Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:44, реферат
Целью данной работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы.
Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания
и познавания мира.
Введение.
Глава 1. Метафизика и логика Аристотеля.
Глава 2. Гносеология Канта и его подход к истине.
Глава 3. Нравственное решение проблемы истины у Вл. Соловьева.
Заключение
Литература
Впрочем, со
времени Аристотеля логика не
много обогатилась по
К таковым принадлежит логика... Аристотель не упустил ни одного момента рассудка, и в этом отношении мы лишь точнее, методичнее и аккуратнее. " Но формальную логику Канта нельзя считать продолжением и развитием логики Аристотеля. Логика для Канта - собрание чисто формальных правил, служащих лишь для согласования мыслей. Логика, по мнению Канта, не может быть методом достижения объективной истины, орудием отыскания новых результатов.
В работах
Канта делается попытка
опыта приводила рационалистов к выводу, что только разум может сообщить знанию всеобщность и необходимость. А потому знание производится разумом. Эмпиризм, напротив, не менее убедительно доказал, что без чувств, без ответа никакое знание возникнуть не может и, следовательно, знание - продукт опыта. Наверное, можно согласиться с Н. К.
Вахтоминым, (см. [8], стр. 27-29) утверждающим следующее: "Принимая во внимание эти взгляды, Кант стал рассуждать следующим образом. Он принял мысль, что опыт страдает незавершенностью.
Совершенство
знанию сообщает разум,
рассудка, отличающиеся от опыта, сообщают достоверность знанию, получаемому в опыте".
Это новая
позиция по сравнению со
рассудка.
Наряду с
конкретно-научным знанием
наукой о познании, о границах разума, о его способности к априорному познанию. В отличие от предшественников, Кант полагает априорность не только деятельности интеллекта, но и чувств. Это априорное созерцание. С помощью априорного созерцания познаются только явления, но не вещи сами по себе. "Вещь в себе" остается непознанной нами, хотя она сама по себе и действительна. К мышлению о вещах самих по себе разум
побуждает незавершенность опыта. В пределах опыта знание может расширяться до бесконечности. Но сколько бы оно не расширялось, мы никогда не познаем вещи сами по себе. В этом отношении опыт несовершенен. " По мнению Н. К. Вахтомина, Кант различает следующие виды знания: 1) происшедшие из опыта, 2) происшедшее из общего правила,
которое когда-то было заимствовано из опыта. Последние являются априорными, чистыми знаниями. "Из априорных знаний - пояснял Кант-, чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое".
Характер
теории познания Канта
(психологическим) принципам, не о том, как рассудок мыслит, а об объективном употреблении, то есть об употреблении по принципам "a priori", о том, как он должен мыслить". Развивая эту мысль дальше, Кант в предисловии к "Критике чистого разума" пи сал: "Границы логики совершенно точно определяются тем, что она есть наука, обстоятельно
излагающая и строго доказывающая исключительно лишь формальные правила всякого мышления (независимо от того, имеет ли оно априорный или эмпирический характер, независимо от его происхождения или объекта, а также от того, встречает ли оно случайные или естественные препятствия в нашем духе) .
Своими успехами логика обязана только ограниченности своей задачи, которая дает ей право и даже обязывает ее отвлечься от всех объектов знания и различий между ними; в ней, следовательно, рассудок имеет дело только с самим со бой и своими формами". (см. [6], т. 3, стр. 145-147) По мнению С. И. Попова, изложенному в книге "Кант и кантианство",
основными чертами кантианской трактовки предмета формальной, или общей, логики являются: 1) Общая логика есть основа всех других наук.
2) Общая логика не может быть логикой истины, органоном, то есть орудием познания истины.
3) Она есть
канон рассудка и разума, то
есть совокупность принципов,
которые учат "правильному, то
есть согласному с самим собой,
4) Принципы общей логики, то есть правильность связи мыслей, являются формальными критериями истины.
Для общей
Кантовской логики характерно
то, что она ни чего не заимствует
из психологии. Законы общей логики
являются, по Канту, отрицательными,
или формальными, критериями
Но у Канта
есть и другая, а именно трансцендентальная
логика. Характерные особенности
кантовской трансцендентальной
логики сводится к следующему:
1) Если общая логика
трансцендентальная логика должна также исследовать происхождение наших знаний о предметах.
