Истоки и возникновение христианской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остается вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность, найти этот смысл и его разумное оправдание. Перед каким же выбором стоит сознание при решении этого основного вопроса жизни?
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, души, бессмертие личности, природы добра и зла, истины и др.

Содержание работы

Введение
Понятие религии
Взгляды Зигмунда Фрейда на происхождение иудеев и их религию
Возникновение христианства
Направления христианства
Философия Ветхого и Нового Заветов с критической стороны
Заключение
Список Литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 77.83 Кб (Скачать файл)

Ягве, несомненно, бог вулканов. Египет и горы Синайского полуострова никогда не были вулканическими. Вулканическими же были горы вдоль западной границы Аравии. Одна из этих гор была, по-видимому, Синай-Харив, где люди воображали себе жилище Ягве. Характер бога Ягве, по Э. Мейеру, – это жуткий, кровожадный демон, блуждающий ночами и сторонящийся дневного света. Посредником между богом и народом при прошедшем таким образом учреждении религии объявляется Моисей. По Библии, он – зять медианитанского священника Иофора, он пас его стада, когда услышал божественный призыв (Исход 18, 6). Мейер не устает подчеркивать, что образ Моисея тесно связан с медианитянами и их культовыми местами в пустыне.

В итоге  иудаизм стал религией отца, а его  приемник – христианство, религия  сына., то есть во многих аспектах новая  религия означала культурный регресс по сравнению со старой, иудаистской, что ведь обычно и случается при вторжении или при допущении новых человеческих масс, стоящих на более низком уровне. Христианская религия не удержала той высоты одуховления, к которой взметнулся иудаизм. Она уже не была строго монотеистической, переняла от окружающих народов многочисленные символические ритуалы, восстановила великое материнское божество и изыскала место для размещения многих божественных образов политеизма в прозрачной оболочке, хотя и на подчиненных позициях. Главное – она не замкнулась, как это сделала религия Атона, исследовавшая за ней Моисеева религия от проникновения суеверных магических и мистических элементов, которым на протяжении ближайших двух тысячелетий суждено было явиться тяжелой помехой умственному развитию.

Триумф  христианства был новой победой  жрецов Омона над богом Эхнатоном, после полуторатысячелетнего перерыва и на расширившийся исторической арене. И все же в религиозном – историческом смысле, то есть в аспекте возвращения вытесненного содержания, христианство было прогрессом, иудейская религия отныне стала окаменелостью(10).

 

                      3. Возникновение христианства

 

Общественно-исторические условия возникновения и распространения  христианства. Христианство возникло в Палестине в 1 в. н.э. О несомненной  близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. Свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме — ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идеи греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности.

Относительно  быстрое распространение христианства в малоазийских провинциях Римской  империи и самом Риме было обусловлено  рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в  завтрашнем дне, чувство апатии и  бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и  подданными провинций, между римской  потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в  мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая  сила.

Римская религия, как и различные религиозные  учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство, прежде всего провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Нравственное  учение христианства, в особенности  о достижении добродетели, близко к  взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал «золотое правило морали», которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше»1.

Христианству  были созвучны установки Сенеки о  скоротечности и обманчивости чувственных  удовольствий, забота о других людях  самоограничение в пользовании  материальными благами, недопущение  разгула страстей, гибельных для  общества и человека, скромность е  умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую  оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Усвоение  христианством различных элементов  восточных культов, эллинистической  философии не обедняло, а обогащало  новую религию. Именно поэтому она  относительно быстро вошла в общий  поток средиземноморской культуры.

Споры о  личности основателя христианства. Сколько  существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные  в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений. В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ — мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что  наука не располагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о сто проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большою числа противоречий, разночтений, неточностей.

Вторая  — историческая — школа считает  Иисуса Христа реальной личностью, проповедником  новой религии, который сформулировал  ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью  целою ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол  Павел, и других непосредственно  связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение  длительного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флания (37 — после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст «Древностей», выполненный египетским епископом Агаписм в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внесли значительный вклад  в издание библейских текстов, а  также других источников, относящихся  к первым векам христианства. В  последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.

Очень длительным был процесс формирования христианских таинств и непосредственно связанных  с ними обрядов. В конце V в. сложилось таинство крещения, еще позже — евхаристии (причащения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние и сопутствующую ему исповедь, священство(6).

 

                       4. Направления христианства

 

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение  и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали  почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в  христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - "вероисповедания". Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V - VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы - подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов - и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

После гибели под натиском турок - османов Византии в 1453 году главным оплотом православия  оказалась Россия. Однако споры о  нормах обрядовой практики привели  здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних  веков все больший протест  как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.

ПРАВОСЛАВИЕ

Православие - одно из трех основных направлений  христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная  ветвь. Оно распространено главным  образом в странах Восточной  Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается  у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение  семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а  также труды крупнейших церковных  авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

В Символе  веры, принятом на Никейском и Константинопольском  вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

"Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь."

В первом члене говорится о Боге как  творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа.

Третий - это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

Четвертый член Символа веры - о страдании  и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый - о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

Восьмой член Символа веры - о вере в Духа Святого.

В девятом - об отношении к церкви.

В десятом - о таинстве Крещения.

В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении  мертвых.

В двенадцатом  члене - о жизни вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом  развитии христианства немалую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных" предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Информация о работе Истоки и возникновение христианской философии