Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 20:15, реферат

Описание работы

Эпоха Ренессанса - в первую очередь переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Это период духовного изменения общества, когда церковь утратила свои идеологические потребности и возникла потребность в новом мировоззрении.
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употребляющегося ещё в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 - 43 до н.э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась таким дисциплинам, как грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название гуманитарных дисциплин.

Содержание работы

Введение 2
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения
Натурфилософия эпохи Возрождения 7
С возрождением, каких идей античной философии связана эпоха 9
Ренессанса?
Заключение 10
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

Философия кр.docx

— 31.50 Кб (Скачать файл)

   Леонардо да Винчи, получив образование в художественных мастерских, быстро становится первоклассным мастером живописи. Его картины «Джоконда», «Тайная вечеря» и другие представляют главные шедевры ренессанского времени. Сфера его инженерных интересов необозрима. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Являясь непримиримым противником схоластической учености, основу научной деятельности видел в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта - эксперимента. Глубоко осмыслил значение и роль науки в познании («Наука - полководец, а практика - солдаты»). По праву вошел в историю науки как пионер современного естествознания.

   По мнению Николая Кузанского, природа является производной от Бога, который рассматривается как высшее абсолютное бытие. Присваивает природе божественные атрибуты (бесконечность в производстве, но не в той мере, что Бог, но все же «Нельзя считать его и конечным, т.к. он не имеет границ, между которыми заключен». Выступает против теологического принципа о конечности Вселенной и сотворенности ее во времени, утверждает, что Земля не является центром Вселенной.

   Важнейшим научным открытием рассматриваемого периода является гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473-1543), заложившая основы научной астрономии. «Коперникианский переворот» подорвал многовековое господство Аристотелевско-птоломеевской космологии, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, повлёк далеко идущие выводы о несостоятельности религиозных представлений, способствовал формированию научного мировоззрения, оказал решающее воздействие на дальнейшее развитие естествознания.

   Идеи Н. Коперника получили свое всестороннее развитие в натурфилософии великого итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), воплотившего в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворенности мира - причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе. Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы «переселяется» в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя «творит все из своего лона». Активно использует положения диалектики Н. Кузанского, освобождает ее от теологического содержания и формулирует как учение о природе. Так, например, Дж. Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира. Натуралистический пантеизм Дж. Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение в европейском свободомыслии XVIII-XIX вв.

   Галилео Галилей (1564-1642) - великий ученый-естествоиспытатель завершает развитие науки периода Ренессанса и открывает страницу европейского экспериментально-математического естествознания. Противник схоластической учености Галилей, основал механистическое истолкование мира, придерживался взглядов деизма. В результате сформулированных им доказательств гелиоцентрическая система Н. Коперника и Дж. Бруно превращается из гипотезы в доказательную теорию. Пересмотрев прежние физические взгляды, которые находились под сильным влиянием схоластики, ученый создает динамику - учение о движении тел. Открытие законов механики, а также законов движения планет вокруг Солнца (И. Кеплер), познание которых было основано на математических методах приводит к окончательному отказу от элементов антропоморфизма. Понятие закона природы приобретает строго научное содержание. Галилей сформулировал свои основные идеи в «Диалоге о двух главнейших системах мира - птолемеевой и Копейниковой». Инквизиция под угрозой сожжения принудила ученого формально отречься от своих «заблуждений», но ничто не могло остановить поступательное развитие науки.

   С возрождением, каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.

В узком смысле термин «возрождение» означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия (ценностей и идеалов).

Главным признаком возрожденческого движения становится антропоцентризм (греч. anthropos - человек), ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности. Гуманистические взгляды находят свое отражение в произведениях литературы и искусства, философских и научных трактатах. Природа является важным предметом изучения философов, она рассматривается как основа развития всего сущего. В этих чертах и есть сходство философского мышления эпох Античности и Возрождения.

   Схожи так же идеалы этих эпох - совокупность физического совершенства и духовного мира в человеке, так же стоит отметить, что исследования этих эпох были подчинены естествознанию.

   Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.

   Джордано Бруно. Материя, считал он, сама в себе содержит все формы, «производит формы из своего лона». Бруно договаривается до того, что обожествляет саму материю: она «свидетельствует о себе, что она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина».

Заключение

   В заключении следует подчеркнуть, что в отличии от средневековой философии, философия эпохи Возрождения устремлена к человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.

   Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.

 

 

Список литературы

1. Философия; Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-4 изд. - М.: 1998-2007

2. История мировой философии. - М.: АСТ, 2007.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: 1980

4. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: 2004

 

 

 


Информация о работе Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения