Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение

Файлы: 1 файл

filosofia_ekzamen.docx

— 330.77 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог.

 

Тело, плоть - презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

 

Главная цель человека, считал Августин, - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».

 

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.

 

Заключение

 

Возрождение - философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17 вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов.

 

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

  1. ВОПРОС 41 Социокультурные основания и характерные черты философии эпохи Возрождения.

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.

 Отличительные черты идеологии  Возрождения:

1. антифеодальная направленность

2. светский характер ( против церкви )

3. гуманистическое мировоззрение

4. обращение к культурному наследию  античности.

 Идеологической основой стали  гуманизм, а затем натурфилософия.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.

Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".

 Подобное отношение к человеку  знаменовало возникновение новых  форм самосознания и ренессансного  индивидуализма. Был сделан акцент  на этических проблемах, учении  о свободной воли индивида, направленной  к добру и общему благу. Происходила  своеобразная реабилитация человека  и его разума. Оно отбрасывало  средневеково-богословское отношение  к человеку, как к греховному  сосуду, обреченному в жизни на  страдания. Целью земного бытия  объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного  существования человека и окружающего  мира. Гуманисты способствовали  выработке идеала совершенной, всесторонне  развитой личности, добродетели  которой определялись не благородством  по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В  Гуманизме с самого начала  были заключены натурфилософские  тенденции, получившие особое развитие  в 16 веке. Главная проблема, занимавшая  натурфилософов - соотношение бога  и природы. Рассматривая ее, они  стремились преодолеть дуализм  средневекового мышления, понимали  мир как органическую связь  материи и духа. Признавая материальность  и бесконечность мира, они наделяли  материю способностью воспроизводить  самою себя, а вместе с тем  и жизнью, создав учение о живом  космосе. Таким образом, в философских  системах эпохи Возрождения, сформировалась  пантеистическая картина мира. Представление  о всеобщей одушевленности вселенной  ставили под сомнение существование  сверхнатурального, потустороннего, поскольку  все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. Такие суждения шли вразрез  с церковной догмой. Средневековой  схоластике, опиравшейся на книжные  знания и авторитеты, гуманизм  и натурфилософия противопоставили  рационализм, опытный метод познания  мира, базировавшийся на чувственном  восприятии и эксперименте. Вместе  с тем, одушевление космоса приводило  к мысли о наличии таинственной  связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука  понималась как естественная  магия, астрономия переплеталась  с астрологией, и т.д. В целом, понимание  природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего  по своим законам, означало разрыв  с устоявшимися средневековыми  представлениями о боге-творце  и вело к зарождению новой  естественной религии. В основе  этого идеологического переворота  лежал подъем производительных  сил, материального производства, науки  и техники. Все это привело  к прогрессивному развитию Европы.

  1. ВОПРОС 42-политическая мысль эпохи Возрождения.

В конце XV – начале XVI вв. в Западной Европе феодальные отношения начинают приходить в упадок. В недрах феодализма зарож-даются новые общественные отношения, которые впоследствии получили название буржуазных или капиталистических. Предпринимателям, промышленникам мешала феодальная раздробленность, поэтому они выступали за создание централизованных государств. Такие государства начинают возникать первоначально в форме абсолютных монархий с сильной центральной властью.

 В этих условиях получает  развитие общественная мысль, а  том числе мысль политическая. Идеологи молодой буржуазии выступили  против засилья католической  церкви, с идеями в защиту прав  и достоинств человека. Проповедуется  вера в могущество разума человека, его творческие силы. Это направление  общественной мысли получило  наименование гуманизма, а время  – эпохи Возрождения, т.е. возрождения  идеалов античного мира, использования  их для новой, буржуазной идеологии.

 Первым крупным мыслителем  эпохи Возрождения явился итальянец  Николо Макиавелли (1469 – 1527). Его  жизнь и деятельность приходилась  на беспокойное время. В Италии  того времени существовала феодальная  децентрализация, между многочисленными  княжествами, герцогствами и королевствами  шла ожесточенная борьба, страну  опустошали иноземные войска. Макиавелли  поставил перед собой задачу  обосновать необходимость политической  централизации в стране и устранения  сил, препятствующих этому.

 В своей политической теории  Макиавелли стремится на основе  обоб-щения многовекового опыта  существования государства объяснить  государственную политику, осмыслить  движение силы развития политической  жизни. В этом проявляется историзм  исследования Макиавелли, его политичного  учения, которое по своему содержанию  резко отличалось от предшествовавших  теологических учений о госу-дарстве.

 Для политической теории  Макиавелли характерно стремление  проникнуть в суть закономерностей  общественно-политических процессов  и явлений, вскрыть причины смены  одной формы государства другой, рассмотреть проблему соотношения  власти правителя и народа, наилучших  форм правления и др. Решение  этих вопросов в духе потребностей  времени придавало учению Макиавелли  значение практической науки  о политике. Он явился основоположником  учения о политике как науке  об управлении государством.

