Идиалистическая филасофия 17-18вв Лейбниц Беркли Юм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:45, контрольная работа

Описание работы

Работа посвящена исследованию философских концепций известных британских мыслителей Давида Юма и Джорджа Беркли и немецкого юриста, дипломата и философа Готфрида Вильгельма Лейбница. Период их творчества был временем необычайного подьема и развития английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем. Их творчество определило основы главных философских течений: идеализма и материализма.
Почему же мы обращаемся к творчеству именно этих мыслителей? Дело в том, что в недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма. Их философские концепции излагались как реакционные

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ

- АТАКА НА МАТЕРИЮ
- О БЫТИИ

БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА

- АССОЦИАЦИИ И АБСТРАКЦИИ
- О СУЩЕСТВОВАНИИ СУБСТАНЦИИ
- ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ

БИОГРАФИЯ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА

- ТЕОРИЯ МОНАД

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Идиллистическая философия 17 18 вв Лейбниц Беркли Юм.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

                       Исходный пункт рассуждений Юма  заключается в убеждении, что   имеется факт непосредственной  данности нам ощущения,  а отсюда  и наших эмоциональных переживаний.  Юм сделал  вывод, будто   мы  в принципе не знаем и  не можем знать,  существует или же не существует материальный мир как  внешний  источник ощущений. "... Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание  немногих  поверхностных качеств" (1, т. 2, стр. 35).

                       Почти вся последующая философия Юма строится им как теория познания,  описывающая факты сознания. Превращая ощущения в абсолютное "начало" познания,  он рассматривает структуру  субъекта  в  изоляции ее от его предметно-практической деятельности.  Эта структура, по его мнению, состоит из атомарных впечатлений (impressons) и из тех психических продуктов,  которые от этих впечатлений производны. Более всего из числа  этих  производных  видов психической деятельности Юма интересуют "идеи (ideas)",  под которыми он имеет в виду  не ощущения, как это было у Беркли, а нечто иное. "Впечатления" и  "идеи"   в   совокупности   Юм   называет   "восприятиями (perceptions)".

                       "Впечатления" - это те ощущения,  которые получает  тот или   иной субъект от событий и процессов,  разыгрывающихся в поле действия его органов чувств.  Итак,  "впечатления" суть ощущения субъекта. Но не только. Нередко под "впечатлениями" Юм понимал и восприятия в смысле,  отличающем их от ощущений (ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в их интегральном виде).  Таким образом, Юмовы "впечатления" - это не только простые чувственные переживания,  но и сложные чувственные образования.  В состав впечатлений  он  включает кроме  ощущения  эмоции,  в  том  числе и бурные (страсти) и "спокойные (calm)" переживания  морального  и  эстетического характера.

                       Что же  понимал  Юм  под  "идеями"?  "Идеи" в его  теории познания - это образные  представления и  чувственные   образы памяти, а кроме того, продукты воображения, в том числе продукты искаженные,  фантастические. К числу "идей" Юм относил также и понятия,  так как он был склонен растворять теоретическое (абстрактное)  мышление  в  переживаниях  эмпирическх (конкретно-чувственных) образов,  подобно тому как это делал и Беркли.

                       Итак, "идеи"  в  системе   терминологии Юма представляют  собой приблизительное,  более  слабое  или  менее  яркое  (не столь "живое") воспроизведение  "впечатлений", то есть их  отражение внутри сферы сознания.  "...  Все идеи скопированы с впечатлений" (1,  т.  1,  стр.  271). В зависимости от того, простыми или сложными оказываются  впечатления,  идеи  также бывают соответственно простыми или сложными.

                       "Восприятия" включают в себя  "впечатления"  и  "идеи". Они для Юма суть познавательные объекты,  предстоящие сознанию.

 

 

Ассоциации и абстракции

 

                       Человек не может ограничиваться  только простыми впечатлениями.  Для успеха своей ориентировки  в  среде  он  должен воспринимать  сложные,  составные  впечатления,  структура и группировка которых зависят  от  структуры  самого  внешнего опыта.  Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они также бывают сложными. Как же образуются последние? На этот вопрос Юм дает  свой  ответ:  они  образуются посредством ассоциирования простых впечатлений и идей.

                       В ассоциациях  Юм  видит  главный,  если не единственный  способ мышления посредством  чувственных образов,  а  таковым  для него является не только  художественное, но и всякое мышление вообще. Ассоциации прихотливы и направляются случайными комбинациями элементов опыта, а потому сами они по содержанию случайны,  хотя по форме и  согласуются  с  некоторыми постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами.

