Идиалистическая филасофия 17-18вв Лейбниц Беркли Юм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Работа посвящена исследованию философских концепций известных британских мыслителей Давида Юма и Джорджа Беркли и немецкого юриста, дипломата и философа Готфрида Вильгельма Лейбница. Период их творчества был временем необычайного подьема и развития английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем. Их творчество определило основы главных философских течений: идеализма и материализма.
Почему же мы обращаемся к творчеству именно этих мыслителей? Дело в том, что в недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма. Их философские концепции излагались как реакционные

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ

- АТАКА НА МАТЕРИЮ
- О БЫТИИ

БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА

- АССОЦИАЦИИ И АБСТРАКЦИИ
- О СУЩЕСТВОВАНИИ СУБСТАНЦИИ
- ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ

БИОГРАФИЯ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА

- ТЕОРИЯ МОНАД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Идиллистическая философия 17 18 вв Лейбниц Беркли Юм.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


Московский гуманитарно-экономический  институт

Волгоградское представительство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

 

 

 

 

Тема: ИДИЛЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

17-18 ВВ ЛЕЙБНИЦ,  БЕРКЛИ, ЮМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

Ф-6з-01

Колпакова Ксения Евгеньевна

Рецензент: Левин

Александр Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волгоград

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ

 

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА  БЕРКЛИ

 

                       - АТАКА НА МАТЕРИЮ

                       - О БЫТИИ

 

БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА

 

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА

 

                       - АССОЦИАЦИИ И АБСТРАКЦИИ

                       - О СУЩЕСТВОВАНИИ СУБСТАНЦИИ

                       - ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ

 

БИОГРАФИЯ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА

 

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА

 

                       - ТЕОРИЯ МОНАД

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ                      

 

 

                       Работа посвящена   исследованию   философских концепций известных  британских  мыслителей  Давида  Юма и Джорджа Беркли и немецкого юриста, дипломата и философа Готфрида Вильгельма Лейбница. Период их творчества был временем необычайного подьема и  развития  английской философии.  Ф.Бекон,  Т.Гоббс,  Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем. Их творчество определило  основы   главных   философских    течений: идеализма и материализма.

                       Почему же  мы  обращаемся  к  творчеству именно этих мыслителей? Дело в том, что в недавнем  прошлом именно эти  философы  в нашей стране подвергались  большой критике с позиций  материализма.  Их  философские концепции излагались как реакционные. Но хотелось бы рассмотреть их непредвзято,  так как сформировать  свое  мировоззрение,  независимую жизненную позицию и ценностные идеалы невозможно,  опираясь на расхожие мнения и стереотипы.  Будем следовать принципу,  о котором   говорил   Джордж   Беркли: "Единственное  преимущество,  на которое я претендую, - это то,  что я всегда мыслил  и судил самостоятельно".

                       Кроме того, хотелось бы,  по мере возможности, сравнить взгляды этих философов,  чье миропонимание формировалось в одинаковых условиях,  в одинаковой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

 

 

                       Философия – есть мировоззрение,  то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что  относится, прежде всего, к научной  сфере общественного сознания (хотя не только к ней), а внутри нее  имеются специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

                       Сущность философии - в размышления  над всеобщими проблемами, в системе  “Мир - Человек”.

                       Философия выступает в двух  ипостасях: 

1.  Как информация  о мире в целом и отношении  человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов  познания, как всеобщий метод  познавательной деятельности

                       Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические.

                       Соотношение мышления к бытию,  отношение человека к миру, проблемы  философии всеобщи, предельны  – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

                       Проблемы философского мировоззрения  охватывают мир в целом, жизнь  человека в целом, отношение  человека к миру в целом.  Более широких проблем, чем  мировоззрение не бывает.

                       Понятие материи, пространства, времени, движения, причины, возможности, необходимости и т.п. – предельные. Так как они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности.

                       В качестве предельных понятий  философские категории и принципы не подлежат уяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически явились предельными, наиболее универсальными основаниями целостно связной совокупности многообразных форм отношений человека к миру. Отсюда субъектно-объектный способ их уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философских проблем и понятий связана, как мы видим, с их фундаментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру.

                       Но, прежде чем приступить к  изучению мировоззрения и философских взглядов вышеуказанных мыслителей, рассмотрим процесс становления Беркли, Лейбница и Юма как философов.

 

 

 

 

 

БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

 

 

                       Джордж Беркли родился 12 марта  1685 года на юге  Ирландии  в Килкрени.  Он был старшим из семи детей в семье мелкопоместного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал  учебу в Килкени, а через  пять лет  продолжил  ее в  колледже Троицы в Дублине.

                       В 1704 г. Беркли получил первую  ученую  степень бакалавра искусств, в 1707 г. –  звание научного сотрудника и начал преподавание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его первые научные произведения -  два трактата по математике. Два года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя.

                       В 1709 вышла в свет первая  работа Беркли, предвещающая его  философское учение  -  "Новая   теория зрения". В следующем  году Беркли издает "Трактат   о  началах  человеческого   знания", где высказывает свои  философские взгляды, новую философскую концепцию.

                       В 1713  г.  Беркли  в  качестве  капеллана лорда Петерборо, чрезвычайного  посла при дворе сицилийского  короля, отправляется в Италию. Тогда  же он пишет одно из своих  важнейших произведений - "Три  диалога между Гиласом и Филонусом". На следующий год Беркли вернулся на родину, а в 1716 г. снова едет в Италию, на этот раз в качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон в 1721 г.).

                       В сентябре 1728 года Беркли с   целью  миссионерской  деятельности отправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего отъезда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер. Их семейная жизнь была счастливой. Как и в семье его отца, у Беркли было семеро детей, к которым он относился с большой любовью.

                       Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку колледжа, Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу после приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаивает христианское вероучение и религиозную мораль. За "Алсифроном"  последовало   философско-математическое   произведение "Аналитик".

                       В мае 1734 г. Беркли был посвящен  в духовный сан епископа Клойнского, после чего он вернулся в   Ирландию  и  поселился  в                      местечке Клойн, где провел  практически всю оставшуюся жизнь. Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году  "Сейрис", в котором были причудливо переплетены терапия, философия и мистика.

                       В  августе 1752 г. Джордж  Беркли  покинул  свою  епархию и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.

 

 

 

            

 

 

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА  БЕРКЛИ.

 

                    

                       Философское учение Джорджа Беркли  направлено  на  опровержение  материализма и обоснование религии.  Для этих целей он  использовал  номиналистические  принципы,  установленные Уильямом Оккамом.

                       "Все, что существует, единично".  Это   номиналистическое основоположение  служит для Беркли отправным  пунктом,  из которого следует, что ничто, соответствующее действительности не может быть  неединичным и абстрактные понятия суть понятия ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, это философские фантомы.  "...Я не могу образовывать отвлеченные представления вообще..." "Если ты  можешь  образовать мысленно  отчетливое  абстрактное представление...то я уступаю... Можешь?  А если не можешь, то с твоей стороны было  бы неразумно настаивать дольше на существовании того,  о чем ты не имеешь представления". Беркли различает общие и абстрактные  идеи. Первые - это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления.  "Я отрицаю абсолютно, - пишет  он  в "Трактате", - существование  не  общих идей, а лишь отвлеченных общих идей...".  Беркли различает при этом два вида отвлечения.  При  первом  из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать  порознь. При  втором  виде  отвлечения – такие,  которые в действительности неотделимы друг от друга. Их-то и отвергает Беркли  как  иллюзорные, как  пустые  слова, которым  не соответствует  никакое  восприятие. В  качестве  примеров   таких  абстрактных  понятий приводятся: протяжение, движение,   число, пространство,  время,  счастье,  добро. Нельзя, уверяет  Беркли, образовать  отчетливое абстрактное представление о движении или протяжении без  конкретных  чувственных  качеств, как скорое и медленное, большое и малое, круглое и четырехугольное и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга, четырех-  или  треугольника,  "который не будет ни равносторонним,  ни неравносторонним, ни равнобедренным" .

                       В отличие от фикции  абстрактных   понятий  общие  понятия  - это  единичные  образы, отличающиеся  тем, что они служат в нашем  сознании как бы представителями однородных  вещей, примерами  многих частных идей:"...известная идея,  будучи сама по себе частною, становится общею, когда она представляет или заменяет  все другие частные идеи того же рода". Поскольку за такими словами, как "это", "вещь", или "число","бесконечность", не стоял наглядные образы, - это не более как пустые слова,  выдаваемые за идеи.  "Если бы люди  не  пользовались словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных идей".

                       Но что  значит:  общие  идеи  представляют частные идеи "того же рода"?  Для номинализма "род" не есть  нечто общее самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества.

                       Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравнивающим  сознанием,  исходя из его координирующих установок.  Для Беркли общее не отражение реального единства,  единообразия, присущего самим вещам, а искусственное творение человеческого ума.

                       Отсюда отрицание  Беркли  роли  абстрактного мышления в познании мира. "Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвлеченные идеи были более нужны для расширения познания".

                       "Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как десятитысячная часть дюйма,  но есть десятитысячная часть  мили...".  Почему же?  Да потому, что "мы при точном исследовании найдем, быть может,  что  не  в  состоянии  представить  себе самый дюйм, состоящим из тысячи частей".  "Нет такой вещи", так как мы "не в состоянии представить": возможность представления определяет возможность бытия.  Вся  теория  абстракции  Беркли направлена  к тому,  чтобы доказать,  что реально только то, что воспринимаемо или представляемо,  но не то, что мыслимо.

                       Понятие сводится им к представлению,  рациональное к эмпирическому;  общее к отдельному.

                       Вторым, из  того  на  что   опирался Беркли при построении  своей философской концепции,  был локковский сенсуализм. Локк  разделил  качества  на два  рода,  один из которых признается  первичным, присущим вещам самим  по себе, а второй рассматривается как вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии, относятся,  по Локку, протяжение, плотность, движение (трактуемое только как механическое), фигура и число. Все остальное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведение в сознании перечисленных  первичных  форм  существования материи.

                       Беркли строит свою теорию  идеалистического сенсуализма, беря  за основу локковское понятие  вторичных качеств.  Беркли отрицает разделение качеств на первичные и вторичные,  сводя первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское противопоставление вторичных качеств первичным.  Беркли  совершенно  отрывает вторичные качества от их объективной основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем он старается доказать, что субъективность, характеризующая вторичные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким образом,  все качества в равной мере вторичны,  т.е. субъективны.  Антимеханицизм непосредственно перерастает  здесь  в антиматериализм.  Все  качества у Беркли по сути дела уже не вторичны,  поскольку первичные качества аннулируются, их нет больше как объективной реальности.  Субъективные качества не выступают как отличные от объективных,  не  противопоставляются им,  ввиду аннигиляции последних.  Сфера качеств становится однозначной сферой субъективности.

Информация о работе Идиалистическая филасофия 17-18вв Лейбниц Беркли Юм