСТИНА.

Истина – это объективное  содержание наших знаний, независимое  отражение мира в сознании человека. Всегда выступает как процесс  перехода от относительного знания к  абсолютному.

Истина всегда объективна и конкретна. Субъективный ее момент означает не более чем ее логичность и непротиворечивость.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.

  1. В классической философии:

А) корреспондентная -  возможно объективное копирование истины

Б) когерентная– истина соответствует априорным формам мышления;

В) прагматическая- согласно которой истина то, что полезно.

В неклассической философии  истина лишается своего объективного статуса. Она выступает в качестве конвенции (договора). В роли оценки и ценности истинным признается все, в чем нет логического противоречия.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ – практика. Это акт деятельности, который  направлен на преобразование природы  и культуры в соответствии с социальными  потребностями

ФОРМЫ ПРАКТИКИ.

1.Материально-производственная  деятельность

2.Социально-преобразовательная  деятельность

3.Научно-экспериментальная  деятельность

 4.Духоаная практика.

Фальсифицировать научный факт легко, а проверить трудно.

Практика является основой  познания и целью познания.

 Цель – это то, что  мы хотим, чтобы было рентабельно, регламентировано и т.д.

МЕТОДОЛОГИЯ - сумма конкретных правил, приемов, операций практического и логического значения. Всеобщим методом науки является диалектика и синергетика.

  1. На эмпирическом уровне познания методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, моделирование.
  2. На теоретическом – логика, семиотика, дедукция и индукция, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, гипотезы, научный эксперимент, формализация, аксиоматика и др.
  3. На метотеоретическом уровне – соц. эксперимент, разработка стандарта, новейших идеалов научного познания.

Информация о работе Гносеология