Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:43, реферат
Описание работы
Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизацию общества и государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить никто не сможет. И поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и философским теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали идеальное государство и право каждый в своем представлении. Многие из этих ученых определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы, но всё-таки большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в эпоху научно-технического прогресса существуют страны, в которых даже самые утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………стр. 3-4 Глава 1. Исторический очерк учений Томаса Гоббса……………стр. 5-16 1) Биография Томаса Гоббса…………………………………………стр.5-9 2) Основные идеи Томаса Гоббса…………………………………...стр.9-16
Глава 2. Что есть государство? Его сущность и механизм………..стр.17-26 Почему возникает государство?..............................................стр.17-21 Реализация функций государства……………………………стр.21-26
Глава 3. Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса………….стр.27-31 Основные направления английской политической и правовой мысли……………………………………………………………………….стр. 27-29 Государство по Джону Локку……………………………….стр. 29-31
1. Люди беспрерывно соперничают
между собой, добиваясь чинов
и почета, следовательно, возникает
зависть и ненависть;
2. У животных (муравьев, пчел)
общее благо совпадает с благом
каждого индивидуума. Человеку же,
самоуслаждение которого состоит
в сравнении себя с другими,
может приходиться по вкусу
лишь то, что возвышает его
над остальными;
3. Не обладая разумом,
эти существа не видят и
не думают, об ошибках в управлении
их общими делами, а среди людей
имеются многие, которые считают
себя более мудрыми и стремятся
реформировать общественный строй,
внося тем самым в государство
расстройство и гражданскую войну;
4. И, наконец, согласие этих
существ обусловлено природой, а
людей — соглашением. Следовательно,
чтобы сделать это соглашение
постоянным и длительным, необходима
общая власть, держащая людей
в страхе и направляющая их
к общему благу.
В такой ситуации человек рискует
потерять главное благо — собственную
жизнь. Само существование человечества
оказывается под угрозой.
Человек инстинктивно стремится
к предотвращению постоянной борьбы, чтобы
сохранить жизнь. Инструментом осуществления
этих стремлений является разум. Возникают
естественные законы, то есть найденные
умом общие правила, согласно которым
человеку запрещается делать то, что пагубно
для его жизни и что лишает его средств
к её сохранению, и пренебрегать тем, что
он считает наилучшим средством для сохранения
жизни. Гоббс выделял несколько таких
законов:
Общее правило разума — всякий
человек должен добиваться мира, если
он может его достигнуть, если же он его
достигнуть не может, то он имеет право
использовать любые средства, дающие преимущества
на войне.
1-я часть — Первый
естественный закон — следует
искать мира и следовать ему
— это естественный способ
прекращения войны.
2-я часть — естественное
право — право защищать себя
всеми возможными средствами. Этим
самым Гоббс говорит, как достигнуть
мира.
Второй естественный закон
— в случае согласия на то других людей,
человек должен согласиться отказаться
от права на все вещи в той мере, в какой
это необходимо в интересах мира и самозащиты.
И довольствоваться такой степенью свободы
по отношению к другим людям, которую он
допустил бы от других людей по отношению
к себе.
Естественный закон — справедливость,
а именно — люди должны выполнять заключенные
ими соглашения. Справедливость и зарождается
лишь здесь на этой основе. Но самих этих
законов еще недостаточно для построения
общества, нужна власть, которая заставит
их соблюдать, иначе они лишь слова, которые
не в силах гарантировать безопасность
человека, и он защищает её сам — война
всех против всех.
Общественный договор
Вот Гоббс и подошел к созданию
государства. Итак, необходима общая власть,
держащая людей в страхе и направлена
к общему благу. Такая власть может быть
установлена лишь одним путем, а именно
путем сосредоточения всей власти и силы
в одном человеке или в собрании людей,
которое большинством голосов могло бы
свести все Воли граждан в единую волю.
Без этого воли различных людей противоположны.
Они не помогают, а мешают друг другу и
сводят свои силы к нулю перед врагом,
а без такого — ведут войну за свои частные
интересы. Это явно не способствует сохранению
жизни каждого отдельного человека.
Итак, такое сосредоточение
власти — больше, чем согласие или единодушие
— это реальное единство, воплощенное
в одном лице посредствам соглашения,
заключенного каждым человеком с каждым
другим, таким образом, как если бы каждый
сказал другому: «Я уполномочиваю этого
человека или это собрание лиц и передаю
ему мое право управлять собой при том
условии, что ты таким же образом передать
ему свое право и санкционируешь все его
действия».
Множество людей, объединенных
таким образом, — это и есть государство.
Государство — это есть единое лицо, ответственным
за действия которого сделало себя путем
взаимного договора между собой огромное
множество людей с тем, чтобы это лицо
могло использовать силу и средства всех
их так, как сочтет необходимым для их
мира и общей защиты.
Носитель этого лица — суверен
— он обладает верховной властью. Остальные
люди — это подданные суверена.
Томас Гоббс называет государства,
возникающие в результате добровольного
соглашения, основанными на установлении
или политическими государствами. Государства,
появляющиеся на свет с помощью физической
силы, мыслитель относит к основанным
на приобретении; к ним он особого расположения
не высказывает. И в этой классификации
государств также просматривается неприязнь
Гоббса к английским дореволюционным
феодально-монархическим порядкам.
О каких бы разновидностях и
формах государства ни шла речь, власть
суверенна в нём, по Гоббсу, всегда абсолютна,
то есть она безгранична: обширна настолько,
насколько это вообще это можно себе представить.
Тот кому вручена (передана) верховная
власть, не связан ни гражданским законом,
ни кем бы то ни было из граждан. Суверен
сам издаёт и отменяет законы, объявляет
войну и заключает мир, разбирает и разрешает
споры, назначает должностных лиц и так
далее. Прерогативы суверена неделимы
и не передаваемы никому. «Делить власть
государства – значит разрушать её, так
как разделённые власти взаимно уничтожают
друг друга». Власть суверена есть фактически
его монополия на жизнь и на смерть подвластных;
причём «всё что бы верховный предводитель
ни сделал по отношению к подданному под
каким бы то ни было предлогом, не может
считаться несправедливостью или беззаконием
в собственном смысле». Томас Гоббс понимал,
что предлагавшийся им подход к определению
размера правомочий суверена, объёма содержания
абсолютной власти способен отвратить
людей от неё. Он, однако, уверяет: «В абсолютной
власти нет ничего тягостного, если не
считать того, что человеческие установления
не могут существовать без некоторых неудобств.
И эти неудобства зависят от граждан, а
не от власти». Своеобразно отвергает
Гоббс и мнение, что неограниченная власть
должна вести ко многим дурным последствиям.
Его главный довод – отсутствие такой
власти (оборачивающееся непрерывной
«войной всех против всех) чревато значительно
худшими последствиями. Как теоретика
политического абсолютизма Т. Гоббса возможность
тиранического использования неограниченной
и бесконтрольной власти государства
беспокоит гораздо меньше, чем необузданные
конфликты частных интересов и порождаемая
ими смута социальной анархии.
2.Что есть государство?
Его сущность и механизм
реализации его функций .
2.1.Права и обязанности
суверена. Обязательства и свобода
подданных.
В произведениях Гоббса говорится
«об обязанностях суверена». Все они, как
считает мыслитель, содержаться в одном
положении: благо народа – высший закон.
Долг суверена, по Гоббсу, хорошо управлять
народом, ибо государство установлено
не ради самого себя, а ради граждан. Эти
формулы исполнены политической мудрости
и гуманизма. Но в рамках учения Т. Гоббса
о государстве они выглядят скорее как
декоративные вставки – прекраснодушные
и в практическом плане ничего не значащие
фразы. Дело в том, что, согласно Гоббсу,
люди, которые уже осуществляют верховную
власть, в какой-либо реальной зависимости
от народа не находятся и посему никакой
обязанности перед ним не несут. Правители
лишь испытывают нечто субъективное «по
отношению к разуму, который представляет
собой естественный, моральный и божественный
закон и которому они должны повиноваться
во всём, насколько это возможно». Так
как создание соответствующих социальных
и правовых институтов, которые бы извне
подобное повиновение суверена, Гоббс
не допускает, то оно вообще представляется
химерическим. Это совершенно в духе идеологов
абсолютизма – заботу о порядке в обществе
возлагать на аппарат, гражданские законы,
на всю реальную физическую мощь государства,
а заботу о благополучии народа отдавать
на откуп «доброй воле» правителей.
Государство установлено, когда
множество людей договаривается и заключает
соглашение каждый с каждым о том, что
в целях водворения мира среди них и защиты
от других, каждый из них будет признавать
как свои собственные действия и суждения
того человека или собрания людей, которому
большинство дает право представлять
всех. Из этого вытекают все права и обязанности
того или тех, на кого соглашением народа
перенесена верховная власть и подданных:
1. Подданные не могут
изменять форму правления;
2. Верховная власть не
может быть утеряна;
3. Никто не может, не
нарушая справедливости, протестовать
против установления суверена;
4. Подданные не могут
осуждать действия суверена. Тот,
кто уполномочен другим, не может
совершать неправомерного акта
по отношению к тому, кем он
уполномочен;
5. Любой суверен ненаказуем
подданными. Каждый подданный ответственен
за действия своего суверена,
следовательно, наказывая суверена,
он наказывает другого за действия,
совершенные им самим;
6. Суверен судья в вопросах
о том, что необходимо для мира
и защиты своих подданных. Право
на цель дает право на средства
для достижения поставленной
цели. Также он судья в отношении
того, каким доктринам следует
учить подданных;
7. Право предписывать
подданным правила, с помощью
которых каждый хорошо знает,
что именно является его собственностью,
что уже никто другой не
может, не нарушив справедливости,
отнять её у него. Эти правила
о собственности, о добре и
зле, закономерном и незакономерном
— есть гражданские законы;
8. Суверену также принадлежит
судебная власть и право решать
споры. Без этого законы — пустой
звук;
9. Право объявлять войну
и заключать мир;
Эти права неделимы, так как
царство, разделенное в самом себе, не
может сохраниться. Не может быть никакого
пожалования прав суверена без прямого
отречения от верховной власти. Власть
и честь подданных исчезают в присутствии
верховной власти. Так как эта огромная
сфера компетенции неделима и неотделима
от верховной власти. Верховная власть
не столь пагубна, как отсутствие её, и
вред возникает тогда, когда большинство
с трудом подчиняется меньшинству.
Обязанности суверена. Обеспечение
блага народа — из этого вытекают все
обязанности суверена:
1. Посредствам просвещения
и законов. Выполнение этой обязанности
подразумевает не только заботы
об отдельных индивидуумах, но
и в издании и применении
хороших законов;
2. Отказ от какого-либо
из его существенных прав противоречит
долгу суверена. Так же, как и
оставление народа в неведении
об их основах. Так как упразднение
существенных прав верховной
власти повлекло бы за собой
распад государства и возвращение
каждого человека к состоянию
и бедствиям войны всех против
всех, то обязанность суверена
— удержать за собой эти
права в полном объеме;
3. Равномерное налогообложение.
К равной справедливости относится
также равномерное налогообложение,
равенство которого зависит не
от равенства богатства, а от
равенства долга всякого человека
государству за свою защиту;
4. Государственная благотворительность.
Если многие люди вследствие
неотвратимых случайностей сделались
неспособными поддерживать себя
своим трудом, то они не должны
быть предоставлены частной благотворительности,
а самое необходимое для существования
должно быть им обеспечено
законами государства;
5. Хорошие законы, — то
есть те, которые необходимы для
блага народа и одновременно
общепонятны;
6. Наказание;
7. Награды;
8. Назначение командиров.
Свобода подданных. Свобода означает отсутствие
сопротивления (внешнего препятствия
для движения). Свободный человек, по Томасу
Гоббсу, — это тот, кому ничто не мешает
делать желаемое. Гражданские законы —
искусственные узы, ограничивающие свободу.
Свобода подданных заключается лишь в
тех вещах, которые суверен при регулировании
их действий обошел молчанием. В разных
государствах различная мера свободы.
Свободой подданного не упраздняется
и не ограничивается власть суверена над
жизнью и смертью его подданных. В акте
подчинения, заключаются одинаково как
наше обязательство, так и наша свобода.
Подданные обладают свободой
защищать свою жизнь даже от тех, кто посягает
на неё на законном основании (некоторые
права не могут быть отчуждены соглашением);
2.2.Государственные служащие.
«Кто является государственным
служителем?» — спрашивает себя Гоббс.
И сам же отвечает, что государственным
служащим является тот, кому суверен поручает
известный круг дел с полномочиями представлять
в нем лицо государства. Государственные
служители — это не те, кто служит носителю
верховной власти в его естественном качестве,
а лишь те, кто служит суверену для управления
государственными делами. Гоббс выделяет
несколько видов служителей:
1. Служители для общего
управления. Некоторым из государственных
служителей поручается общее
управление или всем государством,
или лишь частью его. Этими
служителями являются протекторы,
регенты, наместники;
2. Служители для специального
управления, как, например, для управления
хозяйством. То есть им поручен
специальный круг дел внутри
страны или за границей. Им
поручено управление государственным
хозяйством, собирание и получение
налогов, пошлин, земельных податей
и оброков, всяких других государственных
доходов, а также контроль по
этим статьям;
3. Служители для наставления
народа. Служителями верховной власти
являются также те, кто имеет
полномочия учить или делать других
способными учить людей их обязанностям
по отношению к верховной власти;