Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 08:16, контрольная работа
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии и Китае.
Введение. 2
Философия Древней Индии. 3
Становление древнеиндийской философии. 3
Этапы древнеиндийской философии 4
Источники древнеиндийской философии. 6
Закон Риты. 6
Виды сознания в индийской философии. 7
Два начала Души в индийской философии. 7
Учения о Сансаре, Ахимсе. 9
Учения о Мокше, Карме. 10
Буддизм и его основные идеи. 11
Заключение. 15
Литература. 17
Индийская философия. Место человека в мире
Содержание
Введение. 2
Философия Древней Индии. 3
Становление древнеиндийской философии. 3
Этапы древнеиндийской философии 4
Источники древнеиндийской философии. 6
Закон Риты. 6
Виды сознания в индийской философии. 7
Два начала Души в индийской философии. 7
Учения о Сансаре, Ахимсе. 9
Учения о Мокше, Карме. 10
Буддизм и его основные идеи. 11
Заключение. 15
Литература. 17
Введение
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии и Китае.
Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно в середине первого тысячелетии до нашей эры. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”.
Индийская философия – это истинно «живые плоды», продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Подчеркивая характерные особенности наследия восточной философии, которые не позволили ей стать теоретической основой естествознания в западном осмыслении данного понятия, тем не менее, нельзя принижать вклад этой философии в духовное развитие человечества. Более того, противоречия современной техногенной цивилизации (которая сформировалась в Западной Европе в XVII-XVIII вв. и затем распространилась по всему миру) и в первую очередь экологический кризис, вызванный колоссальным ускорением научно-технического процесса без соответствующего развития духовно-этических и социальных характеристик человеческого бытия, делают все более активным освоение наследия индийской философии. Вот почему во всем мире растает интерес к духовным ценностям восточных цивилизаций. Такие важные достижения индийской философии, как создание завершенной системы психотехники, необходимой для развития духовных качеств личности, как принципы гармонии между интересами личности и задачами общества, как акцент на минимальное воздействие человека на окружающую среду, делают философию древней Индии существенной составной частью духовного синтеза. Он как нам кажется, позволит человечеству в XXI в. решить свои самые острые проблемы и противоречия.
Индийская философия – это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести.
Философия Древней Индии.
Становление древнеиндийской философии.
В середине I тысячелетия до нашей эры одновременно с Грецией возникает философия в Индии. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской философии. Во-первых, самосознание древних индийцев конструируется по типу родовых субстанциально-генетических связей. Род объективирует свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и пластики сознания древних индийцев содержат в себе возможность числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.
Предфилософия начинается в родовом обществе коллективными формами сознания. Каждый этап ее развития сопровождается качественными изменениями самосознания: дорефлективное родовое сознание сменяется послеродовыми мировоззренческими нравственными исканиями мудреца. В классовом обществе с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. При этом философия сохраняет в своем категориальном арсенале понятийный образ первопредка, хотя и трансформирует его, придавая ему другие значения.
Первая философия закладывает прочные основания традиционализма в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально-экономические системы, сохранившиеся в Индии вплоть до ХХ века. На каждом историческом этапе развития индийского общества духовная древность тесно соседствовала с современностью.
Отмечу некоторые, наиболее общие черты древнеиндийской философии, которые отличают ее от философии древнегреческой. Индийская философия характеризуется неполной отчлененностью от предфилософии. В древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, задававшее древним индийцам свои высшие ценности.
Этапы древнеиндийской философии
В середине II тыс. до н. э. на
земли Северной Индии стали переселяться
скотоводческие племена, пришедшие из
Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли
себя ариями (арийцами). Именно арийцы
принесли с собой Веды, что в переводе
с санскрита (древнеиндийского языка)
означает ведовство, знание. Это период
написания ранних «Вед», характеризующийся
привнесением концепции Дхармы – универсального
закона, устанавливающего правила общественной
и личной жизни и нацеленного на достижение
гармонии и счастья. Создавались Веды,
очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют
собой обширный свод религиозных гимнов,
заговоров, поучений, наблюдений над природными
циклами, «наивные» представления о происхождении-творении
мироздания. В ведах запечатлены все знания
Ариев того времени о самих себе и об окружающем
мире. В настоящее время известны четыре
Веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда
напевов, священных мелодий), Яджурведа
(веда жертвенных формул) и Атхарведа (веда
магических заклинаний). Каждая Веда состоит
из четырех частей:
- самхиты - религиозные гимны, «священное
писание»;
- брахманы - книги, написанные индийскими
жрецами (брахманами) и адресованные прежде
всего брахманам, в которых описывается
правильность совершения ритуалов и жертвоприношений;
- араньяки - книги лесных отшельников;
- упанишады (сидение у ног учителя) - философские
комментарии к Ведам. Наибольший интерес
у исследователей древнеиндийской философии
вызывают заключительные части вед упанишады,
в которых дается философская трактовка
содержания вед.
Число упанишад точно определить невозможно,
т. к. их писание продолжалось вплоть до
XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются
древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада,
Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада,
Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и
др. Упанишадами завершается первый этап
индийской философии - ведический.
Второй этап называется эпическим
(600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.). Приземленная
концепция Дхармы трансформируется в
стремление освобождения от бесконечного
цикла перерождений. Прежняя смысловая
нагрузка Дхармы не отбрасывается, но
обогащается понятием личного духовного
освобождения (мокши), которое становится
доминирующим. В это время создаются два
великих эпоса индийской культуры - поэмы
«Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в
это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются
шесть философских школ - даршан, основывающийся
на признании священности и богооткровенности
Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса,
йога, веданта. Параллельно возникают
и три оппозиционные системы, подвергающие
авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм
и чарвака-локаята.
Третий этап древнеиндийской философии
связан с написанием сутр (от III в. н. э.
до VII в. н. э.). В середине 1-го тысячелетия
нашей эры вводится понятие бхакти – служение
и любовь к личному божеству. В этот период
основной целью становится не столько
уход от череды земных воплощений, сколько
достижение единения с божеством еще при
жизни. Сутра – краткий философский трактат,
рассматривающий отдельные проблемы (например,
«нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает
период древнеиндийской философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18-20 вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской).
Источники древнеиндийской философии.
Закон Риты.
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии)
опирается на закон Риты - космической
эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности.
В основе индийской философской космологии
лежит идея о вечной пульсации Космоса,
отождествляющейся с дыханием Брахмы-Бога-творца.
Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие).
Как и человек, Космос-Брахма проживает
свою жизнь, которая равна 100 космическим
годам или 8.640.000.000 земных лет, после чего
он умирает и в течение последующих 100
космических лет длится Вечность Небытия
(Маха Пралайя). Потом рождается новый
Брахма и вновь 100 космических лет длится
Вечность Бытия (Маха Манвантара). При
этом каждый раз появляется все более
совершенная человеческая раса.
В своем развитии каждая человеческая
раса неизбежно проходит четыре эпохи
(юга), двигаясь по нисходящей от Золотого
века до Железного, теряя при этом Красоту,
Истину и Добро, постепенно погружаясь
во Зло, Ложь и Безобразие. Мы с вами живем
в последнюю из четырех юг - Кали-Югу, начавшуюся
в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э.
Завершится Кали-юга, как бывало уже много-много
раз, уничтожением все живое в огне и воде.
Однако отчаиваться не стоит: до завершения
нашей Кали-юга осталось более 425.000 земных
лет!
Каждая новая Вселенная образует более
высокую ступень совершенства и является
лишь этапом в эволюционном развитии мироздания.
Космизм индийской онтологии (учение о
бытии и небытии) проявляется в признании
существования направленной эволюции
всего и вся от природы к духу, проходящей
через ряд промежуточных стадий. Этот
закон космического порядка и целесообразности
заставляет неживую материю стремиться
к преобразованию в живую, живую - в сознающую,
разумную, а разумную - к духовному, нравственному
совершенству. Весь мир, природа и человечество
оказываются в равной степени подчинены
закону космической эволюции и порядка
- Рита. Применительно к отдельному человеку
это выражается в требовании постоянного
духовного самосовершенствования. Совершенствуя
себя, человек увеличивает степень совершенства
Мироздания. Совершая зло, человек не только
наносит вред себе, своему эволюционному
развитию, но и тормозит развитие общества,
природы, Космоса. Безнравственными могут
быть не только явное, конкретное деяние
человека - поступок, но и злое слово, и
скверная мысль. Человеческое Деяние,
Слово и Мысль приобретают по закону Риты
космический масштаб.
Виды сознания в индийской философии.
Представления древних индусов
об основах мироздания очень сложны и
разнообразны. Тем не менее можно выделить
три основных образа-понятия, с помощью
которых описывается мир: пракрити, пуруша,
майя.
Первоначально мир представляет собой
нерасчлененное материальное состояние
- пракрити. Пракрити состоит
из трех энергий - «гун».
Гуна саттва - легкость, покой, святость,
возвышенность, свет.
Гуна раджас - деятельность, борьба, сила.
Гуна тамас - пассивность, массовидность,
тучность, ленность, мрак.
В каждом явлении, в каждом предмете происходит
борьба этих гун, которая вызывает вещи
и явления из непроявленного, нерасчлененного
состояния предбытия и переводит их в
проявленное, расчлененное состояние
бытия.
Пракрити противопоставляется пуруша - чистое
сознание. В Ригведе Пуруша - это первочеловек,
принесенный в жертву богами, из тела которого
была создана Вселенная и люди. В Упанишадах
мифологический смысл этого понятия был
заменен философским, и "пуруша" стало
означать индивидуализированное духовное
начало. Главная задача и предназначение
пуруши состоит в том, чтобы осознать свою
специфику, несводимость к пракрити.
Истинное «лицо» практрити проявляется
в том, чтобы заслонить от пуруши высшую
реальность - Брахму. Пракрити пытается
уверить пурушу, что мир и есть таков, каким
он кажется, является пуруше, что за ней,
пракрити-материей, больше ничего не скрыто.
На самом же деле природа бытия всего лишь...
сновидение, мираж, майя.
Так впервые в истории философской мысли
(задолго до И. Канта) была поставлена великая
гносеологическая проблема: различение
сущности и иллюзорности, подлинного и
неподлинного бытия.
Два начала Души в индийской философии
Первый акт познающего сознания
должен состоять в признании ирреальности,
не подлинности этого мира.
Наша общечеловеческая ошибка состоит
в том, что мы приписываем этому миру независимое,
реальное существование. Это заблуждение
(авидья), в которое нас вводит пракрити.
Второй - в поиске истинного, подлинного
бытия, т. е. Абсолюта-Брахмы. Рационально
определить Абсолют невозможно. Более
того, на всякую такую попытку должен следовать
один-единственный ответ: «Не то, не это».
Неизбежно возникает вопрос: «А способны
ли мы, люди, изначально ограниченные лишь
пятью органами чувств и весьма поверхностным
умом, познать такую сверх реальность,
как Абсолют-Брахма? Вскрыть сущность
мироздания?»
Индийская философия, как, впрочем, и все
религиозно-философские системы Древнего
мира, отвечает на это так: «Тот, кто познал
себя, познал Бога».
Существеннейшей чертой древнеиндийской
философии является убежденность в тождественности
Бога и человеческой души, что нашло свое
выражение в знаменитой «формуле»: Брахма
есть Атман. Каждый
из нас в душе, согласно этому утверждению,
является носителем и хранителем искры
Бога Брахмы. Атман первоначален, неизменен,
вечен. Поэтому в принципе познание Брахмы
- сущности мира - возможно, но никогда
полностью не произойдет. Человек же обязан
стремиться к этому: только устремленному
Брахма откроет одну из своих сторон. Как
писал индийский мыслитель XIX в. Рамакришна
- «Если кувшина воды достаточно, чтобы
утолить мою жажду, зачем мне целое озеро?»
Каким путем происходит познание? В истории
мировой философии известны как минимум
два типа познания. Первый - назовем его
условно европейским: исследование внешнего
предмета без учета психического состояния
познающего субъекта. В древнеиндийской
философии представлен второй тип познания:
исследование того, что происходит в моем
сознании в результате соприкосновения
с миром предметов. Очевидно, что для занятий
такой философией нужны и особые психологические
качества и способности. Индийский философ
VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях
к первой сутре «Веданта-сутр» говорит,
что для изучения философии необходимо:
-знать о различии между вечным и преходящим;
- быть отрешенным от всех мелких желаний,
личных мотивов и практических интересов;
- вести достойную человека нравственную
и добродетельную жизнь;
- владеть техникой медитации.
Огромное внимание обращается на технику
сосредоточенного созерцания - медитацию.
Цель медитации - восхождение человеческой
души (Атмана) к Абсолюту-Брахме. Переживание
мистического единства, слияние Части
и Целого выступает в индийской философии
как первый и главный метод познания (путь
джнаны).
В течение многих веков техника медитации
подробно изучалась в Индии. В основе индийской
йоги лежит пневматическая физиология,
т. е. техника правильного (ритмического)
дыхания. Восхождение Атмана к Богу-Брахме
представлялось в виде движения психической
энергии, которая в сонном, свернутом состоянии
пребывает в каждом человеке. Начало медитации
совпадает с пробуждением этой энергии
и последовательным прохождением ее по
семи нервным центрам (чакрам), располагающимся
вдоль спинного мозга человека. В стадии
совершенства, называемой «самадхи» (транс,
экстаз), ум человека полностью отвлекается
от внешнего мира. Эта ступень характеризуется
способностью человека осознавать свою
сущность чистым сознанием и черпать радость
и блаженство в состоянии единения с Абсолютом.
Это состояние преодоления индивидуальности
и выхода в над-индивидуальное или в бессознательное
(личное и коллективное).
В индийской философии теория познания
не просто тесно связана, но и, как правило,
перетекает в психологию (учение о душе,
сознании, человеческом «Я»). В индийской
психологии различают два составных элемента
души; первый, Атман (искра Брахмы), одинаков
у всех людей, неуничтожим, вечен. Только
благодаря наличию Атмы (Атман) для человека
существует возможность познать Брахму-Абсолют.
Информация о работе Индийская философия. Место человека в мире