Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:01, реферат
Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, обеспечивающая техническую базу для создания глобальных информационных сетей, интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках, дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними, демографический взрыв, а также усиление техногенной нагрузки на природу и распределение оружия массового уничтожения, увеличивающее риск всеобщей катастрофы. Указанные факты, не смотря на их разнородность, тесно связаны между собой, и их взаимодействие определяет сложный и противоречивый характер глобализационных процессов.
1. Введение…………………………………………………………. 3
2. Информационное общество: особенности понятия,
специфика существования……………………………………….. 5
3. Информационная глобализация как основа духовной экспансии: к эволюции процесса………………………………... 9
4. Научные теории глобализации: «левые» против позитивистов……………………………………………………….. 14
5 .Заключение……………………………………………………... 28
1. Введение…………………………………………………………
2. Информационное
общество: особенности понятия,
специфика существования………………………………………..
5
3. Информационная
глобализация как основа духовной экспансии:
к эволюции процесса………………………………...
9
4. Научные теории глобализации: «левые»
против позитивистов………………………………………………
5 .Заключение…………………………………………………
Процесс глобализации необоснованно понимается многими исследователями как естественный и закономерный фактор развития общества. Однако неверно, что «глобализация» и «интеграция» – одно и то же. Интеграционные явления действительно выражают объективные общественные потребности: разделение труда, общее использование ресурсов, признание единых стандартов в сфере науки и техники, сотрудничество и т.д. Но для интеграции характерно сохранение самостоятельности и независимости всех участвующих субъектов (государств, общественно-экономических структур, этносов и т.п.). «Глобализация» же только внешне представляется в тех же формах. А по существу – это идеология и практика мировой финансовой элиты; главнейшим вопросом глобализации является вопрос о власти. Ни о каком сохранении самостоятельности, самобытности, права на самоопределение речи не идет. Недооценка различия между понятиями «глобализация» и «интеграция» – в научном отношении тупик, невозможность дальнейшего объективного анализа наблюдаемых явлений.
Тех, кто выступает против процесса глобализации, часто обвиняют, что они будто бы враги научно-технического прогресса («луддиты»), что они боятся техники, зовут уходить «в пещеры», требуют отказаться от благ цивилизации. Однако необходимо разобраться, в самом ли деле это так – действительно ли противодействие глобализации есть борьба против прогресса. Верно ли, что, во-первых, глобализация и прогресс неразлучны, а во-вторых – что прогресс невозможен без глобализации.
Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, обеспечивающая техническую базу для создания глобальных информационных сетей, интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках, дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними, демографический взрыв, а также усиление техногенной нагрузки на природу и распределение оружия массового уничтожения, увеличивающее риск всеобщей катастрофы. Указанные факты, не смотря на их разнородность, тесно связаны между собой, и их взаимодействие определяет сложный и противоречивый характер глобализационных процессов. Информационные технологии создают реальную возможность для резкого ускорения экономического, научного, культурного развития планеты, для объединения человечества в сообщество, осознающего свои интересы и ответственность за судьбу мира. Они же могут стать орудиями разделения мира и усиления конфронтации.
Информационное
общество: особенности понятия,
специфика существования
Научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на возможности распространения информации и специфику формирования медиасреды. Это проявляется не только в увеличении общего числа СМИ, что позволяет привлечь к ним внимание все большей аудитории. Динамичное развитие компьютерных технологий и, в частности, Интернета, появление различных программ, действующих в его рамках (например, «Skype», «ISQ» и др.), перевод печатных СМИ в электронные форматы, позволяющие приблизить к чтению периодики молодую по возрасту аудиторию, — все это свидетельствует о формировании качественно новых способов и форм движения информации. Ее доступность и оперативность распространения в этих случаях становятся неизмеримо выше, чем у традиционных СМИ.
Сама информация, таким образом, делается феноменом окружающей действительности, проникающим во все «поры» общества, предопределяющим поведение всех участников социального процесса. Эта ситуация, уникальная на фоне всей предшествующей эволюции человечества, определяет сущность информационного общества. Само понятие информационное общество начало утверждаться в зарубежных исследованиях еще в начале 1970-х гг., что было напрямую связано с активным развитием персональных компьютеров. Некоторые авторы, например Д. Белл, с самого начала определили это общество как постиндустриальное (post-industrial), имея в виду, что сложившийся этап исторического развития оказался принципиально иным по сравнению с предшествующими этапами. Американские исследователи социально-экономических трансформаций П. Друкер и Н. Стер обозначили новый период развития человечества как «посткапиталистическое общество» (post-capitalist society), «общество знаний» (knowledge society) и т. д. Очевидно, что научный мир с самого начала стремился к «маркировке» происходящих перемен, за которыми стояли комплексные изменения в сфере производства и распространения информации. Эти изменения предопределили создание и развитие принципиально новой информационной среды — информационного общества.
По мнению автора, под этим обществом следует понимать систему социально-политических отношений, развитие которых всецело зависит от поиска, обработки информации и создания технологических возможностей по оперативному распространению этой информации. Все это в совокупности является необходимым условием для принятия управленческих и административных решений, обеспечивающих функционирование самой системы.
За последние десятилетия теме информационного общества было посвящено значительное число трудов. Что тому причиной? Возможно, часто проявляющая себя мода на необычные явления и дефиниции (термины), привлекающая повышенное внимание самых разных исследователей. С другой стороны, нельзя отрицать искреннее стремление научной общественности разобраться в природе информационного общества, связанного со многими сферами человеческого познания и оказывающего влияние на различные явления современной жизни. В конце 1970-х гг. американский профессор в области информатики Р. Кинг инициировал даже появление международного научного журнала об информационном обществе («Information Society Journal»), существующего и по сей день. На страницах этого издания на протяжении уже почти 30 лет рассматриваются вопросы взаимодействия социальных и технологических миров, а также перспективы, которые получит человечество от этой конвергенции.
То, что данный журнал не будет ориентирован только на технологические составляющие информационного общества, было продемонстрировано уже в первом его номере, где появилась статья бывшего директора ЦРУ У. Колби. Очень скоро журнал привлек внимание исследователей многих стран, публикуя статьи по целому ряду вопросов, касающихся межкультурного обмена информацией. Оценивая общее содержание журнала «Информационное общество», можно утверждать: его редакция уверена в том, что такое общество способно в конечном итоге преодолеть «ворох разногласий» (политических, экономических, духовных и др.), возникающих на пути развития человечества и мешающих его повседневному существованию. И хотя во многих публикациях издания подчеркивается проблемный характер информационного пространства, он воспринимается в основном применительно к несовершенству компьютерных технологий, а не к «человеческому фактору».
Другая, и отнюдь не менее важная, особенность состоит, однако, в том, что человечество уже не в состоянии перерабатывать имеющиеся объемы информации и в буквальном смысле «задыхается» от ее обилия. Кроме того, возрастающий год от года поток информации не сделал само человечество гуманнее, гибче в решении актуальных проблем дня: экологии, войны и мира, бедности, терроризма и множества других. Несмотря на возросшую информированность, мировое сообщество, как ни горько сознавать, сплошь и рядом оказывается неспособным извлечь уроки из прошлого, сформировать рациональные, действенные пути выхода из кризисных ситуаций.
В связи с этим на повестку дня встает несколько принципиальных вопросов: является ли экспансия технических возможностей, в том числе в сфере массовой коммуникации, позитивным фактором для мирового сообщества, стимулятором прогресса, или она представляет собой угрозу для безопасности этого сообщества вообще и отдельных стран в частности. Не приведет ли (и не приводит ли уже) складывающаяся ситуация, при которой более развитые страны «транспортируют» информацию в другие, менее развитые, к еще большей зависимости одной части мира от другой? Поднимаемые вопросы выдвигают на повестку дня тезис о социальной ответственности информационного прогресса за судьбы народов, что значительно расширяет возможности восприятия сущности самого прогресса, создает новые горизонты исследования проблемы.
Если на каждый из поднимаемых выше вопросов прозвучит утвердительный ответ («да, является», «да, приводит»), тогда резонно предположить, что складывающаяся ситуация является потенциально опасной для развития человечества, создавая проблемы его будущности.
Технический прорыв в коммуникационном процессе, обозначившийся за последние 15—20 лет, является следствием его глобализации. Глобализация понимается как особый общественный процесс, в ходе которого преодолеваются географические ограничения социальной и культурной деятельности, а сама деятельность начинает носить многофункциональный характер. Формирование информационного общества напрямую связано с процессом глобализации, поскольку посредством последней расширяются сами возможности информирования. Происходит «перекачка» сообщений из одних источников в другие и посредством этого — унификация этих сообщений для различных аудиторных групп. Информационная глобализация, таким образом, определяется возрастающим объемом информации (что очевидно в современных условиях) и новыми технологическими возможностями ее создания и распространения. Это, собственно, и позволяет обеспечивать динамичное проникновение информации в сознание людей. При этом она не только удовлетворяет познавательные интересы членов общества, но и обретает реальную стоимость, напрямую влияя на принятие политических и экономических решений, способствуя преодолению или, наоборот, обостряя кризисные ситуации в мире.
Все это в свою очередь создает качественно новые символы восприятия окружающей действительности. Формируются принципиально новые социальная и информационная среды, влияющие на поведение индивидов. С одной стороны, сама ситуация предоставляет невиданные еще до недавних пор возможности познания окружающего мира. Благодаря достижениям в области компьютерной техники, беспроводной передачи информации, человек, где бы он не находился, становится не просто частицей громадного социума, но способен самостоятельно и, что важно, одномоментно воздействовать на умы и чувства многих других людей. (Как тут не вспомнить, например, случаи хакерства в отношении информационных систем известных банков, что уже не раз приводило к колебаниям мирового финансового рынка.) С другой стороны, под воздействием обновленной информационной среды мировое сообщество уже столкнулось с рядом новых специфических культурных и этических феноменов, меняющих дух и образ мышления социума.
