Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 00:39, реферат
Термин «философ» старше термина «философия», изначально применялся для обозначения образованного человека. В том смысле, в котором он употреблялся в античности, его впервые использовал древнегреческий философ Пифагор. Но так как он не оставил после себя сочинений, первым автором, у которого встречается слово «философ», это Гераклит.
Введение 3
Биография 4
Философия Канта 6
Что я могу знать? 6
Что я должен делать? 7
На что я могу надеяться? 10
Что такое человек? 14
Основные работы Канта 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ
ВПО СПб государственная
Кафедра философии и политологии
Реферат по философии на тему:
ИММАНУИЛ КАНТ
Выполнила:
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение 3
Биография 4
Философия Канта 6
Что я могу знать? 6
Что я должен делать? 7
На что я могу надеяться? 10
Что такое человек? 14
Основные работы Канта 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Термин «философ» старше
термина «философия», изначально применялся
для обозначения образованного
человека. В том смысле, в котором
он употреблялся в античности, его
впервые использовал
В Кенигсберге жили
многие знаменитые люди, среди них
и те, кого мы называем «великими». Среди
великих ученых достаточно вспомнить
физика и физиолога Германа фон
Гельмгольца или математика Давида
Гильберта. Однако назвать Кенигсберг
городом Гельмгольца могут
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге в семье шорника. Дом, в котором родился Кант, находился в пригороде Кенигсберга, называвшемся Фордере Форштадт.
Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата.
Семья была скромной и религиозной. Мать, которая, несмотря на свою раннюю смерть в 1737 г., оказала наибольшее духовное влияние на Иммануила.
В начальной школе будущий философ начал учиться читать, писать, считать и получил первые уроки по христианству. Говоря об образовании Иммануила Канта, нельзя не упомянуть человека, сыгравшего значительную роль в его жизни-доктора теологии Франца Альберта Шульца (1692-1763). Доктор Шульц часто бывал в их доме и заметил маленького Иммануила. Ранняя одаренность мальчика позволила ему рекомендовать отцу Иммануила отправить сына в гимназию, чтобы он мог получить соответствующее образование. В восемь лет Кант был определен в одну из лучших школ Кенигсберга, в латинскую школу “Фридрихс-Коллегиум”. В гимназии Кант учился с весны 1732 г. по 1740 г.
24 сентября 1740 г. ректор
университета добавил к
Главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом (1713-1751), физиком и философом, также уроженцем Кенигсберга. Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии». Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Не вызывает удивления, что первая научная работа Канта – «Мысли к истинной оценке живых сил» - была посвящена физическому вопросу – формуле количества движения. Кант пытался разрешить спор Декарта и Лейбница, не принимая строну ни того, ни другого, а декларируя позицию независимости исследователя физических и философских вопросов от авторитетов.
В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.
В апреле 1755 г. Кант защищает
латинскую диссертацию “Об
Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра.
Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.
Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.
Летом 1796 г. Кант прочитал свои последние лекции в университете, однако свое место в штате университета Кант оставил только в 1801 г. С 1802 г. началось медленное угасание философа. По его собственному признанию, его силы постоянно слабели, хотя никакой определенной болезнью он не страдал. Последние месяцы его жизни были только медленной смертью. Уже в декабре 1803 г. он уже не мог отчетливо написать свое имя. Он более не находил вкуса в пище, голос уже почти нельзя было различить. 6 февраля наступило резкое ухудшение, с 7 февраля он оставался в кровати, и 12 февраля умер в своем доме. Последним его словом был «Gut». Город воспринял смерть Канта как печальное, но важное событие в своей жизни.
Кант считал, что философия обязана ответить человечеству, по крайней мере, на четыре вопроса:
Три вопроса сформулированы в “Критике чистого разума”, а в лекциях по логике добавлен четвертый. Они последовательно охватывают область возможного для нас знания и способов познания того, что находится за пределами знания, область нашего практического действия и той части этих действий, которые относятся к должному, а также область будущего, которое может проистечь из наших должных (или не должных) действий, а, следовательно, определяет то, на что мы можем, а на что не можем надеяться.
