Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 08:16, контрольная работа
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии и Китае.
Введение. 2
Философия Древней Индии. 3
Становление древнеиндийской философии. 3
Этапы древнеиндийской философии 4
Источники древнеиндийской философии. 6
Закон Риты. 6
Виды сознания в индийской философии. 7
Два начала Души в индийской философии. 7
Учения о Сансаре, Ахимсе. 9
Учения о Мокше, Карме. 10
Буддизм и его основные идеи. 11
Заключение. 15
Литература. 17
Второй, Манас - собственно
сознание, накопленное данным человеком,
его жизненный опыт, личностное мировидение.
В момент смерти погибает только Манас,
Атман же продолжает свое шествие по времени
в последующих перерождениях.
В Индии, задолго до великих психологических
открытий в Европе, существовало представление
о разной степени ясности сознания: сознание
периода бодрствования; сознание сна со
сновидениями; сознание сна без сновидений.
Три типа состояний сознания представляют
нам три образа мира. Если для Европы единственно
приемлемой, верной является картина мира,
воспринимаемая нами в момент бодрствования,
то в Индии все три типа представляются
практически равными. Более того, картина
мира «по ту сторону» сновидения (сон без
сновидений) называется наиболее истинной,
поскольку позволяет приблизиться к основам
бытия без искажающего все и вся покрывала
майи.
Учения о Сансаре, Ахимсе.
При беглом, первичном сравнении
культур «Запада» и «Индии» бросается
в глаза их различность, «неодинаковость»
в трактовании места и роли человека в
мире, обществе и Космосе.
При более глубоком вхождении в логику
философского мышления «Запада» и «Востока»
(Индии), напротив, становится совершенно
очевидным их сущностное единство. Главной
чертой европейской культуры является
ее антропоцентризм (человек в центре
и во главе мира). В Библии это находит
свое идеологическое обоснование: «И сказал
Бог: сотворим человека по образу Нашему,
по подобию Нашему; и да владычествует
он над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над скотом, и над всею землею
и над всеми гадами, пресмыкающимися по
земле» (Быт. I, 26).
В Индии же человек рассматривался всегда
«на равных» с животными, птицами и насекомыми.
Важнейшим понятием индийской этики является сансара - признание вечности
и не уничтожимости души, обреченной на
страдание в этой жизни.
... «Душа блуждает в круговороте рождения
и смерти, проходя сквозь 8.400.000 форм жизни»
(Бхагаватгита).
... «Душа сбрасывает физическую оболочку
в момент смерти, как змея кожу» (Брихадараньяка-упанишада).
Древний индус мог с полным правом воскликнуть,
обращаясь к любому из братьев наших меньших:
«Ты и я - одной крови!». В философии Древней
Индии отразилось целостное миросозерцание
народа, умение видеть единство душ во
всем, невозможность пренебрежительного,
жестокого обращения с живым созданием.
В практике поведения экологизм миросозерцания
выражался в требовании ахимсы - непричинении
вреда, неубиении. В этой оригинальной
экологической бережности индуизма заключается
первое внешнее различие между Западом
и Индией.
Учение о Мокше, Карме.
Второе различие состоит в ответе
на глобальный вопрос: «В чем цель жизни?»
Для «нормального» европейца жизнь очень
часто ассоциируется с удовольствием,
комфортом, а посему смерть - конец жизни
- воспринимается очень негативно. Сама
мысль о неизбежном прекращении жизни
является нестерпимо тяжелой. Возможно,
поэтому и иудаизм, и христианство, и мусульманство
обещают своим последователям продолжение
жизни после смерти. Совершенно обратное
этому мы находим в индуизме. Душа бессмертна,
неуничтожима и обречена на постоянные
перерождения в различных телах («колесо
сансары»). Человек обладает вечной жизнью
(идеал европейца), но понимается эта жизнь
как совокупность страданий. В самом деле,
что есть жизнь, как не цепь страданий?
Рождение - страдание, любовь - страдание,
болезнь - страдание, страх за своих близких
- страдание, старость - страдание. Но почему
человек страдает? Потому что излишне
привязан к жизни, несвободен. В чем же
смысл человеческой жизни? - В прекращении
всякой жизни, в разрыве проклятой цепи
постоянных перерождений и достижении
мокши - освобождения от... обязанности
эволюционного развития. Наступление мокши (прекращение эволюционного
развития души) — высшая цель любой души,
которая может быть достигнута в земной
жизни.
Мы уже описывали действие закона космической
эволюции Рита. Применительно к человеческой
жизни этот закон приобретает нравственное
содержание и называется законом кармы.
