Истоки и возникновение христианской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность, найти этот смысл и его разумное оправдание. Перед каким же выбором стоит сознание при решении этого основного вопроса жизни?
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, души, бессмертие личности, природы добра и зла, истины и др.

Содержание работы

Введение
Понятие религии
Взгляды Зигмунда Фрейда на происхождение иудеев и их религию
Возникновение христианства
Направления христианства
Философия Ветхого и Нового Заветов с критической стороны
Заключение
Список Литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 77.83 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

  1. Понятие религии
  2. Взгляды Зигмунда Фрейда на происхождение иудеев и их религию
  3. Возникновение христианства
  4. Направления христианства
  5. Философия Ветхого и Нового Заветов с критической стороны

Заключение

Список Литературы

 

                                                       Введение

 

Основным  вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для  себя окончательный ответ, не все  способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность, найти этот смысл и его разумное оправдание. Перед каким же выбором стоит сознание при решении этого основного вопроса жизни?

Современный человек окружен большим количеством  разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии  и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может  претендовать на мировоззренческий  статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, души, бессмертие личности, природы добра и зла, истины и др.

Религию и атеизм целесообразно рассматривать  как теории бытия (или небытия) Бога (поскольку именно этот вопрос является для них принципиальным). Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза.

В таком  научном контексте религия и  атеизм предстают в следующем  виде. Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые  свидетельствуют о существовании  мира сверхъественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, т.е. предлагает путь проверки истинности своих утверждений. Христианство, например, эту возможность выразило в предельно лаконичной формуле: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (2).

Атеизм, с нашей точки зрения, не располагает фактами, подтверждающими небытие Бога и мира духовного. При бесконечности познания мира и вширь, и вглубь небытие Бога никогда нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что вес познания человеческие в любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому даже если бы Бога не было, это оставалось бы вечной тайной для человечества.

Второе  и не менее важное для атеизма  — ответить на вопрос: что конкретно  должен сделать человек, чтобы убедиться  в небытии Бога? В атеистической  теории этот вопрос остается без убедительного  ответа. Для верующего ответ очевиден: необходимо лично встать на религиозный  путь и тогда только можно будет  получить соответствующее знание.

Таким образом, и религия, и атеизм вместе в парадоксальном единстве призывают каждого ищущего  истины человека к изучению и опытной  проверке того, что называется религией. Итак, что же она есть?(7)

 

                                             1. Понятие религии

 

Религия как явление, присущее человеческому  обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей. Одной из причин этого казалось бы странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают и описывают по ее внешним признакам, но тому, как она «практикуется» в культе, в личной и общественной жизни ее последователями. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в некоторых ее сторонах, действительно к ней относящихся, но являющихся в ней второстепенными и незначительными, либо в ее извращениях, которых не избежала ни одна мировая религия. Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует серьезного внимания.

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, т.е. как она  представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается  верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными  принципами данной религии.

С внешней  стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукты ее распада, деградации, извращения.

Что же относится  к общеобязательным истинам, например, христианской религии?

Первым  и главным из них является исповедание  личного, духовного, совершенного надмирного Начала — Бога, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека. По христианскому  учению «Бог есть Любовь» и «мы  Им живем, и движемся, и существуем».

Бог есть то изначальное Бытие и одновременно Сознание, благодаря Которым существуют любое материальное и духовное бытие и сознание во всем многообразии их форм, познанных и не познанных человеком. Бог есть реально существующий, неизменный личностный Идеал добра, истины и правды и конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений, для которых высший идеал реально не существует и является не более как теоретической моделью, продуктом разума, его надежд и мечтаний.

Другим  важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что  человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически самое его  существо. От нее и сама религия  получила свое название, ибо латинское  слово «religion», от которого происходит слово «религия», означает «связывать», «соединять», «благочестие», «святыня». Это соединение человека с Богом осуществляется через веру, под которой подразумевается не только убежденность в существовании Бога, вечности и т.д., но и особый характер всего строя жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. Религия есть то, что дает человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага — Богом.

Указанный элемент неотделим в религии  от ее учения о том, что человек  принципиально отличается от всех других живых существ, что он есть существо не просто биологическое, а в первую очередь духовное и обладает не только телом, но и, это главное, бессмертной  душой, носительницей личности, ее ума, сердца (органа чувств), воли. Отсюда во всех религиях всегда содержится более  или менее развитое учение о загробном, посмертном существовании человека. В христианском Откровении находим  учение о всеобщем воскресении и  вечной жизни, благодаря которым  земная человеческая жизнь и деятельность приобретают новый смысл. «Верь, человек, что тебя ожидает вечная жизнь!» — этим утверждением христианское учение особенно резко контрастирует  с атеистическим: «Верь, человек, что тебя ожидает вечная смерть!» Именно в решении вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается в каждом человеке его духовная ориентация: избрать ли веру в вечную жизнь с вытекающей отсюда полнотой правды и нравственной ответственности за все свои деяния, или остановиться на вере в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которой одинаково бессмысленны не только все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и сама жизнь. В любом случае: «Верь, человек!» Ибо истинна лишь одна из двух вер. И выбором веры человек свидетельствует о том, к чему он стремится и, следовательно, кто он есть и кем может стать.

Происхождение религии в человечестве — вопрос, неразрешимый при отрицании бытия  Бога, о чем свидетельствует целый  ряд атеистических гипотез, сменяющих  одна другую. Но, по-видимому, достоверным, собирающим наибольшее число ученых в свою поддержку является тот  факт, что возникший 30-40 тысяч лет  назад человек современного типа (гомо сапиенс) уже имел религию. Имели  ли религию проблематические предки человека (питекантропы, синантропы, австралопитеки, гейдельбержцы и пр.) — вопрос по существу праздный, поскольку ничего определенного о степени их «человечности» неизвестно.

О том, как  возникла религия в сознании человека, существующие атеистические гипотезы, по-видимому, ничего доказательного сказать  не могут, а религиозная точка  зрения исходит из презумпции бытия  Бога. Существо ее кратко можно выразить следующим образом: религия потому возникла и существует, что есть Бог действующий и человек, способный при определенных условиях воспринимать Бога. Самой идеи Бога не могло бы быть в человеческом сознании, если бы не было Бога и если бы человек не был существом богоподобным по своей природе (1).

 

2. Взгляды Зигмунда Фрейда на  происхождение иудеев и их  религию

 

Зигмунд Фрейд в работе «Психоанализ. Религия. Культура» выдвигает гипотезу о египетском происхождении Моисея и происхождении монотеистической религии в районе Мерива-Кадеш к югу от Палестины между восточным краем Синайского полуострова и западного конца Аравии на горе Синай-Хорив. Фрейд подтверждает свою гипотезу о происхождении Моисея при помощи анализа египетских имен, таких как, Мосе, Моше, а также имен египетских богов – Омон-Мосе, Птах-Мосе. Фрейд считает, что именно эти имена и послужили прообразом имени Моисей. Безусловно, это не может являться доказательством, поэтому Фрейд приводит в доказательство своей гипотезы и то, что обрезание у иудеев заимствовано у древних египтян, и первым, принесшим иудеям этот обряд, был Моисей. Также Фрейд доказывает в своей работе, что само рождение и появление Моисея является предопределено еще в древних мифах, но в отличие от них, ребенок (Моисей) рождается в бедной семье и попадает в богатую. В других же мифах ребенок из богатой семьи попадает в бедную (легенда об Эдипе). Напрашивается вопрос, зачем? В самом деле, легенда должна иметь египетское или еврейское происхождение. Первое исключено; у египтян не было причин возвеличивать Моисея. Он не их герой. Значит, предание возникло в еврейском народе, то есть было в своей общеизвестной форме привязано к личности вождя. Но для этого оно совершенно не годилось, потому что какой прок народу от предания, которое делает народного героя чужаком?

Если  Моисей не царский отпрыск, легенда  не вправе делать его героем, если он остается при своем еврейском  происхождении. Она не позаботилась о его возвеличии (противостояние ребенка внешним препятствиям затем повторяется в истории детства Иисуса). По Фрейду, мы в таком случае, действительно свободны, принять, что какой-то поздний неловкий обработчик мифологического материала почувствовал потребность приписать своему герою Моисею что-то похожее на классическую, для героя характерную легенду о подкидыше, но это Моисею не подходило, ввиду особенных обстоятельств случая.

Таким образом, мы видим, что еврейская семья  – семья Моисея – выдумана, следовательно  – исходя из закона жанра, что одна семья фиктивная, а другая – настоящая, то египетская семья Моисея и является настоящей.

Моисей - египтянин, возможно, высокородный, которого в легенде обязательно нужно  превратить в еврея. Теперь действительно  всё совпадает! Подкидывание в воду занимает место, которое и должно занимать; чтобы приспособить к новому смыслу цель подкидывания, пришлось видоизменить, не без насилия: целью стало не отделаться от ребенка, а спасти его.

Отклонение  легенды от всех других объясняется  тем, что герой не поднимается  ввысь, а снисходит до детей Израиля.

В связи  с тем, что Моисей, по Фрейду, является высокородным египтянином, – возможно, сыном фараона, жреца, высшего чиновника, – довольно неправдоподобно звучит то, что он встал во главе горстки  приблудных, культурно отсталых чужеземцев и с ними покинул свою страну. Тогда возникает вопрос: зачем же Моисею нужно было все это? Фрейд предполагает, что Моисей является вторым человеком за всю историю Египта после Аменхотепа IV из XVIII-й династии, который решил создать единую монотеистическую религию, но, учитывая промахи своего предшественника, решил создать эту религию не у египтян, а у культурно отсталого еврейского народа.. В Египте на тот момент построение такой религии было невозможно, этому воспротивились бы и жрецы, и высшие эшелоны власти, да и простой египетский народ был не готов кардинально изменить образ жизни и мышления, складывавшийся веками. Евреи же, являющиеся на тот момент угнетенным народом, были не против принять новую религию, которая освобождала их от многовекового египетского гнета.

Еще одним  доказательством, что Моисей – египтянин, служит и то, что, как и говорится  о нем «был косноязычен» (Исход 4, 10) и нуждался в поддержке Аарона, именовавшегося его братом. Следовательно, можно предположить, что косноязычие  Моисея было не то, что он заикался или  делал языковые ошибки, а то, что  вероятнее всего он не мог свободно изъясняться на еврейском языке.

Зачем же нужно было доказывать, что Моисей египтянин? Этим Фрейд хочет доказать, что монотеистическая религия еврейского народа, то есть иудаизм, была придумана  и дана этому народу именно Моисеем  и его приспешниками, то есть зародилась в Египте.

Следующим вопросом, который рассматривается  Фрейдом, – это происхождение  имени божества.

Эдуард  Мейер считал, что еврейские племена, из которых позднее произошел  народ израильский, приняли религию, но не в Египте, и не у подножия у одной из гор Синайского полуострова, в местности под названием  Мерива-Кадеш. Они преклонялись там богу Ягве – по-видимому, от арабского племени, жившего поблизости медианитян.

Информация о работе Истоки и возникновение христианской философии