Ответ на этот вопрос дает теоретическая философия Канта, изложенная по преимуществу в “Критике чистого разума”.
Вопрос, поставленный в такой форме, имеет и отрицательную форму: что я не могу знать?
Чтобы ответить на оба этих вопроса, мы должны сначала спросить, что такое знание?
Знания - это такие суждения, которые достаточно обоснованы для данного субъекта так, что он может считать их своими убеждениями, но и они также обоснованы таким образом, что могут быть сделаны приемлемыми для любого разумного существа. Если любой субъект овладеет определенными понятиями и отношениями между ними, то истинность суждений, являющихся знаниями, станет для него очевидной. Такая объективная, интерсубъективная обоснованность знания отличает его от других видов суждений, описывающих мир, а именно, от мнений и веры. Мнение - это суждение, не обоснованное ни субъективно, ни объективно, суждение еще не определенное. Вера же - это суждение обоснованное субъективно, но не имеющее достаточных объективных оснований.
Таким образом, знание принудительно, а вера свободна в том смысле, что каждый человек может выбирать себе веру, более ему соответствующую, поскольку не может быть объективных оснований, заставляющих нас предпочитать одну веру другой.
Теперь можно уточнить кантовский вопрос, который будет выглядеть следующим образом:
О чем я могу высказывать суждения, которые могут быть обоснованы всеобщим и необходимым образом, а о чем не могу?
Кантовский ответ на этот вопрос таков: “...разум видит только то, что сам создает по собственному плану”. Или, иначе говоря, “иметь о чем-то... знание он может лишь в том случае, если приписывает вещи только то, что необходимо следует из вложенного в нее им самим... “.
Это - одна из составляющих той революции, которую Кант совершил в философии природы. Не разум, субъект, человек, идет за природой, случайным образом ожидая от нее знаний - плодов, а сам разум устроен таким образом, что он предписывает законы и познает их в природе.
Каким образом наш разум
может предписывать природе свои
законы, чтобы затем познавать
их? Здесь мы подходим к сердцевине
кантовского трансцендентальног
Отсюда Кант делает вывод: вещи в себе непознаваемы. Мы не можем знать их. Мы можем только предполагать, что существует некоторый неизвестный нам источник наших чувственных впечатлений, называемый вещью в себе. Это все, что мы можем о них сказать, оставаясь в рамках философии природы и говоря о познании природы при помощи науки.
Таким образом, по Канту, мы можем знать только явления и их отношения. Наука занимается именно тем, что открывает доопытные и эмпирические законы устройства природы и на основе их предсказывает новые явления и их отношения. Такова, например, для Канта была ньютоновская физика и любая другая наука, приносящая нам знание о природе.
Теперь мы знаем ответ на вопрос, что я могу знать. Однако мы еще не ответили на вторую часть этого вопроса: что я не могу знать? Первый ответ на этот вопрос: я не могу знать вещей в себе.
Однако до сих пор мы
говорили о природе, или как это
называет Кант, теоретическом применении
разума. Но кроме теоретического применения
разума существует еще и практическое
или нравственное. Критика теоретического
применения разума показывает, что
хотя мы не можем знать, существует
свобода или нет, но мы можем осмыслить
возможность свободы, и это, как
показывает Кант, достаточно для того,
чтобы в практическом применении
считать свободу
Таким образом, и столь важные и традиционные предметы философии мы не можем знать, но можем в них верить. Это очень важное положение, если вспомнить, что именно существование Бога, свободы и бессмертия души были традиционными предметами метафизики (философии) до Канта.
Обращение к таким предметам, как Бог, свобода и бессмертие души приводит нас ко второму вопросу Канта:
Ответ на второй вопрос заключает в себе практическая философия Канта, ядром которой являются учение о нравственности или морали, иначе называемое этикой, и учение о праве.
Мораль невозможна без свободы. Если мы предполагаем, что человек не свободен, если, например, все его действия определены волей Бога или закономерностью природы, то нельзя говорить о морали или нравственности, поскольку тогда нет места нравственной ответственности. Поэтому свобода человека является необходимой предпосылкой моральности.
Кант полагал, что действия человека в нравственном отношении могут определяться тремя факторами: долгом, склонностью и страхом.