К числу таких феноменов мы вправе отнести, например, клиповое сознание массовой аудитории, которое существенно меняет ее потребности, упрощает восприятие ею окружающей действительности. Это отлично видно на примере России. Благодаря в первую очередь усилиям со стороны телевидения, схожих в содержательном отношении программ («мыльных опер», разговорных шоу и т. д.), наше население усваивает едва ли не единые образцы поведения, причем далеко не всегда лучшего качества. Так в сознание массовой аудитории по-прежнему прочно внедряется мысль о том, что успешный человек — это прежде всего тот, кто имеет деньги (причем непременно «быстрые») и власть. То, каким образом заработаны эти деньги, оказывается не суть важным. Содержательная унификация российских телеканалов, чьи передачи нередко слеплены по не самым качественным зарубежным образцам, приводит к размыванию в сознании аудитории морально-этических норм поведения, к формированию агрессии и другим социальным проблемам.
Все это красноречиво подтверждает, что к глобализации информационной деятельности нельзя относиться с одномерных (позитивных/негативных) позиций. Это синкретичное, многомерное явление, еще ожидающее более глубокого осмысления в научной среде. Вместе с тем очевидно, что феномен глобализации продиктован не только развитием научно-технического прогресса, но и восприятием происходящих перемен со стороны общества.
Информационная
глобализация как основа духовной экспансии:
к эволюции процесса
Было бы неверным считать информационную глобализацию лишь порождением новейшей истории мирового сообщества. В основе этой глобализации изначально лежало стремление СМИ (а точнее их собственников) к интеллектуальному захвату новых территорий, расширение зон влияния. Сам процесс был инициирован промышленной революцией в Европе (на стыке XVIII—XIX вв.). Французский социалист А. Сен-Симон, а вслед за ним британский философ Г. Спенсер утверждали, что индустриальное общество, ставшее следствием этой революции, впервые в человеческой истории явило собой тип единой, связующей системы, при которой отдельные ее части целостно увязаны друг с другом. В рамках индустриального общества именно коммуникации воспринимались как базовый элемент, связывающий воедино все его сегменты.
Под коммуникациями в данном случае подразумевались материальные средства (дороги, мосты, путепроводы и т. д.). Однако научно-технический прогресс породил развитие коммуникаций и в массмедийной сфере, сделав их частью не только материального, но и интеллектуального продукта, составляющей духовной культуры общества. Активная концентрация СМИ в руках собственников, начавшаяся в Европе и США в середине XIX в., отразила общую динамику движения капитала. Развитие же самой информации шло по пути превращения ее в специфический вид товара, влияющего на потоки и реализацию других товаров в системе экономической деятельности. Информационный продукт постепенно становился все более определяющим для поведения всех участников рынка.
Речь в данном случае идет не только о том, что пресса второй половины XIX в. и позже активно публиковала финансовую, рекламную информацию, облегчающую принятие различных деловых решений в сфере бизнеса. Важно подчеркнуть, что именно в это время активное развитие получает рынок идей, и в первую очередь социальных, общекультурных, духовных. Источником их распространения с самого начала послужили именно СМИ, которые стали выразителем интересов различных политических и интеллектуальных групп. Ни один другой социально-политический институт (партии, церковь, армия и т. д.) оказался не в состоянии стать столь же оперативным источником информации между этими группами.
Информация не только способствовала росту конкуренции между производителями и постепенно сама становилась товаром (в широком смысле этого слова, а отнюдь не только экономическом), имеющим покупательную стоимость. B данном случае есть основания говорить о предпосылках медиаглобализации: СМИ, оставаясь прежними в структурно-организационном отношении (до возникновения медиахолдингов, объединяющих несколько печатных изданий, было еще далеко), оказывали все большее влияние на развитие социума в целом.
Более реальные шаги на пути к медиаглобализации были сделаны в ходе становления и существования первых информационных агентств, появившихся в XVIII в. Именно информагентства с самого начала вели обработку сообщений из зарубежной прессы с целью их последующей продажи печатным СМИ, а позже инициировали сбор информации за рубежом (посредством собственных корреспондентов). Так осуществляли свою деятельность наиболее известные в XIX в. информагентства — французское Havas, немецкое Wolff и др. Именно информагентства инициировали сбор информации за рубежом и ее распространение на регулярной основе в своих странах. Уже через короткое время работа с информацией стала испытывать на себе влияние коммерции, а сами агентства — претендовать на информационное господство над «своими» территориями. Так, Reuters уже в начале XX в. имел исключительные права на освещение событий в Канаде, Индии, на большей части Дальнего Востока, в Австралии, Новой Зеландии и в своих африканских доминионах. То же самое можно сказать в это время и в отношении других информагентств: United Press International (UPI) и Associated Press (АР).
Информация о работе Информационная глобализация как основа духовной экспансии: к эволюции процесса