Конкретная жизнь человека есть лишь один
день в Великой Школе Жизни. Цель этой
Школы в том, чтобы, бесконечным рядом
последовательно прожитых жизней человек
приобрел наиболее полный жизненный опыт,
который в промежутках между воплощениями
превращается в способность к нравственной
жизни. В этом пункте сходятся философские
дороги всего Древнего Мира: утверждение
абсолютной самоценности Добра. Основная
заповедь: человек должен жить нравственно.
«Запад» и «Восток» весьма различно отвечают
на вопрос: «А зачем быть добрым, нравственным?»,
но сохраняют полное единодушие в признании
необходимости быть таковым. Действительно,
система аргументации, совершенно различна:
на Западе человек должен жить нравственно
в надежде на будущую жизнь; в Индии человек
должен жить нравственно в надежде на
прекращение вечной жизни! Карма — предопределенность
человеческой жизни, судьбы. Цель кармы
- провести человека через испытания для
того, чтобы его душа совершенствовалась
и добилась высшего нравственного развития
- мокши. (Для достижения этой цели душа
может пройти через десятки, сотни земных
жизней.)
Мы, европейцы, считаем комплиментом адресованные
в наш адрес слова: «У него молодая душа!»
Но если эти же слова были бы сказаны индусу,
он бы очень огорчился. Все дело в том,
что в индийской философии и культуре
возрасты души определяются разной степенью
ее нравственного развития. Так, «молодой»
душой обладает человек нравственно неразвитый,
грубый, черствый. Для него характерно
неумение владеть своими эмоциями, эгоизм.
«Молодые» души находятся в самом начале
своего эволюционного восхождения к Добру.
Люди со «старыми» душами живут по принципу:
«Чем я могу помочь вам?» Они уже прошли
через горнило многочисленных рождений,
жизней и смертей и стоят на полпути к
Великому Освобождению. Что же представляют
собой достигшие этого освобождения? Это
Махатмы или Великие Души, завершившие
свое обучение в Школе Жизни и достигшие
понимания цели космической эволюции.
Мир для Махатм является не источником
удовольствий, но полем для нравственной
работы. Только совершая добрые дела, питая
добрые мысли, произнося добрые слова,
человек поступает в соответствии с законом
космической эволюции и только на этом
пути возможно освобождение (мокша) из
цепи бесконечной жизни. Человек с точки
зрения индийской философии должен сам
искать применение своим нравственным
усилиям и быть благодарным миру за предоставленную
возможность заниматься самосовершенствованием.
Буддизм и его основные идеи.
Гаутама Будда родился в 563 г. до н. э. на севере Индии в княжеской семье Шакьямуни и получил имя Сиддхартха. Его отцу было предсказано, что Сиддхартхи уготовлено два пути: либо, окунувшись в наслаждения и радости жизни, стать впоследствии великим царем - воссоединителем мелких княжеств, либо, увидев («открыв») в этом мире страдания, болезни, старость, смерть, стать великим мыслителем, который укажет людям истинный путь спасения.
Князь хотел видеть в сыне наследника,
поэтому он стремился дать ему то лучшее,
что может выпасть на долю смертного: утонченную
роскошь и классическое образование. И
все же отец не смог уберечь сына от вида
несчастного человека, пораженного неизлечимой
болезнью; немощного старика; траурной
процессии, сопровождавшей умершего. Принц
прозрел и был глубоко потрясен трагичностью
человеческого бытия. Вновь вернуться
к прежней благополучной, безмятежной
жизни он уже не смог.
Принц вполне познал наслаждения, удовольствия
и понял, что путь этот ведет в никуда.
Он покинул дворец, жену, новорожденного
сына и под именем Гаутама вступил в орден
аскетов, полагающих, что единственным
способом существования в мире, полном
страданий, является самосовершенствование.
Помочь миру стать лучше смогут лишь те,
кто сам духовно сумел подняться. Индийские
йоги представляли это себе как путь борьбы
духа с плотью (путь умерщвления плоти),
путь подчинения животного начала в человеке
началу духовному.
Гаутама превзошел других аскетов в самоограничении:
спал на ветвях, покрытых шипами, часами
сидел на голой скале, не меняя позы, съедал
один боб в день. В конце концов он так
ослаб, что едва не умер. Пройдя путь аскета,
он понял, что путь этот так же не приводит
к освобождению от страха болезни, старости
и смерти, как и путь удовольствия. Однако
опыт того и другого был крайне необходим,
ибо позволил Гаутаме Шакьямуни дать обобщенный
ответ на вопрос «Как должен жить человек?»,
сформулированный в принципе «Среднего
пути»: «Есть... два крайних пути, по которым
ушедший от мира не должен следовать. Каковы
же эти два пути? Тот, следуя которому,
люди стремятся лишь к удовольствиям и
вожделению, низок, груб, он для обычных
людей, неблагороден, бесполезен; а тот,
который ведет к умерщвлению плоти, приносит
страдания и также неблагороден, бесполезен.