 В своих работах «Государь», «Размышления о первой декаде  Тита Ливия», Макиавелли сформировал  свои собственные взгляды на  политику и власть, в которых  он стал активно проводил антитеократические  идеи. Политика и власть зависят  не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые  мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял  так называемые «фортуну» и  «доблесть». При этом под «фортуной»  у итальянского мыслителя имеется  в виду совокупность объективных  условий, в которых правит государь, а под «доблестью» – личные  способности и таланты государя  при решении политических задач.

 Макиавелли первым отделил  сферу политики и власти от  морали и религии, провозгласив  первые автономной системой ценностей  и сделав политическую деятельность  объектом научного анализа. Этот  путь исследования политики оказался  плодотворным. Однако при абсолютизации  такого метода рассмотрения политики  утрачивается полнота общественных  связей, разрывается целостность  социокультурной ткани, и тем  самым обед¬няется и искажается  понимание сути политики,

 До Макиавелли для обозначения  государства в литературе широко  использовались понятия «царство», «империя», «республика», «монар-хия», «тирания», «полис», «цивитас», «принципат», «доминат», «деспо-тия», «султанат»  и другие. Макиавелли вводит в  научный оборот понятие «государство»  для обозначения любого политически  организованного общества, главным  вопросом которого является вопрос  о приобретении и удержании  политической власти. Именно после  работ Макиавелли во многих  европейских языках утвердилось  используемое итальянским писателем  латинское «stato» («staat» – в немецком, «state» – в английском, «etat»  – во французском, «estado» –  в испанском, «stato» – в итальянском). Важной причиной политической  динамики Макиавелли считал изменение  соотношения сил между народом  и знатью.

 Сравнивая различные формы  государства, предпочтение Макиавелли  отдает республике. По его мнению, только в ней и могут развиваться  способности человека, реализоваться  равенство и свободы лю-дей. Республика, по мысли Макиавелли, более устойчивая, чем монархия. Она лучше обеспечивает  единство и мощь государства, рождая у народа патриотизм. Вместе  с тем, он подчеркивал, что республиканская  форма государства показывает  свои преимущества только в  стабильных условиях. Для осуществления  же важных преобразований или  преодоления хаоса, лучшей формой  государства становится монархия. Макиавелли страстно обличал  тираническую форму, называя тиранов  нечестивцами.

 Создавая теорию управления  государством, Макиавелли говорит, что ради достижения политических  целей правитель не должен  останавливаться перед обманом, грубой силой, изменой – все  средства хороши в области  политики. В трактате «Государь»  проводимое Макиавелли «очищение»  политики от морали превращается  в проповедь аморализма в политике. С тех пор аморальная политика  по принципу «цель оправдывает  средства» получила название  «макиавеллизма». Эта сторона Макиавелли  была, видимо, ответом на те антигуманные, жестокие, коварные методы правления, которыми пользовались в его  время феодальные правители и  князья, и с которыми он призывал  бороться такими же методами. Да и не это главное в  учении этого великого мыслителя. Учение Макиавелли о государстве  нельзя отождествлять с макиавеллизмом, который и поныне используют  в своих целях нечистоплотные  политики.

 Наряду с политическими учениями, направленными на утверждение  нового, буржуазного общественного  строя, в XVI веке в Западной Европе, появляются учения, уже отрицающие  этот строй, поскольку уже тогда  он начал показывать свои пороки: жестокость в обращении с людьми  труда, наживание богатства нечестным  путем, усиление эксплуатации в  период первоначального накопления  капитала и другие. Возникает  новое направление общественно-политической  мысли, получившее название «утопического  социализма», родоначальниками которого  стали Т. Мор и Т. Кампанелла.

 Томас Мор (1478 – 1535) – английский  мыслитель и политический деятель, подверг критике существующий  на его родине общественный  политический строй. В своем произведении  «Утопия» он нарисовал находящееся  на неведомом острове Утопия  идеальное государство, где нет  частной собственности, где все  люди равны по своему положению  в обществе. Должностные лица  государства избираются всем  народом и отчитываются перед  ним за свои действия. Важные  дела обсуждаются всеми жителями  острова. Во главе государства  стоит правитель, избираемый всем  народом. На острове существует  всеобщая обязательность труда  на общественных началах. Заметим, что это писал не какой-то  бедняк, а аристократ, лорд-хранитель  печати английского королевства.

 Другим крупным представителем  утопического социализма был  доминиканский монах Томазо Кампанелла (1568 – 1639). В своем труде «Город  Солнца» он рисует государство, основанное на всеобщем равенстве  людей. Государственная власть организована  на демократических принципах. Должность  главы государства занимает самый  мудрый и образованный гражданин  Города Солнца.

Информация о работе Исторические типы мировоззрения