Истина и заблуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

Во все времена человечество пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегда ищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду, поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины. А изначально, зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается истина? Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия. Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям и не мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным. В этом и заключается актуальность выбранного мною реферата.

Содержание работы

Введение__________________________________________ стр. 3
1.Сущность понятия истины____________________________ стр. 4-11
2.Истина и заблуждение_______________________________ стр. 12-18
Заключение________________________________________ стр.19-20
Список используемой литературы______________________ стр.21

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение.docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент достижения познания к ней, одна из возможных  форм этого процесса. Например, в  форме такого "грандиозного заблуждения" как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать  заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные  и философские и т.д.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или  иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Истина - знание, соответствующее  своему предмету, совпадающее с ним.

Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно - художественной и др.).

Каковы основные свойства, признаки истины ? Первый и исходный из них - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Абсолютная и относительная  истины - это два необходимых момента  одной и той же объективной  истины, любого истинного знания.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается во - первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во - вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смертны" и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного  знания, его углубление, уточнение  по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются  и становятся заблуждениями ( например, "истина" о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.).

Относительность истины заключается  в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в  виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем  механического соединения готовых  истин, а в процессе творческого  развития познания на основе практики.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

В качестве критерия истины выдвигались общезначимость ( то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т.д.

В каждой из приведенных  точек зрения о критерии истины, содержались отдельные рациональные истины, требования ясности, простоты и красоты при построении тех  или иных форм, значений и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно  решить проблему критерия истины, ибо  в его поисках не выходили, как  правило, за пределы самого знания. Проверка знания "на истину" практикой, не есть какой то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т.е. носит исторический диалектический характер. А это значит , что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это есть такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше, вечнее познания, и, как уже было показано ранее, исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

К. Поппер на вопрос: что есть истина ? отвечает просто и убедительно: утверждение, суждение или мнение истинно, если, и только если оно соответствует фактам. Кроме того, Поппер считает, что во - первых, не следует смешивать истину с критерием истины; во - вторых, универсальный критерий истинности, который уберег бы нас от заблуждений, по его мнению, не существует. Однако, из этого не следует, что выбор между различными концепциями, теориями произволен и часто субъективен.

Истина — верное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизведение  его таким, каким он существует сам  по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Истина несет объективное содержание (информацию объекта) и ценностную ориентированность субъекта. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Но человечество редко  достигает истины иначе, как через  крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее  реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, несовершенства познавательных средств и т.п.

Заблуждения имеют и гносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.

 

 

Заключение.

Истина – понятие, в  котором собираются все знания о  возможных следствиях, вытекающих из практического действия или теоретических  усилий. Поскольку познание есть отражение, воспроизведение действительности, то, следовательно, истинным является такое знание, которое правильно, верно отображает, воспроизводит эту действительность.

Таким образом, истина –  это знание, соответствующее тому, что есть в действительности. Истинными  являются такие суждения, как «снег  белый», «атом имеет сложную структуру», «Луна – спутник Земли», «язык  есть средство общения между людьми». Содержание этих суждений образует то, что есть на самом деле, реально. Истинным может быть знание, а не объект познания.

Истина не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное, статичное. Она представляет собой процесс, в котором человек как субъект  познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, неточного, относительного к знанию более полному, точному, абсолютному. Истина достигается не сразу.

Абсолютная и относительная  истины различаются лишь степенью проникновения  сознания в предметы, явления и  процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения.

Истину следует отличать от заблуждения. Заблуждение – постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного времени  считающееся истинным, оказывается  заблуждением. Яркий пример тому геоцентрическая  картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков как непререкаемая  истина. Однако Н. Коперник в XVI веке показал, что истиной является гелиоцентрическая  картина мира, в которой центром  солнечной системы признается не Земля, а Солнце. Мысль, верная в одних  условиях, может стать ложной в  других. Даже те суждения, которые считаются  надежными и истинными, нередко  содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение  – это искаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствует  тому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуя заблуждение. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно  впадает в разного рода заблуждения. И заблуждения эти обусловлены, как правило, либо его ограниченностью, либо неадекватными претензиями.

Заблуждение надо отличать от лжи. Ложь – это преднамеренное искажение истины, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление того, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Истина и заблуждение  – это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны  научного познания. Заблуждения в  науке постепенно преодолеваются, а  истина пробивает себе дорогу к свету. 

Список  используемой литературы:

1. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии. // Вопросы философии. – 1996, № 9.

2 Айер А. Д. Язык, истина и логика // Аналитическая философия. Избранные тексты. – М.: 1993.

3. Докучаев И. И. Проблема истины в философии дуализма // Вестн. Комсом.-на-Амуре техн. ун-та. – 2000. – Вып. 2, Сб. 2.

4. Краткий философский словарь // Под ред. А.П. Алексеева. – 2003.

5.Сова В. 2008. Об Истине.

http://www.info-forum.ru/index.php?/blog/21/entry-74-D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5/

6.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. http://www.slova.ru

7. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. – М., 1990.

 


Информация о работе Истина и заблуждение