Будда же увидел срединный путь, дающий
зрение, дающий знание, по которому следует
идти, избегая этих двух крайностей, ибо
он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию,
к просветлению, к Нирване».1
Однажды Гаутама сидел под деревом
и сосредоточенно размышлял. Внезапно
он испытал состояние необыкновенной
ясности сознания и «увидел» истину. Так
в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из
рода Шакьямуни стал Буддой, т. е. Просветленным,
или Пробужденным2. Через 7 дней Будда рассказал
людям о том, что открылось ему. Эта первая
проповедь состоялась в городе Бенаресе.
Именно тогда Будда поведал о четырех
благородных (арийских) истинах.
«А это... благородная истина о страдании:
рождение - страдание, старость - страдание,
болезнь - страдание, смерть -страдание,
соединение с неприятным - страдание, разлука
с приятным - страдание, неполучение чего-либо
желаемого, короче говоря, пятиричная
привязанность к существованию есть страдание.
1 Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, ч. 1, ее. 117 - 118.
2 Согласно древнеиндуистскому преданию, Гаутама, прежде чем стать Буддой - просветленным («пробужденным»), был 83 раза аскетом, 53 - царем, 24 - жрецом, 43 - богом деревьев, 5 - рабом, 1 - плясуном, 2 - лягушкой и 2 раза свиньей.
«А это... благородная истина
о происхождении страдания: это жажда,
приводящая к новым рождениям, сопровождаемая
удовольствиями и страстями, находящая
удовольствия здесь и там, а именно: жажда
наслаждения, жажда существования, жажда
гибели».
1. Наша жизнь пронизана страданием,
которое само по себе второстепенно. Мы
сами носим в себе причину своих страданий
- неудержимую привязанность ко всему
земному, материальному, телесному. Наши
желания - это цепи, которые сковывают
нас по рукам и ногам. Неудовлетворенное
желание приносит страдание, но и достижение
желаемого создает лишь видимость счастья.
Путь постоянного удовлетворения своих
Желаний также бесперспективен, пуст,
как и путь жесткого самоограничения.
Что же нам делать?
«А это... благородная истина об уничтожении
страдания: это полное бесследное уничтожение
этой жажды, отказ от нее, отбрасывание,
освобождение, оставление ее».
2. Это самое трудное - уничтожение
самой жажды удовольствий, жажды могущества,
жажды обладания. Поэтому Будда продолжает:
«А это... благородная истина о пути, ведущем
к уничтожению страдания: правильное видение,
правильная мысль, правильная речь, правильное
действие, правильный образ жизни, правильное
усилие, правильное внимание, правильное
сосредоточение».
3. Восьмиричный путь - это буддистская
программа личностного самосовершенствования,
ведущая к Великому Освобождению - нирване. Буддисты
считают, что об этом пути говорят все
великие учителя, пророки и мудрецы. Движение
по нему предполагает следующие шаги:
1). Правильное видение. Многие люди страдают
из-за незнания истинной цели своего существования,
из-за отсутствия или потери «маршрута»
Своего Пути. В контексте буддизма правильное
видение - это четыре благородные (арийские)
истины: жизнь в мире полна страданий;
есть причина этих страданий; можно прекратить
страдания; есть путь, ведущий к прекращению
страданий.
2). Правильная мысль. Изменить человека
можно, лишь изменив его намерения. Однако
только сам человек может принять или
не принять в своем сердце решение. Путь
самосовершенствования требует постоянной
мыслительной решимости, внутренней дисциплины.
3). Правильная речь. Наши слова являются
проявлением нашего «Я». Грубое слово
- отражение грубости характера. Если запретить
самому себе лгать, грубить, браниться
- значит, можно воздействовать на свой
характер, т. е. заниматься самопостроением
своего «Я».
1 Антология мировой философии. М.,
1969, т. 1, ч. 1, с. 118.
2 Антология мировой философии. М., 1969, т.
1, ч. 1, с. 118.
3 Антология мировой философии. М., 1969, т.
1, ч. 1, с. 118.
4). Правильное действие. Цель самосовершенствования -стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми.
В буддизме существует свой нравственный
кодекс, состоящий из;
Пяти заповедей-ориентиров.
Первое правило призывает нас
обуздывать гнев, способный привести к
нанесению увечий и убийству других живых
существ. Жизнь священна, поэтому не убивай!
Второе правило - не красть, ибо это нарушает
сообщество, частью которого является
каждый.
Третье правило призывает к обузданию
того, что Будда называет самым сильным
из желаний: полового влечения. Половое
влечение, как и аппетит в еде, естественно
и нормально. Однако его преобладание
в душе и в обществе неестественно и чудовищно.
Так что буддийское правило заключается
в целомудрии (никаких половых отношений
вне брака).
Четвертое правило - избегать лжи. Буддист
предан истине и для него ложь не имеет
оправдания.
Пятое правило заключается
в воздержании от опьяняющих веществ,
таких, как алкоголь и наркотики, поскольку
они не позволяют человеку полностью контролировать
себя умственно, морально и физически.
5). Правильный образ жизни. Следует вести
такой образ жизни, который не требовал
бы от вас нарушения ни одной из пяти заповедей.
Это относится к выбору профессии, спутника
(спутницы) жизни, друзей и знакомых.
6). Правильное усилие. Путь самосовершенствования
требует постоянного усердия и трудолюбия.
Духовный рост невозможен без волевого
самопринуждения и нравственного анализа
своих намерений, слов и поступков.
«Как дождь ворвется в дом с плохой крышей,
так вожделения ворвутся в плохо охраняемый
ум.
Но как дождю не ворваться в дом с хорошей
крышей, так вожделениям не ворваться
в хорошо охраняемый ум».
7). Правильное внимание.
«То, что мы есть сегодня, порождается
тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние
помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь:
наша жизнь есть порождение нашей мысли».
Духовное самосовершенствование предполагает
строжайшую дисциплину мышления. Наши
мысли не «скакуны», несущиеся в бешеном
галопе. Человек должен контролировать
свое сознание и нести нравственную ответственность
за его состояние.
8). Правильное сосредоточение. Огромное
внимание обращается в буддизме на технику
сосредоточенного созерцания - медитацию.
Цель медитации - успокоение духа через
переживание мистического единства данного
человеческого существа с Космосом.
Таким образом, восьмиричный путь представляет
собой три ступени духовного роста: первая
- нравственная дисциплина (1 - 6), вторая
- дисциплина мысли (7), третья - дисциплина
сознания, приводящая к «высшей мудрости».
В течение последующих 45 лет Гаутама Будда, основавший монашеский орден, учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и самими собой. «Идеал Будды -больше чем регулятивный принцип или абстрактный ориентир поведения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу, которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опыте самого Будды. Будда -воплощенный нравственный идеал».1
Заключение.
Древнеиндийская философия имеет свой особенный взгляд на окружающий нас мир. Основная ее черта это множественное переплетение мифологического и религиозного. Но не смотря на эту религиозность, она имеет огромное отличие от других религий. Главное ее отличие – это то, что в древнеиндийской философии нет Бога. Вместо этого у них верхнюю ступень иерархии внеземного мира занимает некая сущность, настолько всеобъемлющая что познать ее невозможно, человеческий ум не способен осознать такой высший разум, из которого произошло все, включая богов.
Душа у индийцев является как бы частью этого разума, они называют ее Атман, она на время входит в человека, а по окончанию жизненного пути покидает его как старый разбитый сосуд, для того чтобы вселиться в новое тело. В тоже время сам Атман является таким же непостижимым и вездесущим, как и абсолютный дух, Брахма, частью которого она и является. В Брихадараньяка-упанишада написано: «Поистине, этот Атман есть Брахман, состоящий из познания, из разума, из жизни, из зрения, из слуха, из земли, из воды, из ветра, из пространства, из света и не света, из желания и нежелания, из гнева и не гнева, из дхармы и не дхармы, из всего».
Вся их жизнь настроена на стремление
очистить свою Карму, своеобразную «записную
книжку» куда записываются все не только
дела, но и помыслы. Так как в древней Индии
существовал кастовый строй, и покинуть
свою касту человек мог только при условии
удачного, или не очень перерождения, то
Карму пытались привести в порядок все:
брахманы (высшая каста жрецов) и кшатрии
_(каста правителей и служащих) с надеждой
прервать круг перерождений, и из страха,
что родится в более низкой касте, а Вайшьи
(свободные торговцы и земледельцы) и Шудры
(рабы) в надежде улучшить
1 Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995, с. 62.
свою будущую жизнь с помощью
рождения в более высшей касте. С точки
зрения государства это очень удобное
верование, в смысле охраны правопорядка
и поддержания нравственно-морального
облика граждан.
Впоследствии, так как человечество постоянно
развивается и индийцы не исключение,
их философия разделилась на несколько
школ. Школы отличались друг от друга тем,
насколько авторитетны для них были Веды.
Школы разделились на две ветви классическую
и ортодоксальную. Классической школой
проповедовалось в основном те же самые,
но немного осовремененные Веды, в основном
это и ныне процветающий индуизм. Отошли
от Вед две школы: буддизм и джайнизм.
Информация о работе Индийская философия. Место человека в мире