Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение

Файлы: 1 файл

filosofia_ekzamen.docx

— 330.77 Кб (Скачать файл)

 

К. Маркс выделяет три основных вида производства: производство средств производства, производство потребностей и производство человека. Производительная деятельность преобразовывает не только окружающий мир, но и самого человека: в зависимости от того, что и как он производит, формируются его представления о мире, его отношения к другим людям, его способности.

 

Таким образом, в понимании общества К. Маркс и Ф. Энгельс реализуют материалистический принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Этот принцип и составляет основу исторического материализма - социальной философии марксизма.

 

Учение о человеке

 

В рамках социальной философии (не выделяя учение о человеке в особый раздел) марксизм выдвигает свое понимание человека. В согласии с материалистическими основаниями своего учения, К. Маркс и Ф. Энгельс признают биологическую природу человека: человек и человеческое сознание появились в процессе длительной эволюции материального мира. Оба философа в числе первых поддержали учение Ч. Дарвина, а Ф. Энгельс, в целях дальнейшего развития дарвинизма, даже написал книгу «О роли труда в процессе превращения обезьяны в человека».

 

Однако, признавая биологическую природу человека, философы настаивали на социальной сущности человека: человек есть «совокупность общественных отношений». Вне общества человек не может стать человеком. Только вступая в общественные отношения, видя в другом человеке человека, человек открывает и реализует человека в себе.

 

Биологические по своему происхождению потребности человека (в пище, сне, размножении) приобрели социальную форму удовлетворения и социальный смысл, поэтому уже не имеют ничего общего с соответствующими потребностями у животных.

 

Социальная концепция сущности человека открывает путь для конкретно-исторического, а не абстрактного понимания человека. Через освоение социальных отношений человек становится сыном своей эпохи, приобретает те или иные особенности своего мышления и деятельности. От меры социализации человека зависит и мера реализации им своих сущностных сил: творческого потенциала, способности к разумной и свободной деятельности.

 

Особенности социального устройства общества накладывают ограничения на возможность полной реализации человеком его сущностных сил, то есть на возможность быть человеком. Сущность не может реализоваться в существовании человека в условиях капиталистического общества.

 

Проблема отчуждения

 

К. Маркс начинает свою критику капиталистического устройства общества, исходя из принципа гуманизма: именно при капитализме достиг своей крайней степени процесс отчуждения человека от средств производства, от процесса производства и, как следствие, от своей - человеческой - сущности. Человек, создавший машинное производство, стал рабом машины, придатком к ней. Труд рабочего - это повторение однообразных механических операций, которые не актуализируют его сущностные силы: не требуют творчества, целеполагания, исключают возможность свободного принятия решений. Таким образом, человек в процессе производства не имеет возможности быть человеком, производить, как человек. Опредмеченные сущностные силы человека - механизмы - стали господствовать над ним, стали враждебными по отношению к своему создателю.

 

Причину существования капиталистического отчужденного труда

 

К. Маркс видит в частной собственности, которая, в свою очередь, возникла на основе исторически неизбежного процесса разделения труда. По мере углубления разделения труда нарастает и отчуждение человека: частичная деятельность порождает «частичного» человека.

 

Однако К. Маркс усматривает в современном ему капиталистическом производстве и другую тенденцию - потребность в повышении уровня подготовленности работника, которая создает предпосылки для преодоления отчужденного труда. Маркс рассматривает капитализм как общество, в котором содержатся зачатки его гибели и выхода к новому этапу развития.

 

Противоположный отчуждению процесс, который подспудно формируется в капиталистическом обществе, он называет коммунизмом. Коммунизм - это гуманизм, это процесс возвращения человека к самому себе, это преодоление разрыва между сущностью и существованием человека. Коммунизм преодолевает частную собственность на основе всестороннего развития человека, на основе присвоения им всех богатств, созданных человечеством.

 

В отличие от предшествующих социалистических и коммунистических утопий, марксизм строит свое учение о коммунизме не на основе абстрактных рассуждений о желаемом и должном, а на основе изучения тенденций развития западноевропейского общества. Марксизм настаивает на необходимости научно-объективного рассмотрения истории развития человечества: рассмотрении его как естественно - исторического процесса, имеющего свои собственные законы развития. Представление о существовании объективных законов общественного развития явилось совершенно новым для социальной философии.

 

Теория формаций

 

Реализуя эту программу исследования общества, К. Маркс и Ф. Энгельс создают теорию формационного развития общества. Общество в своем развитии проходит через исторически определенные, своеобразные ступени развития - общественно-экономические формации. Западноевропейское общество в своей истории прошло через первобытно - общинную, рабовладельческую, феодальную формации, находится в капиталистической формации в преддверии коммунистической. Переход от одной формации к другой означает социальную революцию, то есть качественный скачок в развитии социальных отношений, предполагающий соответствующие преобразования и в политической сфере.

