Христианская философия первых веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Средневековая философия в Европе связана с возникновением, распространением и господством христианства. Поэтому средневековая философия выходит за исторические рамки средневековья в Европе. Как известно, средневековьем называют период европейской истории с конца первой трети VI в. до XVII в. Средневековая христианская философия формируется одновременно с возникновением христианства как мировой религии в I — II вв. н. э., т. е. до начала средневековья. Христианство как религия складывается в восточных провинциях Римской империи и распространяется в Средиземноморье. Время его появления характеризуется глубоким кризисом рабовладельческого строя, который усугубляется тем, что попытки его реформирования, так же, как и попытки насильственного преобразования, путем свержения власти Рима не имели успеха. Отражение этого кризиса в сознании людей порождало уныние и страх.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………..3стр.
2.Возникновение христианской философии……………………….4стр.
3.Основные библейские идеи философского значения…………….8стр.
4.Причины возникновения вопроса о соотношении веры и знания в средневековой философии…………………………………………...12стр.
5.Патристика………………………………………………………….14стр.
5.1.Философия А. Августина……………………………………….16стр.
6.Заключение…………………………………………………………21стр.
Список используемой литературы…………………………………..23стр.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 37.63 Кб (Скачать файл)
 

Контрольная работа по истории философии

На тему:

           Христианская  философия первых веков.

студентки заочного отделения 2 курса

Кирьяновой Инны Олеговны

Шифр:206

Адрес: 617140,Пермский край

                 Г.Очер,пер.Мичурина,27.

Электрон. адрес: inn-kiryanov@yandex.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………..3стр.

2.Возникновение  христианской  философии……………………….4стр.

3.Основные библейские идеи философского значения…………….8стр.

4.Причины возникновения вопроса о соотношении веры и знания в средневековой философии…………………………………………...12стр.

5.Патристика………………………………………………………….14стр.

5.1.Философия А. Августина……………………………………….16стр.

6.Заключение…………………………………………………………21стр.

Список  используемой литературы…………………………………..23стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

    Христианство - великая мировая религия. В ходе своего исторического развития она  распалась на три большие ветви:

    Православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, имеет  направления, течения и церкви. Несмотря на существенные различия между верующими  этих течений и церквей, их всех объединяет вера в Иисуса Христа - Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдания  во имя искупления человеческого  греха и вознесшегося на небо. На Земле более миллиарда последователей христианства. На основе христианства выросли современные европейская  и американская цивилизация, более  тысячи лет прошло с тех пор, как  христианство его православной разновидности  утвердилось в России. В общественной, государственной и культурной жизни  нашей страны христианство играло и  играет по сей день исключительную роль. Без знания основ христианства не возможно понять корни современной  цивилизации, особенности историй  многих стран мира, культуру разных эпох и народов, русскую культуру. Изучать христианство можно всю  жизнь, т.к. оно представляет собой  огромный богатейший мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких  чувств и  переживаний. 
 
 
 
 
 
 

2.Возникновение  христианской  философии.

    Средневековая философия в Европе связана с  возникновением, распространением и  господством христианства. Поэтому  средневековая философия выходит  за исторические рамки средневековья  в Европе. Как известно, средневековьем называют период европейской истории  с конца первой трети VI в. до XVII в. Средневековая христианская философия  формируется одновременно с возникновением христианства как мировой религии  в I — II вв. н. э., т. е. до начала средневековья. Христианство как религия складывается в восточных провинциях Римской  империи и распространяется в  Средиземноморье. Время его появления  характеризуется глубоким кризисом рабовладельческого строя, который  усугубляется тем, что попытки его  реформирования, так же, как и  попытки насильственного преобразования, путем свержения власти Рима не имели  успеха. Отражение этого кризиса  в сознании людей порождало уныние и страх.

    Ввиду того, что попытки изменить ситуацию оказывались бесплодными, оставалось лишь надеяться на чудесное избавление от бед и верить в помощь Бога и его сверхъестественные силы, способные  спасти гибнущий мир.

    Первоначально христианство формируется как движение недовольных жизнью бедных слоев  населения, вольноотпущенников и рабов. Оно выражало протест угнетенных и давало им утешение и надежду  на лучшее будущее в посмертной жизни. Поскольку недовольством и страхом  перед будущим были поражены и  состоятельные слои римского общества, постольку и их представители  переходят к христианству.

    Одна  из важнейших черт монотеистической религии христианства, объясняющей  его притягательность и жизнестойкость, состоит в необычайной силе его  морального содержания. Оно обращается к верующим как религиозно-этическая  доктрина, регулирующая отношения человека к Богу, миру и другим людям.

    Проделанный историками средневековой философии  анализ показывает, что наряду со священной  книгой древних евреев, составленной иудейскими жрецами V — IV вв. до н. э., включающей в себя мифы и легенды еврейского народа, и получившей у христиан название “Ветхий завет”, сыграли  свою роль и творения апостолов учеников Иисуса Христа. Их произведения составили  Новый завет.

    Вместе  с тем на формирование христианской философии повлияли идеи неопифагорейцев, наиболее известным среди них  был Аполлоний из Тианы (Кападокия), приписывающий себе божественную силу.

      Плодотворными для христианства  были идеи неопифагорейцев о  монистической картине мира, о  признании божества как единого  умопостигаемого целого, о способности  человека путем чистой нравственной  жизни обрести истину.

    Важное  значение для возникновения христианской философии имело учение Филона Александрийского, рассматривающего Бога как Логос  — закон.

    На  формирование содержания христианской философии оказала влияние неоплатоническая философия с ее идеей единого  и ума как основы всего существующего.

    Существенное  влияние на христианскую философию  оказали идеи гностиков. Согласно представлениям гностиков, борьба света и тьмы, добра  и зла имеет универсальное, космическое  значение. Она выступает как борьба материи, т. е. укоренившегося в ней  зла, с духом, выступающим носителем  света и добра. Учение о происхождении  зла в мире, называемое теодицеей, у гностиков основывалось на представлении  о существовании двух богов: Бога — творца и Бога — искупителя. По их мнению, Бог — творец подчинен Богу — искупителю. Они полагали, что грех не вина человека, так как  его душа лишь поле боя, на котором  борются добро и зло.

    На  процесс формирования в христианской философской мысли представлений  о соотношении добра и зла  повлияла также борьба с манихейством. Основателем манихейства был  персидский мыслитель Мани (216 — 270). В манихействе считается, что  царь тьмы при нападении на царство  света поглотил его часть и  теперь идет борьба за освобождение той  части света, которая находится  в плену у тьмы. Победа над тьмой  возможна для того, кто с помощью  Христа или Мани на основе строгой  аскезы вырвется из тьмы к свету, но многие погибнут во время последнего мирового пожара.

    Отношение к миру как к источнику греха  характерно и для христианской философии. Виноваты в том, что мир плох, сами люди.

    Особенность христианства, как и его философии, заключается в том, что ему  чужд революционный радикализм. Оно  не ставит перед человеком задачу изменить мир. Это вероучение стремится  перевести негативно-бунтарское отношение  к миру в моральный протест. Наведение  порядка на Земле рассматривается  приверженцами этого учения как  удел творца мира — Бога. Признание  греховности мира земного и временности  существования в нем человека, вера во второе пришествие Христа для  суда над грешниками, надежда на спасение и вечное блаженство в раю  как воздаяние за праведную жизнь  на Земле и любовь к Богу как  к источнику блага составляют основу христианской религиозной философии.

    Наряду  с этим христианские мыслители признают, что Бог создал мир и человека по своему образу и подобию. Они считают, человек наделен Богом сознанием  и свободной волей. Однако люди не всегда умело пользуются этим даром  и грешат. Человек стремится избежать греха и спастись, но не может  сделать это без помощи Бога. Средством  спасения является любовь к Богу, но любовь, выражающаяся в служении ему  и ближним. Грешники будут осуждены Богом на Страшном суде, когда он придет на Землю вторично и воскресит мертвых. Это значит, что добро сильнее зла творимого людьми и окончательная победа будет за праведностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Основные библейские идеи философского значения.

      Греческое слово "Библиа" означает "книги", они составляют Ветхий  и Новый Заветы. Завет - это  договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о  божественной личности, слово бог  пишется с большой буквы - Бог.  Основные библейские идеи философской  значимости.

    1. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования  многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают  на единобожии. Надо полагать, отнюдь  не случайно философия приобретает  монотеистический вид. Жизненые  корни монотеизма стоят в усилении  субъективного, человеческого начала.  Платон и Аристотель называли  божественными космос, звезды, т.е.  неличностное. В библии божественным  является только сам Бог. Монотеизм  - это результат более глубокого,  чем в античности, понимания субъективного.

    2. Теоцентризм (центральное положение  Бога, на греческий слово "бог"  переводится как теос). В соответствии  с принципами теоцентризма источником  всякого бытия, блага и красоты  являлся Бог. Античная философия  была космоцентрична, а не теоцентрична. Теоцентризм по сравнению с  космоцентризмом опять же усиливает  личностное начало.

    3. Креационизм (латинское созидание). Креационизм - учение о сотворении  мира Богом из Ничто. В философии  не считают, что из ничто  можно сделать нечто. В креационизме  философы ценят развитие идеи  творения, творчества. Демург Платона  - мастеровой, но не творец. Бог  Аристотеля также не творит, он  лишь созерцает сам себя. Креационизм  содержит в себе идею творчества. Этой философской идее всегда  обеспечивается яркая жизнь.

    4. Вера. Библия возвышает веру над  интеллектом, в то время как  в античности разум сводился  к интеллекту, который считался  враждебным вере. Вера - слово итальянских  корней и буквально означает "то, что обеспечивает истину". Веры  бывают разные, в том числе  и несостоятельные. Для нас  важны сейчас не различия в  вере, а сам факт их наличия,  необходимость их философского  осмысления. Каждый человек верит,  он что-то считает истинным. Вера - это личностное самоопределение  человека, составная часть его  внутреннего мира. Именно средневековая  философия впервые разработала  проблематику веры.

    5. Добрая воля. Только тот человек  соблюдает библейские заветы, который  обладает доброй волей, кто  способен за счет собственных  усилий исполнить то, чего хочет  Бог. Греки считали, вспомним  Сократа, что добро совершается  посредством интеллекта и только. Христианство открыло горизонт  воли.

    6. Этика долга, морального закона. Греки считали, что моральный  закон - это закон самой природы,  который и на стороне Бога  и человека выступает как добродетель.  Христиане считают, что моральный  закон дает Бог, человек ответственен  перед Богом. Христианская этика  - это по преимуществу этика  долга перед Богом.

    7. Совесть. Нравственность самого  человека есть прежде всего  совесть. Совесть - это познание, сопровождающее связь человека  с Богом, это со-весть. В Ветхом  Завете слово "совесть" не  встречается, а в Новом Завете  оно используется около 30 раз.  Ветхий Завет создавался до  нашей эры, а Новый Завет  - после. Этот факт показывает, что совесть - это новое изобретение.  Благодаря совести человек открывает  свою греховность, а значит, и  пути ее преодоления.

    8. Любовь. Согласно Библии, Бог есть  любовь. Кто не любит, тот не  познал Бога, тот, по словам  апостола Павла, "медь звенящая". Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства - веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Платона любовь - это развитие до предела этического чувства, тяга к сверхъестественному. Христианская любовь - это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: "любите врагов ваших".

    9. Надежда и провидение. Надежда  - это всегда ожидание, упование  на будущее, это переживание  времени. В античности время  считалось цикличным, повторяющимся.  В Святой истории нет цикличности.  Рождение, смерть и воскресение  Христа не могут повториться.  Средневековая концепция времени  - это переход к линейному времени  и связанному с ним понятию  прогресса. Время не сводится  к природным процессам, его  воплощением выступают и надежда  и провидение, понимание истории  как осуществления заранее предусмотренного  Богом плана спасения человека. Христианское мировоззрение намного   историчнее, чем античное.

Информация о работе Христианская философия первых веков