                       Юм выделял и различал следующие три главные вида  ассоциативных связей:  во-первых,  по сходству,  во-вторых,  по смежности в пространстве и времени,  в-третьих,  по  причинно-следственной  зависимости.  В рамках этих трех видов могут ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом и с состояниями предрасположенности (установками) к продолжению ранее возникших переживаний.  "...  Когда  любое впечатление воспринимается нами,  то оно не только переносит ум к связанным с этим впечатлением идеям,  но и сообщает  им часть своей силы и живости...  после того как ум уже возбужден наличным впечатлением, он образует более живую идею связанных  с  ним объектов благодаря естественному переключению установки (disposition) с первого на второе" (1,  т. 1, стр. 198).

                       Во-первых, ассоциации происходят  по  сходству,  которое бывает  не только положительным но  и отрицательным по своему  характеру. Последнее означает,  что вместо сходства  налицо  контраст:  так,  при  переживаниях эмоций нередко появляется состояние аффекта,  противоположное прежнему состоянию. "...Второстепенный импульс (movement), - пишет Юм в эссе "О трагедии", - преобразуется в доминирующий и дает ему силу, хотя иного, а иногда и противоположного характера...

                       Однако большинство ассоциаций  по  сходству  положительное.  Юм считает, что ассоциации  по сходству играют наибольшую  роль в математических размышлениях.

                       Во-вторых, ассоциирование  происходит  по  смежности  в пространстве и  по  непосредственной  последовательности  во времени,  то есть также по смежности. Это более всего случается с идеями внешних впечатлений,  то есть с воспоминаниями о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-временным образом сами по  себе  идеи,  а  тем  более  эмоции  "пространственно смежными" в буквальном смысле, находясь в психике человека,  не бывают, хотя они, конечно, локализованы в мозгу.  Больше  всего  полезных случаев ассоциирования по смежности,  полагает Юм,  может быть указано из области эмпирического естествознания.  Так "мысль о каком-нибудь объекте легко переносит нас к тому,  что с ним смежно,  но лишь  непосредственное  присутствие объекта делает это с наивысшей живостью" (1, т. 2, стр. 55).

                       В-третьих, возникают ассоциации по причинно-следственной зависимости, которые наиболее важны при рассуждениях, касающихся теоретического естествознания.  Если мы считаем, что А - есть причина, а В - следствие, то в дальнейшем, когда мы получаем впечатление от В,  у нас в сознании всплывает идея об А, причем может быть и так, что эта ассоциация развивается в обратном направлении: при переживании впечатления или идеи А у нас появляется идея В.

                       Следует иметь в виду,  что,  описывая ассоциации по причинно-следственной зависимости, Юм исходит из того, что схема "А есть причина, а В - ее следствие" уже возникла как вообще,  так и применительно к любому  из  будущих  конкретных случаев  и  действует  в качестве "готового звена" механизма этой ассоциации.

                       Учение об  ассоциациях  разрушало   логическую трактовку мыслительных  процессов,  изымало из мышления  его  логическую основу.  Такую   же  роль в теории познания  Юма исполняет так называемая  репрезентативная  концепция  абстрагирования   и обобщения. Юм заимствовал ее у Беркли и включил в свою ассоциативную схему. Но это включение было связано с внесением в данную концепцию нескольких изменений.

                       Само по себе репрезентативное  понимание абстрагирования заключалось в следующем. Существование общих понятий отрицается, и их функцию исполняет чувственный образ - представление одного из единичных предметов.  Вслед за Беркли Юм часто пренебрегает отличием понятий от представлений  (images),  а общего - от единичного.

                       Какие же изменения внес Юм  в эту теорию согласно  которой  "некоторые  идеи  являются  особенными по своей природе,  но, представительствуя, они общи" (1, т.1, стр. 112)?

                       Во-первых, исходный  класс похожих друг на друга вещей, из которого затем извлекается репрезентант, образуется, согласно  Юму,  стихийно,  под влиянием ассоциаций по сходству.

                       Во-вторых,  в отличие от Беркли  Юм считает,  что чувственный

образ  берет  на себя роль репрезентанта (представителя всех членов данного класса вещей) временно,  а затем передает  ее слову, которым этот образ обозначается.

                       Ассоциативный способ образования  чувственных  репрезентантов  смягчает сугубо индивидуальный их характер,  которым они отличались у Беркли. При образовании репрезентанта через ассоциации неповторимые признаки единичного чувственного образа как бы стираются и отвлекаемая  идея  освобождается  от особенностей отдельных впечатлений. Общее начинает проглядывать сквозь единичного репрезентанта как "сторона" всех  образов,   ассоциируемых   по   принципу  их  приблизительного сходства друг с другом.  Если у Беркли абстрактная идея есть реальный индивидуальный "предмет" ( комплекс ощущений), то у Юма она отвлекается от индивидуальности в той же мере, в какой  ассоциации опираются не на тождество,  но именно на относительность этого тождества,  то есть  на  различия  между ассоциируемыми  идеями:  ведь  ассоциирование абсолютно тождественных идей не дает ничего,  кроме никому не нужных тавтологий.   При   этой  поправке  репрезентативная  концепция абстрагирования приходит в соответствие с фактами  художественного мышления,  в котором образный пример, если он удачно подобран,  заменяет массу общих описаний и даже более эффективен.

                       Те идеи,  которым Юм придает  статус общих,  оказываются как  бы усеченными частными идеями, сохраняющими в числе своих признаков только те,  что имеются и у иных  частных  идей данного  класса.  Такие  усеченные частные идеи представляют собой полуобобщенный, смутный образ-понятие, ясность которому придает соединяемое с ним, опять-таки по ассоциации, слово.

 

 

О существовании субстанции

 

                       Решая общую  проблему субстанции,  Юм занял такую позицию: "невозможно  доказать ни существование, ни  несуществование материи", то  есть занял агностические позиции.  Такова же его формула и в отношении субстанционального "высшего духа", то есть бога, хотя в практической жизни Юм был атеистом. Подобной агностической позиции следовало ожидать от него  и  в отношении существования человеческих душ,  но в этом вопросе Юм более категоричен и совершенно отвергает воззрение  Беркли. Он убежден, что никаких душ - субстанций нет.

                       Юм отрицает  существование  "Я"  как  субстракта  актов восприятия  и утверждает, что то, что называют  индивидуальной душой -  субстанцией,  есть  "связка  или  пучок  (budle  or collection) различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой  и находящихся  в постоянном течении" (1, т.  1, стр.  367).

                       Юм более широко,  чем Беркли,  рассматривает вопрос существования субстанции. По-иному, чем его предшественник, он понимает  и  источник возникновения убежденности людей в существование материальной субстанции. Беркли видел причину появления у людей иллюзорной,  по его мнению,  веры в то,  что материальная субстанция существует,  в фактах  взаимосвязанности  и яркости определенного рода ощущений.  Их взаимосвязанность предполагалась при  этом  непрерывной  во  времени, поскольку  наличие  разрывов  в  последовательности ощущений

данную иллюзию ослабляет.  Иначе смотрит на этот вопрос  Юм: перерывы в восприятиях,  наоборот,  оказываются, по его мнению, источником веры в бытие субстанциальной их основы, если после  перерывов  те  же самые восприятия появляются вновь и вновь. Для Беркли проблема субстанции сводилась к тому, чтобы как-то истолковать устойчивое сосуществование явлений,  а для Юма это прежде всего проблема истолкования связи явлений друг  с другом во временной их последовательности.  Поэтому, по Беркли, убеждению в существовании материальной субстанции мешает  наличие самих временных перерывов в ощущениях,  а по Юму,  помехой этому убеждению оказываются изменения в характере взаимосвязанных друг с другом восприятий, то есть перемены в "наборе" их сочетаний.

                       Это значит,  что  Юм  в данной проблеме переносит центр тяжести на вопрос о причинении наших впечатлений.  Так, например,  рассуждает он, получая впечатления лампы, стоящей на столе и время от времени мной зажигаемой, я полагаю на основании  этого,  что существует данный материальный объект под названием "лампа".  Итак, разрешение проблемы субстанции зависит,  с точки зрения Юма,  от более общей проблемы причинности.

                       Придя к  мысли  о  зависимости   проблемы  субстанции от проблемы  причинности,  Юм определил субстанцию как предполагаемый центр ассоциативного суммирования перцепций во времени (а также друг с другом) в относительно устойчивую целостность.  Ассоциации обеспечивают соединение отличающихся друг от друга комбинаций впечатлений (например,  вид  некоторого предмета сейчас и его изменившийся вид спустя несколько лет) в представлении об объектах вне человеческого сознания.  Эти последние  объекты мыслятся как причина комбинаций впечатлений в сознании людей.

Информация о работе Идиалистическая филасофия 17-18вв Лейбниц Беркли Юм