Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа
1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
2.
Претворить свои идеи в жизнь
джадиды могли лишь в случае
освоения мусульманами более
высокого уровня рационального
мышления и государственной
3.
Джадидские школы стали
4.
Политизация джадидов, явившаяся
результатом событий 1905 – 1907 г.г. в
России, не привела к переориентации
джадидов. Лозунги объединения мусульман
России, трактуемые многими
Парадоксально, но царское правительство
не только не поняло истинного
смысла джадидского движения, но
и окрестила его
Джадидское движение не
Особенности становления и развития русской
философии
Перед началом рассмотрения 1-го вопроса мы должны отметить своеобразие
Русской Культуры (важнейшей составляющей которой является русская философия),
которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии.
Русская культура –явление
С чем это связано:
1)
Географически наше Отечество, на
протяжении всего своего
находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.
2)
Наша культура сложилась позже
большинства азиатских и
и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до
“голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние
на культуру других народов.
3)
Формирование нашей культуры
происходило не только в
условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и
идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.
Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и
самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к
западному вариантам.
4)
Русь (а затем Россия) всегда была
многонациональным и
социальным организмом, который способствовал образованию особой единой
культурной основы своей общей Родины.
5)
Находясь на протяжении
отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не
просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их,
приспосабливать к своей культурной среде.
6)
Для русского общества всегда
были характерны большая
взрывоопасность, конфликтность, связанные:
· С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии
(религии, партии)
· С архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной
машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная
сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.
Периодизация русской
В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды
русской философии
I период – Зарождение
II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)
III период – Русская философия XIX – начало XX в.
IV период – Философия в
1) Зарождение философской мысли на Руси
Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа:
· Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.)
· Средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII
в.в.)
1.1
Древнерусская философия
Особенности исторического
· Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;
· Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;
· Создание письменности, распространение грамотности, книжности,
школьного образования
· Принятие Византийского православного христианства в 988 г.,
послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились,
они его оязычили, так как:
· Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-
спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на
культ Богородицы
· С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной
ответственности за грехи мира.
Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало
мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.
Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии
Философские идеи Киевской
Русь восприняла две
1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко
канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;
2.
Попытка увязки религиозных
Представители:
1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.)
В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:
· вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также
место России в общемировом историческом процессе;
· значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и
велико княжеской власти;
· проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и
подходит к пониманию познания с позиции рационализма.
2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.
В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:
· власть – ответственность;
· долг – справедливость;
· каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;
· к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.
В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:
· Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое
“святыми”.
· Обыденное знание, обоснованное практической жизнью
Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум
выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к
познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.
Вывод:
1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на
стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского
государства.
2.
В этот период Киевская Русь
сумела познакомиться с
византийской философией, как постичь из нее многое.
3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно
конструируемые аллегориум и символиум. 1.2 Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)
Исторические условия:
1.
После монголо-татарского ига
к XV веку Русь оказалась
опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.
2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая
жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится
центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное
централизованное государство с единой экономикой.
3.
Власть опирается не на
4.
Окончательно оформляется
5.
Церковь остается оплотом
постепенно возникает светская литература.
Направления философии
1) Историософское направление.
Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха
Филофея “Москва-третий Рим”.
Историософия – концепция
постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального
закона или метаисторического смысла.
Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное
провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в
476 г.
“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей
пал под напором турок в 1453г.
“Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю христианского
учения – стоять вечно.
Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой
изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.
Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать
необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное
государство во главе с Москвой.
2) Религиозные направления
А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах
религиозной доктрины от ортодоксии
Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против
засилия религиозной византийской догматики.
Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”.
Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и