Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа
1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
- гуманизм;
- этические вопросы;
- политика права и философские рассуждения о государстве, обществе, значении человеческой личности.
Эти аспекты становления национальной философии были направлены против однобокости познавательной деятельности человека, консерватизма и застоя, призывали к овладению знаниями, были направлены против сил, которые препятствовали прогрессивному развитию казахского народа. В этом заключалось своеобразие развития национальной философии, которая культивировала истинный патриотизм, любовь к отечеству и народу, почитание предков, стремление к лучшему будущему.
Богатая жизненная практика казахов позволила народной мудрости найти особый способ мышления - устное творчество, которое удивительным образом сохраняло, приумножало и передавало в течение веков из поколения в поколение живительную влагу сокровенных мыслей, впоследствии составившую уникальное философское явление в истории философии вообще. Изображение жизни народа, его самосознания и самопознания, мысли о будущем, правдивые элементы истинной духовности, страдание за родину и близких, стремление к единению с кровнородственными племенами нашли широкое освещение в народном миропонимании, которое составляет важнейшую сторону становления и развития национальной философии. Народные эпосы, былины и легенды, лирико-бытовые поэмы, пословицы и поговорки, взаимоотношения человека и природы, политико-экономические суждения свидетельствуют о достаточно развитом уровне мировоззрения соответствующего теории познания своего времени.
История казахской философии является самой содержательной частью истории народа. Именно в философском знании нашли отражение богатейшие элементы национальных идей и способов их познания. Это составляет отличительную особенность казахской философии, поскольку историческое богатство и национальная мысль слились вместе, взаимно обогатившись, составили основу национальной философии.
Анализируя в целом историю мировой философии и соотнесенность казахской философии с ней, известный казахский философ, академик НАН РК Г. Есим приходит к интересным выводам. В частности, он считает, что нет мировой философии, а есть отдельные этнические (национальные) философские системы, составляющие ее. Философия формируется на основе этнического бытия и менталитета этноса, находит отражение в его языке. Поэтому Г. Есим, соглашаясь с мнением М. Хайдеггера (язык есть дом истины бытия), считает, что, не зная языка этноса, невозможно постичь философию.
Особенности казахской философии состоят в следующем:
- природные силы, обычаи, общественные закономерности, социальные процессы и философская мысль слились в один поток искания истины, который проявился в народном фольклоре, творениях мыслителей;
-
основой философии являлся миф,
однако миф трансформировался
через эпос и был использован
в систематизированном виде. В
каждом эпосе менялся вид
-
экономические и военные
- философская мысль не замкнута в строго национальных рамках, она выходит далеко за ее пределы;
- народная мудрость, выражающаяся в мироощущении и политических действиях народа, лежит в основе политических взглядов, непосредственно отражающих социальное бытие людей.
В истории казахского Просвещения особое место занимает Абай Кунанбаев(1845-1904). В мировоззренческом вопросе об отношении духа и материи, Абай, как и Алтынсарин, близок к деизму. Абай критикует религиозное мракобесие, т.к. религия – обман, но допускает идею бога как высшего существа, не отвергает догмы ислама и призывает людей читать Коран. В общих вопросах Абай – идеалист, в частных – материалист. Природа – объективная реальность.
Сознание – отражение природы, производный от материи продукт, который возник в процессе трудовой деятельности человека. Мир существует независимо от человека, но не противостоит ему. Между ними существует связь: человек познает мир. Начальным этапом познавательной деятельности человека является чувственное познание. Чувственные восприятия – это образ предмета в сознании человека. Цель знания и науки – очеловечивание человека.
Несмотря на то, что у Абая человек является результатом творческой деятельности божества, нравственность человека не зависит от Бога. Человек самосовершенен. «Адам бол!» или «Стань человеком!» - таков смысл основного принципа этики Абая. Абай – великий гуманист, но его гуманизм носит абстрактный, созерцательный характер. Правда, Абай говорил о бессмертности души, бессмертности человека, но в эти понятия он не вкладывал религиозного смысла, а имел в виду, подобно Фараби, бессмертие благих дел. Кроме того, в сравнении с гуманистическим воззрением Валиханова, у Абая в понимании человека меньше реалистических и больше идеалистических и утопических моментов. Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что Абай стремится осмыслить проблемы человека в целостном философском плане, не сводя их лишь к этическим, общественно-политическим и др. аспектам.
