Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:43, реферат
Описание работы
Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизацию общества и государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить никто не сможет. И поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и философским теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали идеальное государство и право каждый в своем представлении. Многие из этих ученых определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы, но всё-таки большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в эпоху научно-технического прогресса существуют страны, в которых даже самые утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………стр. 3-4 Глава 1. Исторический очерк учений Томаса Гоббса……………стр. 5-16 1) Биография Томаса Гоббса…………………………………………стр.5-9 2) Основные идеи Томаса Гоббса…………………………………...стр.9-16
Глава 2. Что есть государство? Его сущность и механизм………..стр.17-26 Почему возникает государство?..............................................стр.17-21 Реализация функций государства……………………………стр.21-26
Глава 3. Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса………….стр.27-31 Основные направления английской политической и правовой мысли……………………………………………………………………….стр. 27-29 Государство по Джону Локку……………………………….стр. 29-31
Впрочем, добавляет Гоббс, никто
из нас не может их обвинять. Желания и
страсти людей не являются греховными.
И когда люди живут в естественном состоянии,
никаких несправедливых актов не может
существовать. Понятие добра и зла может
иметь место там, где существуют общество
и законы, там, где нет установленных, не
может быть несправедливости. Справедливость
и несправедливость, по словам Гоббса,
не суть способности ни души, ни тела. Ибо
если бы они были таковыми человек владел
бы ими, даже будучи одиноким в мире, так
же как он владеет восприятием и чувствованием.
Справедливость и несправедливость суть
качества и свойства человека, живущего
не в одиночестве, а в обществе. Гоббсову
картину «естественного состояния» можно
рассматривать как одно из первых описаний
нарождавшегося английского буржуазного
общества с его разделением труда, конкуренцией,
открытием новых рынков, борьбой за существование.
Самому же мыслителю казалось, что он распознал
природу человека вообще, выявил естественную
для всех времён и народов форму социального
бытия. Это был далёкий от историзма взгляд.
В природе людей заложены, по
Гоббсу, не только силы, ввергающие индивидов
в пучину «войны всех против всех». Человеку
исконно присущи и свойства совсем иного
плана; они таковы, что пробуждают индивидов
находить выход из столь бедственного
естественного состояния. Прежде всего,
это страх смерти и инстинкт самосохранения,
доминирующий над остальными страстями.
Заодно с ними выступает естественный
разум, то есть способность каждого здраво
рассуждать о позитивных и негативных
последствиях своих действий. Инстинкт
самосохранения сообщает первый импульс
процессу преодоления естественного состояния,
а естественный разум подсказывает людям,
на каких условиях они могут данный процесс
осуществить. Эти условия (их и выражают
предписания естественного разума) суть
естественные законы.
Первый основной естественный
закон гласит: Каждый должен добиваться
мира всеми средствами, имеющимися в его
распоряжении, а если он не может получить
мира, он может искать и использовать все
средства и преимущества войны. Из этого
закона вытекает непосредственно второй
закон: Каждый должен быть готов отказаться
от своего права на все, когда другие этого
тоже желают, поскольку он считает этот
отказ необходимым для мира и самозащиты.
Помимо отказа от своих прав может быть
еще (как считает Гоббс) перенос этих прав.
Когда двое или несколько человек переносят
друг на друга эти права, это называется
договором. Третий естественный закон
гласит, что люди должны придерживаться
собственных договоров. В этом законе
находиться функция справедливости. Только
с переносом прав начинается общежитие
и функционирование собственности, и только
тогда возможна несправедливость при
нарушении договоров. Чрезвычайно интересно,
что Гоббс выводит из этих основных законов
закон христианской морали: "Не делай
другому того, чего не хочешь, чтобы сделали
тебе". По Гоббсу естественные законы,
будучи правилами нашего разума, вечны.
Теория Государства Гоббса
логически вытекает из его теории права
и морали. Основа государства лежит в разумном
стремлении людей к самосохранению и безопасности.
Мы знаем уже каковы по Гоббсу, естественные
законы, которые диктуются человеком его
разумом. Но разум не всегда требует выполнения
этих законов. Ибо исполнение этих законов
одними и неисполнение другими приводит
первых прямо к гибели, а не самосохранению.
Отсюда ясно, что для соблюдения естественных
законов нужна уверенность в своей безопасности,
а для достижения безопасности нет иного
пути, как соединения достаточного количества
людей для взаимной защиты. Для общего
блага, люди, как считает Гоббс, должны
договориться между собой отказаться
от своих прав на все во имя мира и сохранения
жизни и объединиться вместе для выполнения
состоявшегося соглашения. Такой договор
или такое перенесение прав и есть образование
государства. Гоббс определяет государство
следующим образом: "Государство есть
одно лицо или собрание, воля которого
в силу соглашения многих людей является
законом для них всех, так как оно может
употреблять силы и способности каждого
для обеспечения общего мира и защиты".
Лицо или собрание, воле которого подчиняются
все прочие, получает название верховной
власти, все остальные граждане называются
подданными. У Гоббса, цель государства
- упразднить естественное состояние человека,
и водворить порядок, при котором людям
была бы обеспечена безопасность и спокойное
существование. Ясно, что при сохранения
этого состояния безопасности государственная
власть должна быть вооружена соответствующими
правами. Эти права следующие:
Первое право Гоббс называет
"мечом справедливости", то есть право
наказывать нарушителей закона, ибо без
этого права безопасность не может быть
обеспечена.
Второе право есть "меч войны",
то есть право обьявления войны и заключения
мира, а также установление количества
вооруженных сил и денежных средств, необходимых
для ведения войны, ибо безопасность граждан
зависит от существования войск, сила
же войск зависит от единства государства,
а единство государства - от единства верховной
власти.
Третье право - право суда, то
есть рассмотрение случаев, где нужно
приложение меча, так как без разрешения
споров невозможно охранение одного гражданина
от несправедливости со стороны другого
гражданина.
Четвертое право - право установить
законы о собственности, потому что до
установление государственной власти
каждому принадлежало право на все, что
и было причиной войны против всех, но
с установлением государства все должно
быть определено, что кому принадлежит.
Пятое право - право устанавливать
подчинение власти, с помощью которых
можно было бы осуществлять сбалансированное
регулирование всех функций государственной
власти.
Шестое право - право запрещать
вредные учения, ведущие к нарушению мира
и спокойствия внутри государства, а также
направленные на подрыв государственного
единства.
Все остальные права, по мнению
Гоббса, заключаются в вышеприведенных
или могут быть логически выведены из
них.
Тирания и олигархия являются
не отдельными формами государственной
власти, а лишь другими названиями тех
же видов, - название, которые выражают
наше отрицательное отношение к каждой
из этих форм. Самой лучшей формой с точки
зрения достижения тех средств, ради которых
существует государственная власть, является,
по мнению философа, монархия.
Если государственная власть
вооружена всеми правами, принадлежащими
гражданам в естественном состоянии, то
зато на ней лежат и те обязанности, которые
вытекают из естественных законов; эти
обязанности выражаются в следующем: Благо
народа - высший закон, и поэтому они сводятся
к повиновениям веления разума, который
требует блага всех людей. А так как это
благо есть, прежде всего, мир, всякий,
кто нарушит мир, тем самым выступает против
предписания государственной власти.
Впрочем, нужно прибавить, что мир является
благом, поскольку он способствует охранению
жизни людей; но люди стремятся не просто
к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно,
задачей власти является, стало быть, обеспечение
не просто жизни, а счастливой жизни граждан.
Но, что такое счастливая жизнь? Счастье,
говорит философ, состоит в пользовании
различными благами жизни, а для возможности
пользования всеми этими благами жизни
необходимо следующее: защита от внешних
врагов, сохранение мира внутри государства,
поднятие благосостояния и богатства
и предоставление права каждому гражданину
пользоваться свободой без ущерба для
других граждан. Государственная власть,
следовательно, должна обеспечивать эти
четыре условия, необходимые для счастья
граждан, живущих в государстве. А для
того, чтобы государственная власть выполнила
свои обязанности, она должна иметь определенные
права, о которых я говорил уже раньше.
Некоторые элементы учения
Гоббса о естественном праве оказали значительное
влияние также на развитие экономической
мысли, которая находила свое развитие
в Англии тех времен. В первую очередь
это относится к учению Гоббса о "войне
против всех". Экономическим вопросам,
в тесном понимании этого слова, Гоббс
в своих трудах уделил сравнительно мало
внимания. Он их коснулся поскольку постольку
они были связаны с его общей политической
теорией. Но они, однако, заслуживают всеобъемлющего
осмысления и анализа, как и любые другие
аспекты философской теории Гоббса. Экономические
мысли Гоббса, в основном, изложены в его
произведении "Левиафан".
Его экономические взгляды
и высказывания касаются главным образом
вопросов стоимости и денег - две центральные
проблемы, философские проблемы привлекавшие
к себе внимание большинства ранних экономистов.
Я постараюсь привести наиболее характерные
высказывания Томаса Гоббса, написанные
им в своем Левиафане:
"Что касается изобилия
веществ, - пишет Гоббс, - то природа
ограничивает их продуктами, которые бог
обыкновенно либо дарует человечеству
безвозмездно, или продают за труд. Для
получения их человеку требуется только
труд и прилежание, поскольку изобилие
вещей и товаров зависит кроме милости
божьей еще от труда и прилежания людей."
В своей книге "О гражданине"
Гоббс пишет: "Для обогащения граждан
необходимы две вещи: труд и бережливость.
Полезна также третья вещь, а именно, естественные
произведения земли и моря. Четвертый
источник - война, которая подчас увеличивает
богатство граждан, но чаще война только
уменьшает его. Необходимы только первые
две вещи ибо даже государства, не имеющие
посевной площади, могут обогатиться за
счет одних только хорошо развитых торговли
и промысла."
"Стоимость или ценность
человека, так же как и всех
других вещей пишет Гоббс, - есть его
цена, то есть она составляет столько,
сколько выгоды и полезного результата
может бать получено в результате пользования
его силой или его интеллектуальными способностями,
и потому она не имеет абсолютного характера,
и не зависит от потребностей и суждения
других лиц. Труд человека есть товар,
который, как и всякая другая вещь, может
быть обмениваем на вознаграждения, и
существовали государства, которые, обладая
территорией в размере только необходимой
для поселения, не только сохраняли тем
не мнение свои силы, но и увеличивали
их частью посредством труда, затрачиваемого
на торговлю между разными регионами,
частью способом продажи мануфактурных
изделий из материалов привезенных из
других областей". В этих изречениях
Томаса Гоббса мы видим трудовой теории
стоимости, которая получила свое первое
выражение у ученика Гоббса - не менее
известного философа Тьерри. Чрезвычайно
интересны высказывания философа в его
произведении "Бегемот".
Оно построено в форме диалога
между двумя собеседниками, обсуждающими
причины гражданской войны и другой смуты,
возникающей в государстве,: "В случае
возникновения мятежей под предлогом
стеснения, - говорит первый собеседник,
- большие столицы оказываются необходимым
образом на стороне мятежников; ибо притеснения
обычно вызываются налогами, а горожане
,то есть купцы, занятые по профессии добыванием
частной прибыли, по природе являются
прирожденными врагами налогов, так как
вся их гордость заключается в том, чтобы
безгранично обогащаться посредством
искусства покупки и продажи".
- "Но ведь говорят, что
из всех профессий - это наиболее
полезная для общества, так как
купцы дают работу бедным людям.
- “Это значит”, - отвечает
первый собеседник, - “что они
заставляют бедных людей продавать
им свой труд по цене, которая устанавливается
ими же, купцами, так что обычно эти бедные
люди могли бы получать лучшее содержание
при помощи работы в работном доме в Браднеймле,
чем посредством прядения, ткачества и
других подобных работ, выполняемых ими,
единственное, чем они могут себе немного
помочь, это своей небрежной работой, к
стыду для наших мануфактур". Мы привели
лишь некоторые наиболее важные аспекты
из экономической теории Гоббса, заслуживающие
достоверной оценки на сегодняшний день.
Глава 2. Что есть
государство? Его сущность и механизм.
1.Почему возникает государство?
1.1.Естественное состояние
и естественные законы.
Итак, первый вопрос, который
логично было бы рассмотреть, можно сформулировать
следующим образом — Как возникает государство?
Каковы причины его возникновения?
Томас Гоббс отвечает на данный
вопрос следующим образом. В силу своих
естественных качеств, каждый человек
стремится к максимальному удовлетворению
своих потребностей. В отсутствии государства
нет никаких правил, которые ограничивали
бы индивида, и каждый человек без ограничения
имеет право на все, что неизбежно влечет
такое состояние, которое Гоббс называет
«война всех против всех». Ведь, если каждый
человек имеет право на все, а изобилие
вокруг нас ограничено, то права одного
человека неизбежно столкнутся с такими
же правами другого. Возникают насилие
и притеснение одних другими — это, и есть
«война всех против всех». Каждый стремится
уничтожить другого, чтобы очистить место
для себя. В этом состоянии homo homini lupus est
— человек человеку волк. В этом состоянии
преобладают:
· эгоизм;
· жажда власти и наживы;
· вражда по отношению друг
к другу.
Гоббс готов сколько угодно
спорить с теми, кто утверждает, что люди
—существа общественные и изначально
могут жить в мире друг с другом, как, например,
муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся
без государства. Дело в том, что: