Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:44, реферат
Целью данной работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы.
Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания
и познавания мира.
Введение.
Глава 1. Метафизика и логика Аристотеля.
Глава 2. Гносеология Канта и его подход к истине.
Глава 3. Нравственное решение проблемы истины у Вл. Соловьева.
Заключение
Литература
"... Сущее
как таковое, или как
есть чувство. Такое же тройное деление находим мы и в сфере сущности. А именно сущность как абсолютное есть благо, как логос она есть истина и как идея она - красота. " (см. [17] стр. 117-119) . Истина (и не только с точки зрения Вл. Соловьева) есть синтез ума и представления. Истина, по Вл. Соловьеву, для нас возможна " только в том случае, если мы будем признавать всю действительность, беря ее в целом, то есть максимально обобщенно и максимально конкретно. Это значит, что истина есть сущее, взятое и в своем абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности.
Другими словами, истина есть сущее всеединое" (см. [14] стр. 295) . "... истина заключается, прежде всего, в том, что она есть, то есть что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее или нет. Познание вообще есть относительное бытие субъекта и предмета или
взаимоотношения обоих, смотря по тому, какой из двух терминов преобладает, это отношение (познание) является в форме ощущения или же в форме понятия. Но отношение предполагает относящихся, и безусловная истина определяется
прежде всего не как отношение или бытия, а как то, что есть в отношении, или как сущее. "(см. [14], т. 1, стр. 691) По Вл. Соловьеву, если существует формальная логичность непосредственного факта, то это значит, что есть нечто уже не только формальное, но и содержательное. И если есть субъективная логичность, то, следовательно, есть и объективная разумность. Нельзя мыслить субъекта без объекта, и нельзя мыслить субъективной логики, по мнению Вл. Соловьева, без объективно и творчески действующего разума. Кроме того, поскольку действительность бесконечна, то бесконечен и творческий разум, ее отражающий, а, поскольку, наше мышление не сразу достигает истины, то оно всегда есть творческое движение.
На вопрос, что есть истина, Вл. Соловьев дает следующий ответ: 1) истина есть сущее, или то, что "есть"; но мы часто говорим "есть" о многих вещах, но многие вещи сами по себе не могут быть истиной, потому что если они
различаются друг от друга, так что одна вещь не есть другая, то каждая в своем различии от другой не может быть истиной,... - они могут быть только истинны, то есть, поскольку все они причастны одному и тому же, которое и есть истина.
Итак, сущее 1) как истина не есть многое, а есть единое.
... Единое, как истина, не может иметь многого вне себя, то есть оно не может быть чисто отрицательным единством, а должно быть единством положительным, то есть оно должно иметь многое не вне себя, а в себе, или быть единством многого; а так как многое, содержимое единством, или многое в одном, есть все, то, следовательно, положительное, или истинное, единое есть сущее, содержащее в себе все, или существующее как единство всего. Итак, 3) истинно сущее, будучи единым, вместе с тем и тем самым есть и все, точнее, содержит в себе все, или истинно-сущее есть всеединое. " Таким образом, полное определение истины выражается в трех предикатах: сущее, единое, все. (см. [14], т. 1, стр. 698-702) Позиция Вл. Соловьева существенным образом отличается от позиции Иммануила Канта по проблеме истины (в силу природы человеческого разума) , то по Вл. Соловьеву, разум не распадается на противоречия. Он служит для
завершения и полноты знания, и идеи этого разума даются человеку интуитивно.
Идеей всеединства человек приобретает связь со всей вселенной, становясь ее частью, и в то же время, имея ее и в себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог
данного реферата, можно сказать,
что проблемы, касающиеся определения
критериев истины, законов и формы
мышления интересовали людей
с глубокой древности. И
В дальнейшем
историческом развитии учение
Аристотеля стало источником
многочисленных школ и
познанию самого человека, законов его разума. Как достаточно убедительно показано Кантом, не может существовать всеобщего критерия истины. Все, чем располагает человек (и в этом Кант соглашается с Аристотелем) - это формальные законы логики. Но Кант утверждает, что эти законы строятся на основании априорных форм рассудка. Им впервые было устранено противоречие, заведшее в тупик философию того времени. Являются ли человеческие знания продуктом чувственного восприятия, или же это - плоды умственной деятельности? Предложенная Кантом концепция постижения человеком окружающего мира на основе априорных форм рассудка позволила выйти из этого тупика. В дальнейшем практически любое исследование в данной области, так или иначе, опиралось на разработанную Кантом теорию.
Например, Вл. Соловьев принимает как достижение разработку эстетики у Иммануила Канта. Но нравственно религиозная направленность творчества Вл. Соловьева заставляет рассматривать те же проблемы с несколько иной точки зрения. По Вл. Соловьеву, знание возможно лишь потому, что чувственность оформляется априорными формами рас судка. Но
априорные формы рассудка трактуются у Канта как исключительное достояние человеческого субъекта, а у Вл. Соловьева они являются объективно существующими идеями.
Конечно, вещи
в себе существуют и у Канта
и у Вл. Соловьева. Но у Канта
они остаются навеки
Истина, по
Вл. Соловьеву, возможна только
в том случае, если признавать
всю действительность, беря ее
в целом, то есть максимально
обобщенно и максимально
Таким образом,
в историческом и философском
плане у данных авторов
внимания на законы и формы постигающего истину мышления, привело к идее непознаваемости "вещей в себе", о невозможности дать всеобщий критерий истины. Наконец, последним из рассматриваемых нами философов - Вл. Соловьевым, была сделана попытка взглянуть на проблему истины с нравственных позиций. Его принцип всеединства устраняет кантовскую непознаваемость "вещей в себе" и, связывая человека со всей Вселенной, открывает ему безграничные просторы познания.
ЛИТЕРАТУРА.
К главе 1.
[1]. Аристотель. Сочинения. М., "Мысль", 1975 г.
[2]. З. Г.
Антипенко. "Диалектика истины
и красоты в философском
1983 г.
[3]. К. А. Сергеев, Я. А. Слинин. "Диалектика категориальных форм мышления". ЛГУ, 1987 г.
[4]. В. А. Бочаров. "Аристотель и традиционная логика. Анализ силлогистических теорий. " М., МГУ, 1984 г.
[5]. Р. А. Луканин. ""Органон" Аристотеля". М., "Наука", 1984 г.
К главе 2.
[6]. Кант И. Сочинения, М., "Мысль", 1964 г.
[7]. И. П. Фарман. "Теория познания и философия культуры". М., "Наука", 1986 г.
[8]. Н. К. Вахтомин. "Теория научного знания Иммануила Канта. " М., "Наука", 1986 г.
[9]. С. И. Попов. "Кант и кантианство. " МГУ, 1961 г.
[10]. Шашкевич П. Д. "Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени" М., "Мысль", 1976 г.
[11]. Нарский И. С. "Кант". М., "Мысль", 1976 г.
[12]. Асмус В. Ф. "Иммануил Кант ". М., "Наука", 1973 г.
К главе 3.
[13]. В. С. Соловьев. "Философия искусства и литературная критика. " Москва, "Искусство", 1991 г.
[14]. В. С. Соловьев. Сочинения в 2-х т. М., "Мысль", 1988 г.
[15]. В. С. Соловьев. Статьи из энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза - И. А. Евфрона.
[16]. Вл. Соловьев. "Русский космизм". Москва, "Педагогика-пресс", 1993 г.
[17]. Владимир Соловьев. "Смысл любви". Москва, "Современник", 1991 г.
[18]. А. Ф. Лосев. "Вл. Соловьев". М., "Мысль", 1983 г.
[19]. "Вопросы философии". 1989 г., 6.