Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:47, доклад
Познание – это деятельность субъекта, направленная на получение знаний. Это адекватное отражение действительности, зафиксированное с помощью семиотических (знаковых) средств. Это процесс, в котором наука играет ведущую роль. Научное знание развивается в контексте морали, права, религии, идеологии.
Гносеология – это раздел философии, изучающий природу познания, вопросы истины и практики, соотношение цели и средств.
Первый вопрос всякой гносеологии – познаваем ли мир?
На этот вопрос возможны три ответа.
1) Не познаваем – агностицизм ( Юм, Мах, Кант).
Умеренный агностицизм – познаваем до определенной степени, но не все можно познать.
1.Познание
2.Наука
3.Методология
ГНОСЕОЛОГИЯ
1.Познание
2.Наука
3.Методология
Познание – это деятельность субъекта, направленная на получение знаний. Это адекватное отражение действительности, зафиксированное с помощью семиотических (знаковых) средств. Это процесс, в котором наука играет ведущую роль. Научное знание развивается в контексте морали, права, религии, идеологии.
Гносеология – это раздел философии, изучающий природу познания, вопросы истины и практики, соотношение цели и средств.
Первый вопрос всякой гносеологии – познаваем ли мир?
На этот вопрос возможны три ответа.
Умеренный агностицизм – познаваем до определенной степени, но не все можно познать.
Для перехода к оптимизму потребовалось движение от созерцательного отношения к миру (античность) через авторитарное (все можно) к творческому, практическому, критическому знанию (современность).
ОБЪЕКТ познания – это
фрагмент объективной реальности. Он
вовлекается деятельностью
Предмет познания всегда конкретизирует объект.
Субъект познания – это социально организованный познающий индивид или группа людей, находящихся в системе культурно-исторических связей и практики (лента культуры).
Лента культуры выступает как основание всякой познавательной деятельности.
Она означает нормы, традиции, конкретные программы, которые передаются из поколения в поколение. Из нее вытекают ЦЕЛИ.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.
1)Наука как знание
2)Философия, как знание мудрое и научное
В современной гносеологии имеется ЭПИСТОЛОГИЯ как знание о знании, о том пространстве между словами и вещами, в котором содержится истина. Мишель Фуко, считал, что, познавая эпистологию, мы познаем весь мир. Эпистология и есть научная гносеология.
Все эти формы взаимосвязаны и вытекают одна из другой.
Виды познания.
УРОВНИ ПОЗНАНИЯ.
ИСТИНА.
Истина – это объективное содержание наших знаний, независимое отражение мира в сознании человека. Всегда выступает как процесс перехода от относительного знания к абсолютному.
Истина всегда объективна и конкретна. Субъективный ее момент означает не более чем ее логичность и непротиворечивость.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.
А) корреспондентная - возможно объективное копирование истины
Б) когерентная– истина соответствует априорным формам мышления;
В) прагматическая- согласно которой истина то, что полезно.
В неклассической философии
истина лишается своего объективного
статуса. Она выступает в качестве
конвенции (договора). В роли оценки
и ценности истинным признается все,
в чем нет логического
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ – практика. Это акт деятельности, который направлен на преобразование природы и культуры в соответствии с социальными потребностями
ФОРМЫ ПРАКТИКИ.
1.Материально-
2.Социально-
3.Научно-экспериментальная деятельность
4.Духоаная практика.
Фальсифицировать научный факт легко, а проверить трудно.
Практика является основой познания и целью познания.
Цель – это то, что мы хотим, чтобы было рентабельно, регламентировано и т.д.
МЕТОДОЛОГИЯ - сумма конкретных правил, приемов, операций практического и логического значения. Всеобщим методом науки является диалектика и синергетика.