Думаю, Вам будет интересно и полезно ознакомиться с его стихотворениями и философским трактатом «Слова назидания».
III.
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931). Основная
тема его философии – человек.
Сущность человека, его природы
и назначения заключается в
знании истины. Истина не дана
человеку в чувствах. Человек
может познать её разумом. Главная
истина – это истина о
В своем произведении «Три истины» Шакарим приводит пять аргументов в пользу материализма:
1. Путь кругообращения (циклический характер развития);
2. Путь природного происхождения (теория эволюции Дарвина);
3. Путь сродства (идея о происхождении всего из моря);
4.
Чувственные восприятия как
5.
Любая вещь происходит
Но сам Шакарим не спешит принять их на веру, т.к. считает, что тут уделено мало места душе. Если со смертью тело человека меняет форму, то почему душа должна исчезнуть? Она перевоплощается, а поэтому - бессмертна. Доказательство этому Шакарим искал в оккультизме.
Философия Шакарима формировалась на основе сопоставления истинной веры и науки, знания и религии. Таким образом, Шакарим встал на несколько видоизмененную позицию деизма. Этот вывод можно сделать исходя из выведенных им трех истин:
- истина веры. Но т.к. признание Создателя и бессмертия души брались на веру и не получили научного объяснения, то люди остались к ней глухими.
- истина науки. Но научные доказательства часто опровергаются.
- истина души с субстанцией совести. Советь является той истиной, которая может очиститься от нравственной скверны и поставить человека на путь праведной жизни.
Философия Шакарима представляет собой спекулятивную теологию. Она направлена на теологическое обоснование очеловечивания человека, поэтому её можно назвать теологическим гуманизмом.
Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира. Но особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана. Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.
Казахская философия определяется конкретно-исторической судьбой казахского народа, его менталитетом, характером мировоззренческих проблем в разные периоды его исторического развития. Началом казахской философии можно обозначить философию казахского просвещения 19 века. Данная философия формировалась под воздействием Востока и русской просветительской мысли, т.к. после присоединения Казахстана к России менялось мышление казахов, их уклад жизни, этнические традиции. Социальные противоречия в жизнидеятельности казахского народа критически осмысливались Чоканом Валихановым (1835-1865гг.), Абаем Кунанбаевым (1845-1904гг.), Шакаримом Кудайбердиевым (1858-1931гг.) и др.
Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников. Если все это сформулировать краткой мыслью, то можно сказать, что всех их объединяет философские искания смысла «народ-поэт».
С философией Льва Толстого его роднит направленность их педагогических воззрений – мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим.» Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». (Абай Книга слов.- Алматы, 1991.- с.345). Основная цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком». Абай был первым казахским поэтом, который выбрал путь самосознания и самопознания, главенствующими признаками которого были гуманизм и просвещение. Так как наука не открывает всю истину, Абай пытается найти ее средоточие и полноту. В «Слове» стих 38, он не просто ставит вопрос о пути познания Истины, но очерчивая познавательные горизонты, вводит в его контекст «мир», «самих себя», и «Аллаха». Он недвусмысленно говорит о существовании двух уровней истины: истина от «земли», и человек идет к ней через разум, истоки же «чистой истины» лежат в другом – они во Всевышнем.
«Даже тайна создания недоступна мудрейшим из людей, не говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум пределен. Разве может предельное измерить бесконечное». Проблема истины является стержневой и для всего творчества П.А. Флоренского, религиозного философа Всеединства. Поиск Истины был началом и конечной целью его интеллектуальных и духовных устремлений «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины». Его мысль созвучна Абаю в том, что науке недоступна цельность мироздания, через нее не постигается абсолютная истина, она лишь дает относительные знания.
Для Н. Бердяева, также как и для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху).
Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог).