Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:21, контрольная работа

Описание работы

1.Мифологическое мировоззрение
2.Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение

Файлы: 1 файл

filosofia_ekzamen.docx

— 330.77 Кб (Скачать файл)

 

2. Претворить свои идеи в жизнь  джадиды могли лишь в случае  освоения мусульманами более  высокого уровня рационального  мышления и государственной деятельности. Однако освоение подобных «вершин»  с помощью традиционной мусульманской  системы образования было невозможно. Единственным способом достижения  этой цели была реформа мусульманского  образования, сущность которой сводилась  к введению в обучение звукового  метода и светских дисциплин. Появившиеся в результате этого  новометодные школы представляли  собой синтез русско – европейской  и мусульманской культур.

 

3. Джадидские школы стали появляться  в  Казахстане с начала 20 века. Инициатором их открытия являлось  татарское население проживающее  на территории Казахстана. Джадидские  школы появлялись в тех районах, где процессы интеграции шли  более медленно. Такими районами  была территория Южного Казахстана, где велико было влияние Турции. Именно ее влиянием объясняется  появление пантюркистских новометодных  школ. Несмотря на схожесть пантюркистских  и джадидских школ они отличались  кардинально по целям и ориентациям.

 

4. Политизация джадидов, явившаяся  результатом событий 1905 – 1907 г.г. в  России, не привела к переориентации  джадидов. Лозунги объединения мусульман  России, трактуемые многими исследователями  как пантюркистские, на самом  деле являлись простым политическим  ходом для сплочения мусульман  в свою партию и активной  деятельности в Думе. Все это  должно было привести к достижению  главной цели – равноправию  мусульман и русских. В Казахстане  о политизированные джадиды концентрировались  вокруг журнала «Айкап» и газеты  «Казах». Несмотря на разногласия  по отдельным вопросам эти  издания были джадидскими: ратовали  за просвещение, равноправие казахов  и их будущее, причем это будущее  не связывалось с Турцией, а  как правило виделось в дружеских  отношениях с Россией и русскими.

 

  Парадоксально, но царское правительство  не только не поняло истинного  смысла джадидского движения, но  и окрестила его пантюркистским  и панисламистским. Встав открыто  на сторону традиционалистов  в лице кадимов, царизм тем  самым загубил помыслы джадидов  и сам того не подозревая  способствовал через поддержку  кадимов, развитию пантюркизма и  панисламизма.

 

  Джадидское движение не являлось  антинародным. Оно по своей сути  было направлено на улучшение  жизни казахов, на их процветание  и межнациональную гармонию народов  проживающих на территории Российского  государства.

  1. ВОПРОС 58 Русская философия: этапы, проблемы, направления.

Особенности становления и развития русской            

                             философии                            

Перед началом рассмотрения 1-го вопроса мы должны отметить своеобразие

Русской Культуры (важнейшей составляющей которой является русская философия),

которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии.

     Русская культура –явление уникальное.

     С чем это связано:

1) Географически наше Отечество, на  протяжении всего своего существования,

находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.

2) Наша культура сложилась позже  большинства азиатских и европейских  цивилизаций

и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до

“голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние

на культуру других народов.

3) Формирование нашей культуры  происходило не только в благоприятных

условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и

идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.

Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и

самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к

западному вариантам.

4) Русь (а затем Россия) всегда была  многонациональным и поликультурным

социальным организмом, который способствовал образованию особой единой

культурной основы своей общей Родины.

5) Находясь на протяжении значительного  периода своей истории в положении

отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не

просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их,

приспосабливать к своей культурной среде.

6) Для русского общества всегда  были характерны большая напряженность,

взрывоопасность, конфликтность, связанные:

·        С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии

(религии, партии)

·        С архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной

машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная

сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.

                  Периодизация русской философии                 

В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды

русской философии

     I период – Зарождение философской  мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)

     II период – Русская ренессанская  философия (XVIII – начало XIXв.в.)

     III период – Русская философия XIX – начало XX в.

     IV период – Философия в советский  период истории (1917 – 1991г.г.).

     1) Зарождение философской мысли  на Руси

Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа:

·        Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.)

·        Средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII

в.в.)

1.1 Древнерусская философия Киевской  Руси.

     Особенности исторического периода

·          Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;

·          Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;

·          Создание письменности, распространение грамотности, книжности,

школьного образования

·          Принятие Византийского православного христианства в 988 г.,

послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились,

они его оязычили, так как:

·        Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-

спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на

культ Богородицы

·        С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной

ответственности за грехи мира.

Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало

мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.

Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии

                  Философские идеи Киевской Руси                 

     Русь восприняла две византийские  философские традиции.

1.      Объяснение мироздания  и истории  исключительно на жестко

канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;

2.      Попытка увязки религиозных догматов  с античной мудростью

     Представители:

1.      Киевский митрополит Илларион (Х1в.)

В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:

·         вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также

место России в общемировом историческом процессе;

·         значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и

велико княжеской власти;

·         проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и

подходит к пониманию познания с позиции рационализма.

2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий  князь, политик, мыслитель.

В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:

·         власть – ответственность;

·         долг – справедливость;

·         каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;

·         к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.

     3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.

В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:

·           Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое

“святыми”.

·           Обыденное знание, обоснованное практической жизнью

     Разум – это естественный опыт  души в чувственном познании  мира. Разум

выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к

познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.

     Вывод:

1.       Киевские мыслители выступали  против византийского влияния, на

стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского

государства.

2.       В этот период Киевская Русь  сумела познакомиться с античной  и

византийской философией, как постичь из нее многое.

3.       Способом выражения смысла в  древнерусской философии были  свободно

конструируемые аллегориум и символиум. 1.2 Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)  

                                                                         

     Исторические условия:

1.       После монголо-татарского ига  к XV веку Русь оказалась экономически

опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.

2.       Русь начинает объединяться и  обновляться. Общественно-политическая

жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится

центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное

централизованное государство с единой экономикой.

3.       Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.

4.       Окончательно оформляется крепостное  право.

5.       Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но

постепенно возникает светская литература.

           Направления философии Московского  государства          

1) Историософское направление.

Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха

Филофея “Москва-третий Рим”.

     Историософия – концепция философии  истории, созданная как целостное

постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального

закона или метаисторического смысла.

Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное

провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в

476 г.

“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей

пал под напором турок в 1453г.

“Третьему Риму –  Москве” - как истинному продолжателю христианского

учения – стоять вечно.

Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой

изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.

Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать

необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное

государство во главе с Москвой.

     2) Религиозные направления

     А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах

религиозной доктрины от ортодоксии

Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против

засилия религиозной  византийской догматики.

Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”.

Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и

Информация о работе Исторические типы мировоззрения