 

В основе каждой формации лежит исторически обусловленный способ производства, то есть диалектическое единство производительных сил (орудия труда и люди с их умениями и навыками) и производственных отношений (отношения собственности, обмена, распределения и потребления). Уровень развития производственных отношений и их характер зависят от уровня развития производительных сил. Эту зависимость опосредует процесс разделения труда. Выйдя на новый уровень развития, производственные отношения оказывают обратное - положительное - влияние на дальнейшее развитие производительных сил.

 

Производственные отношения являются базисом, то есть основой формирования и функционирования соответствующей надстройки общества: идей (политических, правовых, религиозных и проч.), господствующих в общественном сознании, и институтов, их реализующих (государство, правоохранительные органы, церковь и др.).

 

В теории формаций идея коммунизма получает свою детальную разработку. Коммунизм рассматривается как общественно-экономическая формация, основанная на высочайшем уровне развития производительных сил и общественной собственности на средства производства. При коммунизме будут преодолены товарно-денежные отношения, которые всегда содержат в себе возможность появления и существования социального неравенства. Распределение станет осуществляться из общественных фондов по принципу «каждому - по потребностям». Особенности коммунистической надстройки - отсутствие государства (оно отомрет и будет заменено общественным самоуправлением) и господство научного мировоззрения.

  1. ВОПРОС 50 Позитивизм и его исторические формы.

Исторические формы позитивизма.

 

Неопозитивизм не однороден. Основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Центральная задача философии - разработать принципы проверки научных высказываний на соответствие опыту человека, позитивному данному.

 

  Б.Рассел выдвинул положения о  том, что все высказывания делятся  на три основные категории:

аналитические

синтетические

метафизические.

 

  Философия должна проанализировать  высказывания которые имеют хождения  в науке. Это позволит изъять  из науки все научнонеосмысленные  предложеня и обеспечить построение  идеальных логических моделей  осмысленного научного рассуждения. Логическим позитивизмом была  выдвинута "верификационная концепция  знания". Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке  на истинность. Неопозитивизм истолковывает  истину как совпадение высказываний  с непосредственным опытом человека. Неопозитивисты дали некоторые  положительные результаты для  науки и философии. Нельзя не  согласится с тем, что процесс  мышления, процесс познания становитс  доступным логическому исследованию  лишь в языковой форме. Неопозитивисты  создали новые, легко формализующиеся  типы анализа языка.

 

  Логическим развитием неопозитивизма  является постпозитивизм, который  сформировался в конце XX века. Он  представлен Т.Куном, И.Лакатосом, П.Фейерабендом, К. Попером.

 

  Постпозитивизм считает, что философские  концепции влияют на конкретно  научное знание путем переформулировки  метафизических проблем в проблемы  научного метода. Всеми постпозитивистами  признается развитие научного  знания, но для всех современных  постпозитивистов характерен отказ  от наивного комулятивизма. Они  считают, что в истории познания  нет постепенного приращения  знаний.

  1. ВОПРОС 51 Иррационалистические направления в философии 19-20 века (философия жизни, психоаналитическая философия, экзистенциализм).