2) Отдел трансцендентальной логики, называемой аналитикой, является, как говорит Кант, "логикой истины".
3) Одной из
задач трансцендентальной
В основу
трансцендентальной логики
(см. [6], т. 1, стр. 212-213) Кант предпринял попытку создать новую логику, существенным образом отличающуюся от старой, формальной логики.
Трансцендентальная логика есть, по его замыслу, логика истины, логика единства содержания и формы, логика, исследующая происхождение знания. Трансцендентальная логика имеет своей задачей доказать непознаваемость вещей в себе, а следовательно, и недостижимость объективной истинны.
Для понимания
предмета, задач, и значения науки
логики необходимо решить
согласно которому она есть соответствие знания с его предметом, здесь допускается и предполагается заранее". (см. [6], т. 3, стр. 64) Однако подобное определение отнюдь не означает того, что Кант принимал теорию отражения, которая определяет истину, как правильное отражение объективной действительности, как соответствие знаний объекту,
существующему вне и независимо от познающего субъекта. В "Логике" Кант писал: "Истинность, говорят, состоит в согласии знания с предметом. Следовательно, в силу одного этого словообъяснения, мое знание, чтобы иметь значение истинного, должно быть согласным с объектом. Но сравнивать объект с моим знанием я могу лишь благодаря тому, что я
познаю первый. Следовательно, мое знание должно подтверждать само себя, а этого еще далеко не достаточно для истинности. Ведь так как объект находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить лишь о том: согласно ли мое знание об объекте с моим же знанием об объекте". (см. [6], т. 1, стр. 42-43) Отстаивая свои взгляды на истинность мышления, Кант ставит следующие вопросы: 1) существует ли всеобщий материальный критерий истинности? 2) существует ли всеобщий формальный критерий истинности? На первый вопрос Кант дает отрицательный ответ, на второй -
положительный. С его точки зрения, всеобщего материального критерия быть не может, ибо само существование такого критерия он считает противоречивым. Обосновывая это утверждение, Кант пишет в "Критике чистого разума": "Если истина состоит в согласии познания с предметом, то посредством нее этот предмет должен быть отличен от других
предметов; в самом деле, знание заключает в себе ложь, если оно не согласуется с тем пред метом, к которому относится, хотя бы оно и содержало в себе что-либо такое, что могло бы иметь значение для других предметов. Между тем всеобщим критерием истины мог бы быть лишь такой критерий, который имел бы значение для всех знаний, без различия их
предметов. Но так как в таком случае мы отвлекаемся от всякого содержания знания (отношения его к объекту) , между тем как истина заключается именно в этом содержании, то отсюда ясно, что совершенно невозможно и нелепо требовать признака истинности этого содержания знания и что достаточный и в то же время всеобщий критерий истины не может
быть дан. Так как выше мы назвали уже со держание знания материей, то мы можем выразить эту мысль следующим образом: требовать всеобщего критерия истинности знания со стороны его материи нельзя, так как эти требования противоречивы". (см. [6], т. 3, стр. 285-286) Отвергая всеобщий материальный критерий истины, Кант считал возможным существование частичного материального критерия истины, понимая под "материальным" и "материей" не действительную материю, как объективную реальность, а состояние сознания. Этот критерий для Канта состоит в соответствии знания "материи", то есть ощущениям и восприятиям, и поскольку последние не могут характеризоваться свойством всеобщности, то и "материальный" критерий может быть лишь частичным.
Отвергая объективную истину, Кант пытается обосновать истину формальную. По этому поводу Кант указывает в "Критике чистого разума": "Что же касается познания со стороны одной лишь его формы (оставляя в стороне всякое содержание) , то ясно, что логика, поскольку она излагает всеобщие и необходимые правила рассудка, дает критерий истины именно в этих правилах. То, что противоречит им, есть ложь, так как рассудок при этом противоречит общим правилам мышления, то есть самому себе. Однако эти критерии касаются только формы истины, то есть мышления вообще, и потому не достаточны, хотя и вполне правильны. В самом деле, знание, вполне сообразное с логическою формою, то есть не противоречащее себе, тем не менее, может противоречить предмету.