Иррационалистические учения 19-20 веков (Шопенгауэр, Ницше, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм).  Рационалистические учения (позитивизм, неокантианство, герменевтика). Философия Шопенгауэра. - В основе всего мира, познания и главная сила в человеке – не разум, а воля, воля к жизни. - Воля есть у всего неживого и живого.  Воля к жизни относится не только к отдельному человеку, но и к миру в целом. - Воля – космический порыв, причем порыв стихийный и бессознательный. Воля = желание. Желание ничем не обусловлены. «Я просто хочу и всё». Воля является причиной всего существующего. Воля – причина, разум – следствие. - Воля безосновна, никогда не умирает, может только «засыпать». Воля к жизни. - В неживой природе воля к жизни проявляется в любой активности – землетрясение, наводнения, извержения вулканов и т.д. - В живой природе – это инстинкты и рефлексы. - У человека проявление воли – это зависть, жадность, ревность, мстительность и т.д. Иррационализм Шопенгауэра. - Разум – не на вершине иерархии мира, иерархии души и познания. Разум подчинен воле. - Воля всегда ненасытна. - Основное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление». Обоснование пессимизма. - Оптимизм («человек рожден для счастья»), по Шопенгауэру, не только неверный, но и вредный принцип. - Обоснование: человек, не получивший желаемого (счастья) будет считать себя обманутым. Необходимо сразу настроить его на то, что ничего хорошего в жизни его не ждет. - Основная причина неудовольствия в том, что человек не получает желаемого. Если же его желания исполняются, то удовольствие от исполнения желания длится недолго. Всякая длительность убивает удовольствие. - Три главных ценности жизни – молодость, здоровье и свобода – носят отрицательный характер. То есть мы ощущаем их ценность только тогда, когда теряем их. Шопенгауэр – Гегель. - Шопенгауэр – противник философии Гегеля. Критиковал его за рационализм (преувеличение роли разума в развитии мира, познания и человека). - Когда человек перестает завидовать, когда происходит процесс единения с другими людьми. Философия жизни. Представители – Ницше, Зиммель, Бергсон. Ницше (1844-1900) - В основе мира – не разум, а воля, воля к власти. Власть – не политическое явление, а стремление быть выше, совершеннее, выйти за рамки того, что есть. Жить может и безвольное существо (Ницше против Шопенгауэра). - Основные работы: - Антихристианин - по ту сторону добра и зла - О пользе и вреде истории для жизни - Злая мудрость - Основные понятия: сверхчеловек, воля к жизни, переоценка всех ценностей. Учение о сверхчеловеке. - Каждый человек может и должен стать сверхчеловеком независимо от социального положения, национальности и достатка. - Качества сверхчеловека: сила воли, гордость, свобода, сверхчеловек не нуждается в сострадании. - «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью. Невозможно повернуть обратно, невозможно остановиться». - Если человек не ставит цели стать сверхчеловеком, то он должен подставить свою голову, чтобы по ней прошел сверхчеловек. - «Падающего толкни». Пусть гибнет все слабое, надо даже помочь ему гибнуть. Нужно действовать по закону естественного отбора. - Христианство – религия слабых, униженных рабов. Христианство заинтересовано в слабых людях. Гордыня – смертный грех в христианстве. Ницще и христианство - Люди , по Ницще, создают себе богов по двум причинам: - Слабый человек – чтобы попросить у бога чего-нибудь - Сильный – чтобы разделить радость успеха. Переоценка всех ценностей. - Вначале, считал ницше, слабых людей было мало и они создали свою религию (христианство). Со временем слабых людей стало больше и вся мораль, мораль большинства – стала всеобщей. - Необходимо провести переоценку всех моральных ценностей. Не должно считаться ценностью сострадание и слабость, а лишь гордость и свобода. - Сострадая – слабеешь. Если не сострадает никто, тогда человек вынужден искать силы, чтобы выбраться из получившегося состояния. Психоанализ. - Основатель психоанализа – Зигмунд Фрейд. Его последователи К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм. - Основные работы: «Я и оно», «Недовольство культурой», «Тотем и табу», «Толкование сновидений». - Основные понятия: Оно, Я, сверх-Я, сублимация, либидо, принцип удовольствия, принцип реальности. Структура личности. - В основе структуры личности – не разум, а бессознательные инстинкты (Оно,Id). Разум, сознание (Я, Ego) выполняет роль амортизатора. Оно смягчает удары, которые наносят личности запреты, идущие от общества (Сверх-Я, super-ego). Бессознательное -Бессознательных инстинктов много, но главных – два. Это инстинкт жизни (любви, созидания) и инстинкт смерти (агрессия, разрушения) – Эрос и Тонатос. Борьба этих инстинктов определяет не только человеческую жизнь, но и жизнь всего общества. Причина неврозов - чтобы жить в обществе, человек должен подавлять свои инстинкты и подчиняться запретам. - чем больше высокоразвитое общество, тем больше запретов и выше уровень заболевания неврозами, т.к. причина неврозов - подавление желаний. - каждый человек подавляет желания, но не каждый невротик. - чтобы избежать неврозов, необходимо направить подавленную энергию в социально-значимое русло (художественное творчество, научная деятельность, политика и др.). Этот процесс перевода энергии называется сублимация. Пути выхода бессознательного - подавленные инстинкты пытаются прорваться  наружу – это проявляется в оговорках (когда человек называет слово, противоположное по смыслу того, что хотел сказать), описка (когда человек пишет противоположное тому, что хотел  написать), очитка. Но самый большой путь, по которому прорываются подавленные инстинкты – сновидения.

 

  1. ВОПРОС 52 Герменевтика.

Герменевтика.

 

  Герменевтика (греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий) - искусство и теори  истолкования текстов, одно из  основных направлений современной  философии. Истоки герменевтики  как философской теории понимания  и истолкования прослеживаются  в древнегреческой филологической  герменевтики и библейской экзегетике.

 

  Формирование герменевтики как  философско-методологической теории  понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом протестантом  и филологом-классиком Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих  чертах филологической, теологической  и юридической герменевтик и  задачу создания универсальной  герменевтики, принципы которой  не зависят от правил и приемов  истолкования, цель которого - понять  автора и его труд лучше, чем  он сам понимал себя и свое  творение. Вслед за Шлейермахером  наиболее существенное влияние  на развитие герменевтики как  философского учения о методе  истолкования и понимания оказал  В. Дильтей, обратившийся к задаче  обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два  класса - "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил  в качестве особой области  последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни".

 

  В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений  современной, в первую очередь  западноевропейской философии. Герменевтика  является методологией гуманитарных  наук, онтологией и универсальным  способом философствования. Являясь  методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их  пределы. Понимание и истолкование  становятся способом освоения  всей совокупности человеческого  опыта - традиций философии, искусства  и самой истории.

 

  Одним из ведущих представителей  современной герменевтики является  Гадамер.

  1. ВОПРОС 53Неотомизм.

Неотомизм - философское направление обновленного томизма, то есть философии Фомы Аквинского, философа XIII века. В 1879 году неотомизм получил признание главы римско-католической церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма. Наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие. В неотомизме возрождаются основные категории философии Ф.Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя.

Информация о работе Исторические типы мировоззрения